Валютное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время российская экономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Либерализация внешнеэкономической деятельности, режима иностранных инвестиций и порядка въезда и выезда граждан за рубеж обусловила выход на международный рынок тысяч российских самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих масштабные операции в иностранной валюте, значительное двустороннее движение капитала и репатриацию валютной прибыли, многочисленные потоки выезжающих за границу туристов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты валютного регулирования 4
1.1 Понятие валютного регулирования 4
1.2 Субъекты валютного регулирования 7
1.3 Принципы и меры валютного регулирования 10
2. Анализ деятельности субъектов валютного регулирования 13
2.1 Органы валютного регулирования и их функции 13
2.2 Проблемы и перспективы развития системы валютного регулирования 16
Заключение 19
Библиографический список 20

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование в России.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

- 13 правовых актов по вопросам признания утратившими силу нормативных правовых актов Банка России, включая документы, изданные совместно с органами федеральной исполнительной власти, в связи с принятием Федерального закона № 173-ФЗ.

В целях исключения двойного обременения операций по предоставлению банками-нерезидентами российским кредитным организациям кредитов в  валюте Российской Федерации при совершении таких операций отменено требование об использовании банками-нерезидентами специальных счетов.

Банк России принял активное участие в разработке проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный  закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанные изменения в Закон направлены на устранение некоторых недостатков применяемых норм валютного регулирования, выявленных практикой применения Закона.

Правительство РФ в соответствии с Законом о Правительстве РФ наделено следующими полномочиями в сфере валютного регулирования:

    • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; 12
    • осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
    • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

При этом следует учитывать, что Правительство РФ осуществляет ряд полномочий, которые могут оказывать косвенное влияние на сферу валютных отношений. В частности, Правительство РФ применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов России, а также вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и, импорта товаров (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Это оказывает непосредственное влияние на формирование курса национальной валюты.

Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ имеет по сравнению с Банком России более узкую сферу для валютного  регулирования и в основном издает нормативные акты по согласованию с Банком России. Нормативные акты Правительства РФ, в частности, могут устанавливать порядок представления резидентами (за исключением физических лиц) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (по согласованию с Банком России).

Следует учитывать, что  Банк России и Правительство РФ одновременно наделены компетенцией, как в сфере  валютного регулирования, так и  в сфере валютного контроля .13

Обозначенные  выше нововведения в валютном законодательстве устраняют устаревшие ограничения, делая валютное регулирование в  России более прозрачным, что должно укрепить внешнеэкономические связи, привлечь иностранные инвестиции и  оздоровить экономику страны в целом. При этом некоторые авторы называют либерализацию валютного регулирования «опасной», указывая на проблему оттока капитала за рубеж. Действительно, экспортная выручка и импортные авансы являются «самыми распространенными лазейками для вывоза капиталов», однако не следует забывать, что новый Закон как раз включает их в список операций для государственного регулирования. К тому же, при возможности свободного пересечения границы капиталом вряд ли кто-то будет стремиться его вывозить. 

 

2.2 Проблемы и перспективы развития системы валютного   регулирования

 

Курс на полный демонтаж ограничительных мер в  отношении осуществляемых резидентами  валютных операций является важнейшим  направлением рыночных преобразований в России.

Как показывает опыт государств с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, имеющих более либеральные валютные режимы по сравнению с российской системой валютного регулирования, радикальное сокращение ограничительных норм позволило им более эффективно управлять инфляционными процессами на внутреннем рынке, повысило инвестиционную привлекательность, содействовало возврату ранее вывезенных капиталов. Однако, демонтаж валютных ограничений в большинстве этих стран происходил на фоне макроэкономической стабилизации.

По мнению экспертов, в России в настоящее время не исключена возможность макроэкономической дестабилизации. Возникновение валютно-финансового кризиса вероятно из-за значительной зависимости страны от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей и необходимости обслуживания внешней задолженности. В таких условиях кардинальная либерализация валютного законодательства представляется преждевременной, так как подобный подход может разбалансировать валютно-финансовую систему и стимулировать дестабилизирующие процессы, что поставит под угрозу достигнутые успехи по контролю за инфляцией.

Масштабы и  темпы либерализации валютной системы  России, в частности, системы валютного  регулирования, должны подкрепляться  соответствующими макроэкономическими  условиями. В этой связи в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» имеется ряд недостатков с точки зрения создания условий для обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации. Поэтому концепция либерализации валютных операций в России, представленная в данном Законе, нуждается в доработке.

Либеральная концепция  предусматривает полную отмену действующего разрешительного порядка и переход  к преимущественно к уведомительному  порядку регулирования валютных операций движения капитала. В качестве важнейшего барьера против несанкционированного вывоза капитала из России по ряду капитальных операций предполагается использовать систему гарантирования.

К числу операций, которые в минимальной степени  должны подвергаться регулированию, следует  отнести предоставление резидентами нерезидентам отсрочки платежа по экспорту машинотехнической продукции, а также за строительные и подрядные работы, производимые за рубежом. Предполагаемое Законом введение механизма резервирования средств по таким капитальным операциям повлечет существенное ухудшение конкурентных позиций российских фирм на внешнем рынке, с другой стороны, будет сдерживать процесс диверсификации российского экспорта, что противоречит целям среднесрочной программы развития российской экономики.

Из прочих инструментов, предлагаемых Законом к использованию в рамках системы гарантирования, важнейшим является резервирование на определенный срок средств участниками валютных операций. Вместе с тем в Законе не указываются условия, которые приводили бы к изъятию государством зарезервированных средств в случае ненадлежащего исполнения сторонами контракта своих обязательств. Таким образом, предполагается временное замораживание средств: даже в случае невыполнения своих обязательств депонируемые в этих целях «страховые» средства (по истечения установленного законом срока резервирования) подлежат возврату их владельцу. Такой подход существенно снижает эффективность функционирования системы гарантирования, представленной в Законе в качестве барьера на пути «теневого» вывоза капитала.

По мнению экспертов, позитивные сдвиги, достигнутые в  последнее время в области  противодействия несанкционированному бегству капитала за рубеж, были получены благодаря последовательно проводимыми  государственными органами мероприятиям либерализационного характера. Однако достигнутые в этом направлении успехи явились следствием не только и не столько осуществлением этих мер. Значительное воздействие оказали также меры, направленные на усиление таможенно - валютного контроля, а также переориентация на иные, более сложные и менее поддающиеся контролю схемы оттока капитала за рубеж.

Вне поля зрения валютного регулирования оказываются  валютные операции нерезидентов, зарегистрировавших филиал или представительство на территории Российской Федерации. Согласно Закона, валютные операции между нерезидентами могут осуществляться беспрепятственно. Для целей вывоза средств за рубеж российские «теневые» экспортеры капитала могут применять соответствующие схемы с участием иностранных контрагентов. Кроме того, в отношении рассматриваемого закона «О валютном регулировании и валютном контроле» можно привести ряд других замечаний принципиального характера.

Во-первых, в  законе указывается, что ограничения  валютных операций движения капитала могут вводится «в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России». Между тем, эти случаи вполне поддаются количественной оценке, и для исключения субъективизма следует достичь более полной определенности путем внесения четких количественных нормативов по этим параметрам. 

Во-вторых, данный закон по ряду пунктов содержит отсылочные нормы, что делает его документом непрямого действия.

В-третьих, в  связи с изменением основных положений валютного законодательства, субъекты валютного регулирования (органы Правительства Российской Федерации, ЦБ РФ) приняли огромное число законодательных актов, часто противоречащие предыдущим, что свидетельствует о далеком от совершенства состоянии нашей валютной системы.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить, что с введением Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» начался новый этап развития экономики. Закон отражает последние тенденции в сфере регулирования валютных отношений, укрепившиеся позиции России на мировой арене, процесс либерализации экономики страны и ее интеграцию в мировое хозяйство.

В процессе создания эффективно работающего и подконтрольного  внутреннего валютного рынка  и валютной политики необходимо соблюдение следующих основных принципов:

- во-первых, с одной стороны, валютное регулирование осуществляемых операций, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать (пусть косвенно, опосредованно) достижению целей экономической стабилизации. С другой стороны, очевидно, использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, поскольку оно подчиняется макроэкономическим ориентирам, определяется общей стратегией и целями экономической политики государства;

- во-вторых, валютная политика, оказывающая весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью.

Для более эффективной организации валютного регулирования в стране необходимо тесное взаимодействие всех органов валютного регулирования. Это взаимодействие должно проявляться как в совместном создании нормативных правовых актов, так и в активном внедрении этих актов в жизнь, в обмене важной для всех субъектов валютного регулирования информацией о хозяйствующих субъектах, совершающих валютные операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. Федеральный закон Российской Федерации  от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

4. Варламова Т. П., Варламова М. А. Валютные операции.-М.: Дашков и Ко, 2008.-272с.

5. Вострикова Л.Г. Валютное право. Учебное пособие для вузов – М.: Юстицинформ, 2006.-с. 54-59

6. Дорофеев Б. Ю. Валютное право России. – 2-е изд– М. : Норма, 2008. – 140 с.

7. Крашенинникова В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой -М.: ЗАО «издательство «Экономика», 2003.-299с.

8. Лисицын А. Ю. Валютная политика. Валютный союз.-М.:2008.-148 с.

9. Шуркалин А. К. Современные международные валютно-кредитные отношения.-М.:Логос,2009-248с.

10. Официальный сайт Центрального банка российской Федерации [электронный ресурс] www.cbr.ru

11. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [электронный ресурс] www.economy.gov.ru

12. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [электронный ресурс] www.minfin.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

Таблица: Валютное регулирование и валютный контроль за рубежом

 

 

Страна

Условия

Ввоза и вывоза наличной иностранной валюты.

 

Резиденты

Нерезиденты

 

Физические  лица

Юридические лица

Физические  лица

Болгария

  1. для туристов: в эквиваленте 10 тыс. левов на 1 чел/год, для лиц не имеющих валютных счетов;
  2. со счетов – без ограничений;
  3. можно вывозить иностранной валюты в пределах эквивалента равного 1000$США без спец. разрешения;
  4. национальной валюты – не более 1тыс. левов; (ввоз и вывоз)

1) на командировки без ограничений.

  1. национальной валюты до 10тыс. левов (регламентируется),
  2. иностранной валюты:

ввоз – без ограничений

вывоз – неизрасходованные

Венгрия

1)туристам старше 14 лет –300$США, до 14 лет – 150$США в год;

2) национальной валюты – не более 10тыс. форинтов .

  1. Экспортерам разрешено на деловые заграничные поездки тратить определённую часть от годовой суммы экспортных поступлений;
  2. Импортерам – до 1% от суммы импорта, выраженной в иностранной валюте.
 

Польша

  1. ввоз и вывоз не более 5млн. злотых;
  2. туристам – до 2000$США.

1) деловые поездки – до 10тыс. $США со счетов предприятий.

  1. ввоз ин. валюты декларируется;
  2. нац. валюты – не разрешается.

Румыния

  1. вывоз до 5тыс. $США на человека, из них 1тыс. $США без спец. разрешения, сумма более 5тыс. $США только через банк;
  2. ввоз – до 50тыс. $США

нац. валюты – 5 тыс. лей на 1 человека

 

1) ввоз – декларируются все свыше 1000$США

Словакия

1) Для туристов – сумма иностранной валюты эквивалент 9000 крон/год

1) Официальные поездки – сумма в зависимости от страны назначения.

 

Чехия

1) Для туристов – 7000 крон на 1-го человека на 1 поездку

 

1) Экспорт и импорт ин. валюты не лицензируется.

Россия

  1. без разрешения 10000 $США;
  2. с разрешением – без ограничений.
 
  1. ввоз – декларируется
  2. вывоз- при наличии разрешения.

Информация о работе Валютное регулирование в России