Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:31, курсовая работа
Целью работы является изучение методологических подходов и практических рекомендаций по формированию и совершенствованию современной депозитной политики коммерческих банков .
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач: · проанализировать понятийный аппарат, включая такие дефиниции, как «депозитная политика» и «оптимальная депозитная политика коммерческих банков », описать их сущность, критерии оптимальности и роль; · изучить место депозитной политики в банковской политике и элементы депозитной политики коммерческого банка , включая: принципы, цели, задачи, объекты, субъекты, функции, порядок реализации, институциональные и инструментальные элементы;
Введение 3
1.Теоретические основы изучения депозитной политики банков 6
1.1.Понятие депозитной политики коммерческого банка 6
1.2. Основные факторы, влияющие на формирование и реализацию депозитной политики коммерческого банка 10
1.3. Оценка эффективности депозитной политики коммерческим банком 13
2. Развитие депозитной политики коммерческих банков России. 18
2.1. Этапы развития депозитной политики коммерческих банков России 18
2.2.Современные тенденции развития депозитной политики коммерческих банков России. 21
Литература 25
Институциональный блок объединяет субъектов депозитной политики, включая коммерческие банки.
При формировании депозитной политики следует учитывать, что единой депозитной политики для всех банков не существует. Каждый банк определяет собственную депозитную политику с учетом экономической, политической, социальной ситуации в стране и в регионе своего функционирования, а также с учетом своих внутренних возможностей, подходов и избранных приоритетов работы на рынке банковских ресурсов. Это требует учета факторов, влияющих на формирование депозитной политики банка.
Изучение литературы по данной проблеме показало, что этот аспект депозитной политики банков остается малоизученным, а имеющиеся публикации в разной мере охватывают факторы, влияющие на депозитную политику банков, и не носят комплексный характер.
Так, С. Шульков всю совокупность факторов депозитной политики классифицирует в зависимости, во-первых, от уровня их возникновения и проявления и, во-вторых, среды возникновения 1. В соответствии с первым признаком, факторы формирования депозитной политики банков С. Шульков объединяет в две группы: макроэкономические и микроэкономические, указывая на то, что макроэкономические факторы – это те из них, которые воздействуют на все банки, а микроэкономические – это факторы, влияющие на работу конкретного банка. По среде возникновения (второй критерий) он выделяет факторы внутренние и внешние.
Признавая в целом правильным методологический подход к выделению факторов формирования депозитной политики банков, считаем недостаточным выделять в зависимости от уровня их возникновения и проявления только экономические факторы, действующие на макро- и микроуровне. Ведь на политику формирования депозитных ресурсов существенное влияние оказывает не только экономическая, но и политическая, и социальная среда функционирования банков. Обладая широкой самостоятельностью в разработке своей политики на рынке депозитов, банки в то же время должны действовать в рамках правового поля, определенного законодательством и нормативно-правовыми актами центрального банка. Из всех видов предпринимательской деятельности деятельность банков является наиболее регулируемой со стороны государства, что объясняется их особым местом в экономической системе общества. Внутренние факторы также не ограничиваются только экономической их составляющей. На депозитную политику банков влияют состав собственников банка и его руководства, и избранные приоритеты в составе клиентуры банка, подбор и расстановка кадров для обслуживания клиентов, а также другие факторы неэкономического характера. Отсюда следует, что более правильно вести речь не о макроэкономических и микроэкономических факторах, а о факторах, проявляющих свое действие на макро- и микроуровне.
Анализ факторов показал,
что на формирование
Анализ влияния рассмотренных выше факторов (на региональном и национальном уровне) предполагает проведение маркетинговых исследований рынка, что даст возможность коммерческим банкам России точнее учитывать:
а) потребности клиентов на реальном или потенциальном для банка рынке;
б) уровень конкуренции;
в) перспективы развития региона (в экономическом, социальном, политическом аспекте);
г) возможности банка по развитию своей деятельности в данном регионе. А наличие необходимой информационной базы позволит банку правильно определить приоритеты при формировании оптимальной депозитной политики (в т.ч. по отношению к населению).
Итак, оптимальная депозитная политика - это политика в совершенном ее виде, которая учитывает интересы каждой из сторон: государства, центрального банка, коммерческого банка (акционеров, менеджмента и персонала), клиентов банка. Оптимальная депозитная политика приводит, во-первых, к росту ресурсной базы банка при минимизации его расходов и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов рисков, и, во-вторых, к увеличению клиентской базы и росту прибыли банка.
Формирование депозитной политики включает в себя четыре этапа2:
Этап «Организации и контроля в процессе осуществления депозитных операций» является наиболее значимым, так как именно на этом этапе банк проводит оценку проводимой им депозитной политики.
Оценка депозитной политики осуществляется поэтапно3.
На первом этапе – «Оценка организационных аспектов депозитной политики коммерческого банка» - устанавливается наличие в банке: документа о депозитной политике, содержащего ее цели и задачи; наличие процедур и регламентов, сопровождающих процесс привлечения денежных средств (положения о депозитах физических и юридических лиц, инструкции о порядке совершения депозитных операций и т.д.); подразделений и органов управления, принимающих участие в анализе депозитного портфеля и управления депозитными ресурсами.
Второй этап – «Анализ депозитного портфеля коммерческого банка» предполагает анализ по следующим направлениям: анализ депозитного портфеля банка по характеру операций (с клиентами, банкамиконтрагентами, ценными бумагами); анализ депозитного портфеля банка по срокам привлечения; анализ стабильности депозитного портфеля банка; анализ депозитного портфеля банка по категориям вкладчиков, разрезе валют, стоимости, и т.д. В рамках каждого направления обозначаются различные аспекты анализа, разрабатываются показатели оценки депозитного портфеля с позиции диверсифицированности, стабильности, стоимости.
На третьем этапе –
«Оценка достаточности
Исходным моментом при
определении достаточности
Расчет эффективности использования депозитных ресурсов рассчитывается на четвертом этапе. Условием ее достижения являются поддержание ликвидности на приемлемом для банка уровне, использование всей совокупности депозитных ресурсов и достижение высокого уровня рентабельности (прибыль на вложенные депозитные ресурсы) .
На наш взгляд, оценка использования депозитных ресурсов может производиться с применением ряда критериев, характеризующих эффективность депозитной политики банка в целом.
1) % маржа; Показатель чистой процентной маржи рассчитывается по следующей формуле: % маржа = (Пд-Пр)/СА*100%, где Пд – процент по ссудам, полученный банком при размещении средств; Пр – процент, выплаченный владельцам средств на депозитных счетах; СА – средняя величина доходных активов.
Показатель процентной маржи показывает разницу между полученными и уплаченными процентами оказывает непосредственное влияние на рентабельность КБ. Величина, анализ изменения данного показателя важны для принятия адекватных управленческих решений 5.
2) Чистый СПРЭД; СПРЭД = (Пд/К)*100% - (Пр/Д)*100%, где Пд – процент по ссудам, полученный банком при размещении средств; Пр – процент, выплаченный владельцам средств на депозитных счетах; К – сумма размещенных кредитов за период; Д – сумма привлеченных депозитов за период.
Показатель чистого СПРЭДа и показатель процентной маржи являются одними из нескольких важнейших показателей оценки доходности коммерческого банка6.
Как видно из формул, в расчет показателей входит депозитный процент, играющий немаловажное значение при формировании депозитной политики. Анализу банковских процентов уделяется особое внимание, поскольку проценты – основной источник операционных доходов банка (проценты полученные) и основной источник операционных расходов банка (проценты уплаченные).
3) уровень оседания вкладного рубля; Уровень оседания средств, поступивших во вклады, предлагается определять по формуле: Уо = (Ок-Он)/П*100%, где Уо - уровень оседания средств во вкадах в процентах; Ок – остаток вклада на конец года; Он – остаток вклада на начало года; П – поступления во вклады.
Чем больше уровень оседания вклада, тем лучше для банка. Рост числового значения данного показателя свидетельствует о превышении притока вкладов над их оттоком, а нулевое значение – о неизменности вкладов [3].
4) средний срок хранения средств;
Данный показатель позволяет
оценить возможность
5) средняя стоимость
Коэффициент позволяет оценить
средние затраты на привлечение
ресурсов. Наиболее дорогими по стоимости
привлечения являются кредиты ЦБ
РФ и межбанковские кредитные
ресурсы (13-15% годовых), а наименее дешевыми
являются вклады до востребования, по
которым в среднем
6) эффективность использования привлеченных ресурсов 8; Эпр = Зпр/% маржа, где Эпр – коэффициент эффективности использования привлеченных ресурсов; Зпр – затраты на привлечение ресурсов.
Коэффициент показывает сколько доходов приносит единица произведенных затрат.
Окончательный вывод об эффективности использования депозитных ресурсов и получения исчерпывающего представления об эффективности депозитной политики можно сделав расчет данных показателей на несколько отчетных дат или сопоставив полученные значения с аналогичными показателями других коммерческих банков.
Приведенные критерии оценки эффективности депозитной политики являются универсальными, но каждый банк вправе самостоятельно выделять для себя наиболее приемлемые критерии в зависимости от сферы его деятельности, размера, себестоимости операций и услуг, что им выполняются.
В 1970-1987 гг. фактически не существовало депозитной политики коммерческих банков, так как самих коммерческих банков в России не существовало, а банковское обслуживание населения осуществляли государственные банки.
В период перестройки 1987-1998 гг.
проходила трансформация
Несмотря на обостряющуюся конкуренцию со Сбербанком коммерческие банки основой своей депозитной политики избрали тактику активного привлечения средств населения, используя агрессивную рыночную стратегию как способ расширения своей ресурсной базы.
В 1998-2005 гг. шло активное развитие рыночной банковской системы.
Анализ фактических данных позволил выявить слабые стороны российских коммерческих банков и проводимой ими депозитной политики, которая фактически не определяла позиции банков на рынке, а следовала в фарватере изменений на финансовых рынках.
В целом российские коммерческие банки в этот период стремились проводить активную депозитную политику, однако нестабильная общеэкономическая ситуация в стране вносила, подчас, жесткие коррективы в их деятельность.
В 2005-2008 гг. банки разрабатывали разные модели (стратегии) депозитной политики для построения оптимальной, эффективной депозитной политики, как для банка, так и для клиента.
Важным источником прироста ресурсов кредитных организаций явились вклады физических лиц. В 2005 г. они росли более активно, чем в 2004 г., и увеличились за 2005 г. на 39,3% (в 2004 г. на 30,3%) до 2754,6 млрд. рублей.9 Увеличилась с 27,7 до 28,3% и доля этого источника в совокупных пассивах банковского сектора. При этом указанные средства обеспечили около 30% прироста пассивов банковского сектора. Росту вкладов физических лиц, аккумулируемых кредитными организациями, способствовали как причины, находящиеся вне банковского сектора (прирост реальных доходов населения), так и причины, непосредственно связанные с организацией банковской деятельности.
К последним, в частности, относятся: принятие Закона «О страховании вкладов физических лиц»10 и создание системы страхования вкладов физических лиц, призванной способствовать повышению доверия населения к банкам, расширение банковской сети и приближение банковских продуктов к потребителям, а также повышение качества обслуживания населения и расширение числа предлагаемых банками операций и услуг (рис. 1).