Денежное обращение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности денежного обращения, закон денежного обращения.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность понятий «денежное обращение», «закон денежного обращения», «денежная масса и денежная база».
2. Рассмотреть особенности наличного и безналичного обращения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Денежное обращение и денежная система
1.1 Понятие денежного обращения…………………………………………5
1.2 Наличное денежное обращение…………………………………………6
1.3 Безналичное денежное обращение……………………………………...8
1.4 Закон денежного обращения……………………………………………13
1.5 Проблемы денежного обращения в России……………………………15
2. Денежный рынок
2.1 Понятие денежного рынка………………………………………………17
2.2 Спрос и предложение денег…………………………………………….22
2.3 Равновесие на денежном рынке………………………………………...23
2.4 Денежная масса и денежные агрегаты…………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.70 Кб (Скачать файл)

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковскими обычаями в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам; в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии - кредитовым. В России до революции было широко развито вексельное обращение.

В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов согласно утвержденным стандартам. Расчетные документы действительны в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.

Второй принцип организации расчетов - осуществление их преимущественно по счетам кредитных организаций. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст. 30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом [2].

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета - друг у друга (заключается договор корреспондентского счета), в обязательном порядке - в учреждениях Банка России.

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления ,списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов)с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ (ст. 190-195)[1].

Значение принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Важнейший принцип организации безналичных расчетов - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. Каждое предприятие является одновременно покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов и других материальных ресурсов для осуществления производства), оно контролирует своевременность и правильность исполнения своих обязательств перед кредиторами в соответствии с договорами с тем, чтобы обеспечить нормальные хозяйственные связи со своими контрагентами.

Банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, осуществляют контроль за соблюдением ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, в частности на Западе, принимают на себя весь контроль запроведением расчетов.

         Коммерческие банки могут осуществлять следующие функции:

-вводить расчеты  путем зачета взаимных требований;

-организовывать  расчетные центры для совершения  расчетов обслуживаемой клиентуры;

-открывать корреспондентские субсчета в других банках.

Основная задача банков в работе по расчетам кассовых оборотов состоит в достижении наибольшей достоверности и реальности в определении наличной денежной массы, находящейся в обороте.

В связи с реформами в России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговых, не было принято столько законных и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов.

Между налично- денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы в другую, меняя  форму  наличных  денежных знаков на депозит в банке – непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег.

Таким образом, наличное и безналичное обращения образуют общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

1.4 Закон  денежного обращения

Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом[5].

Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.

При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения. При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно- денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег,потребных   для   обращения.   При   таком   положении   стабильность   денег пошатнулась, стало возможными обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнения его комножеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.

Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению.

В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения.Согласно классической теории Л. Маршала и И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:

MY= P*Q,                                                                                      (1.3)

где М- масса денег;

Р- цена товара;

Y- скорость обращения денег;

Q-количество товаров, представленных на рынке.

1.5 Проблемы денежного обращения  в России

В конце ХIХ в. в России наблюдался очевидный и уверенный подъем производительных сил, особенно в промышленности. Так, из 1292 русских акционерных компаний, действовавших в 1903 г., 794 были учреждены за 1892-1902 гг., а из 241 иностранной компании - 205 появились в России в указанное десятилетие. В 90-е годы прокладывалось ежегодно в среднем 2,5 тыс. верст новых железнодорожных магистралей (этот показатель никогда не был впоследствии превышен). За время министерства С. Ю. Витте в Россию было инвестировано из-за границы около 3 млрд. руб. Существенно изменялись главные статьи бюджета, что подтверждало экономический динамизм                [ http://www.referat.ru/referats/view/3136].

За эти восемь лет государственные доходы увеличились почти на 40% , а расходы более, чем на 60%. За эти годы у России лишь трижды было положительное сальдо, и казалось бы, что опасения и страхи за судьбу экономики были вполне обоснованными. Но Россия не приближалась к финансовому банкротству, как о том писали и говорили в то время. Разница погашалась за счет иностранных займов, значительная часть которых шла на производительные нужды, в первую очередь на железнодорожное строительство. Подобная практика не была наилучшей, но она позволяла не только обеспечивать текущую стабильность финансовой системы, но и способствовала развитию важнейших элементов индустриальной инфраструктуры [http://www.referat.ru/referats/view/3136].

В частновладельческой экономике наблюдалась деловая бурная активность, подтверждавшая правильность проводимого экономического курса. Однако вскоре ситуация резко ухудшилась. Изменение мировой экономической конъюнктуры привело сначала к спаду деловой активности, а с 1900 г. - и к кризису в отраслях производства, интенсивно развивавшихся в 90-е годы: металлургии, машиностроении, нефте- и угледобыче, электроиндустрии. Иностранные фирмы одна за другой терпели банкротства. В деловых российских кругах царили уныние и растерянность, которые усугублялись громкими крахами нескольких ведущих отечественных промышленных и финансовых групп: П. П. фон Дервиза, С. И. Мамонтова, А. К. Алчевского. Все это активизировало противников министра финансов, во весь голос заговоривших о том, что его политика - авантюра. Особенно большой общественный резонанс вызвало крушение дела Саввы Мамонтова, известнейшего предпринимателя и мецената. Беспощадная молва приписывала его падение не экономическим факторам, а исключительно злой воле министра финансов и якобы стоявших за ним “еврейских банкиров”.

Коренная причина была, конечно же, другая. Экономический кризис начала ХХ в. наглядно продемонстрировал, что интервенционное раскручивание экономики имеет свои логические пределы. Государственная власть при самых благих намерениях ее проводников и носителей построить органичную капиталистическую систему не может. Казенный карман, казенная субсидия, государственное вспомоществование могут быть важными, но не могут быть долго единственными опорами частновладельческого хозяйства. Здоровая и продуктивная хозяйственная среда формируется и функционирует на основе саморегуляции, при сохранении за государственными институтами лишь некоторых законотворческих и контрольных функций. В пореформенной России воздействие государственной системы на хозяйственное развитие было во многих случаях преобладающим, особенно в тех случаях, когда это касалось больших финансово-промышленных проектов, многие из которых инспирировались государственными органами и находились под их патронажем, а часто и на их содержании. Поэтому темпы, интенсивность и масштабы хозяйственных усилий далеко не всегда диктовались внутренними экономическими факторами, естественными и обусловленными процессами.

Информация о работе Денежное обращение