Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 00:55, дипломная работа
Цель работы – охарактеризовать банковские пластиковые карты. Задачи работы:
Описать основные характеристики банковских пластиковых карт.
Описать рынок банковских пластиковых карт России, Южного Федерального Округа и Ростовской области.
ВВЕДЕНИЕ
1. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СПОСОБОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ
1.1 Банковские пластиковые карточки как один из видов безналичных расчетов
1.2 Виды мировых и российских платежных систем, сформированных с использованием пластиковых карт
2. РАСШИРЕНИЕ ВИДОВ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации
2.2 Рынок банковских карт Южного Федерального Округа: тенденции формирования и развития
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ В ЮЗБ СБ РФ
3.1 Анализ современного состояния рынка банковских карт ЮЗБ СБ РФ
3.2 Стратегия развития ЮЗБ СБ РФ в области банковских карт
3.3 Методы оптимизации управления процессом использования банковских карт в ЮЗБ СБ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В настоящий момент наиболее известны следующие мировые платежные системы:
Visa – крупнейшая международная платежная система. Ежегодный оборот по картам Visa превышает 3 трл. долл. США. Карты Visa принимаются более чем в 150 странах мира. Visa играет решающую роль во внедрении новых платежных продуктов и технологий в интересах 21 тыс. финансовых учреждений, состоящих ее членами, а также в интересах владельцев карт Visa.
Visa является самой крупной
Во всем мире в прошлом году 679,5 млн. карт с логотипами MasterCard были использованы для совершения почти 16,7 млрд. операций. Совокупный оборот по картам MasterCard увеличился на 10,6% и составил 1,5 триллиона долларов США.
По итогам 2004 г. в России выпущено 8 млн. 159 тыс. карт с логотипами MasterCard, из них 740 тыс. расчетно-кредитных карт MasterCard и 7 млн. 419 тыс. карт Maestro.
Темпы прироста эмиссии по сравнению с данными за 2003 г. по кредитным и дебетовым продуктам MasterCard составили 81% и 36,8% соответственно.
По данным на 31 декабря 2004 г., совокупный оборот по картам с логотипами MasterCard® (без учета Maestro) достиг 2,83 млрд. долл. США, что на 70,4% больше, чем в январе-декабре 2003 г.
В течение 2004 года по картам MasterCard (без учета Maestro) было совершено 11 млн. 80 тыс. операций, что на 64,8% больше по сравнению с 2003 годом.
В течение четвертого квартала 2004 г. по кредитно-расчетным картам MasterCard было совершено 3 млн. 52 тыс. операций, что на 65,1% больше, чем за аналогичный период 2003 г., совокупный оборот по картам MasterCard вырос на 71,8% и составил 880 млн. долл. США.
Количество точек приема кредитно-расчетных карт MasterCard® в России достигло 130 тыс., что на 38,3% больше, чем в прошлом году. Карты Maestro на конец 2004 года принимали 71 тыс. точек, что на 35,8% больше чем на конец 2003 г.
Visa и MasterCard рассчитаны на максимально широкие слои населения. Эти две системы контролируют более 60% российского рынка (приблизительно – 40% Visa и 25% MasterCard). Карточку Visa можно открыть более чем в 300 российских банках, a MasterCard – примерно в 150 банках.
Клубные платежные системы Visa и MasterCard позиционируют себя не только как средства оплаты. Карточки «нагружены» большим дополнительным сервисным пакетом. Владельцы карт получают страховку при поездках с очень широким покрытием страховых рисков: медицинская страховка, кража багажа, задержка рейса и т.д. В сервисный пакет входит возможность воспользоваться услугами VIP-зала в аэропорту, взять напрокат автомобиль, забронировать номер в гостинице и т.д. Развита и бонусная программа – чем больше держатель тратит по карте, тем больше он зарабатывает баллов. Эти баллы он может впоследствии обменять на товары и услуги. Карты банковских платежных систем тоже допускают такие услуги, но обеспечивают их уже сами банки.
Стоимость вхождения в «клубную» систему соответствует уровню обслуживания. Клубные карты ориентированы на клиентов с очень высоким уровнем дохода. Так для того, чтобы открыть обычную карту Visa и Mastercard, достаточно суммы в $100-200 долларов. А для открытия счета на клубной карте нужно положить минимум $2-3 тыс. В разы будет различаться и годовое обслуживание: $5-30 против $150-250.
4 апреля 2005 года, American Express и банк «Русский Стандарт» объявили о заключении соглашения, согласно которому банк получает права на эксклюзивный выпуск и продвижение кредитных продуктов American Express в России.
В рамках соглашения банк «Русский Стандарт» приступает к эмиссии первых в мире карт American Express в российских рублях, а также получает возможность выпускать карты в долларах США. Банк «Русский Стандарт» будет продвигать выпускаемые им карты American Express в России и обеспечивать полный клиентский сервис держателям карт, включая расчеты и установление кредитных лимитов.
Стратегия развития American Express предполагает возможность установления партнерских отношений с другими банками в России для выпуска ими собственных карт, принимаемых в сети обслуживания American Express.
Diners Club International – одна из старейших платежных систем в мире и один из лидеров по выпуску карточек для путешествий и развлечений (карточки T&E – travel and entertainment). Термин T&E подразумевает определенную сферу использования карточки: транспорт, гостиницы, рестораны, индустрия развлечений, прокат автомобилей. Держатель карточки Diners Club International гарантированно получает удобства, привилегии и скидки в указанной сфере. Помимо оплаты товаров и услуг, по карточке можно получать наличные средства в банкоматах, отделениях банков и представительствах Diners Club по всему миру. Каждому держателю предоставляется набор сервисных услуг, который включает в себя всевозможные страховки, организацию туристических и деловых поездок, бесплатный доступ в бизнес-центры и салоны (залы ожидания) в крупнейших аэропортах мира, услуги международной телефонной связи, различные системы бонусов и круглосуточную информационную поддержку. Прежде всего, карточка рассчитана на людей, занимающихся профессиональной деятельностью, имеющих стабильный, выше среднего уровня доход и достаточно часто совершающих деловые или туристические поездки. Существует два основных типа карточек Diners Club: частная и корпоративная. В данном случае клиенту предлагается больше, чем простое платежное средство. В его распоряжении находится «сервисная корзина», призванная оградить клиента от любых неожиданностей во время деловых поездок и отдыха, включая любого рода поддержку в представительствах Diners Club International по всему миру. К сожалению, в нашей стране подавляющее большинство людей, совершающих частые деловые поездки по стране и за рубеж, мало знакомы с самим понятием T&E, что не позволяет им оценить предлагаемые выгоды. В России карточки T&E еще не получили должного распространения, что позволяет говорить о предложении нового продукта для состоятельных клиентов на российском рынке пластиковых карт. Уже около десяти лет бой за российский рынок с монополистами ведут отечественные платежные системы – «Union card», «STB-card», «Золотая корона» и др. Среди независимых клиентов спрос на них небольшой, поскольку сеть приема этих карточек даже в России значительно меньше, чем у международных. А за пределами нашей страны воспользоваться ими возможно лишь в отдельных пунктах стран СНГ. Удельный вес платежных систем с использованием карт в совокупном количестве эмитированных карт представлен на рис. 2:
Рис. 2. Удельный вес платежных систем с использованием карт в совокупном количестве эмитированных карт в 2004 году в России, %2
Развитие национальных платежных систем сдерживается рядом причин: отсутствием совместимых программно-технических средств; различием в технологии обработки операций; отсутствием гарантий приема банками-участниками карт, эмитированных в рамках одной системы. Сегодня на территории России существует более 70 одноэмитентных платежных систем, функционирование которых базируется на различных технологических платформах. Отсутствие межхостового интерфейса между процессинговыми центрами этих систем приводит не только к локализации предложений в сфере розничных услуг в пределах области (района, города), но и к удорожанию инфраструктуры, предназначенной для приема банковских карт. Конкуренция и технологические особенности функционирования указанных систем препятствуют их интеграции в ближайшей перспективе, что является сдерживающим фактором развития безналичных расчетов в сфере розничных платежей.
Вместе с тем хотелось бы отметить положительные моменты в развитии российских платежных систем. Один из них – реализация на практике двумя ведущими платежными системами организационно-технологической платформы, обеспечивающей при осуществлении операций по снятию наличных денег и оплате товаров работ и услуг взаимное обслуживание карт данных систем.
Другой положительный момент – реализация на территории Российской Федерации различных карточных проектов в социальной сфере, обеспечивающих повышение эффективности функционирования адресных социальных программ, пенсионных и социальных выплат населению. В частности, Правительство Московской области приняло Постановление №167/12 от 29 апреля 2002 года «О внедрении в Московской области системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт для обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющим согласно законодательству право на льготы». В Ярославле внедряется система «Социальная карта жителя города Ярославля», в Челябинске – «Социальная карта жителя города Челябинска». Оба проекта планируется реализовывать на базе микропроцессорных карт российской платежной системы «Золотая Корона».
Кратко охарактеризуем основные российские платежные системы.
Российская платежная система «СТБ КАРД» была создана в 1992 году и работает в 82 субъектах России. Карточки STB принимаются более чем в 2 тыс. банкоматах и 5 тыс. торговых предприятий России, Украины, Таджикистана, Узбекистана и Чехии. Банковские карточки STB обслуживаются около 900 отделениями российских банков более чем в 550 городах и районных центрах. Оборот по картам составляет около $100 млн. в месяц. Карты принимают 3200 банкоматов в России и странах СНГ.
Платежная система «Юнион Кард» – одна из крупнейших и динамично развивающихся российских платежных систем. На текущий момент сеть торгово-сервисных предприятий «Юнион Кард» включает в себя свыше 20 тыс. предприятий и обслуживается 12 тыс. терминалов. Общее количество карт системы «Юнион Кард» превышает 4 млн. Основная часть эмиссии карт этой системы распределена в регионах России. Свыше 300 банков выпускают и обслуживают карты по технологии «Юнион Кард».
Объем эмиссии карт российской платежной системы «Золотая Корона» за 2004 год увеличился более чем на 36% (до 2,455 млн.). Из общего количества карт около 90% составляют микропроцессорные карты. За 2004 год оборот в системе достиг 81,17 млрд. руб., что почти на 32% выше данного показателя за 2003 год. Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети составила около 40%. В течение года по картам «Золотая Корона» было совершено 45 млн. операций (прирост по сравнению прошлым годом – 22%). В настоящее время партнерами платежной системы «Золотая Корона» являются 211 банков из 75 регионов России и стран СНГ, более 1200 промышленных предприятий.
Карты «Золотая Корона» принимаются к обслуживанию в 273 городах России, ближнее зарубежье в системе представлено банками Украины, Кыргызстана, Казахстана и Белоруссии, дальнее – банками Китая в городах Суйфэньхе и Хэйхе. К концу 2004 года инфраструктура обслуживания карт «Золотая Корона» насчитывала свыше 13 700 торговых терминалов, 2330 пунктов выдачи наличных и 923 банкомата.
С весны 2004 года начата эмиссия кобрэндинговых карт «Золотая Корона – MasteгCaгd». Внутри страны обслуживание происходит по правилам платежной системы «Золотая Корона», а за границей – по правилам международной платежной системы, брэнд которой расположен на карте. Держатели микропроцессорных карт «Золотая Корона» имеют возможность в банкоматах оплачивать коммунальные услуги, абонентскую плату за телефон, услуги интернет-провайдеров, операторов мобильной и пейджинговой связи. Офисы компании «Золотая Корона» расположены в Москве, Новосибирске, Сочи и Благовещенске.
Российская платежная система ACCORD создана банковской группой «УРАЛСИБ» в 1996 году на базе чиповых карт. В настоящее время смарт-карты ACCORD обслуживают 23 российских банка. География обслуживания платежной системы насчитывает около 150 городов России и СНГ. На 1 января 2005 года общее количество карт системы ACCORD составило 1,02 млн. Число торгово-сервисных точек. привлеченных банковской группой на обслуживание по эквайрингу в платежной системе ACCORD, – 2,394 тыс. Количество организаций, перечисляющих зарплату своим сотрудникам на карты ACCORD. за 2004 год увеличилось на 28% и составило около 1,7 тыс. В системе работают 10 интернет-площадок и 548 пунктов выдачи наличных.
Количество банкоматов ACCORD на 1 января 2005 года составило 550 единиц. За 2004 год количество терминалов в торгово-сервисной сети увеличилось на 48% (до 2,850 тыс.).
Эмиссия банковских карт совершается в РФ на основании Положения Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».
Согласно главе 1 Положения в обязанность кредитных организаций входит разработка внутреннего документа (внутрибанковских правил) и его утверждение органом управления кредитной организации, уполномоченным на это ее уставом.
Правила могут иметь форму единого документа или же могут быть представлены различными документами, касающимися вопросов, регулируемых Положением.
Правила в зависимости от особенностей деятельности кредитной организации должны содержать: