Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:30, дипломная работа
Важнейшей составляющей всей банковской политики является политика формирования ресурсной базы. Формирование ресурсной базы в процессе осуществления банком пассивных операций исторически играло первичную и определяющую роль по отношению к его активным операциям. Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования любой кредитной организации.
Введение 3
Глава 1. Методологические основы формирования депозитной политики Российских коммерческих банков 6
1.1 Сущность депозитной политики 6
1.2 Понятия и классификация депозитов банка 15
1.3 Роль и значение депозитной политики в деятельности коммерческого банка 25
Глава 2. Анализ формирования депозитной политики проводимой коммерческим банком (по материалам ОАО "Восточный экспресс банк") 29
2.1 Виды и характеристика депозитных продуктов банка 29
2.2 Особенности формирования депозитной политики в коммерческом банке ОАО "Восточный экспресс банк" 45
2.3 Анализ результатов деятельности коммерческих банков на рынке депозитных продуктов 52
Глава 3. Современные тенденции реализации депозитной политики в Российских банках 70
3.1 Проблемы формирования депозитной политики в современных условиях 70
3.2 Направления оптимизации привлеченных денежных средств в банках 73
Заключение 80
Привлечение ресурсов осуществляется
в ходе проведения конкретных операций,
предусмотренных действующими банковскими
лицензиями. В ходе проведения депозитных
операций подразделения Банка
Основными инструментами для привлечения ресурсов банком являются:
o открытие и ведение
счетов юридических и
o открытие и ведение
счетов других банков, предполагающее
поступление на эти счета
o выпуск долговых ценных бумаг.
Если проследить динамику за несколько лет, то можно отметить устойчивый рост привлеченных средств в пассивах банка (Рисунок 5):
Рисунок 5. Динамика привлеченных средств в 2007-2010 гг.
По результатам 2010 года Банк занимает лидирующие позиции среди банков Дальнего Востока по вкладному портфелю физических лиц: доля рынка – от 5 до 8% в отдельных регионах и 0,7% от рынка депозитных услуг страны. В течение года банк увеличил клиентскую базу до 160 тысяч клиентов-вкладчиков, основной рост пришелся на конец 3 и 4 квартала, когда темпы прироста депозитного портфеля втрое превысили средние показатели за прошедшие годы. Значительный рост депозитного портфеля произошел за счет сохранения клиентской базы присоединенных банков.
Расширилась география универсальных офисов обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая охватывает теперь основные финансовые площадки России: это более 30 офисов в четырех федеральных округах – Центральном, Дальневосточном, Сибирском и Северо-Западном. Количество расчетных счетов клиентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся на обслуживании в Банке за 2010 год увеличилось более чем в 8 раз с 1 271 до 11 013 счетов. Сохранение и привлечение средств корпоративных клиентов являлось важным направлением работы Банка в 2011 году. Конкурентные ставки привлечения, гибкие условия размещения средств и индивидуальный подход к каждому клиенту позволили обеспечить стабильный портфель срочных пассивов юридических лиц.
Средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2011 превысили 4 миллиарда рублей. В качестве ключевых сегментов роста в будущем Банк рассматривает комплексное обслуживание бизнеса, развитие программ на поддержание малого и среднего предпринимательства, расширение сервиса услуг.
Банк постепенно переходит от модели "Классического банка" к модели "Магазин по продаже банковских продуктов и услуг". Для осуществления перехода к новой модели перед Банк стоят следующие бизнес-задачи:
Основная бизнес-задача – проактивная деятельность по продаже услуг населению. Она планируется достигаться путем:
- выход на новые географические регионы продаж (географическая экспансия) покупка портфелей у других банков;
- покупка клиентских позитивных баз;
- максимальная маркетинговая
активность по привлечению
- максимальная активность
по работе со старыми
- возврат на рынок
- покупка банков как
база для географического
Задачи, в области работы с клиентами:
- перейти на 100% охват клиента
Персональным сопровождением
- внедрить Стандарты
- максимально убрать
- внедрить клиентскую
супервизию как основу по
- перейти от специализированной модели обслуживания клиентов к универсальной модели;
- внедрить новые
Банк неоднократно пересматривал подходы к созданию сберегательных продуктов. Приоритетным направлением стало формирование стабильного бизнеса, направленного на сохранение и повышение лояльности действующей клиентской базы. Для этих целей в Банке были разработаны программы бонусов для постоянных клиентов, такие как дополнительные проценты по вкладам при повторном открытии вклада, льготные условия по кредиту, эмиссия кредитных карт для "лояльных" вкладчиков.
Для удержания и привлечения
на обслуживание групп клиентов с
устойчивыми финансовыми
- упрощенная процедура предоставления кредитных карт для ВИП-вкладчиков;
- банковская карта Visa Gold или VISA Platinum в подарок при оформлении вклада;
- срочные депозиты с
максимальными сервисными
- высокодоходные срочные
депозиты с длительными
- обслуживание в специальном
помещении с ограниченным
- самостоятельное дистанционное управление собственным счетом;
- высококвалифицированный
персональный менеджер —
Для привлечения аудитории пенсионеров разработан текущий вклад "Пенсионный" рекомендованный для хранения и/или выплаты пенсионных начислений. Позволяет осуществлять безналичные расчеты в рублях на территории Российской Федерации. При условии хранения на счете свободных денежных средств начисляются проценты.
Также Банк уделяет особое внимание развитию операций и расширению перечня услуг с использованием интернет-технологий. Системы дистанционного обслуживания позволяют контролировать движение денежных средств, управлять ими с помощью мобильного телефона или персонального компьютера в режиме реального времени, независимо от того, где вы находитесь.
На интернет-сайте банка
размещена вся информация по услугам,
которые предоставляет банк, отражена
вся существенная информация о банке,
так же для удобства вкладчиков размещен
калькулятор доходов, который поможет
определиться вкладчику в выборе
вклада. Также на сайте размещены
телефоны консультантов, которые ответят
на все необходимые вопросы
Притоку средств от физических лиц прямо либо косвенно способствуют дополнительные услуги, оказываемые Банком физическим лицам. В числе этих услуг выдача и обслуживание пластиковых карт, денежные переводы, оплата коммунальных услуг, оплата кредитов, взятых в других банках, аренда сейфовых ячеек, депозитарное и брокерское обслуживание.
Подводя итог деятельности Банка в сфере работы с депозитами, можно сказать, что гибкие условия, дифференцированный подход к различным группам клиентов, выделяет "Восточный экспресс банк" среди других банков, а широкая сеть филиалов и отделений делает банк ближе к частному клиенту, а его услуги – доступней. Тем самым новая стратегия превратила в крупный универсальный институт, реализующий все основные виды банковских услуг.
2.3. Анализ
результатов деятельности
В I полугодии 2010 г. происходил плавный восстановительный рост российской экономики. Объем ВВП в I квартале 2010 г. составил 2,9% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, промышленное производство в I полугодии 2010 г. выросло на 10,2%. Вследствие увеличения уровня цен на продукцию российского экспорта произошел рост объемов чистого экспорта в стоимостном выражении, также несколько выросло конечное потребление, при этом инвестиции в основной капитал оставались на прежнем уровне.
Рисунок 6. Количество банков, имеющих лицензию Банка России на работу с вкладами физических лиц
В I полугодии 2010 г. число банков, имеющих право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, снизилось на 17 до 832 кредитных организаций.
В соответствии с данными
Росстата доля организованных сбережений
в структуре использования
Рисунок 7. Использование денежных доходов населения (в %)
По состоянию на 1 июля 2010 г. 99,7% вкладов и счетов имели размер до 700 тыс. руб. (по оценкам Агентства по страхованию вкладов (АСВ), около 60–65% этих вкладов и счетов имеют остатки менее 100 руб.). На депозиты и счета до 700 тыс. руб. приходится 60,6% всей суммы застрахованных вкладов.
Структура вкладов заметно различаются по группам банков (структура на 1 июля 2010 г.):
Сбербанк, занимающий 48,3% рынка
вкладов, стоит "особняком". У него
вклады до 700 тыс. руб. имеют наибольшее
значение – 78,5% общего объема, что объясняется
значительным количеством средних
и малых вкладов в его
В остальных крупных игроках розничного рынка – банках с объемом вкладов более 10 млрд руб. – преобладают крупные вклады (доля данной группы на рынке вкладов без Сбербанка – 38,9%). В таких банках на вклады до 700 тыс. руб. приходится 42,8% суммы депозитов, что близко к минимальному уровню в сравнении с другими группами банков.
У банков с объемами привлеченных средств населения от 1 до 10 млрд руб. (данная группа занимает 11,0% рынка вкладов) наблюдается более высокая доля вкладов до 700 тыс. руб. Она составляет 48,1% суммы привеченных средств населения.
На 1 июля 2010 г. вклады на сумму
более 10 млрд руб. имели 73 банка (8,6% по количеству).
При этом в них сосредоточено
87,2% всей суммы средств населения.
Это показывает, что рынок вкладов
населения характеризуется
Средствами населения в размере от 1 до 10 млрд руб. обладали 272 банка (32,0%), в сумме они аккумулировали 11,0% средств.
342 банка (40,2% по количеству)
привлекли от 100 млн до 1 млрд руб.
– в совокупности это
Структура рынка вкладов физических лиц по количеству открытых счетов показывает похожее распределение.
В целом в течении I полугодия
2010 г. продолжался процесс
Основная часть притока средств населения в I полугодии 2010 г. как и ранее шла в основном в крупные и средние банки.
Рисунок 8. Доли крупнейших банков на рынке вкладов физических лиц (в %)
Рассмотрим динамику привлечения денежных средств физических лиц. В I полугодии 2010 г. объем вкладов населения в банках увеличился на 12,7% до 8 410,5 млрд руб. (в I полугодии 2009 г. – на 9,9%), тогда как согласно первоначальному прогнозу Агентства по страхованию вкладов прирост вкладов за данный период мог составить 8–9%.
Значительный приток вкладов
стал результатом изменения
Важными факторами роста объема депозитов стали желание части населения создать "подушку безопасности" на непредвиденные случаи, а также снижение популярности альтернативных вариантов инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости. Кроме того, до второй половины 2008 г. существенную роль в массовом потреблении играли кредиты банков, абсолютные объемы прироста которых порой превышали прирост банковских вкладов. Однако после кризиса стремление к накоплению стало более характерным.
Рисунок 9. Прирост вкладов населения в 2004-2010 гг. (млрд.руб., %)
Дополнительными факторами роста вкладов в I полугодии 2010 г. стали капитализация высоких процентов по депозитам, достигшим своего максимума год назад, а также сохранение положительной доходности депозитов на фоне низкой инфляции.
В результате стечения всех этих обстоятельств даже сильное снижение процентных ставок по депозитам с начала текущего года не помешало банковской системе показать очень высокие темпы прироста вкладов.
Рисунок 10. Темпы прироста вкладов физических лиц за квартал (в %)
Согласно прогнозу Агентства по страхованию вкладов, в 2010 г. средства населения в банковской системе могут увеличиться на 1 900–2 200 млрд руб., что соответствует приросту совокупного размера вкладов в 25,5–29,5%. Объем депозитов физических лиц по итогам 2010 г. оценивается в 9 350–9 650 млрд руб. Данный прогноз предполагает сохранение стабильной макроэкономической ситуации и положительных тенденций на мировых финансовых и сырьевых рынках, умеренный рост доходов населения, постепенное укрепление курса рубля к корзине валют в течение года, а также сохранение положительной доходности депозитов.
Поквартальная динамика вкладов в течение I полугодия 2010 г. является практически традиционной – более низкие темпы в I квартале – 4,1%, и более высокие во II квартале – 8,2%.
Депозиты физических лиц
играют одну из ведущих ролей в
формировании ресурсной базы банков,
в настоящее время, находясь на втором
месте после средств