Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:06, курсовая работа
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитной политики, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства, субъектов системы бизнеса.
Введение
1 Сущность, цели, инструменты и модели кредитно-денежной политики
государства
1.1 Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики
государства
1.2 Модели кредитно-денежной политики государства
3 Мировой опыт реализации кредитно-денежной политики
2 Анализ эффективности денежно-кредитной политики в Российской
Федерации на современном этапе
2.1 Роль, функции и инструменты Центробанка РФ
2.2 Характеристика денежно-кредитной политики Банка России,
осуществляемая в 2008 - 2009 гг
2.3 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 годах
3 Перспективы развития и меры по совершенствованию кредитно-денежной политики Российской Федерации
3.1 Сценарии макроэкономического развития, цели и инструменты на
2013 год и период 2014 и 2015 годов
3.2 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики России...
Заключение.
Список использованных источников
Приложение №1
Приложение№2
Приложение№3
Приложение№4,Приложение№5,Приложение№6
Тема: « Денежно-кредитная политика государства»
Содержание
Введение
1 Сущность, цели, инструменты
и модели кредитно-денежной
государства
1.1 Сущность, цели
и инструменты кредитно-
государства
1.2 Модели кредитно-денежной политики государства
3 Мировой опыт
реализации кредитно-денежной
2 Анализ эффективности денежно-кредитной политики в Российской
Федерации на современном этапе
2.1 Роль, функции и инструменты Центробанка РФ
2.2 Характеристика
денежно-кредитной политики
осуществляемая в 2008 - 2009 гг
2.3 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 годах
3 Перспективы развития и меры по совершенствованию кредитно-денежной политики Российской Федерации
3.1 Сценарии макроэкономического развития, цели и инструменты на
2013 год и период 2014 и 2015 годов
3.2 Меры по совершенствованию
денежно-кредитной политики
Заключение.
Список использованных источников
Приложение №1
Приложение№2
Приложение№3
Приложение№4,Приложение№5,
Введение
Одним из необходимых условий
эффективного развития экономики является
формирование четкого механизма
денежно-кредитной политики, позволяющего
Центральному банку воздействовать
на деловую активность, контролировать
деятельность коммерческих банков, добиваться
стабилизации денежного обращения.Денежно-
2
1.1 Сущность, цели
и инструменты кредитно-
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы [7].
Монетарная, или денежно-кредитная,
политика государства — это совокупность
государственных мероприятий в
области денежного обращения
и кредита в целях
Кредитно-денежная политика - часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.
Денежно-кредитная политика
состоит в изменении денежного
предложения с целью
Основополагающими целями кредитно-денежная политика государства являются:
- устойчивые темпы
роста национального
- стабильные цены;
- высокий уровень занятости населения;
- равновесие платежного баланса.
Так же цели кредитно-денежной политики могут подразделяться на первичные, промежуточные и тактические. На рисунке 1 это продемонстрировано.
Рисунок 1 - Цели кредитно-денежной политики
Кредитно-денежная политика осуществляется Центральным банком страны.
Эффективность кредитно-денежной
политики зависит от выбора инструментов
(методов) кредитно-денежного
Основными общими инструментами кредитно-денежной политики являются:
- установление
обязательной нормы
- регулирование официальной учетной ставки;
- операции на открытом рынке;
- административные меры.
Политика учетной ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте), поступивших от коммерческих банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную ставку Центрального Банка. Изменение величины учетной ставки зависит от состояния экономический конъюнктуры: в условиях спада ставка понижается и кредит расширяется, а при подъеме и угрозе перегрева экономики (то есть угрозы выхода производства за пределы платежеспособного спроса на рынке) ставка повышается, а объем кредитования сокращается. Согласно системе обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры. При экономическом подъеме рост нормы резервов ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и, следовательно, их кредитную экспансию. Снижение нормы резервов при экономическом спаде означает расширение кредитных ресурсов банков и объема их кредитных операций, главным объектом регулирования нормы обязательных резервов являются коммерческие банки, а другие институты обычно следуют процентной политике коммерческих банков. Регулирование денежной массы с помощью операций на открытом рынке выражается в купле-продаже государственных облигаций кредитнобанковскими учреждениями. Продавая облигации на открытом рынке, ЦБ таким образом уменьшает кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных институтов. Эти операции ЦБ уменьшают предложение кредита банками и, следовательно, способствуют повышению процентных ставок на рынке. И наоборот, скупая часть таких ценных бумаг, Центральный Банк расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных учреждений. Прямое административное воздействие государства на кредитнобанковскую систему является одним из основных средств кредитно-денежного регулирования, осуществляемого Центральным банком. На практике оно находит выражение в прямых предписаниях кредитным учреждениям в форме различных директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки. Центральный Банк контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти - парламентом, правительством, местной администрацией. С кредитным регулированием тесно связано регулирование наличноденежной массы в обращении, также осуществляемое Центральным Банком. Его политика в этой области тесно увязывается с вышеперечисленными четырьмя способами кредитного регулирования, а следовательно, сферы обращения кредитных (депозитных) денег. Между кредитным регулированием и регулированием массы денег в обращении существуют сложные взаимосвязи. Например, если Центральный банк осуществляет активные операции по продаже ценных бумаг, то это действие приводит к сокращению предложения депозитных денег, и наоборот, покупка таких бумаг равносильна расширению депозитной части денежной массы в обращении. Аналогично влияние и процентной политики Центрального Банка, и системы обязательных резервов. Современная макроэкономическая теория включает в себя несколько конкурирующих между собой концепций, пытающихся объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по управлению народным хозяйством, в том числе и в сфере денежно-кредитных отношений.Представители различных экономических школ предлагают по-разному воздействовать на макроэкономические параметры с помощью денежнокредитной политики. Наиболее известными являются кейнсианская и монетаристская концепции денежно - кредитной политики [23]. Кейнсианская концепция возникла в 30-х годах ХХ века. На практике она была применена в США администрацией президента Ф.Рузвельта для выхода из экономического кризиса, который получил название «Великая депрессия». Такого рода политика после Второй мировой войны также широко использовалось в странах Западной Европы. Кейнсианская концепция предусматривает активную роль процентной ставки в деле стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности. Дж.М. Кейнс предлагал в периоды экономического спада использовать «политику дешевых денег» путем понижения учетной ставки процента. И, наоборот, в периоды экономического подъема он предлагал использовать «политику дорогих денег», повышая учетную процентную ставку, чтобы не допускать перегрева экономики и высокой инфляции, которая, как правило, сопровождает экономический бум. Таким образом, согласно кейнсианской теории, денежно - кредитная политика должна осуществляться в связи с теми или иными фазами экономического цикла и оперативно реагировать на состояние национальной экономики. Однако следует отметить, что хотя кейнсианцы рассматривают возможность влияния процентной ставки на размеры инвестиций и на реальный ВВП, они одновременно указывают на возможность возникновения так называемой «ловушки ликвидности». Смысл «ловушки ликвидности» заключается в том, что в условиях увеличения параметров денежного предложения (то есть при больших масштабах предлагаемых ликвидных средств) и, следовательно, при понижении процентной ставки, у инвесторов все равно не возникает желание расширять спрос на деньги. Такая ситуация возникает тогда, когда у инвесторов отсутствует ожидание в прибылях. В этом случае рвется причинно-следственная связь между понижением процентной ставки и увеличением денежного предложения, с одной стороны, и расширением инвестиционной деятельности, деловой активности и масштабами ВВП, с другой стороны. Поэтому кейнсианцы считают, что денежно - кредитная политика всё же не столь эффективна, как фискальная политика. В 70-80-е годы ХХ века практически все страны с рыночной экономикой столкнулись с феноменом стагфляции, когда экономический спад и застойные явления в экономике, сопровождались высокими параметрами безработицы и инфляции. В таком случае активная политика дешевых денег, которая была направлена против спада и безработицы приводила к тому, что еще более усиливала инфляцию. В свою очередь, высокая инфляция сдерживала стремление к расширению инвестиционной деятельности, и инвесторы воздерживались от реализации инвестиционных проектов. Следовательно, политика дешевых денег не достигала своей цели. При этом политика дорогих денег, направленная против инфляции, могла еще более усилить спад и безработицу, так как высокая процентная ставка сдерживала инвестиционный спрос. В этих условиях в экономической теории начинают усиливаться позиции неоклассиков. В том числе происходит расширение влияния такого направления в неоклассической экономической теории как монетаризм. Важнейшими представителями монетаристского направления в экономической науке являются американские экономисты Ирвинг Фишер и Милтон Фридмен. Монетаристы считают, что активное вмешательство государства в экономику нецелесообразно и его следует ограничить лишь регулированием денежной массы. Обосновывая свое мнение, монетаристы обращают внимание на существование в экономике так называемых временных лагов. Временные лаги - это периоды времени между принятием тех или иных экономических решений, в том числе со стороны правительства и центрального банка, и изменением реальной ситуации в экономике. Временной лаг может быть продолжительностью 6-9 месяцев. Это тот период, когда экономические субъекты отреагируют на действия правительственных органов. Вполне возможна ситуация, когда принимаемые государством меры окажутся запоздалыми. Монетаристы доказывают, что денежно - кредитную политику не следует связывать с фазами экономического цикла и необходимо перейти к долгосрочной политике воздействия на параметры денежной массы. По их мнению, между массой денег в обращении и параметрами ВВП обнаруживается более тесная связь, чем между инвестициями и ВВП, а динамика ВВП следует за динамикой изменения денежной массы. Взаимосвязь между параметрами номинального ВВП и количеством денег в обращении в экономической теории описывается с помощью уравнения обмена, автором которой, как уже отмечалось ранее, является И.Фишер. По мнению монетаристов, изменение масштабов денежного предложения может играть активную роль в воздействии на уровень цен, на инвестиции, на масштабы безработицы и на параметры ВВП. С целью удержания экономики страны в режиме экономического роста необходимо ежегодно увеличивать денежную массу, находящуюся в обращении, независимо от фаз цикла, на величину среднегодового темпа прироста ВВП, рассчитанного за длительный период времени. М.Фридмен рассчитал, что для США этот среднегодовой прирост за примерно столетний период был равен трем процентам. Он обосновал и сформулировал монетарное правило, которое нашло выражение в уравнении Фридмена.
М = Y+P
M - среднегодовой темп
прироста денег, исчисленный
Y - среднегодовой темп прироста ВВП, исчисленный за длительный период времени.
Р - среднегодовой темп прироста ожидаемой инфляции.
Монетарное правило
1.3 Мировой опыт
реализации кредитно-денежной
Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В условиях России страны определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансовоэкономической стабилизации, в частности, на примере наиболее развитых стран мира - Великобритании, Германии, Японии, США и Мексики, которая является одной из самых развитых стран Латинской Америки [10].
Центральный банк Великобритании (Банк Англии) - консультант правительства по вопросам денежно-кредитной политики и ее проводник. В послевоенные годы он использовал практически все основные методы денежно-кредитной политики. В 1940-х гг. денежно-кредитная политика в соответствии с кейнсианскими рецептами рассматривалась как дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга: проводилась политика «дешевых денег», т.е. поддержания ссудного процента на низком уровне. Основными инструментами денежно-кредитной политики служили установление фиксированного отношения кассовых резервов к депозитам банков и операции на открытом рынке [10]. В 1950-1960-х гг. денежно-кредитная политика осуществлялась на основе неокейнсианских концепций антициклического регулирования. Особенностями механизма денежно-кредитного регулирования были частые изменения официальной учетной ставки, ужесточение или ослабление прямых ограничений банковских ссуд в зависимости от состояния экономической конъюнктуры, состояния платежного баланса, масштабов инфляции, а также использование операций с государственными облигациями для стабилизации их курсов и понижения цены государственного долга. В 1971г. пришедшие к власти консерваторы провозгласили «новый подход» к денежно-кредитному регулированию, основанный на неоконсервативных концепциях. Были отмечены прямые кредитные ограничения и приняты меры для расширения конкуренции в банковской сфере. Это сопровождалось резким ростом денежной массы и цен. С середины 1970-х гг. наблюдалось усиление влияния неоконсервативных концепций на денежно-кредитную политику: были установлены пределы роста денежной массы, проведен ряд мер по стимулированию размещения государственных долговых обязательств вне банковской системы, финансовая политика стала рассматриваться прежде всего с точки зрения ее влияния на денежную массу. С приходом к власти в 1979г. консервативного правительства М. Тэтчер, направление денежно-кредитной политики стало определяться отклонением темпов роста денежной массы от установленных пределов. Главным методом контроля Банка Англии за ростом денежной массы стали его операции по купле-продаже векселей, причем преимущественно коммерческих, а не казначейских, и размещение государственных обязательств за пределами банковской системы. В 1990-х гг. основным инструментом денежно-кредитной политики в Великобритании, как и в других развитых странах, стали операции на открытом рынке. С 1 января 1999г. Банк Англии входит в Европейскую систему центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк, являясь членом со специальным статусом: не имеет полномочий участвовать в принятии решений по вопросам единой денежно-кредитной политики. Великобритания использует собственную денежную единицу и проводит самостоятельную денежно-кредитную политику.
В рамках проведения денежно-кредитного регулирования Немецкий федеральный банк, как и другие центральные банки стран мира, использует определенные методы, среди которых особое место занимает политика норм обязательного резервирования. Федеральный банк в соответствии с Законом о центральном банке может устанавливать процентные ставки на обязательства по вкладам до востребования в размере не больше 30%, на срочные вклады не больше 20, на сберегательные - не больше 10%, а на обязательства перед иностранными институтами банк может устанавливать процентную ставку до 100%. Реальное же изменение норм обязательных резервов осуществляется Федеральным банком при необходимости увеличения или уменьшения денежной массы в стране, однако это может проводиться только при согласовании с Европейским центральным банком и в рамках единой денежнокредитной политики ЕС. В частности, минимальная норма резервов в начале третьей ступени развития экономического и валютного союза составила 2,0%. В дальнейшем эта норма изменилась в пределах 2-2,07% (январь 2007г.). Немаловажное значение имеет и такой подход, как учетная или дисконтная политика, использующаяся для проведения политики «дешевых» и «дорогих» денег в соответствии с экономической конъюнктурой страны. Например, в последние годы денежно-кредитная политика центральных банков была направлена на стимулирование экономической активности посредством установления низких процентных ставок. Поэтому политика становится более агрессивной, что привело к снижению учетной ставки процента в 2009 г. с 2,75 до 2%. В странах Европы возможность снижения процента была обусловлена обязательством центральных банков стремиться к достижению ориентиров, установленных в отношении прироста внутренних потребительских цен. В частности, в соответствии с параграфом 247 Федерального закона такими ориентировочными ставками были: на 1 января 2009 г. -1,97, на 1 июля 2009 г. - 1,22, 1 января 2010 г. - 1,14, 1 июля 2010г. -1,13 и на 1 января 2011 г. - 1,21%. В этой связи произошло увеличение агрегата М3 на 8,7%, а кредитов - на 5%. При проведении политики открытого рынка Федеральный банк осуществляет покупку-продажу государственных ценных бумаг [10]. Федеральный банк использует в своем арсенале и такой метод регулирования, как таргетирование. Ежегодно он опубликовывает целевой коридор на год по увеличению количества денег. Основой для установления количества денег служит предположение об увеличении производственного потенциала, нормативное развитие цен и изменение скорости обращения денег. Располагая информацией о количестве денег, немецкой экономике предоставляются ориентиры, в каких рамках банк считает уместным, с одной стороны, допущение возможного роста, а с другой, жесткое ограничение инфляции. При этом, учитывая, что денежная единица имеет хождение и в других странах ЕС, все это осуществляется на основе разработок Европейского центрального банка.