Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

При переходе общества к рынку появляется такой классификаци¬онный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.

Содержание

1 Охарактеризуйте классификацию цен в зависимости от государственного воздействия на них.
2 Охарактеризуйте цели, задачи, а также отрицательные и положительные моменты государственного регулирования цен.
3 Показатели экономической конъюнктуры: показатели внутреннего товарооборота.
4 Охарактеризуйте место и роль прибыли в составе цены. Перечислите нормативно-
5 Стратегия «следования за лидером», стратегия «связанного ценообразования».
6 Дайте характеристику общей схеме расчета цены.
7 Существует два смежных рынка X и Y. На каждом 20 покупателей. Все покупатели согласны приобрести продаваемый товар по 10 тыс. рублей за единицу. Для того чтобы купить его на соседнем рынке понадобится истратить на транспортные расходы не менее 4 тыс. рублей.

Вложенные файлы: 1 файл

К. р. ценообразование мояMicrosoft Office Word.docx

— 54.03 Кб (Скачать файл)

Государственное влияние на цены может быть прямым и косвенным. 

Прямое  регулирование цен представляет собой административное вмешательство  государства в процесс формирования уровня, структуры и динамики цен. К методам прямого регулирования цен относят:

- установление фиксированного уровня цены, а также порядка и размера ее изменения;

- установление предельных или минимальных цен;

- установление минимальных, фиксированных или предельных коэффициентов изменения цен, нормативных уровней рентабельности, уровней снабженческо-сбытовых (оптовых), торговых надбавок и наценок;

- введение порядка декларирования цен;

- общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные товары;

- установление рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных цен. 

Прямое  регулирование цен государственными органами носит ограниченный характер, охватывая преимущественно цены на продукцию, товары и услуги в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение, сельское хозяйство). При этом особое внимание уделяется предотвращению развития монополизма, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого продукта или особыми  правами собственника. 

Косвенное воздействие на процесс ценообразования, уровень цен, их динамику осуществляется на уровне экономики через систему  экономических рычагов путем  регулирования не самих цен, а  факторов, которые влияют на них. К косвенным методам регулирования цен относят:

- действующую систему налогообложения – количество налогов, их ставки, порядок расчета и включения в цену. Налоги существенно влияют на уровень цен, способствуя их росту и ограничивая объем потребления населения;

- уровень процентных ставок рефинансирования Центрального банка и условия кредитования. Рост ставок приводит к росту цен, т. к. оплата процентов за пользование займом включается в себестоимость продукции, работ, услуг или возмещается за счет прибыли. Одновременно динамика цен оказывает влияние на уровень ставок, т. к. инфляция приводит к росту потребностей предприятий в оборотных средствах, увеличивая спрос на кредит, что ведет к увеличению ставок;

- торговая политика государства – ставки экспортно-импортных пошлин, соотношение между ними. С одной стороны, размер ставок напрямую влияет на уровень цен, т. к. величина пошлины включается в состав цены, а с другой стороны, с помощью таможенных пошлин регулируется объем и структура экспорта и импорта, т. е. предложение на рынке, что влияет на уровень рыночных цен;

- обменный курс валют, установленный Центральным банком. Экономика России тесно связана с мировой и в силу сложившихся условий зависит от курсов основных валют. Поэтому обесценивание рубля приводит к инфляционным процессам в стране – пример тому финансовый кризис августа 1998 г.;

- регулирование государственных расходов, заработной платы в государственном секторе, пенсионного обеспечения, размеров пособий, стипендий и др. Их повышение, не обеспеченное соответствующей товарной массой, созданной внутри страны, приводит к увеличению денежной массы и повышению цен2;

- политика государства в области инвестиций, субсидий, льгот, государственных заказов и закупок, осуществление экономических и социальных программ. Действия государства оказывают влияние на состояние производства и объем потребления, что будет влиять на уровень цен;

- введение административных ограничений и запретов, антимонопольное законодательство.

Степень государственного регулирования цен, как уже отмечалось, зависит от состояния экономики. Как правило, оно усиливается в периоды  кризисных ситуаций, т. к. возникает необходимость быстрой перестройки экономики. По мере выхода из кризиса и стабилизации влияние государства на цены ослабевает, сокращается сфера государственного регулирования и происходит постепенное расширение сферы свободного ценообразования. 

Прямые  методы контроля за ценами должны сочетаться с косвенными, нельзя их противопоставлять, т. к. и те, и другие помогают решать определенные задачи. Эффективность применения различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. В зависимости от ситуации в экономике регулирование цен может носить антикризисный или антиинфляционный характер. В России на современном этапе требуется решение обеих проблем – необходимо преодолевать кризисное состояние экономики и не допустить при этом нового витка инфляции. Сложность ситуации заключается в том, что рычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения.  

Опыт  регулирования цен показывает, что  для преодоления кризиса и  роста цен необходимо последовательно  осуществлять по крайней мере следующие действия. Создавать рыночные структуры в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. Это предполагает принятие комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на развитие предпринимательства. Сюда можно отнести поощрение малого бизнеса, стимулирование диверсификации производства и продаж, систематический контроль за состоянием рынка и импортом товаров.

Постоянно контролировать уровень инфляции, принимать  меры по ее ограничению, не допускать  резкого роста цен, особенно неуправляемой  инфляции. Данная политика оказывает  положительное влияние как на предприятия, так и на население, создавая благоприятный психологический климат. Особенно важно сдерживать инфляцию в таких отраслях, как электроэнергетика, нефтяная, газовая, а также в сфере перевозок. Именно из этих базовых отраслей идет в России импульс инфляции, распространяющийся на все другие отрасли, которые потребляют их продукцию и пользуются услугами. 

Создавать условия для предпринимательства, особенно для создания нового и развития действующего производства. Важная роль в этом процессе принадлежит политике государства в области налогообложения  и инвестирования. 

На уровне страны должны быть разработаны основы ценовой политики государства, закрепленные законодательно. 

Создать действенный механизм контроля за соблюдением цен, особая роль при этом должна принадлежать антимонопольному законодательству, т. к. только государство в состоянии защитить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Показатели  экономической конъюнктуры: показатели  внутреннего товарооборота

Изучение общехозяйственной конъюнктуры  и конъюнктуры товарного рынка  необходимо начинать с изучения показателей, позволяющих количественно оценить  происходящие на рынке изменения  и определить тенденции в развитии конъюнктуры. В странах Запада сложилась  целая система статистических данных, характеризующих движение общехозяйственной  и товарной конъюнктуры. Рассмотрим эти показатели и укажем специфические  черты их применения в России. Все  показатели, используемые для изучения конъюнктуры, можно систематизировать  по группам: производство, внутренний товарооборот в странах, показатели внешней торговли и кредитно-денежной сферы.

Показатели внутреннего товарооборота. В группу этих показателей входят:

  • В странах Запада широко используется показатель «продажа автомобилей», по нему оценивается уровень покупательной способности населения. Этот показатель в российской статистике не рассчитывается, вместо него можно использовать удельный вес расходов населения на непродовольственные товары в общей сумме расходов на потребление. Если действительно нужны данные о расходах на автомобили, публикуются данные, по которым можно составить тренды обеспеченности населения автомобилями.
  • Розничный товарооборот. Это объем продажи населению товаров через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Обороты розничной торговли являются одним из важнейших конъюнктурных показателей, дающих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения. Сокращение оборота розничной торговли, уменьшение продаж универмагов свидетельствуют о понижении платежеспособного спроса населения. И наоборот, расширение продаж говорит о повышении спроса в стране. Розничная торговля в ходе цикла развивается параллельно промышленному производству. В фазе подъема, когда промышленное производство расширяется, растут и обороты торговли, в фазе кризиса происходит сокращение и производства, и торговли. Объем розничного товарооборота по официально учтенным предприятиям определяется на основе отчетных данных этих предприятий об объеме товаров, продаваемых ими населению. Объем продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяется по данным таможенной статистики. Товарооборот городского рынка по продаже сельскохозяйственной продукции определяется по данным статистической отчетности, охватывающей рынки 132 крупных городов России. Разница расчета этого показателя в России и в развитых странах состоит в том, что в развитых странах этот показатель рассчитывается по данным выборочных обследований, затем эти результаты выборочных обследований переносятся на генеральные совокупности. В России он рассчитывается на основе сплошной отчетности предприятий.

На Западе эти показатели публикуются в  определенный день месяца, а, например, в Великобритании даже в определенное время. В России эти показатели публикуются  нерегулярно и с большим запозданием.

  • Личные доходы и потребительские расходы. Структура денежных доходов и расходов населения публикуется в статсборниках. В основу ее положены данные выборочных обследований потребительских бюджетов, проводимых органами российской статистики.
  • Строительство жилья. В российской статистике нет аналога. Можно использовать показатели ввода в действие жилых домов (квадратных метров площади) и числа построенных квартир. В США этот показатель публикуется один раз в месяц.
  • Индекс потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ рассчитывается как сводный индекс, кроме того, в настоящее время имеются индексы отдельных его компонентов: индекс цен на продовольственные товары, индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на услуги. В оперативной информации Госкомстата есть еженедельные данные об индексе потребительских цеп на набор из 19 основных продуктов питания, что является оперативной характеристикой инфляции. Сводный ИПЦ рассчитывается как индекс цен Ласпейреса, то есть состав потребительской корзины фиксируется на уровне какого-то базисного периода. В настоящее время состав этой потребительской корзины пересматривается один раз в год.
  • Индекс дефлятор ВВП. Это наиболее общий индикатор инфляции, поскольку он измеряет динамику цен на все товары и услуги. Рассчитывается по формуле Пааше, то есть количество произведенной продукции фиксируется на отчетный период.

При расчете  индекса дефлятора валовой внутренний продукт разбивается на отдельные  компоненты, затем каждая из компонент  дефлятируется с помощью индекса цен, который рассчитывается для этой компоненты, и дефлятированные значения этой компоненты вновь собираются, складываются и получается объем ВВП в ценах базисного года. В этом большое различие индекса потребительских цен от индекса дефлятора. В России определяется один раз в год.

  • Продажа нового жилья. Определяется общая стоимость проданного нового жилья. В российской официальной статистике не рассчитывается. Возможна приблизительная оценка путем умножения общей площади введенных в действие жилых домов (квадратных метров) на рыночную цену 1 кв. м общей площади. В данном случае показатель лучше рассчитывать дифференцированно по регионам.
  • Товарные запасы и объем продаж в промышленности. Характеризует товарные запасы (наиболее важным является их изменение), а также общий объем продаж производителей, объемы оптовой и розничной продажи. В российской статистике не рассчитывается.
  • Потребительский кредит. Данные об объеме выданных населению кредитов по следующим направлениям: покупка автомобиля, покупка дома, прочие цели. В российской статистике не рассчитывается. В качестве приблизительной оценки можно использовать объем кредитов, предоставленных коммерческими банками предприятиям, организациям и населению.
  • Цены на сельскохозяйственную продукцию. Публикуются два индекса цен. В США публикуется индекс цен на сельскохозяйственную продукцию отдельно по продукции растениеводства и животноводства. Российский аналог – индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции заготовительным организациям. Можно также рассчитывать на основе данных об индексе продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах и индексе физического объема сельскохозяйственной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Охарактеризуйте место и роль прибыли в составе цены. Перечислите нормативно-

 Прибыль – это форма дохода, полученного после того, как товар  будет реализован по установленной  цене.

После уплаты налогов предприятия получают чистую прибыль (по-другому она называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). Чистая прибыль по решению  собрания акционеров делится в определенном соотношении на фонд накопления и  фонд потребления.

За счет фонда накопления предприятия могут  осуществлять различные инвестиционные проекты, подготовку и переподготовку кадров. За счет фонда потребления  возможно увеличение социальных выплат сотрудникам предприятий, а также  содержание учреждений социальной сферы.

Предполагается, что рациональный предприниматель  должен быть нацелен на получение  максимально возможного объема прибыли.

Государство также должно быть заинтересовано в  увеличении прибыли предприятий, так  как в структуре доходов государственного бюджета налог на прибыль занимает второе место после налога на добавленную  стоимость.

При фиксированных  ценах размер реализуемой прибыли  зависит от динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую  эффективность производства, рост ее увеличивает доходы предприятий  и государственного бюджета.

В условиях инфляции рост прибыли может быть определенным вкладом в рост цен. Так, либерализация цен в 1992 г. позволила  предприятиям на первых порах не только переложить на потребителя подорожание  в смежных отраслях (и прежде всего  энергоносителей), но и получить некоторую  сверхприбыль.

Относительной величиной прибыли является рентабельность. Следует учесть, что если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Объясняется  это тем, что абсолютная величина прибыли – величина производная, зависящая именно от нормы рентабельности. Существует множество видов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельность продаж, рентабельность имущества, рентабельность уставного и пр. капитала. В ценообразовании важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельности затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат. При этом прибыль, включаемая в расчетную оптовую цену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим законодательством без потерь для бюджета.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"