Виды товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

В России после революции 1917 г. принимались различные законодательные акты, регламентирующие отношения в области охраны товарных знаков, - Декрет 1918 г. "О пошлинах не товарные знаки", Постановление 1919 г. "О товарных знаках государственных предприятий", Декрет 1922 г. "О товарных знаках" и др. В настоящее время отношения, связанные с созданием, регистрацией и правовой охраной товарных знаков, регулируются рядом законов, о которых будет сказано ниже.

Содержание

Введение............................................................................................................................3
1 Объекты законов о товарных знаках и знаках обслуживания.........................5
2 Экономические аспекты товарных знаков........................................................7
3 Критерии охраноспособности............................................................................9
4 Приобретение прав на товарные знаки............................................................16
5 Прекращение действия......................................................................................17
6 Передача права на товарный знак.....................................................................21
7 Международные соглашения по товарным знакам........................................27
Заключение............................................................................................................29
Список литературы...............................................................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Виды товарных знаков.docx

— 48.20 Кб (Скачать файл)

- на основании принятого  в установленном порядке решения  о досрочном прекращении правовой  охраны товарного знака в связи  с его неиспользованием в соответствии  с п. 3 ст. 22 Закона о товарных  знаках;

- на основании решения  федерального органа исполнительной  власти по интеллектуальной собственности  о досрочном прекращении правовой  охраны товарного знака в случае  ликвидации юридического лица - правообладателя  или прекращения предпринимательской  деятельности физического лица - правообладателя;

- в случае отказа от  нее правообладателя;

- на основании решения,  принятого по поданному в Палату  по патентным спорам заявлению  любого лица о досрочном прекращении  правовой охраны товарного знака  в случае превращения зарегистрированного  товарного знака в обозначение,  вошедшее во всеобщее употребление  как обозначение товаров определенного  вида.

Приказом Российского  агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент) от 3 марта 2003 г. утверждены Правила продления срока действия регистрации товарного знака  и знака обслуживания и внесения в нее изменений.

В соответствии с указанными Правилами заявление о продлении  срока действия регистрации подается в установленной форме и рассматривается  в течение двух месяцев с даты поступления в Роспатент.

Правообладатель имеет право  внести изменения в регистрацию  товарного знака. Эти изменения  могут касаться наименования, фамилии, имени и отчества владельца товарного  знака, сокращения перечня товаров, в отношении которых зарегистрирован  товарный знак, изменения отдельных  элементов товарного знака, не меняющие его существа, других изменений, относящихся  к регистрации товарного знака. Изменения в регистрацию вносятся на основании уведомления правообладателя  на товарный знак.

После внесения изменений  в Реестр в свидетельство вносится запись при условии уплаты соответствующей  пошлины.

6. Передача права на товарный знак

      Будучи  обладателем исключительных  прав  на  товарный  знак,  владелец  товарного  знака  вправе  им  распоряжаться  по   своему   усмотрению.   Это правомочие  собственника  может  быть  реализовано  путем  уступки  товарного знака или путем  предоставления лицензии на его  использование.  Регулированию этого  вопроса посвящена глава 5 Закона  и Правила  регистрации   договоров  об уступке товарного  знака и лицензионных договоров  о предоставлении  права  на  использование  товарного   знака.  Кроме  того,  к   совершению  этих   сделок применяются  установленные гражданским законодательством   правила  заключения и исполнения  договоров.

      Как   установлено  Законом,  товарный  знак  может  быть  уступлен  его владельцем  любому  заинтересованному   лицу,   как   юридическому,   так   и физическому. Для  владельца товарного знака передача  права означает, что  сам он  больше не будет использовать  этот  товарный  знак.  Исключительное  право будет  принадлежать  правопреемнику.  С  учетом  норм  подраздела  2  ГК  РФ  договоры об уступке товарного   знака  (или  договоры  о   передаче  права  на товарный  знак) могут содержать условия   о  возможности  или  безвозмездности   совершения этой сделки. Договор  об уступке товарного  знака   составляется  в произвольной  письменной форме. Однако он  должен отвечать общим  требованиям,  предъявляемым к  содержанию  договоров  различного  вида  в  соответствии  с нормами  ГК РФ,  и  отражать  специфику   заключаемой  сделки.  Такой   договор должен относиться  только  к  охраняемым  в  Российской  Федерации  товарным знакам  и знакам обслуживания.

      В отличие  от законодательства некоторых  зарубежных стран, Закон России  не  связывает  передачу  права   на  товарный  знак  с  передачей   права   на имущество, с помощью  которого,  например,  производится  товар,  маркируемый товарным  знаком, предназначенным к передаче.

       Следовательно, регистрировать такой договор нельзя.  Законом предусмотрена обязательная регистрация договора об  уступке  в Патентном   ведомстве.   Без    регистрации    такой    договор    считается действительным и, следовательно, предусмотренные им  правовые  последствия не наступят.

      Ни Закон,  ни Правила регистрации договоров  об уступке товарного  знака  и лицензионных договоров о  предоставлении права на  использование   товарного знака не определяют  основания, по которым может  быть отказано в  регистрации  договора  об  уступке  товарного   знака. 

В  соответствии  с указанными  нормами,  уступка  товарного  знака  может  рассматриваться  как вводящая   в   заблуждение   потребителя относительно   товара   или   его изготовителя, в частности, в случаях,  когда  в  товарном  знаке  содержится обозначение:

- представляющее  собой  государственный  герб,  флаг  или   эмблему;             - указывающее на место производства или сбыта товара  и включенное  в       товарный  знак  как неохраняемый  элемент,   если   товарный   знак     уступается лицу, находящемуся в другом географическом объекте;

      -  зарегистрированное  в качестве  наименования  места происхождения       товара и включенное в товарный знак как неохраняемый  элемент,  если       товарный  знак   уступается   лицу,   не   являющемуся   обладателем       свидетельства на  право пользования   этим   наименованием   места       происхождения товара.

      Кроме того, уступка товарного знака может  рассматриваться как вводящая в  заблуждение  потребителя  относительно  товара  или  его  изготовителя  в случаях, когда она осуществляется в отношении:

     - части товаров,  являющихся  однородными с товарами,  в отношении       которых владелец  товарного знака сохраняет за  собой право на       товарный знак

     -товарного знака, признанного в установленном порядке «общеизвестным»

     - товарного знака, воспроизводящего  промышленный  образец,  право на       который принадлежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему       за   собой   право   на   промышленный образец    товарного    знака,     воспроизводящего фирменное наименование (или его  часть),  право  на       которое принадлежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему       за собой право на фирменное наименование.  

Исключительное право  прежнего владельца прекращается, а исключительное право нового владельца возникает  с  даты  вступления  в  силу  договора  об уступке  (если  более  поздняя  дата  не  предусмотрена  самим   договором).

      Предоставив   лицензию  лицензиату,  владелец  товарного  знака   может разрешить  ему  предоставлять  сублицензии  другим  лицам.   Это   положение специально должно быть зафиксировано в лицензионном  договоре,  в  противном случае сублицензионный  договор,  как  противоречащий  законодательству,  не может быть зарегистрирован и будет  признан  недействительным.  Лицензионный договор может содержать указание на условия сублицензионных договоров.

      Предоставляя  лицензию,  владелец  может   оставить  за   собой   право пользоваться  товарным  знаком  и  даже  предоставлять   лицензии   на   его использование другим лицензиатам.  Зачастую  же,  предоставив  лицензию,  он перестает пользоваться  товарным  знаком  в  период  действия  лицензионного договора.

      Нормы   Закона  содержат  требование  об   обязательном   включении   в лицензионные договоры некоторых существенных  условий,  касающихся  качества продукции, маркируемой лицензионным товарным знаком. Так,  лицензиат  должен гарантировать производство товаров (оказание  услуг),  обладающих  таким  же (или лучшим) качеством, что и товары лицензиара. Несоблюдение этого условия может подорвать авторитет товарного знака лицензиара. Именно  поэтому  Закон предоставляет  лицензиару  право  контролировать  соблюдение  этого  условия гарантии. Закон  не  установил  санкций  за  нарушение  лицензиатом  условий качества товара. Это относится к  компетенции  сторон.  Могут быть применены материальные  санкции.  Отсутствие в  договоре  таких  существенных  условий  препятствует  его  регистрации  в Патентном ведомстве.

      Правомочие  распоряжения  товарным  знаком  может   быть реализовано владельцем  и   путем   заключения   с   заинтересованным   лицом   договора коммерческой концессии. Порядок и условия заключения  договора коммерческой концессии  регламентируются  ГК   РФ.   В   соответствии   с   установленным законодательством порядком для регистрации  договора,  как  уступки,  так  и лицензионного,   владелец   должен   представить   в   Патентное   ведомство соответствующее заявление.

      Процедура  регистрации договоров имеет   одну  особенность.  При  подаче заявления  о  регистрации  не  требуется  представления свидетельства   на товарный знак. Документом, подтверждающим факт регистрации,  служит  решение Патентного  ведомства.  Однако  если  владелец  товарного  знака  представит свидетельство, то в него будет внесена запись о регистрации договора.

      Вместе  с  тем  возможна  ситуация,  когда  договор  не   может   быть зарегистрирован    в    силу    несоблюдения    требований,    установленных законодательством.   Например,   договор   заключен   между неправомочными субъектами, или товарный знак, в отношении которого  заключен  договор,  еще не  зарегистрирован  в  Реестре  (имеется,  например,   только   решение   о регистрации товарного знака). В таких случаях выносится решение об отказе  в регистрации договора, об этом также уведомляются обе стороны договора.

      И еще  один момент, связанный с регистрацией  договора. В соответствии с гражданским законодательством в любой  договор  при  наличии волеизъявления сторон, его заключивших, могут вноситься изменения. Следуя этому  положению, Правила регистрации  договоров  установили,  что  регистрации  в  Роспатенте подлежат  изменения  лицензионного  договора,   касающиеся,   в   частности, определения  сторон  (например,  изменилась  организационно-правовая   форма одной или обеих сторон); предмета договора (например, вместо  предоставления лицензии на использование двух товарных знаков лицензия будет действовать  в отношении лишь  одного  товарного  знака);  вида  передачи  товарного  знака (например, лицензионный договор меняется на  договор об  уступке товарного знака); объема передаваемых прав (например,  срок  лицензионного  соглашения был установлен в пять лет, а теперь он сокращен до трех лет  или,  наоборот, увеличен до восьми лет).

 Для того  чтобы   такие  изменения  были  зарегистрированы, необходима подача  соответствующего  заявления  и  представление  соглашения  сторон  о внесении изменения в ранее зарегистрированный лицензионный  договор.  Подача такого  заявления  сопровождается   уплатой   соответствующей   пошлины;   о регистрации  внесения  изменений  в  договор  стороны   уведомляются   путем направления им соответствующих решений  ведомства  и  экземпляров  договоров (соглашений) с записью о регистрации.

 

 

 

 

 

7. Международные  соглашения по товарным знакам

Протокол к Мадридскому  соглашению о международной регистрации  знаков.

 Российская Федерация  принимает участие в работе  Рабочей группы по Протоколу.  Целью этой работы является  совершенствование Инструкции к  Протоколу, разработка бланков  для подачи заявок на международную  регистрацию, а также установление  связи между Мадридским соглашением  и Протоколом. За счет того, что  Протокол учитывает также интересы  стран, не являющихся участницами  Мадридского соглашения из-за  ряда экономических причин и  нестыковки требований Мадридского  соглашения и норм национальных  законодательств по товарным  знакам, предполагается расширение  круга участников системы международной  регистрации за счет привлечения  США, Канады, Японии, Скандинавских  стран и др. Такое увеличение  числа стран значительно увеличит  объем заявок, поступающих в национальное  ведомство, соответственно возрастут  отчисления для Российской Федерации  из Международного Бюро ВОИС. Этот протокол позволит отечественным  заявителям упростить и удешевить  процесс подачи заявок на регистрацию  товарных знаков в перечисленные  страны. Отечественным заявителям  следует учесть, что подача заявок  на международную регистрацию  в этом случае осуществляется  на основании базовой заявки, а не национальной регистрации.

 

Ниццкое соглашение

Ниццкое соглашение о международной  классификации товаров и услуг  в целях регистрации знаков —1957 год. Российская Федерация является участником Ниццкого соглашения. Заявители  наряду с экспертами национального  Ведомства используют указанную  классификацию для группировки  товаров и услуг, для которых  регистрируются товарные знаки в  соответствии с международной классификацией.  В рамках Ниццкого соглашения действует Комитет экспертов, который принимает решения, касающиеся изменений и дополнений по указанной Классификации. При Комитете экспертов действует Рабочая группа, в функции которой входит изучение мнений различных Ведомств по товарным знакам через проведение соответствующих регулярных опросов, обсуждение результатов этих опросов и предложений национальных Ведомств и Международного Бюро ВОИС. Рабочая группа предлагает проект этих изменений и дополнений на рассмотрение Комитета экспертов.  Специалисты отдела товарных знаков ВНИИГПЭ принимают участие в работе указанной Группы и Комитета как непосредственно, так и через предложения по совершенствованию международной классификации, направляемые в Международное Бюро ВОИС.  Участие специалистов национального Ведомства позволяет совершенствовать работу в области классификации, что весьма необходимо в настоящее время в связи с развитием рынка товаров и услуг в Российской Федерации, созданием смешанных предприятий, выходом большого числа отечественных фирм на мировой рынок. Правильное, точное и скоординированное с мировым опытом применение Классификации товаров и услуг, прогнозирование тенденций развития в этой области позволяет должным образом обеспечить правовую охрану товарных знаков как российских, так и зарубежных заявителей. Важным условием успешного решения этой проблемы является правильный выбор терминологии, поскольку без точного представления существа каждого нового термина товара и услуги невозможен его аутентичный перевод, а следовательно и грамотное применение классификации.

Информация о работе Виды товарных знаков