Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:23, курсовая работа
В настоящее время российская экономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Либерализация внешнеэкономической деятельности, режима иностранных инвестиций и порядка въезда и выезда граждан за рубеж обусловила выход на международный рынок тысяч российских самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих масштабные операции в иностранной валюте, значительное двустороннее движение капитала и репатриацию валютной прибыли, многочисленные потоки выезжающих за границу туристов.
Введение 3
1. Теоретические аспекты валютного регулирования 4
1.1 Понятие валютного регулирования 4
1.2 Субъекты валютного регулирования 7
1.3 Принципы и меры валютного регулирования 10
2. Анализ деятельности субъектов валютного регулирования 13
2.1 Органы валютного регулирования и их функции 13
2.2 Проблемы и перспективы развития системы валютного регулирования 16
Заключение 19
Библиографический список 20
участников рынка перед другими;
- валютное регулирование требует введения четких мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций, применение универсальных санкций за нарушение единых норм, то есть необходима комплексная система государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства.
Предусмотрено разграничение по валютному регулированию между правительством РФ и ЦБ.5
В отличие от действовавшего закона, в законопроекте значительно сокращен перечень капитальных операций, требующих регулирования: оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала. Ограничения на осуществление валютных операций могут вводиться лишь для предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты России и для поддержания устойчивости платежного баланса страны.
ЦБ РФ вправе устанавливать порядок, предусматривающий перечисленные временные требования при осуществлении отдельных валютных операций, а также требования к формам и условиям расчетов, о резервировании на срок не более 1 года суммы, не превышающей в эквиваленте 20% от суммы проводимой валютной операции.
Введены нормы о регулировании Банком России операций с внешними и внутренними ценными бумагами, включая расчеты (переводы), связанные с передачей этих бумаг (прав, удостоверенных внешними и внутренними ценными бумагами), а также исполнение обязательств по ним, за исключением переводов физическими лицами – резидентами в целях приобретения или реализации прав на внешние ценные бумаги, которые осуществляются без ограничений. Ряд ограничений, предусмотренных законом, вводится ЦБ РФ только по согласованию с Правительством РФ, что будет обеспечивать более эффективную защиту прав резидентов и нерезидентов при их введении.
Регулирование трансграничного движения иностранного капитала – необходимое условие сохранения среднесрочной стабильности в экономике с относительно высокими темпами инфляции, наличием значительного дифференциала процентных ставок, определенных политических и экономических рисков, связанных как с историей развития кризисных явлений в прошлом, так и с отсутствием фактов позитивного функционирования иных инструментов, стабилизирующих систему.
1.3 Принципы и меры валютного регулирования
Согласно закона «О валютном регулировании и валютном контроле», основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;6
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.7
Валютное регулирование представляет собой комплекс мер в сфере международных экономических отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валютное регулирование интегрировано в систему денежно-кредитного регулирования, и, наряду с другими мерами государственного регулирования, должно способствовать реализации приоритетных направлений экономической политики государств.
По своей сути валютное регулирование выступает в качестве важного связующего звена между национальной экономикой и мировой. Валютное регулирование играет важную роль в реализации политики оптимального участия любой страны в международном разделении труда. Проводимые меры валютного регулирования непосредственно связаны с обеспечением безопасности национальных государств.
Составной частью
государственной политики валютного
регулирования являются валютные ограничения.
Под валютными ограничениями
понимается совокупность мероприятий
и нормативных правил, установленных
в законодательном или в
Валютные ограничения
используются в мировой практике
с целью уравновешивания
Согласно экономической теории, к валютным ограничениям относят:
- обязательную продажу экспортерами государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу);
- запрещение свободной продажи и купли валютной выручки;
- регулирование платежей и переводов за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг;
- ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой;
- регулирование получения внешних займов.8
Следует отметить, что валютные ограничения в развивающихся странах (в отличие от развитых) охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и характеризуются большей жесткостью.
Используемые в мировой практике валютные ограничения распространяются на операции. К первой группе относят такие ограничения, как:
- государственный контроль над иностранными инвестициями и вывозом капитала и прибылей;
- централизованное привлечение внешних займов национальными компаниями;
- обязательное получение разрешения валютных органов для привлечения внешних займов (где это разрешено производить самостоятельно хозяйствующим субъектам);
- депонирование определенной части полученных заемщиками иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке. Иногда размеры таких депозитов дифференцируются в зависимости от назначения займов, что дает возможность государству воспрепятствовать вложению полученных средств в проекты, которые не соответствуют общему направлению экономической стратегии в стране.
Предоставление определенных льгот иностранным инвесторам с целью стимулирования притока в страну иностранного капитала: гарантии перевода за границу всей или части прибыли в течение установленного периода, привлечение внешних займов без специального разрешения валютных органов и т.д.
Ко второй группе ограничений (по текущим операциям платежного баланса) следует отнести:
- продажу всей (или части) валютной выручки уполномоченным банкам по официальному курсу;
- запрет ввоза и вывоза валютных ценностей без специальных разрешений;
- ограничения прав физических лиц владеть и распоряжаться средствами в иностранной валюте, переводить за границу личные доходы и осуществлять платежи;
- лимитирование обмена национальной валюты на иностранную при поездках за границу.
Многие модели валютного регулирования построены на основе фиксированных курсов обмена. К преимуществам вариантов валютного регулирования, основанных на фиксированных курсах, следует отнести:
- высокую степень предсказуемости экономической ситуации для экспортеров и импортеров;
- низкий уровень риса валютных операций;
- возможность достижения основных целей валютного регулирования наиболее простым путем.
Недостатками в политике фиксированных курсов являются:
- постоянно и органично присущий дисбаланс между спросом и предложением валюты;
- противоречие между операциями, осуществляемыми на основе и не ан основе фиксированного курса.
В качестве примеров применения политики фиксированных курсов можно выделить монетарный союз Ганзы, валютную систему плановой экономики и мягкую систему валютных курсов (Бреттон-Вудская система).
Вторая группа проблем охватывает анализ закономерностей развития процессов регулирования в валютной сфере. За все время развития общества валютные системы стран с рыночной экономикой испытали на себе практически все методы регулирования со стороны государства.
Современные тенденции
валютного регулирования
Валютные операции между резидентами и нерезидентами регулируются, в отведенных ему рамках, Банком России. В целях выполнения им регулирующей функции Центральный банк РФ может потребовать от резидента использования им специального счета (банковского счета по учету прав на ценные бумаги) для регулирования ряда валютных операций, осуществляемых между резидентом и нерезидентом (при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте; операциях с внешними ценными бумагами и другие).
Резиденты без ограничений могут открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и производить по ним расчеты в установленном Банком России порядке, как для юридических, так и физических лиц-резидентов.
2 Анализ деятельности субъектов валютного регулирования
2.1 Органы валютного регулирования и их функции
В соответствии со ст. 54 Закона
о Банке России Банк России является
органом валютного
В частности, в Законе о Банке России содержится ряд норм, устанавливающих его статус как органа валютного регулирования. Рассмотрим основные из них.
Банк России:
В Федеральном законе № 173-ФЗ установлен важный запрет: не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Эта норма направлена на установление равных требований ко всем участникам валютных правоотношений и создает необходимые условия для их конкуренции.10
Банк России выступает активным участником гражданско-правовых отношений (рис.3)
Рис.3- Объем операций с наличной ин. валютой между уполномоченными банками и физ. Лицами
Согласно Закона о Банке России Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для достижения целей, предусмотренных указанным Законом, в том числе: 11
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях .
В целях обеспечения выполнения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу с 18 июня 2004 года, Банком России в соответствии с делегированными ему полномочиями было выпущено 37 нормативных правовых актов, в том числе:
- 4 акта по вопросам введения инструментов валютного регулирования, таких как требования об использовании специальных счетов (банковских счетов, разделов счетов депо) при проведении отдельных видов валютных операций и о резервировании при зачислении (списании) денежных средств на специальные (со специальных) банковские счета резидентов и нерезидентов, открытые в уполномоченных банках;
- 4 акта по вопросам, связанным с порядком открытия юридическими лицами-резидентами счетов за рубежом;
- 4 акта, установивших «переходные» положения относительно порядка использования нерезидентами банковских счетов в валюте Российской Федерации, открытых до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ;