Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитной политики, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства, субъектов системы бизнеса.

Содержание

Введение
1 Сущность, цели, инструменты и модели кредитно-денежной политики
государства
1.1 Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики
государства
1.2 Модели кредитно-денежной политики государства
3 Мировой опыт реализации кредитно-денежной политики
2 Анализ эффективности денежно-кредитной политики в Российской
Федерации на современном этапе
2.1 Роль, функции и инструменты Центробанка РФ
2.2 Характеристика денежно-кредитной политики Банка России,
осуществляемая в 2008 - 2009 гг
2.3 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 годах
3 Перспективы развития и меры по совершенствованию кредитно-денежной политики Российской Федерации
3.1 Сценарии макроэкономического развития, цели и инструменты на
2013 год и период 2014 и 2015 годов
3.2 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики России...
Заключение.
Список использованных источников
Приложение №1
Приложение№2
Приложение№3
Приложение№4,Приложение№5,Приложение№6

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 416.41 Кб (Скачать файл)

Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014-2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка  России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 г. В 2013 и 2014 гг. Банк России продолжит осуществлять курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками [22]. После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка. Система инструментов продолжит учитывать особенности взаимодействия Банка России с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и состояние российского финансового рынка. Основа действующей системы инструментов денежно-кредитной политики - коридор процентных ставок Банка России в рассматриваемый период сохранится, при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в целях повышения действенности процентной политики. В качестве инструментов, обеспечивающих нахождение краткосрочных ставок межбанковского рынка в границах процентного коридора, будут применяться депозитные операции и операции рефинансирования постоянного действия на срок 1 день. Применение инструментов рефинансирования на сроки свыше 1 недели будет направлено преимущественно на поддержание финансовой стабильности. В целях ограничения влияния данных операций на соответствующий сегмент кривой рыночных процентных ставок и недопущения искажения сигналов процентной политики Банк России рассмотрит целесообразность перехода к их осуществлению по плавающей ставке. В этом случае не исключается дополнение системы инструментов Банка России сделками своп с иностранной валютой и драгоценными металлами на срок до 1 года для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию на эти сроки. Банк России также продолжит использование нормативов обязательных резервов в качестве инструмента денежно-кредитной политики, принимая решения об их изменении в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния ликвидности банковского сектора. Помимо работы над совершенствованием собственной системы инструментов Банк России придает большое значение взаимодействию с государственными органами по вопросам реализации денежно-кредитной политики и развития финансовых рынков. Будет продолжено сотрудничество с Минфином России и Федеральным казначейством по вопросу развития механизма размещения временно свободных средств бюджета в банковском секторе, задачей которого является минимизация сезонного воздействия бюджетных потоков на объем ликвидности банковского сектора [15].

3.2 Меры по совершенствованию  денежно-кредитной политики России

 

Главной целью денежно-кредитной  политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание  низких текущих темпов инфляции и  создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса. Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

 

-    ограничение денежной  массы объемом, необходимым для  осуществления экономической деятельности;

-    оптимизация структуры  денежной массы и ее распределения  между секторами и субъектами  экономики;

-    предотвращение  оттока капитала за рубеж;

-    поддержание на  заданном уровне валютных резервов [10].

Решение этих задач требует  осуществления комплекса перечисленных  ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг. Краткосрочное кредитование кассового разрыва в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки государственных краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы - это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения. Необходимо установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства. Так же важнейшим инструментом совершенствования денежнокредитной политики должно стать совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:

1)    обеспечение  создания коридора базовых ставок  рефинансирования банков на основе  аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике;

2)    совершенствование  процедуры быстрого реагирования  на изменение объемов банковской  ликвидности и колебание ставок  межбанковского рынка путем операций  на открытом рынке обеспечит  точную настройку уровня ставок  межбанковского рынка в заданном  коридоре базисных ставок рефинансирования;

3)    упорядочивание  процедур предоставления резервного  кредита отдельным банкам, испытывающим  кратковременный недостаток ликвидности,  обеспечит стабильность банковской  системы при кризисах ликвидности  у крупных банков, которые оказывают  влияние на экономику;

4)    ограничение  эмиссии краткосрочных обязательств  Центрального Банка по мере  расширения эмиссии государственных  ценных бумаг правительства, позволит  сэкономить государственные средства  на цели регулирования денежного  рынка (300-400 млрд. руб. в год). И  последним шагом

совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам;

5)    дифференсация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику;

6)    осуществление  поэтапного пересмотра норм обязательного  резервирования в сторону их  снижения по мере сокращения  темпов инфляции и роста спроса  на кредитные ресурсы для долгосрочных  инвестиций, следствием этого должно  явиться сбалансированность деловой  активности и денежного предложения  в экономике, повышение мобильности  предложения денег;

7)    создание системы  мониторинга конъюнктуры денежного  рынка и рынка капиталов и  на этой основе осуществление  моделирования и прогнозирования  финансовых потоков в увязке  с процессами макроэкономического  развития страны это способствует  повышению эффективности государственного  регулирования денежного рынка  [11].

Для осуществления тех  целей, которые Центральный Банк по поставил перед собой на 2013-2015 года, следует разумно воспользоваться мерами описанными выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основным проводником  денежно-кредитной политики в РФ является Банк России, который в  настоящее время наиболее активно  использует четыре основных инструмента  денежно-кредитной политики: это  регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке и валютные интервенции. С  помощью данных инструментов Банк России стремиться выполнить главную цель денежно-кредитной политики - плавное  снижение инфляции. Проведенный анализ денежно-кредитной политики в России в период с 20002006 гг. показал недостаточную  связь между политикой, реально  проводимой Банком России, и целями, декларируемыми им в программных  документах. Отклонения заявляемых целевых  ориентиров от фактических результатов  слишком велики, чтобы говорить об эффективности проведенной денежнокредитной политики.

 

Важнейшим способом решения  проблемы преодоления инфляции в  течение последних лет служило  осуществление денежно-кредитной  политики, направленной, прежде всего, на ограничение совокупного спроса мерами, призванными ограничить возможности  предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние  на снижение объема платежеспособного  спроса. Активная денежно-кредитная  политика позволила добиться определенных результатов в плавном снижении инфляции, правда, цена этих успехов  весьма велика.

 

Это, прежде всего огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение платежеспособного  спроса. Проводимая денежно-кредитная  политика оказывала воздействие  лишь на сферу обращения и не предусматривала  непосредственного положительного влияния на сферу производства.

 

В этой связи необходимо осуществить поворот к использованию  кредита в качестве важного рычага роста производства и предложения  товаров, что будет способствовать снижению инфляции.

 

Недостаточная кредитная  активность российских банков делает инструменты денежно-кредитной политики неэффективными. В связи с этим Банку России необходимо начать использовать их в первую очередь не на плавное  снижение инфляции, а на увеличение инвестиционной активности коммерческих банков. Но перед этим Банк России должен теоретически изучить влияние каждого  инструмента на регулирование экономической  конъюнктуры, а уже потом начать использовать их на практике.

Структурные подразделения  Центрального Банка Российской Федерации

В настоящее время в  Центральном банке Российской Федерации  функционируют следующие структурные  подразделения:

. Сводный экономический  департамент . Департамент исследований и информации . Департамент наличного денежного обращения

. Департамент регулирования,  управления и мониторинга платежной  системы Банка России

. Департамент регулирования  расчетов . Департамент бухгалтерского учета и отчетности

. Департамент лицензирования  деятельности и финансового оздоровления  кредитных организаций . Департамент банковского надзора . Департамент банковского регулирования . Департамент финансовой стабильности . Главная инспекция кредитных организаций . Департамент операций на финансовых рынках

. Департамент обеспечения  и контроля операций на финансовых  рынках . Департамент финансового мониторинга и валютного контроля . Департамент платежного баланса

. Департамент методологии  и организации обслуживания счетов  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации . Юридический департамент . Департамент полевых учреждений . Департамент информационных систем

. Департамент кадровой  политики и обеспечения работы  с персоналом . Финансовый департамент . Департамент внутреннего аудита

. Департамент международных  финансово-экономических отношений . Департамент внешних и общественных связей . Административный департамент . Главное управление недвижимости Банка России

. Главное управление экспертизы  и планирования капитальных затрат  Банка России . Главное управление безопасности и защиты информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1    Конституция РФ  принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 75

2    Российская Федерация.  Законы. Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации: [Федеральный закон: принят Государственной Думой 10 июля 2002] // Собрание Законодательства Российской Федерации. -2001. N 86-ФЗ

3    Российская Федерация.  Законы. О банках и банковской  деятельности N 395-1 - ФЗ от 02.12.1990 г. : федер. Закон : [Принят Гос. Думой 7 февраля 1990 г. : одобр. Советом Федерации 21 1990 г.]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. consultant.ru

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства