Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, — увеличение получаемой прибыли. Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга. По началу банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, и лишь в 80–е годы сформировалась концепция маркетинга, которая стала основой управления коммерческими банками.
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы банковского маркетинга…………………………. 5
1.1 Определение, понятие и сущность…………………………………. 5
1.2 Функции и цели банковского маркетинга в РБ…………………… 11
1.3 Основные концепции маркетинга…………………………………… 13
2. Банковский маркетинг на примере ОАО АСБ «БЕЛАРУСБАНКА»… 15
2.1 Краткая характеристика банка…..…………………………………. 15
2.2 Анализ деятельности банка в направлении банковский маркетинг.. 21
3. Пути совершенствования банковского маркетинга…………………….. 29
3.1 Опыта зарубежных банков……………………………………………. 29
3.2 Новые направления маркетинговой деятельности в банке……........ 34
Заключение…………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников……………………………………….. 43
Одна из важнейших задач конкурентоспособного банка – удержание обслуживающихся в нем клиентов.
В условиях
жесткой конкуренции
Постоянное
одновременное
На современном
этапе развития рыночной экономики
банки стали внедрять технологии,
позволяющие клиентам управлять
своими счетами без посещения
банка с обычными бумажными платежными
документами. Они активно используют
возможности современных
Рыночные
отношения подразумевают
Банку необходимо выработать политику удержания клиентов и организовать ее претворение в жизнь, в том числе постоянного мониторинга клиентской базы. Это позволит:
- сократить число клиентов, покидающих банк;
- выявлять
конкретные причины, по
- вернуть часть ушедшей клиентуры;
- сделать
уход клиента, если он
Сегодня “Беларусбанк” с уверенностью смотрит в будущее, стремится не только сохранить ранее завоеванные позиции, но и упрочить репутацию банка среди отечественных и зарубежных кредитных институтов. Финансовые и технические возможности банка позволяют быстро и качественно проводить банковские операции в любой стране и с любой валютой[24].
Сейчас банк и его руководство стоят на пороге осуществления новых планов. В первую очередь, по дальнейшему увеличению собственного капитала и уставного фонда.
В новом году работа руководства банка будет направлена на привлечение иностранных инвестиций, закрепление позиций в обслуживании внешнеэкономических связей страны и предприятий, реализацию государственных программ, в том числе - по развитию экспорта.
Банк постоянно наращивает объемы проводимых операций, повышает качество банковских услуг, расширяет клиентскую базу, совершенствует организационную структуру.
Залог будущего успеха - в поиске новых финансовых инструментов, ориентированных на потребности клиентов, в целенаправленном осуществлении приоритетных программ и расширении присутствия на международном рынке капиталов, в улучшении работы персонала, взаимодействия всех структурных банковских подразделений.
3. Пути совершенствования банковского маркетинга
3.1. Анализ опыта зарубежных банков
Впервые концепцию банковского маркетинга стали разрабатывать в США в 1950-х гг. В Западной Европе к необходимости использования маркетинга в банках пришли несколько позднее (1960-х гг.).
В Европе рынок банковских
услуг в своем развитии
1 этап. Период возникновения и развития банков, когда спрос превышал предложение банковских услуг.
2 этап. После второй мировой войны ¾ примерно до 1960-х гг., спрос и предложение постепенно пришли в состояние равновесия, и появилась проблема сбыта банковских продуктов и услуг.
3 этап. С 1960-х гг. ¾ до настоящего времени. Спрос существенно ниже предложения, что и послужило толчком к внедрению стратегии банковского маркетинга[16].
В середине 1970-х гг. широко
распространяется понятие банковский
маркетинг. Например, в Италии до 1960-х
гг. банковская система и банковское
законодательство были относительно статичны.
Банки работали в режиме свободной
монополии (конкуренции между ними
практически не существовало и отношения
между банком и клиентом всегда рассматривались
в пользу банка). В 1970-х гг. ситуация
изменилась. Технологическая революция
привела к тому, что банки стали
искать новых клиентов. Предприятия
стали отдавать предпочтение расчетам
через банк (с поставщиками, по выплате
заработной платы), что приблизило банк
к клиентам. В свою очередь клиенты
начинают чаще обращаться в банк за
новыми услугами. С 1980-х гг. итальянская
банковская система претерпела существенные
изменения, в частности, были сняты
многие ограничения для банков, что
привело к ужесточению
Либерализацию и
Появление финансово-
Изменения в технологии
банковского дела. Миниатюризация,
в частности, повлияла на
Развитие конкуренции
между банками и небанковскими
кредитными институтами.
Повышение значимости
качества банковского
Вопросам банковского
маркетинга посвящено немало
работ отечественных и
В. Д. Миловидов в работе
«Современное банковское дело. Опыт США»
представляет банковский маркетинг
как предпринимательскую
В работе В. Е. Хруцкого, И. В. Корнеевой, Е. Э. Автуховой «Современный маркетинг» банковский маркетинг исследуется как средство изучения рынка кредитных ресурсов, анализа финансового состояния клиентов и прогнозирования на этой базе привлечения вкладов в банки и формирования дальнейшего поведения банка.
В. М. Усоскин в работе «Современный коммерческий банк: управление и операции» представил банковский маркетинг как взаимосвязь учета потребностей клиентуры и поиска наиболее выгодных рынков банковских продуктов, отметил необходимость согласования запросов потребителей и возможностей услуг банка.
Маркетинг в банке,
с точки зрения В. Д. Марковой,
можно определить как систему
выявления и использования
А. В. Калтырин определяет банковский маркетинг как систему управления и организации деятельности банка, направленную на получение прибыли в результате сбыта производимых банковских продуктов и услуг, всесторонне учитывающую происходящие на рынке процессы[17].
Таким образом, можно утверждать, что банковский маркетинг ̶̶ это процесс, который включает в себя планирование производства банковских продуктов, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, организацию продвижения банковских продуктов. Маркетинг ̶̶ это комплексная система организации производства и сбыта товаров, нацеленная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка. Понятие маркетинга в банковской сфере включает: выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления продуктов и услуг; выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских продуктов и услуг и определение потребностей клиентов в этих сферах; установление кратко и долгосрочных целей для развития существующих и создания новых видов продуктов и услуг; предложение услуг таким образом, чтобы привлечь внимание клиентов к их получению при соблюдении условий постоянного контроля со стороны банка за качественным их выполнением и получением прибыли от их реализации.
Ф. Котлер, известный американский специалист по маркетингу выделяет пять стадий в развитии маркетинга или «правила медленного обучения»:
§ использование рекламы, налаживание связей с общественностью, осуществление других мероприятий по продвижению услуг банка на рынок;
§ создание дружественной атмосферы для клиентов;
§ разработка новых банковских продуктов в попытке обойти конкурентов на рынке;
§ определение конкурентных преимуществ банка его позиционирование на рынке относительно конкурентов. Обострение конкуренции при сравнительной однотипности банковских продуктов, определения целевых рынков и конкурентных преимуществ банка. Банки от удовлетворения потребностей всех людей переходят к обслуживанию целевых сегментов рынка;
§ создание системы анализа, планирования и контроля за выполнением маркетинговых планов. Банки разрабатывают и контролируют маркетинговые планы[17].
В данной пятой стадии речь идет об эволюционном освоении маркетинга банками. По мнениям специалистов, отдельные банки и банковская отрасль должны двигаться к пятой стадии, если хотят успешно работать в быстро изменяющемся конкурентном окружении.
Анализ практики банков позволяет выделить несколько этапов в развитии системы маркетинга в коммерческих банках России:
1-й этап — осознание потребности в маркетинге. На этом этапе:
используется реклама;
связи между элементами комплекса маркетинга носят случайный характер;
существует отдел рекламы;
конъюнктурная информация разрознена.
2-й этап — развитие маркетинга. Предполагается:
использование рекламы;
случайный характер связи между элементами комплекса маркетинга;
наличие отдела рекламы и отдела по работе с клиентами
разрозненность конъюнктуры информации.
3-й этап — создание системы маркетинга. Используются:
реклама и обслуживание целевых рынков;
маркетинг, интегрированный со всеми службами;
служба маркетинга;
маркетинговая информационная система;
план маркетинга.
Основные цели банковского маркетинга можно представить следующим образом.
Удовлетворение потребностей
клиента. Банку необходимо
Удовлетворение потребностей
банка как организации. Доход
ему необходим, чтобы
Информация о работе Банковский маркетинг и направления его развития в Республике Беларусь