Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:10, контрольная работа
1. Доказать возможность/невозможность существования банковского права как отрасли права
2. Правовое положение национальных (центральных) банков в различных государствах (на примере США, Японии, Австрии)
3. Юридическим лицом какого вида считается Центробанк Российской Федерации?
4. Система обязательных нормативов расчетных небанковских кредитных организаций
5. Понятие кредитной истории. Содержание кредитной истории юридического лица. Порядок направления запросов и получения информации из центрального каталога кредитных историй субъектом кредитных историй – юридическим лицом посредством обращения в кредитную организацию
Высшим органом управления японского ЦБ является Комитет по определению политики Банка Японии, который был создан в 1949 г. Только комитет вправе устанавливать учетную ставку и ставку ссудного процента, определять и изменять перечень векселей, учитываемых Банком Японии, залогов, принимаемых под обеспечение выдаваемых ссуд, и условий кредитования, а также решать все другие ключевые вопросы деятельности банка.
В состав Комитета по определению политики входят семь человек. Возглавляет его президент Банка Японии, представители правительства – по одному от Министерства финансов и Управления экономического планирования – не обладают правом решающего голоса. Решения принимаются в процессе голосования, проводимого президентом и четырьмя назначаемыми членами комитета, которые отбираются из наиболее опытных и знающих представителей делового мира и кандидатуры которых после одобрения парламентом утверждаются кабинетом министров.
Реальная политика формируется советом управляющих, заседания которого проводятся ежедневно. В совет управляющих входят президент и вице-президент Банка Японии, назначаемые кабинетом министров на пятилетний срок, и семь управляющих, которых по рекомендации президента банка назначает министр финансов. Их срок полномочий – 4 года. Одним из этих управляющих является представитель Минфина, остальные же шесть – кадровые сотрудники банка.
Австрийский Национальный Банк (АНБ) является центральным банком Австрии и неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Евросистемы. Национальный банк Австрии имеет филиалы в главных городах всех федеральных земель и в городе Филлах.
Помимо центрального аппарата, расположенного в Вене, имеются филиалы банка в столицах федеральных земель (Брегенц, Айзенштадт, Грац, Инсбрук, Глагенфурт, Линц, Зальцбург, Санкт-Пельтен).
Австрийский национальный банк —
акционерное общество, с основным
капиталом около 12 миллионов евро, 70% которого
принадлежит федеральному правительству
и 30% принадлежит частным лицам и организациям
(банки и страховые корпорации) [18].
Основными целями Национального банка
Австрии являются проведение стабильной
монетарной политики в пределах Евросистемы,
сохранение финансовой стабильности в
Австрии и обеспечение Австрии надежными
высококачественными платежными средствами.
«Безопасность, стабильность и доверие» – основополагающие принципы деятельности Национального банка Австрии. Половина основного капитала Австрийский национального банка принадлежит непосредственно государству, остальной пакет акций распределён между учреждениями и частными лицами. В функции Австрийского национального банка входят эмиссия банкнот, регулирование денежного обращения и кредита, наблюдение за деятельностью австрийских коммерческих банков (устанавливает минимум их резервов, часть которых – до 15% – они обязаны держать на счетах национального банка), поддержание валютного курса, операции с иностранной валютой и др. Золотое покрытие банкнотной эмиссии законом не предусмотрено [26].
Важным аспектом деятельности Австрийского национального банка является работа с прочими кредитными учреждениями. Их взаимоотношения строятся в соответствии с Национальным законом о банках. Самой важной сферой взаимоотношений является контроль центрального банка за соблюдением коммерческими банками минимальных резервных требований.
Представители акционеров формируют Генеральный совет банка. АНБ возглавляют президент и два вице-президента. Им подчиняется генеральный директор, занимающийся вопросами общей политики, планирования и управления АНБ. Он играет важную роль в формировании и проведении экономической политики Австрии. Основная часть его прибыли поступает в распоряжение правительства.
Для регулирования денежного
3. Юридическим лицом какого вида
считается Центробанк
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее Закон), Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Закона).
Функции и полномочия,
предусмотренные Конституцией Российской
Федерации и настоящим
Согласно статьи 2 Закона, Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Согласно ст.
3 Закона, целями деятельности Центрального
банка являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
В соответствии с абз. 4 ст. 3 Закона, получение прибыли не является целью деятельности Банка России, организационно-правовая форма Банка России действующим законодательством не определена, в связи с чем вопрос «Юридическим лицом какого вида является Центральный банк Российской федерации», т.е. вопрос о его организационно-правовой форме, в российской науке до настоящего времени остается спорным, и существуют различные точки зрения.
Некоторыми авторами предлагается придать Банку России форму предприятия, представляющего собой уникальное образование, которое, с одной стороны, является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой - государственным унитарным предприятием, т.е. коммерческой организацией [15]. Но, согласно ст. ст. 50, 113 Гражданского Кодекса РФ [1] (далее ГК РФ) унитарное предприятие является коммерческой организацией, следовательно, преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В свою очередь, ЦБ РФ, как было указано выше, не имеет своей целью извлечение прибыли.
Также следует согласиться с мнением А.И. Муранова, который указал, что, с одной стороны, отсутствие у Банка России Устава препятствует признанию Банка России унитарным предприятием, с другой стороны, странно было бы допустить, что осуществление публично-правовых и властных функций государство доверило коммерческой организации [28]. Тут же следует отметить, что в соответствии со ст. 8 Закона о Банке России, в отличие от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, вправе лишь участвовать в капиталах кредитных организаций в случаях, установленных федеральными законами. При этом Банк России не вправе создавать другие юридические лица в форме унитарного предприятия, как это предусмотрено п. 7 ст. 114 ГК РФ для унитарных предприятий. Таким образом, считать Банк России созданным в форме унитарного предприятия не представляется возможным.
Помимо сказанного, если сравнить статус центрального банка с особенностями правового статуса коммерческого банка, необходимо отметить, что на основании ст. 50 ГК РФ перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций является исчерпывающим.
Коммерческий банк является кредитной организацией, которая создана для осуществления банковских операций, но как указано в ст. 3 Закона «О Центральном Банке Российской Федерации», ЦБ РФ создан для развития и укрепления банковской системы Российской Федерации и выполнения тех управленческих задач, которые были указаны выше.
На основании сказанного следует, что ЦБ РФ не может являться ни коммерческой организацией, ни унитарным предприятием. Таким образом можно сказать, что Банк России является некоммерческой организацией.
В этом случае следует отметить, что некоммерческие организации, помимо организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, могут образовываться в других формах, предусмотренных законом, что позволяет создавать такие некоммерческие организации, правовой статус которых не вписывается в систему юридических лиц.
Вызывает интерес
и мнение Н. Клейна и В. Чубарова,
что Банк России является федеральным
государственным учреждением [
А. Пришвина и Е. Гостева также поддерживаю точку зрения, что для Банка России больше всего подходит организационно-правовая форма учреждения, и считают, что термины "орган исполнительной власти" и "учреждение" относятся к двум разным отраслям права. Первый термин - из публичного права, задающего отношения властности и подчинения; термин "учреждение" - уже из области гражданского права [29].
В свою очередь, С.В. Игнатьева считает, что на основании данной позиции конечно можно придать Банку России организационно-правовую форму государственного учреждения, если считать, что он является органом исполнительной государственной власти. Однако существование министерств, являющихся элементами структуры исполнительной государственной власти в форме учреждений, не может являться основанием для определения организационно-правовой формы Банка России как учреждения. И указывает на то, что признание Банка России государственным учреждением вступает в противоречие с п. 2 ст. 120, ст. ст. 296, 298 ГК РФ, закрепляющими субсидиарную ответственность собственника имущества по обязательствам учреждения, так как государство, являясь собственником Банка России, субсидиарной ответственности по его обязательствам не несет [22].
По мнению Я.М. Макарова Банк России можно отнести к государственной корпорации с особым конституционно-правовым статусом, учрежденную Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенную исключительным правом эмиссии на территории России и осуществляющую свои функции независимо от органов государственной власти [27].
.Однако в соответствии с п. 1 ст. 7.1. Федерального закона "О некоммерческих организациях" [5], государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, а имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В свою очередь, как было указано ранее, имущество Банка России является федеральной собственностью.
Следовательно Банк России на может быть и государственной корпорацией.
В некоторых странах используется такая категория банков, как банки публичного права. Так, например, по законодательству Австрии и Германии, банки подразделяются на коммерческие и публичные. А.Г. Братко предлагает использовать указанную классификацию и в России [12]. Е.А. Суханов пишет, что юридические лица публичного права отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права [17]. Но в разрез данному мнению на сегодняшний день в России нет статуса юридического лица публичного права.
В Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. [25] отмечается, что сегодня в российской практике существуют такие формы юридических лиц, которые не укладываются ни в одну из существующих форм коммерческих или некоммерческих организаций, например Центральный банк РФ. М.В. Дмитриева и И.В. Невзоров считают, что указанный выше вывод авторов Концепции необоснован и прямо противоречит действующему законодательству [19]. С.А. Голубев, М.В. Дмитриева и И.В. Невзоров утверждают, что род и вид юридического лица в случае с Банком России совпали. М.В. Дмитриева и И.В. Невзоров пишут: вывод об организационно-правовой форме Банка России как юридического лица может быть сделан в результате анализа ст. 50 ГК РФ, основываясь на том, что эта статья содержит неисчерпывающий перечень некоммерческих организаций и указывает, что некоммерческие организации могут создаваться в формах, предусмотренных законом, они в результате буквального толкования приходят к следующему выводу: Центральный банк РФ является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме под названием "Банк России" и представляет собой единственный пример юридического лица, созданного в нашей стране в подобной форме [18].
Исходя из всего выше изложенного с твердостью можно утверждать, что Центральный Банк Российской Федерации не обладает организационно-правовой формой, и является юридическим лицом единственным в своем роде. Кроме того, Конституция РФ предполагает существование только одного центрального банка в стране, в связи с чем, на мой взгляд, необходимости, в определении организационно-правовой формы ЦБ РФ, на сегодняшний день, не имеется.
Информация о работе Контрольная работа по "Банковское право"