Банкротство в России: опыт, проблемы, предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц в современных условиях.


В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

•нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов,
•материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты банкротства

1.1. Понятие и признаки банкротства по действующему законодательству 4
1.2. Процесс банкротства и его этапы 6

Глава 2. Особенности проблемы несостоятельности (банкротства) в России

2.1. Исторические аспекты проблемы несостоятельности в Российской Федерации 13

2.2. Некоторые проблемы и предложения 22

Заключение 31

Литература 33

Вложенные файлы: 1 файл

Банкротство в России.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

         Наблюдение предполагает достижение баланса интересов должника и кредиторов за счет действий наряду с руководством должника, чьи полномочия ограничиваются, особого субъекта - временного управляющего, который, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность должника, наблюдает за сохранностью его имущества и осуществляет финансовый анализ в целях выявления перспектив должника. 

         Следующая процедура  – финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление – абсолютно новая процедура, применяемая к должнику, которая не была известна ни российскому дореволюционному конкурсному праву, ни Законам 1992 г., 1998 г.

         Целью введения этой процедуры является улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов, погашение кредиторской задолженности в соответствии с графиками6.

         Финансовое оздоровление вводится сроком до двух лет.

         Определение финансового  оздоровления суд выносит по решению собрания кредиторов при наличии ходатайства лиц, указанных в Законе о банкротстве (это общее правило), либо по собственной инициативе.

         Ходатайство о введении финансового оздоровления могут  подать следующие субъекты:

  • должник (посредством действий руководителя, которые должны быть основаны на решении вышестоящего органа юридического лица - корпорации либо органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия);
  • учредители (участники) юридического лица - должника (принимая решение на собрании участников);
  • любой из учредителей (участников) юридического лица - должника (выступая как третье лицо);
  • орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия (по сути, это будет решение должника, поскольку речь может идти только о полномочиях действовать от имени должника);
  • третьи лица (то есть любые субъекты: как любой из кредиторов, так и субъекты, кредиторами не являющиеся, а имеющие определенную заинтересованность в судьбе должника)7.

         Названные субъекты по общему правилу обращаются с ходатайством к первому собранию кредиторов, для чего оно должно быть направлено временному управляющему и в арбитражный суд как минимум за 15 дней до даты проведения первого собрания кредиторов.

         Для рассмотрения вопроса о целесообразности введения финансового оздоровления созывается общее собрание учредителей (участников) корпорации, на котором осуществляется голосование большинством голосов лиц, участвовавших в собрании8.

         Вопрос о введении финансового оздоровления всегда решается арбитражным судом - либо на основании решения собрания кредиторов, либо без такового решения.

         Решая вопрос о введении финансового оздоровления, арбитражный  суд выносит определение о  введении финансового оздоровления, которое может быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению.

         При введении финансового  оздоровления арбитражный суд выносит  еще одно определение - о назначении административного управляющего Административный управляющий является арбитражным  управляющим, действующим в течение финансового оздоровления. 

         Внешнее управление представляет собой процедуру банкротства, которую также применяют к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Она не претерпела принципиальных изменений, из которых заслуживает быть отмеченным прежде всего расширение круга способов восстановления платежеспособности должника. Внешнее управление вводится сроком на 18 месяцев, может быть продлено собранием кредиторов на срок до 6 месяцев. Определение о введении внешнего управления – выносится арбитражным судом, если платежеспособность должника может быть восстановлена путем активных мероприятий, предполагающих изменение в структуре производства и управления компанией. Отличительной особенностью данной процедуры является передача полномочий по управлению юридическим лицом - должником собранию (комитету) кредиторов и внешнему управляющему. Руководитель организации-должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Внешний управляющий может предложить для восстановления платежеспособности осуществить ряд мероприятий - перепрофилировать производство, произвести сокращение численности или штата работников, продать часть имущества организации-должника.

         Принятие арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом влечет за собой  открытие конкурсного производства.  

         Конкурсное  производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.9

         Конкурсное производство вводится на срок до 1 года, однако указанный  срок может быть продлен судом не более чем на шесть месяцев. При необходимости в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, представляется логичным, что арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев.

         Как показывает судебно-арбитражная  практика, чаще всего основанием продления  срока конкурсного производства является принятие мер к поиску и  возврату имущества должника.

         Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. 

         Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях.

         Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку прав требования должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., является, безусловно, наиболее желательным для должника способом окончания дела о банкротстве.

         Анализ зарубежного  законодательства позволяет утверждать, что процедуру мирового соглашения можно разделить на два основных типа: первое предусматривает договоренность между должником, кредиторами, а иногда и заинтересованными сторонами, направленную на восстановление платежеспособности должника. Второе предусматривает процедуру распределения средств от продажи имущества должника, отличную от применимой в конкурсном производстве.

         Сторонами мирового соглашения являются должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

         Закон о банкротстве 2002 г., так же как и Закон о банкротстве 1998 г., допускает участие в мировом соглашении третьих лиц. Речь идет о лицах, принимающих на себя часть обязательств должника либо обеспечивающих исполнение этих обязательств. После вступления мирового соглашения в силу такие лица становятся стороной мирового соглашения как гражданско-правового договора. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности проблемы несостоятельности (банкротства) в России

         2.1. Исторические аспекты  проблемы несостоятельности  в Российской Федерации.

         Если говорить о теоретических исследованиях по проблеме банкротства в СССР, то они велись в одностороннем направлении - теоретическом обосновании невозможности банкротства при социализме. Считалось, что банкротство - это разрушительный элемент, присущий капитализму и отражающий кризис капиталистического способа производства.

         Отсутствие рыночного  механизма в производственной сфере  СССР означало отсутствие отраслевой и межотраслевой конкуренции, в  условиях которой только и может  возникнуть проблема банкротства. В  целом по народному хозяйству СССР постоянно существовало 11-13% нерентабельных предприятий, судьбу которых в других социально-экономических и политических условиях решали бы нормы права о несостоятельности. При социализме проблема убыточности предприятий не могла решаться путем смены собственника предприятия, поскольку отсутствовала альтернативная форма собственности.

         Интерес к проблеме банкротства в мировом хозяйстве  появляется после перехода постсоветской  России на рыночные методы ведения  хозяйства, и они создали предпосылки для зарождения и развития всех атрибутов рыночного хозяйства, в том числе и такого феномена, как банкротство.

         Следует отметить, что  в исследовании причин и условий  возникновения банкротства в  экономике современной России имеются  определенные сложности. Формационный кризис, сложившийся в СССР в конце 80-х -начале 90-х годов, охвативший все стороны общественной жизни (экономика, политика, идеология и т.д.), модифицировался в уже новом российском обществе в трансформационный кризис, формой разрешения которого является экономика переходного периода. Суть трансформационного кризиса заключается в том, что прежние формы и методы управления экономическими и социальными процессами оказались неэффективными, и общество решило отказаться от них, при этом новые формы и методы еще предстояло создать. В мировой практике развитых стран разработаны способы разрешения несостоятельности и юридический механизм проведения процесса банкротства, а России еще предстоит перейти на формы цивилизованного проведения или ухода от банкротства.

         Тем не менее, уже  в переходный период появляются некоторые методы и механизмы, присущие новым, рыночным, отношениям. Одним из таких рыночных механизмов является институт банкротства (несостоятельности). 

         Переход страны в  условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Помимо ответственности, в виде уплаты штрафов, пени и т.д., установленной Гражданским Кодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР и рядом нормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств необходимы были меры более жесткого характера, такие как признание должника несостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19 ноября 1992 года и введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».10

         Основная цель включенного в 1992 г. в российское право института несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживающие развитие рыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей.

         В соответствии со статьей 3 указанного закона рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий было отнесено к компетенции арбитражных судов.

         Уже 1 марта 1993 г., в  день вступления закона в силу, в  арбитражные суды было подано большое  количество заявлений от кредиторов с одинаковыми исковыми требованиями: «прошу признать предприятие банкротом...». Динамика дел этой категории выглядит следующим образом: в 2000 году было рассмотрено не многим более 100 дел; в 2002 г. – 240 дел; в 2003 г. – 1.108 дел; в 2004 г. – 2.618 дел; в 2005 г. – 4.320 дел.11 Для рассмотрения первых дел о банкротстве привлекались американские специалисты, имеющие на тот момент наибольший практический опыт по делам данной категории.

         Практика применения закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» с первых шагов показала его несовершенство, значительные пробелы. Отсутствие механизма реализации создавало определенные трудности в его исполнении. Так, например, в соответствии с п.1 ст.6 закона РФ от 19.11.92 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» прежде чем подать иск в арбитражный суд, кредитор обязан направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении. В уведомлении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. И только после получения кредитором уведомления о вручении извещения он может обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). А как быть в случае, если кредитор перестал получать почту (поменял адрес или просто сбежал)? Закон об этом умалчивал. Судьи же отказывались принимать заявления к производству, если не соблюден так называемый претензионный порядок, даже если на уведомлении о вручении стоит отметка почты о невозможности вручения.

Информация о работе Банкротство в России: опыт, проблемы, предложения