Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности, целей и последствий денежно-кредитной политики и ее роль в государственном регулировании экономики, этапы формирования и основные направления денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
В рамках курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность кредитно-денежной политики;
- проанализировать кейсианскую и монетаристскую теории кредитно-денежной политики;
- рассмотреть основные виды кредитно-денежной политики;
- рассмотреть этапы формирования денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
- рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики на 2009 год в Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАААААААЧЧЧЧЧЧ!!!!!!!!!.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Эти и другие вопросы  современной денежно-кредитной политики активно обсуждаются в современной  экономической теории.

 

2.2 Кейнсианская модель денежно-кредитной  политики

 В экономической теории и политике сложились два подхода к проведению денежно-кредитной политики: кейнсианская и монетаристская модели.

В качестве целевого ориентира в  кейнсианской модели выступает ставка процента. Изменение денежного предложения приводит к новому равновесию на денежном рынке и обеспечивает необходимый уровень ставки процента. Ставка процента определяет размер инвестиционных расходов в экономике, а следовательно, объем национального производства и уровень занятости. Согласно утверждениям кейнсианцев, для поддержания стабильности необходимо поддерживать определенный уровень ставки процента, а для обеспечения экономического роста следует «сливанием» денежной массы обеспечить снижение ставки процента.

Схематично передаточный механизм в кейнсианской модели денежно-кредитной  можно изобразить следующим образом :

На графиках мы видим, как увеличение денежной массы (с Мs1 до Мs2) приводит к уменьшению ставки процента (с i1 до i2), а это вызывает рост инвестиций (с I1 до I2) и увеличение национального продукта (с Y1 до У2).

 


Проведение денежно-кредитной политики через регулирование ставки процента приводит к ряду проблем:

1. Циклический эффект  использования ставки процента. Например, на фазе подъема рост  национального производства приводит  и к росту спроса на деньги, а следовательно, повышается ставка процента. Если правительство считает целевым ориентиром денежно-кредитной политики поддержание стабильного процента, то оно будет вынуждено для снижения процентной ставки увеличить денежные «вливания», что негативно скажется на состоянии экономики, находящейся на подъеме, так как она уже и так находится на грани инфляционного бума.

2. Существование денежных  временных лагов. Изменения денежного  предложения оказывает влияние  на национальный продукт по  истечении довольно продолжительного  промежутка - по оценкам М. Фридмена, от 6 месяцев до 2 лет.

3. Наличие эффекта  обратной связи. Если Центральный  банк простимулировал увеличение  национального производства, обеспечив снижение ставки процента вливанием дополнительной массы, то рост национального продукта, в свою очередь, вызовет рост спроса на деньги, а следовательно, повышение ставки процента.

4. Возникновение так  называемой «ликвидной ловушки». В этом случае ставка процента  приблизилась к своему минимально  возможному значению, и поэтому прирост предложения денег не может ее понизить и стимулировать инвестиционный спрос и увеличение национального продукта.

     Мы  видим, что иногда рост предложения  денег не имеет стимулирующего эффекта.

5. Противоречие между  целями внутренней и внешней  стабильности. Например, в период подъема Центральный банк, борясь с инфляцией, сокращает денежное предложение. Он пытается достичь внутренней стабильности. В результате уменьшения денежного предложения ставка процента поднимается. Это привлекает иностранных инвесторов. Курс национальной валюты повышается, товары данной страны становятся относительно дороже, следовательно, экспорт уменьшается, импорт увеличивается. Возникает дефицит платежного баланса страны, что характеризует внешнюю нестабильность.

.

 

2.3 Монетаристская модель денежно-кредитной политики

 

Новый всплеск интереса к роли денег возник в связи  с инфляционными процессами, периодически возникавшими в разных странах, поскольку  последователи Дж. Кейнса обращали основное внимание на проблемы спада  и депрессии.

Современный монетаризм возник в качестве оппозиции прежде всего кейнсианству. В противовес последователи Дж. Кейнса М. Фридмац показал, что правильная монетаристская политика играет важную роль в период не только инфляции, но и депрессии.

            Логика монетаристского подхода основывается на уравнении обмена:

 

                                            М * V = Р * Q,

 

то есть на тезисе, что  увеличение денежной массы прямо  влияет на ВВП. Поэтому в условиях полной занятости увеличение денежной массы приводит лишь к повышению уровня цен, то есть к инфляции.

По мнению монетаристов, экономическая нестабильность порождается прежде всего неправильным денежно-кредитным регулированием, использованием кейнсйанской модели денежно-кредитной политики.

В качестве основного целевого ориентира монетаристы предложили регулирование денежной массы (темпы роста денежного предложения), что означает контроль над инфляцией.

М. Фридмен выступил за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение ежегодно расширяется в таком же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП — на 3—5% в год. Таким образом, с точки зрения монетаристов, можно в значительной степени устранить макроэкономическую нестабильность. Постоянный рост темпа денежной массы ликвидирует инфляционное расширение из-за недостатка денежных средств. Движение и спад также ликвидируется, так как экономика постоянно подпитывается денежными ресурсами, которые стимулируют совокупный спрос, а следовательно, и рост производства.

Монетаристы придают  деньгам большее значение, считая, что именно денежное предложение  составляет существенный фактор, определяющий уровень производства, занятости  и цен.

   В ряде стран  было введено таргетирование денежной массы — установление верхнего и нижнего предела роста денежной массы на предстоящий период (США, Великобритания, Канада, Япония). Монетаристские меры доказали свою эффективность, прежде всего, в борьбе с инфляцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Денежно-кредитная  политика в Республике Беларусь

 

3.1 Этапы формирования денежно-кредитной  политики Республики Беларусь.

 

Как и в других странах  бывшего СССР, денежно-кредитная  политика Беларуси возникла на основе весьма специфической денежно-кредитной  системы административно-командного типа. С точки зрения анализа институциональной динамики важно то, что она характеризовалась полным монополизмом государства в этой сфере, нерыночными методами формирования и распределения заемных фондов, а также жестким разделением наличного и безналичного денежного обращения. Вместе с тем денежно-кредитная политика СССР была весьма мощной.

Рассмотрим этапы формирования денежно-кредитной системы нашей страны более подробно.

 

Начальный этап институциональной трансформации  денежно-кредитной политики Республики Беларусь (с начала 1990-х гг. до 1994 г.). Точную дату начала институциональной трансформации денежно-кредитной политики  страны определить невозможно. Коммерческие банки начали появляться в республике еще в период СССР (первым стал Минский инновационный банк, созданный в 1988 г.; позже преобразован в Приорбанк), а законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банковской деятельности в Республике Беларусь" были приняты в 1990 г.

 В 1991 г. начался  бум образования банков второго уровня. Только в этом году их было учреждено 14, в последующие годы создавалось по 5—10 новых банков (вплоть до 1995 г., когда их число достигло 49). В начале 1992 г. была осуществлена либерализация цен, установлена котировка иностранных валют к бывшему союзному (ставшему российским) рублю, банки стали принимать депозиты в иностранной валюте. В марте 1992 г. в обращение введен белорусский рубль (так называемый «зайчик»). Сначала он выступал в качестве суррогатного российского рубля и обращался параллельно с ним. Цель введения "зайчика" заключалась в недопущении кризиса наличности. Белорусский рубль был жестко зафиксирован к российскому рублю по курсу 1:10, но с августа 1994 г. был признан единственным законным платежным средством в республике.

Динамика банковской системы в этот период характеризовалась следующими тенденциями.

Несмотря на то, что  в нашей стране существовали относительно крупные банки, созданные на основе бывших специализированных государственных (Сбербанк, Белагропромбанк, Белпромстрой-банк, Белвнешэкономбанк), их собственный капитал и ресурсная база быстро обесценились. Что касается других банков, большинство из них являлись мелкими, располагая собственным капиталом в размере не более 5—10 млн. долл. США. Многие из этих банков были ориентированы на обслуживание буквально одного или нескольких корпоративных клиентов.

Кроме того, что в данный период не существовало нормальных механизмов, обеспечивающих контроль за использованием кредитов, банки действовали в условиях гиперинфляции и резкого сокращения реальной ресурсной базы. Два года подряд потребительские цены увеличивались более чем в 20 раз. Коэффициент монетизации, отражающий масштаб ресурсной базы банковской системы, сократился практически на порядок.

Для противодействия  спаду экономики осуществлялась кредитная поддержка отдельных ее отраслей, прежде всего сельского хозяйства и строительства, приводившая к эмиссии. Такое проинфляционное финансирование, с одной стороны, стало фактором того, что в Беларуси удалось сохранить агропромышленный комплекс, а темпы общеэкономического спада были ниже, чем в других странах бывшего СССР, с другой- порождало затяжную гиперинфляцию. Несмотря на то, что процентные ставки в номинальном выражении нередко превышали 400% годовых(в декабре 1994г. ставка рефинансирования Национального банка была установлена на уровне 480% годовых), в реальном – они были отрицательными. Это делало практически невозможным долгосрочное рублевое кредитование инвестиционных проектов на рыночных принципах. Банки зарабатывали прибыль на спекулятивных операциях и кредитовании торгово-посреднической деятельности за счет маржи. Что касается заемщиков, то для многих из них "кредит" сам по себе в указанный период был чем-то вроде субсидии, так как при темпах инфляции, составляющих 20—30% в месяц, сумма задолженности обесценивалась очень быстро (даже включая процентные платежи). Началась долларизация экономики. В 1994 г. сумма депозитов в иностранной валюте превысила сумму в рублях. Таким образом, в течение этого этапа ситуация способствовала рентоориентированному поведению, основанному на использовании кредитных ресурсов коммерческих банков, получаемых под отрицательные ставки(минус 90-100% годовых). При этом данные кредитные ресурсы часто выдавались под льготные процентные ставки на значительные сроки.

 

Выход из гиперинфляции (1995 г.). Период с 1992 г. по 1994 г. является если не рекордным, то почти таковым в том отношении, что гиперинфляция обычно длится не более года. В Республике Беларусь она продолжалась значительно дольше (около 2 лет).

В конце 1994 г. Национальный банк установил ставку рефинансирования на уровне 480% годовых, что было сопоставимо с месячным темпом инфляции. Это резко повысило спрос на белорусские рубли со стороны банков, нефинансового сектора и позволило относительно быстро стабилизировать валютный курс. В течение 1995г. значительно снизился коэффициент долларизации, а темпы инфляция сократились с более 20% в месяц до менее 5%. В целом за 1995г. цены возросли примерно в 3,4 раза, что по сравнению с 1994г., когда они возросли более чем в 20 раз, было неплохим результатом.

Следует отметить, что, несмотря на преобладание позитивных тенденций  в денежно-кредитной системе, продолжалась накачка экономики рублевой ликвидностью. За 1995г. агрегаты М1 и М2 увеличились в 3,9 раза. Это обусловило существенное  давление на валютный рынок. Официальный валютный курс был зафиксирован на уровне 11,5бел. Руб. за 1 долл. США и практически не менялся в течение года. Примерно с сентября – октября рыночные котировки начали отрываться от официального курса. К концу года они достигли примерно 13 тыс. бел. руб. по отношению к доллару США.

Ситуация множественности  валютных курсов, при которой по официальному курсу иностранную  валюту могли покупать далеко не все  экономические субъекты, означала формирование еще одного источника рентоориентированного поведения. В макроэкономическом смысле завышенный официальный валютный курс стал инструментом субсидирования критического импорта, для закупки которого по данному курсу выделялась валюта.

 

Нарастание  дисбалансов в денежной системе  при положительных темпах роста  экономики ( 1996 – 1999). Достигнутая стабилизация денежно-кредитной сферы продолжалась в 1996г. если рассматривать 1990-е гг., точнее тот период, когда Беларусь начала проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, 1996 г. внешне был самым благополучным, не считая ситуацию на валютном рынке: для него характерны самые низкие показатели инфляции, девальвации, процентных ставок и другие. Тем не менее и в 1996 г., ив последующие годы продолжалась накачка экономики деньгами, осуществлялось льготное кредитование отдельных отраслей. Следует подчеркнуть, что сочетание подобной квазибюджетной деятельности банковской системы с особенностями налогово-бюджетной сферы можно назвать довольно парадоксальным.

По сути, банковская система  выполняла функцию субсидирования отдельных отраслей реального сектора экономики, который в целом нес повышенную налоговую нагрузку.

К этому следует прибавить  субсидирование критического импорта за счет продажи валюты на его закупку по официальному курсу. Разрыв котировок между ним и рыночным к концу 1996 г. достиг 30% (против 10% в начале этого года), а к 2000 г. возрос до более чем трехкратной величины. Важно то, что любое субсидирование осуществляется за чей-то счет. Если источником служит бюджет, то донорами являются налогоплательщики. В случае же квазибюджетного субсидирования ими были экспортеры (продавцы валюты), а также экономика в целом. Кредитная эмиссия "оплачивалась" высокой инфляцией. Возобновилась тенденция к долларизации экономики. Сумма депозитов в иностранной валюте к 2000 г. превысила сумму в рублевых вкладах более чем в два раза (таблица). Наличные расчеты за товары долгосрочного пользования часто велись в американских долларах. В крупных магазинах открывались валютные секции.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь