Валютный курс и его регулирование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Из цели вытекают задачи:
1.Исследовать теоретические основы формирования и регулирования
валютного курса.
2. Исследовать особенности регулирования валютного курса в современных условиях.
3. Выявить проблемы и перспективы регулирования валютного курса в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования и регулирования валютного курса 5
1.1 Сущность и структура валютной системы 5
1.2 Валютный курс как элемент валютной системы 11
1.3 Факторы формирования валютного курса 18
2. Особенности регулирования валютного курса в современных условиях 24
2.1 Субъекты регулирования валютного курса 24
2.2 Методы регулирования валютного курса 28
2.3 Организация регулирования валютного курса РФ 31
3. Проблемы и перспективы регулирования валютного курса в РФ 36
3.1 Проблемы регулирования валютного курса в РФ 36
3.2 Перспективы и тенденции регулирования валютного курса в РФ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Вложенные файлы: 1 файл

Фомин Э-304.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Факторы формирования валютного курса

 

На формирование валютного курса оказывают влияние следующие основные факторы:

- Бюджетно-налоговая политика внутри страны. Факторы, которые влияют на динамику изменения национального дохода, имеют большое воздействие и на валютный курс. Все зависит от того, что вызывает изменение в национальном доходе: если увеличение способности предложения продукции – курс валюты возрастает, если увеличение внутреннего спроса – падает. Так как сдвиги в совокупном спросе больше проявляют свое влияние в краткосрочном плане, а в предложении – в долгосрочном, количественная теория денег отражает прежде всего долгосрочный процесс, то есть случай, когда более высокий национальный доход означает и более высокую стоимость валюты страны.

Как было показано выше, реальный обменный курс связан с текущим счетом платежного баланса. Чем выше реальный обменный курс, тем дороже товары, произведенные национальными субъектами хозяйствования, по сравнению с товарами иностранного производства, тем ниже чистый спрос на экспорт, тем меньше величина положительного сальдо текущего счета платежного баланса.

Рис. 3. Влияние бюджетно-налоговой политики внутри страны на реальный обменный курс

Поскольку счет текущих операций должен уравновешивать счет движения капитала, это означает, что сальдо текущего счета равно разнице между сбережениями и инвестициями. Сбережения заданы функцией потребления и бюджетно-налоговой политикой: инвестиции заданы функцией инвестиций и мировой ставкой процента.

Сокращение государственных сбережений уменьшает величину S – I, что ведет к смещению вертикальной линии S – I влево, тем самым уменьшается предложение иностранной валюты для инвестиций. Более низкое предложение вызывает повышение реального обменного курса, то есть иностранная валюта становится более дорогой. За счет повышения ценности иностранной валюты товар, произведенный в данной стране, становится более дорогим по сравнению с импортным, что приводит к сокращению экспорта и увеличению импорта.

- Бюджетно-налоговая политика за рубежом. Что происходит с обменным курсом национальной валюты, если правительства зарубежных стран увеличивают объемы государственных закупок или снижают налоги (тема 3 и 4)? Подобные изменения бюджетно-налоговой политики приводят к сокращению мировых сбережений, таким образом, повышают мировую ставку процента. Повышение мировой ставки процента снижает уровень внутренних инвестиций i, в результате растет S – I и, соответственно, NX. Таким образом, повышение мировой ставки процента ведет к образованию положительного сальдо текущих операций.

Рис. 4. Влияние бюджетно-налоговой политики за рубежом на реальный обменный курс

На рис. 4 показано, что в результате роста мировой ставки процента и сокращения объема инвестиций увеличивается предложение иностранной валюты, что ведет к снижению равновесного значения обменного курса. Таким образом, иностранная валюта становится менее ценным товаром, а товары собственного производства становятся менее дорогими по сравнению с импортными.

- Денежная масса. Изменения валютных курсов, в конечном итоге, являются результатом изменения соотношения между национальными денежными единицами. На международной арене, как и на национальном рынке, стоимость валюты тем меньше, чем больше ее находится в обращении. Любые признаки быстрого роста денежной массы предвещают избыточное предложение валюты этой страны, что должно понизить ее цену.

Как правило, экономические агенты выбирают валюты тех стран, где они предполагают наибольшие расходы. Связь между национальным продуктом и спросом на национальные валюты играет центральную роль в количественной теории спроса на деньги. Уравнение количественной теории исходит из того, что предложение валют любой страны равно спросу на деньги, который прямо пропорционален стоимости ВНП. Для двух стран, валюты которых обмениваются, данное соотношение можно выразить следующим образом:

M = k´P´Y и M* = k*´P*´Y*,                                                               (1)

где       М и М* – национальное и зарубежное предложение денег;

Р и Р* – уровни цен;

Y и Y* – реальный ВНП;

к и к* – поведенческие коэффициенты.

Уравнение количественной теории денег может быть использовано:

- для определения соотношения уровня цен между странами:

P/P* = (M/M*) (k*/k) (Y*/Y);                                                               (2)

- для фиксированного обменного курса:

е = (MV ´ r*)/P*Y,                                                                                (3)

где       М – предложение денег;

V – скорость обращения;

r* – процентная ставка за рубежом.

- Ожидаемая правительственная политика в отношении частных активов.

Политические ситуации в стране, предполагающие будущую конфискацию частной собственности, как правило, вызывают сброс национальной валюты и падение ее курса на международных валютных рынках. К аналогичному результату приводит угроза новых налогов на финансовые активы в этой валюте или введение валютных ограничений, блокирующих конвертируемость национальной денежной единицы в валюте других стран [11, с. 98].

- Процентные ставки. Влияние процентных ставок так же, как и влияние реального национального дохода на валютный курс, определяется теми силами, которые воздействуют на сами процентные ставки. Если повышение процентных ставок связано с более жесткой денежно-кредитной политикой, то валютный курс на валютных рынках возрастает. Однако если процентные ставки в стране растут в результате инфляции или в результате увеличения государственного дефицита, то вряд ли можно ожидать укрепление курса валюты страны в будущем.

При равенстве норм процентов имеет смысл хранить свои активы в тех валютных депозитах, обменные курсы которых, согласно ожиданиям, возрастут. При неизменных валютных курсах имеет смысл хранить свои активы в тех валютных депозитах, проценты по которым выше.

Поэтому действия правительства, направленные на повышение обменного курса рубля и поддержание высоких ставок процентов по ГКО, в конечном итоге должны привести к утечке капиталов с рынка США на рынок России. Это, в свою очередь, увеличит предложение доллара на внутреннем рынке России, что приведет к понижению обменного курса рубля в исходную точку 6000 руб. за 1 доллар.

- Ожидаемая инфляция. Ожидаемая инфляция не будет способствовать укреплению валютного курса страны.

e (реальный обменный курс) = е (номинальный  обменный курс) ´ (Р/P*),

где       Р/P* – уровень цен в стране и за рубежом.                              (4)

Тогда номинальный обменный курс

е = e ´ (Р*/P).                                                                                           (5)

Если повышается уровень цен на национальном рынке (Р), номинальный обменный курс сократится. Если повышается уровень цен за рубежом (Р*), то номинальный обменный курс повысится. Поэтому изменение номинального обменного курса во времени может быть записано следующим образом:

е (в %) = e (в %) + [(Р* (в %) – Р (в %)].                                               (6)

На изменение номинального обменного курса оказывают влияние два фактора: реальный обменный курс и разница в изменениях цен. Поскольку Р (в %) – это ожидаемый уровень инфляции p внутри страны, а Р* (в %) – ожидаемый уровень инфляции p* за рубежом, то номинальный обменный курс можно записать следующим образом:

е (в %) = e (в %) + (p* – p).                                                                    (7)

Данное уравнение показывает, что изменение номинального обменного курса валют двух стран равно сумме изменений реального обменного курса и прогнозируемой разницы темпов инфляции. Если в какой-либо стране темпы инфляции выше, чем в России, то с течением времени на рубль можно будет приобрести все больше и больше иностранной валюты. И наоборот.

- Влияние внешнеторговой политики. Протекционистская политика, как правило, ведет к росту чистого экспорта.

Рис. 5. Влияние протекционистской политики на реальный обменный курс

Ограничение импорта ведет к росту спроса на чистый экспорт, и, следовательно, растет реальный обменный курс. Этот вывод является еще одним аргументом в борьбе за либерализацию международной торговли. Поскольку протекционистская политика не затрагивает ни инвестиции, ни сбережения, она не может повлиять на счет движения капитала, а следовательно, на счет текущих операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности регулирования валютного курса в современных условиях

2.1 Субъекты регулирования валютного  курса

 

Валютные операции, в которых участвуют резиденты и нерезиденты, а также уполномоченные банки и другие финансовые учреждения, подлежат валютному контролю. Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» определяет полномочия государственных органов в области валютного регулирования и валютного контроля, включая в их состав:

- НБУ, является главным органом валютного контроля, а также уполномоченные банки;

- органы Государственной налоговой службы России;

- Министерство транспорта и связи России;

- Государственную таможенную службу России. К компетенции НБУ относятся:

- осуществление контроля за выполнением правил регулирования валютных операций на территории России по всем вопросам, не отнесенных декретом к компетенции других государственных органов;

- обеспечение выполнения уполномоченными банками функций по осуществлению валютного контроля в соответствии с настоящим Декретом и другими актами валютного законодательства России.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами через эти банки.

ГНСУ осуществляет финансовый контроль за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами на территории России.

Министерство транспорта и связи России осуществляет контроль за соблюдением правил почтовых переводов и пересылки валютных ценностей через таможенную границу России.

ГТСУ контролирует соблюдение правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу России.

Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение валютного законодательства определяется следующими основными нормативными документами:

- Законом России «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»;

- Декретом КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля»;

- Положением НБУ «О валютном контроле».

В частности, Положение о валютном контроле определяет основные принципы осуществления НБУ функций главного органа валютного контроля в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Законом России «О Национальном банке России» и Декретом КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля». Действующее законодательство предусматривает санкции за нарушение валютного законодательства.

Например, осуществление коммерческими банками или финансово-кредитными учреждениями операций с валютными ценностями без получения генеральной лицензии НБУ влечет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме (стоимости) указанных валютных ценностей, пересчитанной в валюту России по обменному курсу НБУ на день осуществления таких операций, с исключением банка из Государственного реестра банков или без такого исключения.

Положение о валютном контроле определяет порядок привлечения к ответственности и применения штрафа за нарушение валютного законодательства. В случае выявления нарушений валютного законодательства со стороны банков или финансово-кредитных учреждений уполномоченные работники НБУ составляют протокол, вручают руководителю (должностному лицу, исполняющему его обязанности) банка, финансово-кредитного учреждения, или их обособленного структурного подразделения, где непосредственно проводилась соответствующая проверка.

В случае выявления государственными органами валютного контроля и государственными контрольными и правоохранительными органами нарушения банками или финансово-кредитными учреждениями валютного законодательства составляется акт или справка о проверке, которые вместе с копиями документов, подтверждающих факт нарушения, направляются в территориальные управления НБУ по месту проведения указанных проверок. Уполномоченные работники территориальных управлений НБУ анализируют полученные материалы и при наличии состава правонарушения протоколируют их.

Банки в Положении «О валютном контроле» отмечается, что функции агента валютного контроля - это обязанности уполномоченного банка, другого финансового учреждения и национального оператора почтовой связи, получившие от НБУ генеральные лицензии на осуществление валютных операций, по осуществлению контроля за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами через эти учреждения.

Отсутствие в уполномоченных банках, других финансовых учреждениях и в национального оператора почтовой связи документов, подтверждающих правомерность проведения ими валютных операций своих клиентов, при условии, что с даты осуществления этих операций прошло не более пяти лет, квалифицируется как неосуществление этими учреждениями функций агента валютного контроля [15].

Информация о работе Валютный курс и его регулирование в современных условиях