Влияние мировых финансовых кризисов на финансовый и реальный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – осветить основные причины возникновения мировых финансовых кризисов, оценить их влияние на различные сектора экономики и государство в целом, определить необходимые меры по преодолению кризисов и возможные последствия.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
Мировые финансовые кризисы: понятие, причины, последствия...........................................................................................5
Понятие мирового финансового кризиса…….…………………….....5
Причины и способы проявления мировых финансовых кризисов.....9
Возможные последствия мирового финансового кризиса для государства……………………………………………………………15
Влияние мирового финансового кризиса на финансовый и реальный сектор экономики…………………………………………….....................…20
Подходы к преодолению мирового финансового кризиса........................………………………………………………....20
Оценка степени влияния мирового финансового кризиса на финансовый сектор экономики………………………………………23
Влияние мирового финансового кризиса на реальный сектор экономики……………………………………………………………..27
Антикризисная политика………………………………….........31
Мировой финансовый кризис как последствие финансовой глобализации………………………………………………………….31
Меры, применяемые правительствами ведущих экономик мира...37
Перспективы преодоления мирового финансового кризиса...…….44

Заключение…………………………………………………………...48

Список использованных источников........................................................51

Приложение 1..............................................................................................53

Приложение 2..............................................................................................55

Приложение 3..............................................................................................56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по финансам.docx

— 160.52 Кб (Скачать файл)

На поддержку банковской системы  европейские страны тратят гораздо  меньше Америки. Например, в сентябре 2008 г. правительства Бельгии, Франции  и Люксембурга согласились оказать  банку Dexia финансовую поддержку в  размере 6,4 млрд. евро (более 9 млрд. долл.)[18].

Следует отметить, что Франция вынуждена  будет в текущем году занять 154 млрд. евро для обеспечения обещанных  гарантий национальным предприятиям, т.к. запасы государственных инвестиционных фондов истощены.

В начале апреля в Лондоне прошел саммит G20, где лидеры двадцати стран  собрались, чтобы найти пути выхода из глобального кризиса.  Совместные усилия стран, как указано в итоговом Коммюнике (London Summit - Leaders’ Statement), будут сосредоточены на следующих 6 направлениях.

  1. Восстановление уверенность, экономического роста и рабочих мест.
  2. Укрепление финансовой системы для обновления кредитования.
  3. Усиление контроля за финансовыми рынками.
  4. Финансирование и реформирование международных финансовых институтов для преодоления текущего кризиса и избежания нового.
  5. Продвижение международной торговли и отмена протекционизма для поддержания процветания.
  6. Построение устойчивого роста национальных экономик, основанного на экологически чистых технологиях.

В целом G20 выделит Международному валютному фонду (МВФ), Мировому банку  и другим международным институтам 1,1 трлн. долл. Из них 750 млрд. пойдут на увеличение ресурсов МВФ, включая 250 млрд. на выпуск новых СДР (специальные права заимствования), 250 млрд. на поддержание мировой торговли, 100 млрд. на кредитование стран с низкими доходами через систему многосторонних банков развития (MDBs, multilateral development banks). В целом, объем средств, направленных на решение проблем национальных экономик, по словам Премьер-министра Великобритании, может составить 5 трлн. долл. до конца следующего года, что должно обеспечить рост производства на 4%.

Из вышеизложенного можно  сделать вывод, что во многом антикризисные программы стран мира похожи. Они все сосредоточены на реализации мер в трех 3 основных направлениях:

  • восстановление банковской и финансовой системы через вливание финансовой ликвидности,
  • поддержание незащищенных слоев населения,
  • стимулирование внутреннего спроса через систему государственных расходов, поддержки системообразующих компаний и отраслей (таких как автомобилестроение, строительство).

Отличие позиции европейских  стран и Америке в борьбе с  экономическим кризисом было подчеркнуто  на саммите G20. Руководители Франции и Германии сошлись во мнении, что государство не должно проводить крупномасштабные вливания в экономику, дотировать убыточные компании, так как это приведет к росту бюджетного дефицита и инфляции. Напротив, США настаивают на больших вливаниях в экономику. Китаю в планах администрации Обамы отводится роль кредитора американской экономики.

 

 

 

 

3.3 Перспективы преодоления мирового финансового кризиса

 

Экономисты уже сегодня пытаются заглянуть по ту сторону финансового кризиса и угадать, как он изменит мировую экономику. Всемирный экономический форум (ВЭФ) выпустил большой доклад «Будущее мировой финансовой системы», посвященный этой проблеме. В нем он предложил четыре сценария. Они достаточно сильно отличаются друг от друга, и сказать, который из них реалистичнее, сложно.

В отчете ВЭФ отмечает, что  эпоха мощного роста, длившаяся  более двух десятилетий, подошла  к концу. Сейчас финансовым институтам приходится работать в условиях сокращения кредитов, замедления экономического развития и усиления влияния государства. Эти и другие факторы, действие которых  было запущено кризисом, приведут к  изменению картины мировой экономики. Специалисты ВЭФ считают, что  развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев.

Первый называется «Финансовый  регионализм». Согласно ему, экономика  развитых стран – США и Европы – продолжает замедляться. Рост ВВП  здесь не превышает 1,2% в год. Параллельно  с этим развивающиеся страны наращивают темпы роста. Их ВВП составляет 9% в год. И, чтобы оградить себя от влияния  развитых стран, их идей, они разрывают  связи с ними, формируя свой блок. США оказываются в изоляции. Их экономическая связь с миром  сводится к туризму и покупке  энергоресурсов. Вопрос энергетической безопасности становится главным.

Доллар и евро перестают  быть единственными резервными валютами. Центр экономики смещается на восток, причем в Азии на лидирующие позиции выходит Китай. Мир, таким  образом, распадается на три силы: Демократический торговый альянс, ведомый  США, Евросоюз и Восточное интернациональное экономическое сообщество, где лидером выступает Китай.

Второй сценарий носит  название «Воссозданный западный центризм». По нему, наоборот, развивающиеся экономики  понесут наибольшие потери. И лидерство, как экономическое, так и моральное, сохранят западные страны. Рост мирового ВВП составит 3,6%, причем на развивающиеся  страны придется 6%, а на развитые – 3,1%. Будет создан новый наднациональный  регулирующий орган. Тем не менее, в ходе реформ интересы развивающихся стран не будут учитываться в должной степени.

В результате происходит маргинализация развивающихся рынков. Растут поставки инновационных продуктов и услуг  из США и Европы. Такой сценарий предполагает возникновение нового кризиса.

Третий сценарий под названием  «Изолированный протекционизм» является самым пессимистичным. Мир раздирают  конфликты. Рецессия обрушивается на все  страны, и они изолируются друг от друга, преследуют исключительно  собственные интересы, предъявляя друг другу претензии, проводя политику протекционизма и популизма. Усиливаются  конфликты на почве нехватки энергоресурсов, масло в огонь подливает терроризм  и природные катастрофы.

Мировой ВВП снижается  до 2,3%. Усиление контроля над капиталом  и людскими ресурсами добавляет  негатива. Евросоюз к 2014 году распадается  из-за противоречий между его членами. Банки национализируются, доверие  уходит из мировой экономики.

И четвертый, самый оптимистичный  – «Сбалансированная многосторонность». По нему, сначала экономика впадет в глубокую стагнацию. Мировой ВВП сократится до 2,5%. Но по мере того как США будут сталкиваться все с новыми кризисами, а развивающиеся страны завязнут в своих неразрешимых проблемах, мир осознает, что сотрудничество – единственный шанс выбраться из ямы. Повышается понимание значимости общемирового управления и того, что решать проблемы следует сообща.

Постепенно мировой ВВП  увеличивается до 3,6%, причем основной вклад вносят развивающиеся страны. США и ЕС продолжают проходить  через стадию борьбы с дефляцией, их ВВП растет медленнее – 1,8%. То есть экономика становится интегрированной, но страны БРИК усиливают свое влияние в мире. Создаются новые общие принципы риск-менеджмента. 
Точно можно сказать о том, что мир выйдет из кризиса более жестким. Кризис — это механизм очищения экономики от слабостей. Будет улучшен менеджмент крупнейших компаний, сокращены издержки, повышено качество продукции. России придется конкурировать в более жестком мире. Это вызов, который при правильном понимании происходящего властями и деловой элитой заставит сделать отечественную экономику более конкурентоспособной.

Кризисная ситуация открывает  окно возможностей. Кризис 98-го стал именно окном возможностей. Реформы, которые не проходили до того по политическим соображениям, в результате кризиса оказались реализованными — от налоговой до реформы систем фискального федерализма. Сейчас ситуация схожая. Кризис позволяет всерьез работать над программой необходимых для страны реформ, забыв о политических ограничениях. Сегодня в повестке дня пенсионная реформа, реформа «Газпрома», ЖКХ, новая волна приватизации, военная реформа, сокращение круга бюджетных статей, которые являются секретными, прозрачность процедуры принятия государственных решений, гарантии частной собственности, независимость судебной системы. Все это в докризисные времена обсуждалось, но было нереализуемо на практике.

Кризис приведет к политическим последствиям. Управлять Россией  при цене на нефть 140 долларов за баррель и 50 долларов за баррель — это разные задачи. Это изменит условия работы российских властей. Возможны два варианта развития событий — либерализация режима и попытка его ужесточения. Ужесточение режима может быть успешным в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе этот курс лишь прокладывает дорогу к новым потрясениям, которых в России XX века уже было достаточно.

Однако, отказ от либеральной политики стоит дорого. Нынешний кризис нельзя отрывать от предшествующих 200 лет экономической истории. Они показали, что создание либеральных институтов открывает дорогу многократному, по сравнению с предшествующими тысячелетиями, ускорению экономического роста. Ускорение экономического роста, урбанизация, рост продолжительности жизни, связанные с созданием либеральных институтов (условно говоря — по Адаму Смиту), вносят дополнительные элементы нестабильности, связанные с изменениями мировой конъюнктуры. Но даже в условиях кризиса стоит помнить, что пока эти институты отсутствовали, никакого среднедушевого роста ВВП на протяжении тысячелетий не было.

Если говорить о долгосрочном прогнозе развития мировой экономики, то страны, которые имеют преимущества догоняющего развития, такие как  Китай, Индия, Бразилия и Россия, вероятно, будут расти быстрее, чем мировая экономика в целом.

Мировая экономика пройдет  еще не через один кризис. Надо учитывать, что наиболее распространенный диапазон проявления периодов замедления темпов экономического роста на протяжении последних 200 лет — от 5 до 10 лет[18].

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ответ на стремительное  распространение кризисных явлений  Центральные банки и другие финансовые регуляторы пострадавших от кризиса  стран предпринимают меры, направленные на устранение кризисных явлений, охвативших финансовые рынки и, как следствие, реальный сектор экономики, а также  на повышение прозрачности финансовой системы.

В первую очередь усилия государственных органов нацелены на устранение шоков ликвидности  и предотвращение массового банкротства  финансовых институтов. С момента  возникновения первых проблем на финансовых рынках регуляторы обеспечивают финансовые рынки дополнительной ликвидностью. Модель финансового регулирования, сложившаяся в развитых странах, стремительно трансформируется из свободного либерализма в преобладающее  государственное регулирование[17,c.3].

Сегодня масштаб вмешательства  государства в экономику впечатляет. В качестве примера такого вмешательства  в США можно привести покупку  инвестиционного банка Bear Sterns банком J.P. Morgan при поддержке ФРС, национализацию квази - государственных ипотечных  агентств "Фэнни Мэй" и "Фредди Мак" и страховщика AIG и т.д. Банк Англии предпринимал подобные меры при  спасении банка Northern Rock, пострадавшего  из-за чрезмерной зависимости от международного рынка секьюритизации, а также  ипотечного банка Bradford & Bingley.

Антикризисные меры в России направлены на предотвращение резкой девальвации рубля, обеспечение  ликвидностью банковского сектора, спасение банков-банкротов и помощь крупным корпорациям в погашении  иностранных кредитов[21]. Представители Министерства финансов, ЦБ и Правительства своими выступлениями пытаются предотвратить массовую панику и приостановить отток вкладов населения из банковской системы. Вместе с тем, недостаток ликвидности и изъятие депозитов наблюдается в большинстве банков, ипотечные программы и автокредиты приостановлены, финансовые и производственные компании снижают издержки и сокращают штат. Так же, как регуляторы США и Великобритании, российские власти осуществили санации нескольких банков (КИТ Финанс, Собинбанк, Связьбанк, Глобэкс, ВЕФК).

Проводя в жизнь антикризисную  политику, правительства активно  тратят деньги налогоплательщиков и  направляют их на спасение неликвидных  финансовых институтов. С одной стороны, такие меры направлены на восстановление финансовой стабильности и предотвращение распространения проблем на другие финансовые институты и сектора  экономики. С другой стороны, налогоплательщики  фактически расплачиваются за высокорискованные  спекулятивные операции с производными инструментами, недостатки существующей системы регулирования, мошенничества  финансовых посредников и другие операции рыночных игроков[17,c.3].

По сути, по счетам платят в первую очередь обычные люди, которые теряют работу, не могут  заплатить по закладной и страдают от других неприятных событий. Так, например, в России лоббисты недавно предлагали отменить закрепленную законодательством  обязанность работодателей о  выплате двойного оклада работнику, попавшего под сокращение.

Конечно же то, насколько  предпринимаемые сегодня меры окажутся эффективными, покажет время. Безусловно, действия правительств замедлили разрастание кризисных явлений в экономике и окончательный коллапс мировой финансовой системы. Вместе с тем, кризисные явления распространились по всему миру. Мировые индексы показывают беспрецедентное падение. Пока антикризисные меры снизили, но не сняли напряженность на финансовых рынках.

В результате, несмотря на впечатляющий объем уже предпринятых "пожарных" мер, назрела необходимость стратегических изменений к подходам регулирования  финансовых рынков и управления рисками. Кредитный кризис показал, что регуляторам нужно пересмотреть общие подходы к государственным и корпоративным финансам, скорректировать регулирование отдельных групп участников рынка (инвестиционных компаний, банков, рейтинговых агентств и прочих) в соответствии со спецификой их деятельности, пересмотреть раскрытие информации о сложных финансовых инструментах, и взглянуть на экономику через призму недавних событий. Похоже, глобальное общество потребления столкнулось с необходимостью критически пересмотреть сложившийся уклад жизни. Все уроки кризиса необходимо учесть, не переборщив с государственным вмешательством, а сделать это совсем непросто.

Информация о работе Влияние мировых финансовых кризисов на финансовый и реальный сектор экономики