Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитной политики, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства, субъектов системы бизнеса.

Содержание

Введение
1 Сущность, цели, инструменты и модели кредитно-денежной политики
государства
1.1 Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики
государства
1.2 Модели кредитно-денежной политики государства
3 Мировой опыт реализации кредитно-денежной политики
2 Анализ эффективности денежно-кредитной политики в Российской
Федерации на современном этапе
2.1 Роль, функции и инструменты Центробанка РФ
2.2 Характеристика денежно-кредитной политики Банка России,
осуществляемая в 2008 - 2009 гг
2.3 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 годах
3 Перспективы развития и меры по совершенствованию кредитно-денежной политики Российской Федерации
3.1 Сценарии макроэкономического развития, цели и инструменты на
2013 год и период 2014 и 2015 годов
3.2 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики России...
Заключение.
Список использованных источников
Приложение №1
Приложение№2
Приложение№3
Приложение№4,Приложение№5,Приложение№6

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 416.41 Кб (Скачать файл)

Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно-денежного  регулирования, необходимо отметить следующие  моменты, которые могли бы быть полезны  для решения наших проблем  в области кредитно-денежного  регулирования. Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы. Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального Банка частному финансовому сектору на льготных условия, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального Банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка. В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день. Что касается инструментариев денежно-кредитной политики Центрального Банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии, в течение нескольких послевоенных десятилетий, имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.

 

В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив  в виде растущего фондового рынка  в значительной мере ликвидировали  объективную экономическую основу административного регулирования  и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась  степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала. Все это говорит о качественной смене модели регулирования кредитно-финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии. Рассмотрим конкретные цели и механизм денежно-кредитной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки -своего рода «искусственной селекции предприятий». Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления, перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному Банку и правительству, в приказном по сути порядке, направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному рыночному процессу. Именно способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы.

 

Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочно "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

2 Анализ эффективности  денежно-кредитной политики в  Российской Федерации на современном  этапе

2.1 Роль, функции  и инструменты Центробанка РФ

 

Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует  на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 10. 01. 0Э)[СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157.], его имущество являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая его золотовалютные резервы [2]. Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежнокредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России [2].

 

Центральный банк наделен  правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения  и валютного курса, хранения золотых  и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка  общей кредитно-денежной политики. Его стратегическая задача -создание условий для неифляционного развития экономики [1]/

Банк России имеет три  основные цели деятельности, закрепленные в Законе «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»:

1)    защита и обеспечение  устойчивости рубля;

2)    развитие и  укрепление банковской системы  РФ;

3)    обеспечение  эффективного и бесперебойного  функционирования платежной системы.

Центральный банк РФ выполняет следующие функции:

-    во взаимодействии  с Правительством РФ разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику;

-    монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  наличное денежное обращение;

-    является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования;

-    устанавливает  правила осуществления расчетов  в России;

-    устанавливает  правила проведения банковских  операций;

-    осуществляет  обслуживание счетов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  РФ посредством проведения расчетов  по поручению уполномоченных

органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация  исполнения и исполнение бюджетов;

-    осуществляет  эффективное управление золотовалютными  резервами Банка России;

-    принимает решение  о государственной регистрации  кредитных организаций, выдает  кредитным организациям лицензии  на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;

 

-    осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций и банковских групп;

-    регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  организациями;

-    осуществляет  все виды банковских операций  и иных сделок, необходимых для  выполнения функций Банка России;

-    организует и  осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии  с законодательством РФ;

-    определяет порядок  осуществления расчетов с международными  организациями, иностранными государствами,  а также с юридическими и  физическими лицами;

-    устанавливает  правила бухучета и отчетности  для банковской системы

РФ;

-    устанавливает  порядок и условия осуществления  валютными биржами деятельности  по организации проведения операций  по покупке и продаже иностранной  валюты;

-    проводит анализ  и прогнозирование состояния  экономики РФ, публикует материалы  и статистические данные [2].

Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему  входят:    центральный    аппарат, территориальные учреждения, расчетно кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка. Структура Центрального Банка Российской Федерации наглядно представлен на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2 - Схема структуры  Центрального Банка России

Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса  юридического лица и не имеют права  принимать решения, носящие нормативный  характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров. В настоящее время ЦБ РФ прорабатывается вопрос о том, что они могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. Согласно Положению Банка России, «территориальное учреждение ЦБ РФ (ТУ) - это обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций».

 

Территориальными учреждениями Банка России являются его главные  управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах  Москве и Санкт - Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица. По решению совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.

Высший орган Банка  России — Совет директоров. Это  коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.

Члены Совета директоров работают здесь на постоянной основе. Они  утверждаются Государственной Думой  по представлению Председателя Банка, который является одновременно Председателем  Совета директоров.

Совет директоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает  единую государственную денежно-кредитную  политику и обеспечивает ее выполнение.

Структуру и штаты центрального аппарата Банка России, а также  уставы других его структурных подразделений  утверждает этот Совет. Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков страны.

Наряду с ним функционирует  вне банка Национальный банковский совет. В его состав включаются представители  Президента, представители высших органов  законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность  совета не превышает 15 человек. Члены  совета утверждаются Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России.

Функциональная структура  предполагает существование в банке  обособленных подразделений (департаменты, управления), реализующих функции  банка в соответствии с делением его деятельности на отдельные части. Если объемы задач, решаемых данными  подразделениями, достаточно большие, то внутри них могут создаваться  дополнительные, более мелкие структурные  единицы - отделы. Данная функциональная структура представлена в приложении А.

 

Для нормального функционирования кредитно-денежной систем Центральный  Банк РФ использует следующие инструменты  и методы кредитно-денежной политики:

-    процентные ставки  по операциям Банка России;

-    нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  РФ (резервные требования);

-    операции на  открытом рынке;

-    рефинансирование  банков;

-    валютное регулирование;

-    управление наличной  денежной массой;

-    прямые количественные  ограничения;

-    эмиссия собственных  ценных бумаг [3].

2.2 Характеристика  денежно-кредитной политики Банка  России, осуществляемая в 2008 - 2009 гг.

 

К поступающей в Россию иностранной валюте тесно привязана  форма денежной эмиссии Банка  России - валютные интервенции. Получателями таких «эмиссионных» безналичных  рублей становятся в основном крупные  резиденты-экспортеры, обязанные продавать  часть своей валютной выручки, которые  становятся владельцами избыточных денежных сумм в рублях. Такие организации-резиденты  и обслуживающие их кредитные  организации испытывают определенные трудности с размещением на денежно-кредитном  рынке или реинвестированием  принадлежащих им свободных рублевых ресурсов. При сложившемся в России механизме денежно-кредитного регулирования  необходимые денежные средства на достаточный  для осуществления инвестиционного  процесса срок они получить не могут. Рубли, эмитируемые Банком России в  процессе валютных интервенций, до них  не доходят, а несовершенство банковской системы, недоверие между кредитными организациями и небольшими предприятиями, дороговизна банковского кредита  не позволяют им приобрести необходимые  кредитные денежные средства на рынке  банковских услуг.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства