Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности, целей и последствий денежно-кредитной политики и ее роль в государственном регулировании экономики, этапы формирования и основные направления денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
В рамках курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность кредитно-денежной политики;
- проанализировать кейсианскую и монетаристскую теории кредитно-денежной политики;
- рассмотреть основные виды кредитно-денежной политики;
- рассмотреть этапы формирования денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
- рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики на 2009 год в Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАААААААЧЧЧЧЧЧ!!!!!!!!!.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

  

Дедолларизаиия (2000— 2006 гг.). Национальный банк Республики Беларусь в 2000 г. осуществил ряд стабилизационных мер, в некотором смысле аналогичных тем, которые предпринимались в 1994 г. Прежде всего была обеспечена положительная доходность процентных операций в белорусских рублях. В феврале 2000 г. ставка рефинансирования была повышена до 175% годовых, а в течение июня — сентября этого же года Национальный банк довел официальный курс белорусского рубля до рыночных котировок (на начало данного периода вторые превышали первые более чем в 3 раза), 14 сентября 2000 г. был осуществлен переход к единому курсу на уровне 1180 бел. руб. за 1 долл. США. Это положительно повлияло на ситуацию в денежно-кредитной сфере, начиная с 2001 г. Началась долларизация экономики.

Если в начале 2001 г. сумма долларовых депозитов превышала  величину рублевых вкладов в 2,5 раза, то к концу 2006 г. сумма последних стала в 2 раза больше. Существенно возросла реальная величина и позитивно изменилась структура кредитных вложений банков в экономику. Вся их сумма возросла за 7 лет в реальном выражении в 3,2 раза (в номинальном — в 14,1 раза), причем рублевые кредиты увеличились в 4,6 раза (в 20,6 раза), кредиты в иностранной валюте — в 1,9 раза (в 8,6 раза). Соотношение суммы кредитов в белорусских рублях и иностранной валюте изменилось с 82:100 на начало 2001 г. до 196:100 — на начало 2007 г. Уровень инфляции и процентных ставок последовательно приближался к нормальным, характерным для стабильной экономики. Прирост потребительских цен снизился с 61,1% за 2001 г. до 6,6% — в 2006 г.; ставка рефинансирования в среднегодовом выражении — с 60,15% годовых до 10,3% годовых соответственно. Возрос финансовый потенциал банковской системы. Отношение суммы активов банков к уровню ВВП увеличилось с 19,7% (в среднем за год) — в 2001 г. до 29,3% — в 2006 г. При практически неизменном количестве действующих банков существенно сократилось число мелких.

    Однако весь указанный период действовали экстенсивные факторы нормализации. Положительная динамика параметров денежно-кредитной системы была связана во многом с тем, что банки и другие экономические субъекты постепенно начинали воспринимать белорусский рубль как нормальную валюту и избавлялись от рудиментов проинфляционного поведения. Возрастал финансовый потенциал банковской системы, банки переключались на кредитование экономики. Появились возможности проведения реального анализа платежеспособности заемщиков. Возможности последних получить заемные средства для реализации инвестиционных проектов под приемлемые процентные станки начали расширяться.

Национальный банк осуществил различные меры, направленные на развитие внутренней институциональной структуры банковской системы, обеспечивающей благоприятные условия для осуществления банковских операций.

 

Современный этап (начиная с 2007г.)

До 2006г. стабилизационная политика, носившая экстенсивный характер, приносила положительные результаты. В 2007 г. положение изменились. Началось ускорение инфляция, которая достигла своего исторического минимума в 2006 г., а в 2008 г. увеличилась более чем и 2 раза (с 6,6 до 13,3% в год). Станка рефинансирования Национального банка практически не менялась в номинальном выражении, в реальном (впервые с 1999 г.) - она стали отрицательной. Белорусские банки начали увеличивать ставки по кредитам, что отрицательно сказывалось на состоянии реального сектора экономики. В связи с этим Национальный банк ввел ограничительную маржу на кредитные ставки к уровню станки рефинансирования (в настоящее время данная мера отменена). Начался медленный процесс обратной долларизации экономики. Соответствующий коэффициент после снижения в течение шести лет начал возрастать

С 1 января 2009 г. Национальный банк осуществил резкую девальвацию белорусского рубля к доллару США (на 20%). Была повышена ставка рефинансирования с 10,25% годовых до 14% годовых. Данные меры предпринимались в связи с кризисом на мировых финансовых рынках.

 

3.2 Денежно-кредитная политика в 2009 году

 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2009 году, как  и в предыдущие годы, направлена на создание условий для поддержания  высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Социально-экономическое  развитие страны в 2009 году характеризуется  высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и  увеличением спроса на деньги. С  учетом внутренних и внешних условий индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 109–111 процентов. 

В 2009 году монетарная политика будет направлена на обеспечение  темпов экономического роста посредством  проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.

Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов.

Процентная  политика. К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10–12 процентов годовых.

Для регулирования денежного  предложения и текущей ликвидности  банков будут использоваться постоянно  доступные инструменты (кредит и  депозит «овернайт», сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования.

Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2009 года процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору составят 13–15 процентов годовых, по новым срочным депозитам в банках – 10–12 процентов годовых.

Денежно-кредитные  показатели. В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110–112 процентов) и изменения других факторов спроса экономики на деньги увеличение рублевой денежной базы оценивается на уровне 28–34 процента, рублевой денежной массы – на 32–40 процентов, широкой денежной массы – на 32–39 процентов. При этом планируется, что депозиты физических лиц возрастут на 4,2–5,2 трлн. рублей, юридических лиц – на 4,8–5,7 трлн. рублей.

Реализация мер денежно-кредитной  и экономической политики позволит в 2009 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 16,5 процента, по широкой денежной массе – до 24,5 процента.

Прогнозируется, что международные  резервные активы Республики Беларусь в национальном определении на 1 января 2010 г. достигнут 5,87–7,75 млрд. долларов США.

 

Таким образом, денежно-кредитная система республики остается среднеразвитой. Причем перспективы ее дальнейшего развития сдерживаются не только неблагоприятными факторами, связанными с финансовым кризисом, но и более фундаментальными, отражающими характер институциональной структуры экономики.

   Анализ ретроспективной  динамики и оценка структуры денежно-кредитной политики Беларуси позволяют сделать следующие выводы.

Денежно-кредитная система  республики является частью общей институциональной структуры белорусской экономики, которая но многом носит этатистский характер. Это проявляется в том, что значительная доля заемных фондом распределяется на квази-рыночных принципах. Достаточно эффективное распределение остальной части заемных фондов затрудняется в связи с тем, что, с одной стороны, потенциальным заемщикам трудно заранее убедить кредитора и достоверности своей платежеспособности и надежности, с другой — банки обладают ограниченными возможностями для адекватного контроля и применения действенных санкций. Подобное положение обусловливается множеством причин как технического характера (неадекватность норм бухгалтерского учета и финансовой отчетности в нефинансовом секторе), так и связанных с институциональными особенностями экономики. Речь идет, прежде всего, о недостаточной степени персонификации и защиты правомочий собственности, поэтому доступ к заемным фондам во многом определяется квазирыночными факторами.

Денежно-кредитная система  Беларуси в своем развитии прошла ряд этапов: первый — становление и гиперинфляция (до 1994г.); второй – выход из гиперинфляции(1995г.);третий – множественность валютных курсов и нарастание инфляционного давления (1996-2000гг.);четвертый – стабилизация и дедолларизация (2001-2006гг.); пятый – исчерпание экстенсивных факторов развития.

В настоящее время  денежно-кредитная система нашей  страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. Для наращивания финансового  потенциала и повышения степени устойчивости денежно-кредитной политики Республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги своей  работы, хочется отметить, что денежно-кредитная  политика – это  важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и экономическим ростом.

Основные направления  и цели денежно-кредитной политики определяется Центральными банками  исходя из общей государственной  макроэкономической политики и обеспечивают её поддержку. Центральный

банк страны является также и основным проводником  денежно-кредитной политики, который  в настоящее время наиболее  активно  использует  три основных инструмента  денежно-кредитного  регулирования:  это  регулирование  объемов  рефинансирования   коммерческих   банков,   политика   обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Исходя из главы 1 можно  сделать вывод, что эффективность денежно-кредитной политики в решающей степени зависит от режима валютного курса. При фиксированном валютном курсе независимо от степени мобильности капитала Центральный банк практически лишен возможности проводить самостоятельную политику по регулированию величины денежной массы. Любые попытки изменить количество денег в обращении меняют уровень процентной ставки, что приводит к изменению потоков капитала и нарушению равновесия платежного баланса. Для восстановления внешнего равновесия Центральный банк вынужден воздействовать на величину денежной массы в обратном направлении. Если же страна отказывается от поддержания фиксированного валютного курса, то денежно-кредитная политика становится эффективным средством макроэкономического регулирования, причем ее воздействие на изменение общего объема дохода тем сильнее, чем выше степень мобильности капитала. Это связано с тем, что расширение денежной массы, кроме снижения ставки процента, порождает дополнительный стимулирующий эффект в виде снижения курса национальной валюты.

 

  В настоящее время  денежно-кредитная система нашей  страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. Для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости денежно-кредитной политики Республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике. Причем перспективы ее дальнейшего развития сдерживаются не только неблагоприятными факторами, связанными с финансовым кризисом, но и более фундаментальными, отражающими характер институциональной структуры экономики. Для повышения эффективности денежно-кредитной политики, проводимой в Республики Беларусь, необходимо, прежде всего, пересмотреть иерархию ее целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Список используемой литературы:

 

  1. А.Н. Азрилиян

Большой экономический словарь/А.Н. Азрилиян.- Москва: «Институт новой экономики»,1997

 

  1. Г.С. Вечканов

Макроэкономика/Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - Москва: «Питер»,2002,с.428

 

  1. А.Г. Грязновой

Макроэкономика/А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - Москва: КНоРУС,2004,с.605

 

  1. А. Жуков

Деньги, кредит, банки/А. Жуков. - Москва: «Банки и биржи», «ЮНИТИ»,1999,с.616

 

  1. С. Захорошко

Проблемы совершенствования  денежно-кредитной политики Республики Беларусь/С. Захорошко//Вестник Ассоциации белорусских банков.-2008.-№41.-с.27-31

 

  1. Л.П.Зенькова

Макроэкономика/Л. П. Зенькова.- Минск: ООО «Новое знание»,2002,с.243

 

  1. О. Купчинова

Система банковского  кредитования в Республике Беларусь: тенденции развития/О. Купчинова//Банковский вестник..-2009.-№7.-с.12-20

 

  1. И. М. Лемешевский

Макроэкономика(экономическая  часть, часть 3)/И.М. Лемешевский.- Минск: ООО « ФУ Аинформ»,2004,с.573

 

 

  1. А. В. Лобанов

Организация разработки и реализации денежно-кредитной  политики/А. В. Лобанов//Проблемы управления.-2008.-№3.-с.77-85

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь