Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:23, курсовая работа
В настоящее время российская экономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Либерализация внешнеэкономической деятельности, режима иностранных инвестиций и порядка въезда и выезда граждан за рубеж обусловила выход на международный рынок тысяч российских самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих масштабные операции в иностранной валюте, значительное двустороннее движение капитала и репатриацию валютной прибыли, многочисленные потоки выезжающих за границу туристов.
Введение 3
1. Теоретические аспекты валютного регулирования 4
1.1 Понятие валютного регулирования 4
1.2 Субъекты валютного регулирования 7
1.3 Принципы и меры валютного регулирования 10
2. Анализ деятельности субъектов валютного регулирования 13
2.1 Органы валютного регулирования и их функции 13
2.2 Проблемы и перспективы развития системы валютного регулирования 16
Заключение 19
Библиографический список 20
- 13 правовых актов по вопросам признания утратившими силу нормативных правовых актов Банка России, включая документы, изданные совместно с органами федеральной исполнительной власти, в связи с принятием Федерального закона № 173-ФЗ.
В целях исключения
двойного обременения операций по предоставлению
банками-нерезидентами
Банк России принял активное участие в разработке проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанные изменения в Закон направлены на устранение некоторых недостатков применяемых норм валютного регулирования, выявленных практикой применения Закона.
Правительство РФ в соответствии с Законом о Правительстве РФ наделено следующими полномочиями в сфере валютного регулирования:
При этом следует учитывать, что Правительство РФ осуществляет ряд полномочий, которые могут оказывать косвенное влияние на сферу валютных отношений. В частности, Правительство РФ применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов России, а также вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и, импорта товаров (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Это оказывает непосредственное влияние на формирование курса национальной валюты.
Правительство РФ в соответствии
с Федеральным законом № 173-ФЗ
имеет по сравнению с Банком России
более узкую сферу для
Следует учитывать, что Банк России и Правительство РФ одновременно наделены компетенцией, как в сфере валютного регулирования, так и в сфере валютного контроля .13
Обозначенные выше нововведения в валютном законодательстве устраняют устаревшие ограничения, делая валютное регулирование в России более прозрачным, что должно укрепить внешнеэкономические связи, привлечь иностранные инвестиции и оздоровить экономику страны в целом. При этом некоторые авторы называют либерализацию валютного регулирования «опасной», указывая на проблему оттока капитала за рубеж. Действительно, экспортная выручка и импортные авансы являются «самыми распространенными лазейками для вывоза капиталов», однако не следует забывать, что новый Закон как раз включает их в список операций для государственного регулирования. К тому же, при возможности свободного пересечения границы капиталом вряд ли кто-то будет стремиться его вывозить.
2.2 Проблемы и перспективы развития системы валютного регулирования
Курс на полный демонтаж ограничительных мер в отношении осуществляемых резидентами валютных операций является важнейшим направлением рыночных преобразований в России.
Как показывает опыт государств с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, имеющих более либеральные валютные режимы по сравнению с российской системой валютного регулирования, радикальное сокращение ограничительных норм позволило им более эффективно управлять инфляционными процессами на внутреннем рынке, повысило инвестиционную привлекательность, содействовало возврату ранее вывезенных капиталов. Однако, демонтаж валютных ограничений в большинстве этих стран происходил на фоне макроэкономической стабилизации.
По мнению экспертов, в России в настоящее время не исключена возможность макроэкономической дестабилизации. Возникновение валютно-финансового кризиса вероятно из-за значительной зависимости страны от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей и необходимости обслуживания внешней задолженности. В таких условиях кардинальная либерализация валютного законодательства представляется преждевременной, так как подобный подход может разбалансировать валютно-финансовую систему и стимулировать дестабилизирующие процессы, что поставит под угрозу достигнутые успехи по контролю за инфляцией.
Масштабы и темпы либерализации валютной системы России, в частности, системы валютного регулирования, должны подкрепляться соответствующими макроэкономическими условиями. В этой связи в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» имеется ряд недостатков с точки зрения создания условий для обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации. Поэтому концепция либерализации валютных операций в России, представленная в данном Законе, нуждается в доработке.
Либеральная концепция
предусматривает полную отмену действующего
разрешительного порядка и
К числу операций, которые в минимальной степени должны подвергаться регулированию, следует отнести предоставление резидентами нерезидентам отсрочки платежа по экспорту машинотехнической продукции, а также за строительные и подрядные работы, производимые за рубежом. Предполагаемое Законом введение механизма резервирования средств по таким капитальным операциям повлечет существенное ухудшение конкурентных позиций российских фирм на внешнем рынке, с другой стороны, будет сдерживать процесс диверсификации российского экспорта, что противоречит целям среднесрочной программы развития российской экономики.
Из прочих инструментов, предлагаемых Законом к использованию в рамках системы гарантирования, важнейшим является резервирование на определенный срок средств участниками валютных операций. Вместе с тем в Законе не указываются условия, которые приводили бы к изъятию государством зарезервированных средств в случае ненадлежащего исполнения сторонами контракта своих обязательств. Таким образом, предполагается временное замораживание средств: даже в случае невыполнения своих обязательств депонируемые в этих целях «страховые» средства (по истечения установленного законом срока резервирования) подлежат возврату их владельцу. Такой подход существенно снижает эффективность функционирования системы гарантирования, представленной в Законе в качестве барьера на пути «теневого» вывоза капитала.
По мнению экспертов,
позитивные сдвиги, достигнутые в
последнее время в области
противодействия
Вне поля зрения
валютного регулирования
Во-первых, в законе указывается, что ограничения валютных операций движения капитала могут вводится «в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России». Между тем, эти случаи вполне поддаются количественной оценке, и для исключения субъективизма следует достичь более полной определенности путем внесения четких количественных нормативов по этим параметрам.
Во-вторых, данный закон по ряду пунктов содержит отсылочные нормы, что делает его документом непрямого действия.
В-третьих, в связи с изменением основных положений валютного законодательства, субъекты валютного регулирования (органы Правительства Российской Федерации, ЦБ РФ) приняли огромное число законодательных актов, часто противоречащие предыдущим, что свидетельствует о далеком от совершенства состоянии нашей валютной системы.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что с введением Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» начался новый этап развития экономики. Закон отражает последние тенденции в сфере регулирования валютных отношений, укрепившиеся позиции России на мировой арене, процесс либерализации экономики страны и ее интеграцию в мировое хозяйство.
В процессе создания эффективно работающего и подконтрольного внутреннего валютного рынка и валютной политики необходимо соблюдение следующих основных принципов:
- во-первых, с одной стороны, валютное регулирование осуществляемых операций, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать (пусть косвенно, опосредованно) достижению целей экономической стабилизации. С другой стороны, очевидно, использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, поскольку оно подчиняется макроэкономическим ориентирам, определяется общей стратегией и целями экономической политики государства;
- во-вторых, валютная политика, оказывающая весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью.
Для более эффективной организации валютного регулирования в стране необходимо тесное взаимодействие всех органов валютного регулирования. Это взаимодействие должно проявляться как в совместном создании нормативных правовых актов, так и в активном внедрении этих актов в жизнь, в обмене важной для всех субъектов валютного регулирования информацией о хозяйствующих субъектах, совершающих валютные операции.
Библиографический список
1. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
2. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
4. Варламова Т. П., Варламова М. А. Валютные операции.-М.: Дашков и Ко, 2008.-272с.
5. Вострикова Л.Г. Валютное право. Учебное пособие для вузов – М.: Юстицинформ, 2006.-с. 54-59
6. Дорофеев Б. Ю. Валютное право России. – 2-е изд– М. : Норма, 2008. – 140 с.
7. Крашенинникова В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой -М.: ЗАО «издательство «Экономика», 2003.-299с.
8. Лисицын А. Ю. Валютная политика. Валютный союз.-М.:2008.-148 с.
9. Шуркалин А. К. Современные международные валютно-кредитные отношения.-М.:Логос,2009-248с.
10. Официальный сайт Центрального банка российской Федерации [электронный ресурс] www.cbr.ru
11. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [электронный ресурс] www.economy.gov.ru
12. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [электронный ресурс] www.minfin.ru
Приложение
Таблица: Валютное регулирование и валютный контроль за рубежом
Страна |
Условия Ввоза и вывоза наличной иностранной валюты. | ||
Резиденты |
Нерезиденты | ||
Физические лица |
Юридические лица |
Физические лица | |
Болгария |
|
1) на командировки без ограничений. |
ввоз – без ограничений вывоз – неизрасходованные |
Венгрия |
1)туристам старше 14 лет –300$США, до 14 лет – 150$США в год; 2) национальной валюты – не более 10тыс. форинтов . |
|
|
Польша |
|
1) деловые поездки – до 10тыс. $США со счетов предприятий. |
|
Румыния |
нац. валюты – 5 тыс. лей на 1 человека |
1) ввоз – декларируются все свыше 1000$США | |
Словакия |
1) Для туристов – сумма иностранной валюты эквивалент 9000 крон/год |
1) Официальные поездки – сумма в зависимости от страны назначения. |
|
Чехия |
1) Для туристов – 7000 крон на 1-го человека на 1 поездку |
1) Экспорт и импорт ин. валюты не лицензируется. | |
Россия |
|
|