Изменение роли банков в процессе эволюции рыночной системы. Особенности и проблемы развития банковской системы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-познакомиться с операциями, проводимыми банками в РБ;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ БАНКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ
ЭВОЛЮЦИИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Банки, их возникновение, закономерности функционирования 5
1.2.Изменение роли банков на различных
этапах эволюции рыночных систем 7
2.СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
2.1.Понятие банковской системы, ее уровни и элементы 10
2.2.Характеристика банковских систем
стран с развитой рыночной экономикой 12
2.3.Характеристика банковских систем
стран с трансформационной экономикой 20
3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1.Характеристика банковской системы в Республике Беларусь 26
3.2.Основные проблемы развития банковской
системы в Республике Беларусь 27
3.3.Перспективные направления развития
банковской системы Беларуси 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Банки и банковская система(Люсик).doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

В составе коммерческих банков можно выделить следующие группы:

— созданные на базе ранее функционировавших  специализированных банков,

— «отраслевые банки», сформированные для обслуживания, в основном, отраслевой клиентуры.

  • условно называемые «новые» банки, организованные по инициативе различных учредителей. [27, 32]

По видам собственности выделяются государственные, частные банки, кооперативные, смешанные.

В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки  бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществами и т.д.

Закон «О банках и банковской деятельности»  предполагает также создание муниципальных  банков, которые на региональном уровне образуются решением местных властей, а на федеральном уровне — отдельным законом.

По степени независимости различают  самостоятельные, дочерние, сателлиты (полностью зависимые), уполномоченные (банки-агенты), связанные (участвующие  в капитале друг друга) банки.

По наличию филиалов - с филиалами  и бесфилиальные.

По степени диверсификации капитала: банки бывают однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями) и  многопрофильные (участвующие в  капиталах небанковских предприятий  и организаций).

По видам осуществляемых операций различаются.

— собственно депозитные банки, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

— инвестиционные банки — кроме депозитных операций, они занимаются размещением собственных  и заемных средств в ценные бумаги, выступают посредниками между  предпринимателями, нуждающимися в средствах для средне- и долгосрочных вложений, и вкладчиками средств на длительный срок;

— ипотечные  банки — подобно другим банкам аккумулируют средства юридических  и физических лиц путем выпуска  акций и облигаций, но особенность  их состоит в том, что они обеспечиваются недвижимостью, внесенной в банк в качестве уставного капитала и залога, что является одним из испытанных механизмов принятой в мире системы обеспечения гарантий возвратности кредита.

— сберегательные;

— биржевые,

— универсальные.

Согласно Закону Российской Федерации «О банках и  банковской деятельности» банки  могут создавать банковские ассоциации исходя из потребностей коммерческих банков в объединении усилий по защите своих интересов. Ассоциации позволяют  разрешить противоречие между самостоятельностью банков и общностью их интересов. Каждый банк преследует свои цели и решает собственные коммерческие проблемы. Но при этом все они заинтересованы в наличии в стране благоприятного экономического и правового климата, единообразном соблюдении установленных законов и нормативных актов.

В банковской системе  России представлены практически все  перечисленные выше виды коммерческих банков. Если ранее для банковской системы России было характерно наличие  большого числа узкоспециализированных кредитных организаций, создававшихся в рамках отдельных отраслей и обслуживающих потребности этих секторов экономики, то в 2001 г. явно прослеживается тенденция диверсификации банковских операций.

Но из всего  равнообразия банков многие виды получили пока 
крайне недостаточное развитие. Речь идет о кооперативных банках, смешанных (представляющих собой прогрессивный вид, способный сочетать преимущества различных форм собственности), универсальных банках (не по названию или намерению, а по перечню фактически выполняемых операций) и, конечно, о функционально специализированных банках (инновационных, ипотечных, биржевых и т.п.) [16, 41]

В то же время  отмечается некоторый избыток следующих  видов банков: сателлитов (уставной капитал которых сформирован  преимущественно из средств клиентов, что лишает их реальной независимости, самостоятельности), «старых» банков, тесно связанных с государственной собственностью и государственными финансами, иностранных банков.

В настоящее время в банковской системе РФ заканчивается период экстенсивного, т.е. чисто количественного, роста и перед ней стоят задачи интенсивного, т.е. качественного, развития жесткой конкурентной борьбы на рынке с отсевом слабых и укрупнением банковских структур. Из общего числа коммерческих банков России большинство из них сосредоточены в Москве, в других городах страны их катастрофически не хватает. Московским банкам принадлежит около половины суммарного капитала всех российских банков.

Уменьшение количества банков происходит, в том числе и за счет поглощения неустойчивых мелких банков более крупными. Данный процесс можно считать положительным явлением, так как капитал банка увеличивается, а мелкие банки избегают банкротства. Перспективным считается объединение небольших банков одного региона и создание на его базе филиалов. Но в основном причиной уменьшения числа банков является отзыв лицензии у уже работавших банков.

В связи с этим остро стоит  проблема обеспечения стабильности банковской системы за счет повышения  ликвидности и платежеспособности банков. Платежеспособность коммерческих банков зависит во многом от платежеспособности клиентов банка, так как невозврат ссуды снижает платежеспособность банка. А если неплатежеспособность клиентов приобретает массовый характер из-за общего кризиса неплатежей, то под угрозу ставится стабильность всей банковской системы.

Одной из важных задач сегодня является привлечение банков к долгосрочному  кредитованию инвестиций. Для развития этого процесса существуют объективные  условия, связанные не только с насущной потребностью реального сектора  экономики, но и с изменением ситуации на финансовом рынке, сделавшей невозможными действовавшие до сих пор основные методы зарабатывания денег банками.

В этих условиях банкам приходится переключаться  с финансового сектора на производственный. Перспективы развития ситуации в  этой области выглядят следующим образом:

а) первоочередным вниманием в ближайшее  время все-таки будут пользоваться вложения в непроизводственную сферу  — служебные помещения, магазины, земельные участки, другие объекты  недвижимости;

6) приоритетными объектами производственных инвестиций будут скорее всего производства, ориентированные на эскорт, в первую очередь, в топливных и некоторых сырьевых отраслях, а также вложения в быстро окупаемые объекты, например, связанные с жизнеобеспечением населения;

в) экспортные производства (особенно сырьевые) уже поделены между крупными кредитными институтами. Завоевание «средними» банками своей «ниши» в высокотехнологичных, наукоемких отраслях, у которых есть хорошие перспективы на внешнем и внутреннем рынках, во многом зависит от сглаженности механизма привлечения, отбора, обслуживания массового клиента, от взаимодействия с властными структурами, с предпринимательскими и финансовыми кругами в России и за рубежом, 
международными экономическими организациями, от технической оснащенности самого банка;

г) как следствие резкого удорожания капитального строительства даже крупные  банки если и смогут самостоятельно финансировать строительство объектов, то только небольших и местного значения. Финансирование более значительных инвестиционных программ скорее всего будет осуществляться финансово-промышленными группами, которые объединят под одной крышей кредитно-финансовые, производственные и торгово-коммерческие структуры;

д) реальное участие коммерческих банков в инвестиционных программах может происходить и через рынок ценных бумаг (банки выступают посредниками между владельцами денежных средств и инвесторами).

е) реальное содействие инвестициям  в производство банки оказывают  и через развивающееся проектное  финансирование (управление проектами). Кредитный институт самостоятельно или совместно с предприятием выбирает проект для прямого инвестирования, оценивает его обоснованность, эффективность с учетом различного рода рисков, разрабатывает общую концепцию» технико-экономическое обоснование, бизнес-план. Для расширения участия банков в инвестиционных проектах должна быть также законодательно определена программа стимулирования инвестиций в российскую экономику.

Банковская система Украины  состоит из Центрального Банка Украины  и коммерческих банков страны.

Центральный банк выполняет в целом  все функции, присущие центральному банку любого государства. Коммерческие же банки Украины имеют свою специфику, которая будет рассмотрена ниже.

Коммерческие банки ¾ основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские олерации для своих клиентов на началах коммерческого расчета. Для этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, как правило, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.

Основной целью коммерческих банков, которые стали создавать в  Украине в 1989 году, было оперативное получение их учредителями и клиентами широкого спектра банковских услуг (включая получение кредитов), решение учредителями с помощью сосбственного банка своих групповых или индивидуальных проблем, получение максимальной прибыли для своих акционеров или пайщиков, а также для собственного развития. [6, 32]

Первоначально коммерческие банки  создавались преимущественно как  отраслевые. Некоторые банки возникли как дочерние банки государственных  специализированных банков. Так, например, был образован Укринбанк.

Такие банки, как Демосбанк, Киевский кооперативный банк ¾ предшественник Градобанка, возникли как кооперативные коммерческие банки. Это объясняется тем, что в то время кооперативы по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг были первыми рыночными структурами, действовавшими в окружении государтсвенных предприятий, организаций и учреждений, а часто и при них. Чтобы легче и оперативнее решать вопросы получения ссуд на свое развитие, кооперативы стали создавать свои банки.

В дальнейшем акционерами или пайщиками коммерческих банков все больше становились рзличные коммерческие структуры и частные лица. Этот процесс особенно усилился после того, как государственным предприятиям было запрещено выступать учредителями коммерческих структур, в том числе и банков, а затем было принято решение о перечислении причитающихся указанным предприятиям дивидендов в доход соответсвенно подчинености государственного или местного бюджета. Кооперативные банки были уранвены в правах с коммерческими.

Постепенно статус коммерческих получили прежние государственные специализированные банки. Так, на базе республиканских Жилсоцбанка был организован Укрсоцбанк, Агропромбанка ¾ АПБ "Украина" АК, Промстройбанка ¾ Проминвестбанк. Такое разгосударствление указанных трех банков привело к созданию в банковской системе Украины неравных условий для деятельности банков, поставив в затруднительное положение вновь организованные банки.

Более правильным было бы за бывшими  государственными банками оставить статус государственных специализированных банков, через которые направлялась бы государственная кредитная и финансовая поддержка приорететным направлениям развития экономики. Так, в большинстве стран такая поддержка оказывается сельскому хозяйству, науке, государственным предприятиям, жилищному строительству и так далее.

Порядок создания и деятельности коммерческих банков регламентируется законами Украины "О банках и банковской деятельности", "О хозяйственных товариществах", "О ценных бумагах и фондовой биржи", "О предпринимательстве", "Об аудите", "Об иностранных инвестициях", "О залоге" и другие, а также Временным положением о порядке создания, регистрации коммерческих банков и осуществления надзором над их деятельностью.

Учредителями, акционерами коммерческих банков могут быть украинские и иностранные юридические и физические лица, за исключением Советов народных депутатов всех уровней, их исполнительных органов, политических и профсоюзных организаций, союзов и партий, общественных фондов, коммерческих банков. Ими также не могут быть граждане следующий категорий: военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, арбитражного суда, государственного нотариата, органов государственной власти и управления,  призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий. Учредителями банков не могут быть лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельнсоть до истечения срока, установленного приговром суда,  лица имеющие судимость за воровство, взяточничество и другие корыстные преступления.

Необходимо обеспечить банк помещениями  с оборудованным кассовым узлом, устройством охранной и пожарной сигнализации, специальных каналов  связи, постом милиции, вычислительной и другой банковской техникой и так  далее.

Товарищество считается открытым, если его акции распространяются путем открытой подписки или купли-продажи на фондовых биржах или во внебиржевом обороте. Акции банка в виде закрытого акционерного общества распределяются между учредителями и не могут распространятся путем подписки и покупаться или продаваться на бирже или во внебиржевом обороте. После регистрации из закрытого акционерного общества он может быть реорганизован в установленном законом порядке в открытое акционерное общество. При этом необходимо иметь в виду, что в первые два года существования банка в виде акционерного общества, его учредители обязаны быть держателями акций на сумму не менее 25 % уставного фонда. [37, 46]

Информация о работе Изменение роли банков в процессе эволюции рыночной системы. Особенности и проблемы развития банковской системы в Республике Беларусь