Валютное регулирование в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Валютное регулирование в каждом государстве зависит прежде всего от того, какая используется система валютных курсов: система твердых курсов или плавающих. Поэтому валютный курс национальной валюты является одним из ключевых моментов в проведении экономических преобразований, опирающихся на механизм валютных курсов. Таким образом, чтобы подробнее рассмотреть вопрос о валютном регулировании, необходимо подробно изучить и проанализировать различные системы валютных курсов, что я и сделаю в курсовой работе. При написании работы изучен Банковский кодекс, соответствующие нормативные документы Национального банка и Министерства финансов Республики Беларусь, специальная экономическая литература, материалы периодической печати.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1.Сущность, содержание и основные понятия системы валютного регулирования……………………………………………………………………......5
1.1 Основные понятия системы валютного регулирования….………………..5
1.2 Валютный курс и его характеристики……………………………………..16
1.3 Основные методы и инструменты валютного регулирования…….……..20
2.Анализ системы валютного регулирования и валютного рынка Республики Беларусь……………………………………………………………………………..23
3.Перспективы развития системы валютного регулирования Республики Беларусь…………………………………………... …..............................................31
Заключение…...………………………………………………………………...…...32
Список использованных источников ……………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 221.57 Кб (Скачать файл)

Актуальными при определении  валютного курса являются: [17]

  • систематический анализ денежного механизма, отражающие качественные и количественные взаимосвязи монетарного сектора с другими секторами экономики;
  • целенаправленное развитие монетарных инструментов и согласованной технологии их применения.

Кроме того, повышению эффективности  курсовой и денежно-кредитной политики будут содействовать:[17]

    • расширение учёта внешнеэкономических факторов на основе анализа и прогноза мировых рынков;
    • регулярный анализ положения республики Беларусь по системе рейтингов международных организаций;
    • усиление в экономических прогнозах и программах как финансового блока, так и блока структурных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные методы  и инструменты валютного регулирования

 

Для реализации основной цели валютного регулирования – обеспечения  заданной динамики валютного курса  в соответствии с официальным  валютным режимом – органы валютного  регулирования могут использовать широкий круг как специальных  методов и инструментов, так и  ряд общих методов денежно-кредитного регулирования. [3, с.450]

Наиболее часто среди  методов валютного регулирования  выделяют маневрирование процентными  ставками с целью корректировки  миграции капитала и стабилизации валютного  курса, а также воздействие на курс национальной валюты путём валютных интервенций центрального банка  и валютных организаций. Помимо этих методов выделяют такие, продажа  или покупка золота с целью  воздействия на конъюнктуру рынка  золота; изменение режима обратимости  валют; диверсификации валютных резервов; регулирование платёжного баланса; девальвация; ревальвация.

Изменение процентных ставок (ставки рефинансирования) центрального банка при реализации процентной политики позволяет не только скорректировать  условия рефинансирования для банков-резидентов, но и воздействовать на валютный курс и платёжный баланс.

В условиях пассивного платёжного баланса центральный банк может  повышать ставку рефинансирования и  тем самым стимулировать приток капитала из тех стран, где она  ниже. Приток капитала улучшает состояние  платёжного баланса, создаёт дополнительный спрос на национальную валюту и тем  самым способствует повышению её курсовой стоимости. При обратном процессе – при понижении ставки рефинансирования – процесс удорожания курсовой стоимости  национальных денег останавливается.

Эти действия центрального банка с процентными ставками могут ухудшить денежно-кредитные  условия функционирования субъектов  национальной экономики.

Валютные  интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют. Цель валютных интервенций — изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. [1, с.186] Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные  валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов. Официальные интервенции могут проводиться разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением. Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на "стерилизованные" и "нестерилизованные". "Стерилизованными" называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной "денежной базы". Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является "нестерилизованной". [3, с.466]

Для того чтобы  валютные интервенции привели к  желаемым результатам по изменению  национального валютного курса  в долгосрочной перспективе, необходимо наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций, доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка, изменение таких фундаментальных экономических показателей, как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения (увеличения или уменьшения) денежной массы и другие условия.

В связи с  валютными интервенциями центрального банка на девизном рынке в рамках так называемого "управляемого плавания" возникает вопрос о том, можно ли оказать влияние на валютный курс путем стерилизованных интервенций или интервенций, не изменяющих количество денег центрального банка. С теоретической точки зрения на этот вопрос нельзя дать окончательного ответа. Однако результаты исследований показывают, что с помощью стерилизованных интервенций невозможно оказывать влияние на валютные курсы. Это означает, что для проведения валютно-курсовой политики в распоряжении государства имеются лишь "классические" инструменты денежной и фискальной политики.

При проведении валютных интервенций существуют опасения, что главные причины долгосрочного  движения валютных курсов останутся  вне поля зрения. Это связано с  тем, что импортные ограничения и финансовая поддержка, оказываемая отдельным отраслям в целях их защиты, усиливают валютные риски для незащищенных отраслей, а также товаров и услуг, интегрированных в международный обмен. Эти отрасли будут требовать защиты путем мер денежной политики и сдерживания заработной платы.

Однако денежная политика и политика в области  зарплаты для этой цели непригодны. Лишь демонтаж протекционистских мер  может способствовать уменьшению давления на национальную валюту в сторону  повып1ения ее курса.

Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. [2, 462]

К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения — законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются валютная блокада, запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты, регулирование международных платежей и движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг, концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

Развивающиеся страны, в силу хронических пассивных  платежных балансов, непривлекательны для краткосрочных капиталов и вынуждены прибегать к различного рода валютным ограничениям (сосредоточение оборота национальной валюты в руках государства, введение множественности валютных курсов, запрет ввоза и вывоза валютных ценностей без специального разрешения, ограничение прав физических лиц на владение и перевод за границу средств в иностранной валюте, лимитирование обмена национальной валюты на иностранную при поездке за границу, валютные клиринги и т.д.).

Важным моментом в формировании спроса на иностранные  банкноты в странах с валютными  ограничениями выступает стремление вложить в них обесценивающиеся в результате инфляции местные деньги. При этом подавляющая часть валютных сделок осуществляется банками по курсам, установленным ими на основе спроса и предложения на валютном рынке.

Девальвация и ревальвация – традиционные методы валютной политики. При использовании  режимов фиксации (скользящей фиксации) обменного курса национальной валюты по отношению к иностранной, нарушение  синхронности процессов девальвации (ревальвации) и инфляции (девальвации) может привести к изменению реального  курса национальных денег. В результате реальный курс будет отклоняться  от официального, что и требует девальвации (ревальвации) валюты.

Девальвация (снижение официальной курсовой стоимости  национальной валюты) в определённой степени способствует повышению  конкурентоспособности экспорта и  улучшению состояния платёжного баланса (но может привести к росту  инфляционных ожиданий и соответственно цен на внутреннем рынке). [4, с.359]

Ревальвация (рост официальной курсовой стоимости  национальной валюты) оказывает на внешний сектор противоположное  девальвации действие, т.е. стимулирует  экспорт и может ухудшить состояние  платёжного баланса. Но в то же время ревальвация даёт прямые выгоды импортёрам (покупка иностранной валюты в обмен на ревальвационную национальную валюту обходится дешевле) и кредиторам. [4, с.359]

Управление  официальными золотовалютными резервами  с целью их диверсификации позволяет  снизить возможные потери в результате обесценения тех или иных резервных  валют. Используются следующие формы  размещения валютных резервов: покупка  государственных ценных бумаг, выраженных в резервной валюте, размещение средств в депозиты зарубежных банков.

2 Анализ системы валютного регулирования и валютного рынка Республики Беларусь

 

Как указывалось  выше, целями осуществления валютного  регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь являются обеспечение  стабильности платёжного баланса и  национальной валюты (белорусского рубля), экономической безопасности Республики Беларусь, поддержание устойчивого  экономического роста и дальнейшее развитие международного сотрудничества.

С 2003 года Национальный банк проводит последовательную курсовую политику. Установление официального курса осуществлялось с помощью  рыночных механизмов.

В условиях отсутствия значительных золотовалютных резервов, сохраняющегося недоверия  к национальной денежной единице  и установления фиксированного курса  российского рубля центральному банку страны очень важно достичь  стабилизации во всех секторах валютного  рынка . Более того, в краткосрочном периоде необходимо стимулировать увеличение предложения иностранной валюты на всех сегментах валютного рынка для наращивания золотовалютных резервов. Рост валютных запасов монетарных властей необходим в условиях достаточной нестабильности белорусской экономики и перехода процесса валютной интеграции с Российской Федерацией в решающую фазу.

Исходя из того, что на валютном рынке действуют  различные экономические субъекты, Национальный банк использует методы регулирования в зависимости  от сегмента валютного рынка. Более  того, одни составляющие валютного  рынка подвергаются большему регулированию, а другие - меньшему. Так, если на валютный рынок нерезидентов Национальный банк может оказывать только опосредованное воздействие, а рынок резидентов - субъектов хозяйствования достаточно стабилен и характеризуется в  последние годы устойчивым превышенном продажи валюты над ее покупкой, то кардинального изменения методов правил контроля на этих сегментах не требуется. Что же касается наличного рынка, то здесь складывается иная ситуация. Дело в том, что именно на данном сегменте валютного рынка наблюдается постоянное превышение спроса над предложением иностранной валюты. При этом сальдо спроса и предложения очень динамично и зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. В частности, рост реальных доходов населения, темпы инфляции, неразвитость кредитно-финансовых институтов, а также низкая степень доверия к национальной денежной единице приводят к росту спроса на иностранную валюту.

Изменение предпочтений населения невозможно осуществить  за короткий период, однако можно ускорить этот процесс с помощью согласования мер, осуществляемых Национальным банком и проводимых в других секторах экономики. Поэтому рынок наличной валюты в 2003 году подвергался особому вниманию со стороны монетарных властей, что  дало возможность достичь положительных результатов.

           По данным Национального банка, золотовалютные резервы Беларуси в определении Специального стандарта данных МВФ в 2012 году увеличились на USD179,1 млн. (или на 2,3%) до USD 8,095 млрд. на 1 января 2013 года.

Структура золотовалютных резервов Беларуси выглядит следующим  образом: резервные активы в иностранной  валюте - USD3,240 млрд. (минус 27,8% за 2012 год), монетарное золото - USD2,286 млрд. (+20%), прочие активы – USD 2,001 млрд. (рост в 2,1 раза), специальные  права заимствования – USD 567,5 млн. (минус 0,8%) и резервная позиция  в МВФ – USD 0,031 млн. (+0,1%).

2012 год характеризовался  стабильностью на валютном рынке.  Национальный банк прогнозировал  на 2012 год среднегодовой курс  доллара на уровне BYR 9 150. Однако  на протяжении 2012 года официальный  курс рубля находился в пределах BYR 8 000–8 630 за доллар. При этом  Национальному банку удалось удержать показатель золотовалютных резервов в международном определении на уровне USD 8 млрд. (на 1 января 2012 года ЗВР Беларуси составляли USD7,916 млрд., на 1 января 2013 года – USD8,095 млрд.). [9]

Стабильность  валютного рынка Национальному банку удалось обеспечить, главным образом, за счет рефинансирования внешних займов (в 2012 году Беларусь получила USD 440 млн. в рамках кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, также было подписано соглашение между Сбербанком России и ОАО "Беларуськалия" о рефинансировании кредита на сумму USD 1 млрд.), а также благодаря превышению экспорта над импортом в январе-июле. [10]

Следует отметить на валютном рынке повышенный спрос  на валюту со стороны физических лиц. Так, чистый спрос на валюту (т.е. за минусом предложения) со стороны населения возрос в декабре 2012 года с учетом безналичных операций до минус USD263,4 млн. против минус USD95,8 млн. в ноябре (см. Таблицу 1). Знак "минус" ("-"), не являясь в данном случае результатом математической операции, указывает на то, что чистый спрос на валюту приводит к сокращению резервов на аналогичную величину (при прочих равных условиях).

За последние  семь месяцев (июнь-декабрь) население  купило на чистой основе USD1,308 млрд. (с учетом безналичных операций). Причем, если летом увеличение спроса на валюту носило сезонный характер и было связано с приобретением валюты в туристических целях, то сейчас население приобретает иностранную валюту с целью защиты собственных сбережений от возможных девальвационных рисков.

Информация о работе Валютное регулирование в РБ