Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности, целей и последствий денежно-кредитной политики и ее роль в государственном регулировании экономики, этапы формирования и основные направления денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
В рамках курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность кредитно-денежной политики;
- проанализировать кейсианскую и монетаристскую теории кредитно-денежной политики;
- рассмотреть основные виды кредитно-денежной политики;
- рассмотреть этапы формирования денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
- рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики на 2009 год в Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАААААААЧЧЧЧЧЧ!!!!!!!!!.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Современная денежно-кредитная  политика представляет собой результат  длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.

Денежно-кредитная политика является важнейшей концепцией регулирования  экономики страны. Она способствует решению следующих задач: закреплению и развитие тенденций устойчивого роста экономики, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции и др. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. - таковы ее промежуточные и конечные цели.

В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный  Эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются центральный банк Российской Федерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект денежно-кредитной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе  динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Целью курсовой работы является изучение сущности, целей и последствий  денежно-кредитной политики и ее роль в государственном регулировании  экономики, этапы формирования и  основные направления денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.

В рамках курсовой работы были поставлены и решены следующие  задачи:

- рассмотреть понятие  и сущность кредитно-денежной  политики;

- проанализировать кейсианскую  и монетаристскую теории кредитно-денежной  политики;

- рассмотреть основные виды кредитно-денежной политики;

- рассмотреть этапы  формирования денежно-кредитной  политики в Республики Беларусь.

- рассмотреть основные  направления денежно-кредитной политики  на 2009 год в Республики Беларусь.

Объектом курсовой работы выступает система кредитно-денежного регулирования.

       Предметом  курсовой работы являются формы,  методы и инструменты государственного  регулирования экономики посредством  кредитно-денежной политики на  современном этапе.

 При написании курсовой  работы были использованы теоретические работы отечественных и зарубежных авторов, материалы периодических изданий и официальный сайт Национального банка республики Беларусь.

Курсовая работа состоит  из введения, трех разделов общей части, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Сущность, цели  и инструменты   денежно-кредитной политики

 

1.1Понятие,  цели и инструменты денежно-кредитной политики

 

Начнем с того, что  интересует всех – деньги. Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Их экономическая природа предполагает непрерывность обращения. Временно свободные денежные средства должны аккумулироваться и превращаться в инвестиции. Специальной организацией, обеспечивающей движение денег, является банк. Банковская система является основной в кредитной системе страны, которая  включает в себя совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также совокупность кредитных институтов, способных  мобилизовать временно свободные денежные средства, превратить их в кредиты, и, в конечном счете - в инвестиции. Во главе банковской системы стоит Центральный Банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, то есть сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и т.д.  Изначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время к этой функции постепенно добавились еще две: контроль за денежным обращением в стране и контроль за деятельностью коммерческих банков.

А вот сфера деятельности частных банков – это широкий  спектр финансово-кредитных операций: прием вкладов и выдача кредитов, посредничество в платежах, операции с ценными бумагами, размещение государственных займов, консультации по кредитно-финансовым вопросам и т.п. Наличие в рыночной экономике коммерческих банков приводит к тому, что они увеличивают предложение денег в период инфляции,  так как им это выгодно, и сокращают в период депрессии, способствуя тем самым усилению циклического развития. Их нерегулируемая деятельность приводит  к колебаниям деловой активности. Поэтому за деятельностью частных банков необходим контроль государства. Такой контроль осуществляется в рамках государственной денежно-кредитной политики.

    В зависимости от сферы общественных отношений можно говорить об экономической политике, социальной, культурной, технической и другой. Денежно-кредитная политика- это лишь одна грань широкого спектра политики, проводимой государством и банками в их деятельности.

В современной экономической практике нет однозначного понимания дефиниции  «денежно-кредитная политика». Во многих финансово-экономических словарях данный термин просто отсутствует. Статья 4 Банковского кодекса Республики Беларусь также не дает точного определения термина «денежно-кредитная политика». Согласно «Большому экономическому словарю» под редакцией А. Н. Азрилияна: « Политика денежно-кредитная – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса».[1,c.124]

Денежно-кредитная политика является важнейшей концепцией регулирования  экономики страны. Она способствует решению следующих задач: закреплению  и развитие тенденций устойчивого роста экономики, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции и др. Осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк. В процессе денежно-кредитного регулирования  он воздействует на параметры кредитно-денежной сферы и передает необходимые импульсы в сферу производства.

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

   Различают промежуточные  и конечные цеди денежно-кредитной  политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Приоритетной целью монетарной политики являются стабильный уровень цен в стране. Достичь названных целей можно, только правильно выбрав промежуточные ориентиры. В качестве последних могут выступать: объем денежной массы, уровень процентной ставки и обменный курс. Эти цели непосредственно относятся к деятельности центрального банка и реализуются в рыночной экономике посредством косвенных инструментов. В западной экономической литературе существует мнение, согласно которому промежуточные цели не относятся ни к инструментам денежно-кредитной политики центрального банка, ни к реальным целям этой политики, но представляют собой промежуточные звенья в передаточном механизме, соединяющим инструменты центрального банка и его цели.

В большинстве стран мира для  денежно-кредитного регулирования  используются общие и селективные  инструменты. К общим относят:

      • Операции на открытом рынке;
      • Нормы обязательных резервов;
      • Учетная ставка процента.

   Селективные инструменты  применяются для регулирования  кредитной сферы. Для этого  центральный банк изменяет доступность  некоторых вводов кредита посредством  контроля, регулирования риска и  ликвидности банковских операций. Для регулирования денежно-кредитного рынка используются также такие рычаги, как:

        • Рефинансирование банков;
        • Валютное регулирование;
        • Установление ориентиров роста денежной массы;
        • Прямые количественны е ограничения.

  Одним из инструментов  кредитной политики является и выборочный кредитный контроль, проводимый в коммерческих банках. Он применяется для регулирования условий предоставления кредитов различных видов. Однако основными каналами регулирования денежно-кредитной политики являются нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке и учетная ставка процента.

  Операции  на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемой в большинстве стран мира. В широком смысле они включают операции на таких сегментах финансового рынка, как фондовый, валютный, кредитно-депозитный. Операции на открытом рынке проводятся по инициативе или с согласия центрального банка и выполняют, как минимум, три основные функции:

1.обеспечивают регулирование  недостаточной или избыточной  ликвидности банковской системы;

2.корректируют процентные ставки  финансового рынка;

3.информируют участников рынка  о возможных и желаемых для  центрального банка изменениях  рыночной конъюнктуры.

   В содержательном  смысле операции открытого рынка  заключаются в покупке-продаже центральным банком государственных ценных бумаг, высокодоходных частных финансовых инструментов, а также, золота, валюты. При продаже ценных бумаг поглощаются свободные финансовые ресурсы денежно-кредитного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции. При их покупки происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности  коммерческих банков и возникают благоприятные условия для  кредитной экспансии.

   Эмиссия государственных  ценных бумаг позволяет не только изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих данные ценности, но и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Очевидны преимущества использования такого регулятора в периоды высокой инфляции.

Операции на открытом рынке влияют также на цены облигаций, акций, недвижимости и других внутренних активов и поэтому сказываются не только на состоянии денежно-кредитного рынка, но и на смежных секторах экономики.

Одна из причин использования этого  инструмента заключается в том, что центральный банк может точно предсказать влияние этих операций на денежную базу. Операции на открытом рынке являются наиболее гибким инструментом денежно-кредитной политики и широко используется в тех странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух остальных инструментов денежно-кредитной  политики. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Изменение нормы обязательных резервов воздействует на уровень ликвидности банковской системы; объемы кредитования; выступает средством контроля и регулирования объема денежной массы, находящейся в обороте, а также служит гарантией интересов вкладчиков.

Резервирование части депозитов  направлено на ограничение возможности  коммерческих банков увеличивать денежную массу, т.к. при осуществлении кредитования они обладают способностью самостоятельно создавать дополнительные деньги. Если норма обязательного резервирования возрастает, сокращаются избыточные резервы банков и мультипликатор денежного предложения уменьшается. Повышение нормы резерва, напротив, ведет к «сжатию» денежной массы. Нормы обязательных резервов позволяют:

    • регулировать в долгосрочной перспективе спрос коммерческих банков на деньги центрального рынка;
    • влиять на уровень рыночных процентных ставок, так как изменение объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих рынков.

Нормы резервирования –  мощные средства наращивания или  сокращения кредитных ресурсов, а  следовательно, и один из наиболее действенных  инструментов регулирования предложения  денег в экономике. В то же время резервные требования являются в значительной мере административным инструментом денежного регулирования. Они глобально, сильно и пролонгировано воздействуют на ликвидность коммерческих банков, объемы их активных и пассивных операций. Поэтому изменения нормы обязательных резервов следует проводить осторожно.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь