Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, — увеличение получаемой прибыли. Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга. По началу банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, и лишь в 80–е годы сформировалась концепция маркетинга, которая стала основой управления коммерческими банками.
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы банковского маркетинга…………………………. 5
1.1 Определение, понятие и сущность…………………………………. 5
1.2 Функции и цели банковского маркетинга в РБ…………………… 11
1.3 Основные концепции маркетинга…………………………………… 13
2. Банковский маркетинг на примере ОАО АСБ «БЕЛАРУСБАНКА»… 15
2.1 Краткая характеристика банка…..…………………………………. 15
2.2 Анализ деятельности банка в направлении банковский маркетинг.. 21
3. Пути совершенствования банковского маркетинга…………………….. 29
3.1 Опыта зарубежных банков……………………………………………. 29
3.2 Новые направления маркетинговой деятельности в банке……........ 34
Заключение…………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников……………………………………….. 43
2.2 Анализ деятельности банка в направлении банковский маркетинг
Основными элементами системы маркетинга в АСБ “Беларусбанк” являются: исследование рынка, разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной) стратегии.
Маркетинговая
стратегия, являющаяся важнейшим условием
планирования всех без исключения действий
банка на рынке, по существу, устанавливает
связь между банком и рынком: оттого,
насколько прочной она
Банки, недавно вышедшие на рынок, а также стремящиеся изменить корпоративный имидж, как правило, применяют новейшие технологии и соответственно подготовленные кадры (чтобы повысить качество услуг, получить конкурентные преимущества, закрепить за собой имидж банка-новатора)[10].
По сути, только в крупных
белорусских банках, которые могут
себе позволить тратить значительные
средства на персонал и продвижение,
существует служба маркетинга как таковая.
О маркетинге в средних и мелких
банках всерьез можно не говорить.
Зачастую в небольших банках всей
маркетинговой деятельностью
Маркетинг (от английского market — рынок) — комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка.
Специфика банковского маркетинга предопределяется особенностями банковского продукта. Можно предложить такое определение рассматриваемого явления.
Банковский продукт (услуга) — разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры).
Для банка внедрение в практику бизнеса новых продуктов — возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с совершенно качественно новым продуктом, который другие банки пока не использовали и на определенном этапе становится монополистом, что дает возможность некоторое время получать монопольно высокую прибыль.
АСБ “Беларусбанк” обязан предлагать клиентам набор услуг, который может быть реализован рентабельно. Услуги предоставляются в такой форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают запросам клиентуры.
Процесс создания, внедрения и снятия банковского продукта (услуги) в “Беларусбанке” проходит ряд этапов:
В зависимости от целей
и задач маркетинговые
Разовые исследования
выполняются для разработки
Текущие маркетинговые исследования в банке ведутся непрерывно, обеспечивая обратную связь с рынком.
Основными источниками информации для проведения маркетинговых исследований рынка в банке выступают: статистические материалы, сведения, полученные от клиентов — предприятий и частных лиц, данные из средств массовой информации, деловых отчетов и рекламных материалов конкурентов.
Важнейшими инструментами маркетингового исследования являются: анализ рынка; наблюдение за рынком; прогнозирование рынка. Анализ рынка представляет собой выяснение рыночной ситуации и возможность сбыта на текущий момент. Его основные задачи — определить конкурентную позицию банка на рынке и провести сегментацию последнего.
Проведение маркетинговых исследований — это постоянно осуществляемый в банке процесс, направленной на приспособление производства к требованиям конкретных потребителей. Поэтому результаты маркетинговых исследований используются для корректировки планов и текущей деятельности банка.
Тот факт, что рынок подвержен постоянным изменениям означает, что он все время дает импульс для осуществления маркетинговых исследований. Отсюда, маркетинговая деятельность — это систематическая работа по изучению спроса и требований рынка и реализации результатов этого исследования в производственной программе банка.
В сфере маркетинга банковских
продуктов для АСБ “
Задачами отдела маркетинга в ОАО АСБ “Беларусбанк” являются:
-
Разработка краткосрочной,
- Исследование
потребительских свойств
- Организация
рекламы и стимулирование
- Разработка
и продвижение банковских
Функции отдела маркетинга:
- Анализ
и прогнозирование основных
- Выявление
системы взаимосвязей между
- Анализ
конкурентоспособности
- Координация
и согласование действий всех
функциональных отделов в
- Организация
обратной связи с
- Анализ
мотивов определенного
- Разработка
стратегии рекламы по каждому
виду банковских продуктов и
плана проведения рекламных
- Организация
рекламы при помощи средств
массовой информации; организация
и подготовка статей для
- Осуществление
прямой почтовой рекламы:
- Анализ
действенности рекламы, ее
- Изучение
передового опыта рекламы и
стимулирование спроса в
- Формирование
новых потребностей с целью
расширения рынка и
Функциональная организация отдела маркетинга является наиболее распространенной схемой. Здесь специалисты по маркетингу руководят разными видами (функциями) маркетинговой деятельности. Они подчиняются менеджеру по маркетингу, который координирует их работу. Основным достоинствам функциональной организации является простота управления.
Рассмотрим подробнее структуру, а также функции групп, функциональные обязанности сотрудников и связь с другими подразделениями банка.
Основные принципы, которые присутствуют в создании службы маркетинга, следующие:
- служба
маркетинга организуется в
- департамент
маркетинга имеет в своем
- в процессе
своей деятельности
Директор по маркетингу руководит департаментом маркетинга банка, организует и управляет всей деятельностью банка в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта.
Ему напрямую подчинены руководители групп департамента маркетинга, а в специальном отношении – директора департаментов, подразделений и служб, выполняющие маркетинговые функции и задачи в банке.
Группа маркетингового планирования и контроля отвечает за стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности банка. Специалисты этой группы осуществляют контроль выполнения маркетинговых функций подразделениями банка, которые структурно не входят в состав департамента маркетинга.
На них же возложена задача периодической ревизии организации системы маркетинговой деятельности в банке.
Группа маркетинговых
исследований отвечает за планирование,
организацию, сбор информации и обработку
результатов маркетинговых
При необходимости, специалисты данной группы могут привлекать внешние ресурсы (компании) к проведению маркетинговых исследований. Также занимаются изучением новинок.
Группа экономического анализа и ценовой политики осуществляет анализ экономических показателей деятельности банка. При этом в задачу группы не входят задачи финансового анализа и планирования деятельности. Специалисты этой группы определяют ценовую политику банка, политику скидок, составляют предложения по банковским продуктам.
Группа рекламы, и стимулирования продаж банковских продуктов предназначена для планирования, организации и контроля рекламной деятельности банка, деятельности в области продвижения товаров и стимулирования сбыта. На эту же группу возлагаются обязанности по поддержанию общественных связей банка.
Группа управления банковскими продуктами состоит из менеджеров по каждому из типов банковских продуктов, которую можно сформировать из имеющихся на предприятии категорийных менеджеров, в задачи которых входит координирование всего комплекса маркетинга своей продуктовой группы и определение политики банка по каждому виду продукта. Менеджеры этой группы могут оперативнее реагировать на малейшие изменения ситуации на рынке, они лучше других сотрудников департамента маркетинга знают особенности своего рыночного сегмента и своего продукта.
Информация о работе Банковский маркетинг и направления его развития в Республике Беларусь