Изменение роли банков в процессе эволюции рыночной системы. Особенности и проблемы развития банковской системы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-познакомиться с операциями, проводимыми банками в РБ;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ БАНКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ
ЭВОЛЮЦИИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Банки, их возникновение, закономерности функционирования 5
1.2.Изменение роли банков на различных
этапах эволюции рыночных систем 7
2.СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
2.1.Понятие банковской системы, ее уровни и элементы 10
2.2.Характеристика банковских систем
стран с развитой рыночной экономикой 12
2.3.Характеристика банковских систем
стран с трансформационной экономикой 20
3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1.Характеристика банковской системы в Республике Беларусь 26
3.2.Основные проблемы развития банковской
системы в Республике Беларусь 27
3.3.Перспективные направления развития
банковской системы Беларуси 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Банки и банковская система(Люсик).doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

Учредители банка (независимо от того, в виде какого товарищества он организуется) должны заключить между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности, ответственности перед лицами, которые подписались на акции, и третьими лицами. Учредители также несут ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации банка Национальным банком Украины.

Если банк создается в виде акционерного общества открытого типа, то учредители должны зарегистрировать информацию  о выпуске акций в Министерстве финансов Украины. При этом  необходимо представить следующие документы: а) заявление на регистрацию информации; б) копию платежного поручения на сумму госпошлины в размере 0,1% от общей суммы эмиссии акций; в)проспект эмиссии. Кроме регистрации информация о выпуске акций подлежит обязательной публикации в органах печати Верховного Совета Украины (газета "Голос Украины"), Кабинета Министров Украины (газета "Урядовий курьер") и официальном издании фондовой биржи (газета "Факт") не менее чем за 10 дней до начала подписки на акции.

Учредительное собрание утверждает  учредительные документы банка (учредительный договор и устав), избирает совет и правление банка, их председателей, ревизионную коммисию, утверждает регламенты работы совета и правления, разрабатывает положение о ней. Собрание может часть функций, относящихся в соответствии с действующим законодательством к компетенции общего собрания акционеров, возложить на совет или правление банка.

Для регистрации коммерческого  банка его совет представляет в двухнедельный срок  после  проверки финансового состояния  учредителей в региональное управление Национального банка Украины следующие документы: заявление о регистрации устава банка за подписью председателя совета; учредительный договор, подписанный учредителями банка  и заверенный их печатями (для юридических лиц) или нотариально (для физических); устав банка, утвержденный учредительным собранием и подписанный председателем совета; протокол учредительного собрания; экономическое обоснование создания банка, включая расчетный баланс и расчет плана доходов, расходов, прибыли на конец первого года его деятельности; бухгалтерские балансы учредителей, акционеров; заключение аудиторской организации, имеющей лицензию Национального банка Украины, о финансовом состоянии учредителей; сведения о профессиональной пригодности председателя правления и главного бухгалтера, рекомендованных учредителями; копии платежного документа о внесении платы за регистрацию; копию отчета о проведении открытой подписки на акции со списком акционеров; справку о наличии необходимого помещения  для банка (если оно арендовано, то и договор аренды на срок не менее 5 лет). Содержание каждого из документов определено Временным положением о порядке создания, регистрации коммерческих банков и осуществления надзора за их деятельностью.

Полученное от регионального управления заключение с указанными выше документами представляется в Национальный банк Украины для регистрации, которая должна быть осуществлена в месячный срок с момента получения заявления.

Коммерческие банки могут открывать  свои филиалы и представительства как на территории Украины, так и за ее пределами на основании письменного согласия регионального управления Национального банка Украины. Необходимым условием их открытия является полная оплата заявленого уставного фонда банка. И филиал, и представительство не являются юридическими лицами. Это обособленные подразделения банка, которые выступают от его имени  и действуют на основании своих положений, утвержденных в соответствии с порядком, предусмотренным уставом банка.

В условиях рыночной экономики существенные изменения произошли в банковском контроле. Если раньше банки играли роль государственных контролеров за деятнльностью субъектов хозяйствования, то в настоящее время этот контроль, как правило осуществляется на партнерских отношениях между банками  и их клиентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1.Характеристика банковской  системы в Республике Беларусь

 

После Октябрьской революции филиалы  действовавших в Беларуси частных банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. Позже открылись местные отделения государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР. [40, 12]

В 1923–1925 годах в республике начали действовать филиалы общесоюзных  акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного  кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. B эти годы сформировалась система  местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк.

В целях концентрации свободных  средств для кредитования нужд сельского  хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.

Решить эти узловые задачи можно  было лишь на базе твердой валюты, поэтому  с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.

В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы  с филиалами госбанка СССР, Промбанка  СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.

В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.

Одной из важнейших функций государственной  банковской системы, в том числе  и белорусской, на всех этапах ее развития была и остается работа по организации  денежного обращения. В этом плане  значительным событием явилось проведение денежной реформы в 1947 году.

Вскоре после завершения восстановительного периода потребовались и соответствующая  перестройка кредитно-денежной системы, и дальнейшее расширение кредитных  связей банка с народным хозяйством. Уже в 1959 году была проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР.

Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.

Принципиально новый этап начался  в развитии банковской системы страны с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие.

 

3.2.Основные проблемы  развития банковской системы  в Республике Беларусь

 

Кредитная система Республики Беларусь состоит из Национального банка  и 30 функционирующих банков, из которых  семь банков являются системообразующими. Филиальная сеть банков насчитывает 509 филиалов. Доля иностранных инвестиций в общем объеме уставных фондов банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, составляет около 6%, в том числе средства российских инвесторов — 3,1%.

Показатели деятельности банковской системы Республики Беларусь представлены в приложении в виде аналитических  таблиц.

Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что, несмотря на номинальный  рост ресурсной базы банков за 4.5 года примерно в 60 раз, ее валютный эквивалент сократился более, чем на 20%, хотя с учетом индекса потребительских цен вырос примерно на 2/3. При этом некоторое увеличение собственного капитала банков носит, преимущественно, формальный характер, т.к. было достигнуто в основном за счет трансформации в 1999 г. в уставные капиталы СБ Беларусбанк и Белагропромбанк кредитной задолженности Национальному банку в сумме свыше 60 млрд. рублей, сомнительной к погашению в обозримой перспективе.

Таблица 2. Динамика основных показателей  финансового состояния банковской системы Республики Беларусь в 1999-2004 гг. [32]

Показатели

1.01.99

1.01.00

1.01.01

1.01.02

1.01.03

1.01.04

Собственный капитал банков, млрд. руб.

3141,4

4093,5

7117,2

25753.8

135658,9

244,5

то  же в млн. долл.

273,2

264,1

231,5

240,7

423,9

362,2

В т.ч. уставный капитал, млрд. руб.

1203,4

1600,8

2924,3

5082,2

99780,8

103,5

то  же в млн. долл.

104,6

103,3

95,1

47,5

311,8

153,3

Средства  физ. лиц в банках, млрд. руб.

5280,2

7637,4

12054,4

49522,3

92476,4

226,7

то  же в млн. долл.

459,1

492,7

392,1

462,8

288,0

335,8

Средства  юр. лиц в банках, млрд. руб.

7825,0

12290,9

31450,6

135902,3

307056,4

531,5

то  же в млн. долл.

680,4

792,0

1023,1

1270,1

959,5

787,4

Всего ресурсов, млрд. руб.

27126

44067

93735,5

372854,1

820679,8

1592,2

то  же в млн. долл.

2358,8

2843,0

3049,3

3484,6

2565,0

1869,9

Кредиты народному хозяйству, млрд. руб.

13511

20034,2

67810,0

170211,4

386,8

687,9

то  же в млн. долл.

1174,9

1299,0

2205,9

1590,7

1208,7

1019,1

Удельный  вес просроченных и сомнительных кредитов, %

13,2

17,6

19,9

22,0

16,6

18,7


 

Уполномоченный депозитарий –  депозитарий, заключивший договор  с Национальным банком Республики Беларусь на выполнение функций по учету прав на государственные ценные бумаги, за исключением именных приватизационных чеков, и ценные бумаги Национального банка, а также по осуществлению расчетов по операциям с данными ценными бумагами.

Уполномоченным депозитарием может  быть юридическое лицо, являющееся банком Республики Беларусь и имеющее  лицензию на депозитарную деятельность, выданную Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, и установившее корреспондентские отношения с Национальным банком Республики Беларусь.

Список уполномоченных депозитариев по государственным ценным бумагам  и ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь[32]

Наименование банка 

1.

ОАО "Белагропромбанк"

2.

АСБ "Беларусбанк"

3.

ОАО "Белвнешэкономбанк"

4.

ОАО "Белгазпромбанк"

5.

ОАО "Белпромстройбанк"

6.

ОАО Банк "Золотой талер"

7.

"Приорбанк" ОАО

8.

ЗАО "Абсолютбанк"

9.

ОАО "Белинвестбанк"

10.

ЗАО "Славнефтебанк"

11.

ЗАО "Минский транзитный банк"

12.

ЗАО "РРБ-Банк"

13.

ОАО "Джем-Банк"

14.

ОАО "Технобанк"

15.

"Иностранный банк "Москва-Минск" 


Показатели деятельности банковской системы за 2003 год

Наименование показателей 

На 01.01.2003

на 01.04.2003

на 01.07.2003

на 01.10.2003

Собственный капитал, 
млн. руб.

1 212 807,8

1 519 230,7

1 568 782,7

1 652 963,8

Совокупный уставный фонд, 
млн. руб.

815 953,8

945 131,9

951 788,7

981 630,1

Прибыль, млн. руб.

53 710,1

22 285,9

51 069,5

88 209,5

Рентабельность активов, %

0,96

0,31

0.67

1.1

Рентабельность 
собственного капитала, %

4,43

1,47

2,21

5.3


Структура активов

Наименование статей

на 01.01.2003

на 01.04.2003

на 01.07.2003

на 01.10.2003

Касса и приравненные к ней 
средства, млн. руб.

141 314,8

187 915,0

194 187,9

216 660,6

Средства в НБ РБ, млн. руб.

87 090,9

116 184,2

158 903,0

87 540,0

Средства в других банках, 
млн. руб.

721 964,2

753 721,8

785 224,0

855 987.8

Средства на резервном 
счете в НБ РБ, млн. руб.

289 962,0

275 678,5

328 608,4

414 686,3

Ценные бумаги, млн. руб.

573 368,9

681 559,1

720 893,9

827 105,6

Кредиты юридическим и 
физическим лицам,млн.руб.

3 954 881,6

4 332 861,4

4 916 439,5

5 651 881,4

Здания и сооружения, 
другие основные фонды, 
млн. руб.

395 565,1

481 563,5

496 237,5

510 336.7

Прочие активы, млн. руб.

109 702,0

155 445,4

171 722,7

189 147,9


Структура пассивов

Наименование статей

на 01.01.2003

на 01.04.2003

на 01.07.2003

на 01.10.2003

Остатки на расчетных 
и текущих счетах, млн. руб.

991 270,4

1 167 418,1

1 344 732,3

1 578 805,3

Средства на корсчетах 
других банков, млн. руб.

102 917,5

120 760,5

93 187,2

85 113,1

Депозиты других банков, 
млн. руб.

47 709,6

74 390,4

99 606,6

97 283,8

Вклады предприятий 
и граждан, млн. руб.

2 535 129,4

2 770 515,2

3 123 864,6

3 469 402,1

Кредиты других банков, 
млн. руб.

556 870,6

428 080,7

432 520,7

476 752,9

Ресурсы НБ РБ, млн. руб.

336 257,1

315 628,8

402 770,8

544 413,7

Прочие пассивы, млн. руб.

379 678,4

458 877,9

586 332,0

721 042,9


Информация о работе Изменение роли банков в процессе эволюции рыночной системы. Особенности и проблемы развития банковской системы в Республике Беларусь