На втором этапе определяются
промежуточные цели денежно-кредитной
политики в форме конкретных
количественных денежно-кредитных
показателей. К числу важнейших
денежно-кредитных показателей в
Республике Беларусь относятся: чистый внутренний
рублевый кредит Национального банка,
рублевая денежная база, рублевая денежная
масса, валовые рублевые кредиты банков,
чистые иностранные активы органов денежно-кредитного
регулирования, чистая эмиссия Национального
банка.
На третьем этапе устанавливаются
операционные цели денежно-кредитной
политики. Определяется круг денежно-кредитных
показателей, которые подвержены
влиянию центрального банка (к
примеру, процентные ставки, устанавливаемые
центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального
банка и др.).
На четвертом этапе производится
отбор инструментов денежно-кредитной
политики. Выбор методов денежно-кредитного
регулирования зависит от объекта
и цели регулирования, степени
зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают
макроэкономические характеристики использования
кредита, посредством которых центральный
банк имеет возможность воздействовать
на экономику, текущее потребление и сферу
накопления, а также обеспечить ликвидность
банковской системы. Достижение желаемого
макроэкономического эффекта центральный
банк обеспечивает путем использования
рычагов экономического воздействия,
корректируя экономические мотивации
банков.
Инструменты денежно-кредитной
политики классифицируются по
ряду признаков:
- в зависимости от объекта
воздействия (предложение либо спрос
на деньги);
- по срокам воздействия —
кратко- и долгосрочные;
- по характеру параметров регулирования:
количественные (например, границы
кредитования коммерческих банков)
и качественные (цена кредита);
- по форме воздействия — прямые
и косвенные;
- по числу объектов воздействия
- общие и селективные. Посредством
прямых (административных) инструментов
в кредитных организациях изменяют
операционные показатели, к примеру,
лимиты процентных ставок, размер маржи,
объемы операций. Методы прямого контроля
применяют для регулирования банковских
систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного
финансового рынка и при кризисе кредитной
системы инструменты прямого воздействия
эффективны. В то же время их использование
может вызвать определенный отток денежных
средств с контролируемого внутреннего
рынка на зарубежные рынки и в теневую
экономику.
С помощью косвенных инструментов
формируют условия для целенаправленного
изменения основных параметров финансового рынка.
При этом косвенные инструменты вначале
воздействуют на баланс центрального
банка, на процентные ставки по операциям
центрального банка и далее, посредством
этих изменений, — на денежно-кредитные
отношения в государстве. Так, уровень
процентных ставок центрального банка
влияет на уровень рыночных процентных
ставок; нормативы резервов и рефинансирование
— на объем и структуру операций коммерческих
банков. Косвенные инструменты являются
частью функционирования денежных рынков
и их использование не ведет к появлению
диспропорций в денежно-кредитной сфере,
что следует отнести к достоинствам данного
механизма.
Общие методы влияют на
весь кредитный рынок и в
основном являются косвенными. Селективные
методы регулируют отдельные виды
кредита либо применяются к ограниченному
перечню банков.
В зависимости от субъекта, инициирующего
конкретный инструмент реализации денежно-кредитной
политики, различают группы постоянных
механизмов, толчком к действию которых
служат обращение коммерческого банка
в центральный банк с просьбой о проведении
финансовой операции или выход на открытый
рынок, инициатором которого выступает
центральный банк. В свою очередь совокупность
постоянных механизмов складывается из
механизмов, используемых для изъятия
избыточной банковской ликвидности (механизмы
заимствования, депонирования средств),
и механизмов, применяемых в целях поддержания
ликвидности банковской системы (механизмы
рефинансирования — ломбардные кредиты,
сделки РЕПО и др.).
Центральный банк обычно сочетает
использование постоянных механизмов
и операции на открытом рынке. В разных
странах на разных стадиях развития финансового
рынка применяются различные комбинации
инструментов денежно-кредитной политики.
Содержанием денежно-кредитной
политики центрального банка в конкретном
финансовом году может быть кредитная
экспансия, под которой понимается совокупность
мероприятий, направленных на стимулирование
кредита и эмиссии денег, либо кредитная
рестрикция, то есть политика сдерживания
и ограничения объемов и темпов роста
денежно-кредитных отношений.
Регулирование количества денег
в обороте (объема денежной массы,
в узком смысле — денежная
политика) является составной частью
монетарной политики центрального
банка. Последняя включает в себя
также процентную политику (политику
регулирования общего уровня процентных
ставок в экономике) и политику валютного
курса (валютная политика в узком смысле),
то есть политику регулирования уровня
и динамики курса национальной валюты
к иностранным.
В совокупности инструментов
денежно-кредитного регулирования выделяют
следующие основные группы:
- рефинансирование банков;
- процентные ставки по операциям
центрального банка;
- обязательное резервирование;
- валютные операции;
- операции на открытом рынке;
- прямые количественные ограничения;
- установление ориентиров роста
денежной массы. Механизм рефинансирования
представляет собой совокупность
каналов снабжения банков дополнительной
ликвидностью, посредством которых
денежные средства поступают
от центрального банка нуждающимся
в них коммерческим банкам. Одновременно
используемая политика рефинансирования
воздействует на эффективность платежной
системы, что дает возможность центральному
банку применять ее в качестве инструмента
проведения денежно-кредитной политики,
ограничения процентных ставок денежных
рынков и в других целях. В Республике
Беларусь данный механизм применяется
в основном для поддержания текущей ликвидности
банковской системы.
Центральным банком используются
следующие инструменты рефинансирования:
- переучет векселей;
- ломбардный механизм, состоящий
из кредита овернайт (однодневный
расчетный кредит) и ломбардного
кредита. Суть последнего — предоставление
кредита под залог ценных бумаг,
включенных в Ломбардный список
и принадлежащих банку на праве
собственности;
- ломбардный кредитный аукцион;
- операции РЕПО и др.
Переучет эмиссионным банком
векселей субъектов хозяйствования,
то есть покупка центральным
банком у владельца (дисконтанта)
векселя до наступления срока
платежа по нему, производится на
условиях обратного их выкупа дисконтантом
у центрального банка. Центральные банки
принимают векселя к переучету только
от кредитных организаций, отвечающих
определенным требованиям, и на основании
договора о переучете.
Операции переучета векселя
также используются центральным банком
для регулирования ликвидности кредитных
организаций. Их дополнительной функцией
является стимулирование банковского
финансирования экспорта. Инструментами
регулирования выступают учетная ставка
и лимит переучета. Учетная ставка — это
процентная ставка, которая официально
устанавливается центральным банком при
учете векселей. Под лимитом переучета
понимается сумма номиналов векселей,
принимаемых к переучету эмиссионным
банком от владельца векселя.
Процентная политика центрального
банка призвана формировать условия
для обеспечения внутренней и
внешней устойчивости официальной
денежной единицы. В этих целях
эмиссионным банком осуществляется
регулирование базовой ставки
рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении
процентных ставок по операциям центрального
банка. Различают жесткую, мягкую и нейтральную
процентную политику (ставка значительно
превышает уровень инфляции, меньше ее,
умеренно позитивная). Заниженный уровень
процентной ставки центрального банка
по сравнению с уровнем инфляции представляет
собой форму внеэкономического распределения
денежных ресурсов, дополнительный источник
дотирования предприятий за счет ресурсов
коммерческих банков.
Во всех случаях понижение процентной
ставки вызывает увеличение спроса коммерческих
банков на кредиты, их повышение — замедляет
темп роста спроса на денежные ресурсы.
Таким образом, изменение процентных ставок
центрального банка непосредственно воздействует
на цены денежного рынка и одновременно
служит ограничителем верхнего предела
их колебаний (устанавливает их границы).
Как следствие, изменение процентных ставок
влияет на основные параметры экономики:
производство, потребление, сбережения,
инвестиции, цены.
С ростом глобализации финансовых рынков результаты
процентной политики все больше зависят
не от абсолютного уровня регулирования
ставок, а от соотношения их с уровнем
ставок на денежном рынке. Таким образом,
эффективность процентной политики определяется
степенью ее гибкости.
Как правило, используя процентную
политику, центральный банк может
оказывать влияние на валютный
курс.
Обязательное резервирование (резервные
требования) относится к числу
инструментов привлечения ресурсов
банков. Коммерческие банки в
законодательном порядке должны постоянно хранить
часть денежных резервов на специальных
счетах в центральном банке или в ценных
бумагах в качестве обеспечения своих
обязательств по привлеченным средствам.
Система обязательного резервирования
выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной
массы путем изъятия избыточных резервов
банковской системы), стабилизирующую
(уменьшает диапазон колебаний процентных
ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности
банков. Таким образом, резервные требования
выступают инструментом и краткосрочного
и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.
Коммерческий банк обязан
депонировать часть привлеченных
денежных средств в фонде обязательных
резервов, размещаемом в центральном
банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер.
В Республике Беларусь недовнесенные
в фонд денежные средства Национальный
банк вправе взыскивать на основании своего
распоряжения путем бесспорного их списания
с корреспондентского счета банка.
В большинстве стран мира используется метод усредненного выполнения
резервных требований, что создает саморегулируемую
систему стабилизации объемов ликвидности
банковской системы и цен на кредитные
ресурсы, снижает риски в платежной системе.
Центральный банк, применяя рассматриваемый
метод, контролирует лишь среднюю величину
резервных требований кредитной организации
(среднюю арифметическую ежедневных остатков
средств на резервных счетах за период
поддержания). Соответственно коммерческий
банк имеет возможность в период недостатка
ликвидности использовать часть резервов
для осуществления платежей, предотвращая
возникновение сбоев. Одновременно данный
подход стимулирует банк в период краткосрочного
избытка ликвидных средств поддерживать
остаток резервного счета на более высоком
уровне по сравнению с установленной величиной
резервных требований, при этом происходит
автоматическое изъятие избыточной ликвидности.
Норматив резервных требований
устанавливается в законодательном
порядке и представляет собой
процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или
относительным (приращению) показателям
пассивных или активных операций. По характеру
воздействия различают нормативы общие
(установленные ко всей сумме обязательств
или кредитов) и селективные (установленные
по отношению к определенной части суммы
обязательств или кредитов).
Устанавливая и пересматривая
норматив резервных требований,
центральный банк регулирует
объемы, структуру и динамику
привлеченных ресурсов коммерческих
банков, влияет на их стоимость,
объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень
прибыльности кредитных организаций.
В начале XXI в. в ряде стран
стало снижаться значение обязательного
резервирования как инструмента
денежно-кредитной политики центрального
банка. Это связано с расширением
круга ликвидных активов коммерческих
банков, что позволяет центральному банку
частично отказаться от применения резервных
требований (которым присущи черты административного
контроля) в пользу постоянных рыночных
механизмов, число и масштабы развития,
которых заметно возросли.
Центральный банк проводит
разнообразные валютные операции.
Валютная политика включает в
себя такие структурные элементы,
как целевые установки, нормативные
акты, реальные механизмы регулирования
внешних валютно-кредитных отношений,
степень либерализации валютно-кредитного
механизма. Центральным банком устанавливаются
официальные курсы национальной денежной
единицы по отношению к другим валютам;
создаются золотовалютные резервы и осуществляется
управление ими. Центральные банки регулируют
обращение валютных ценностей на территории
своего государства, в том числе устанавливают
порядок открытия, ведения и режим счетов
(включая счета в драгоценных металлах)
резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых
организациях в иностранной валюте и нерезидентов
в банках в национальной валюте; порядок
и условия открытия резидентами счетов
в национальной и иностранной валюте,
в драгоценных металлах в банках за пределами
страны. В функции центрального банка
могут быть включены обязанности установления
правил биржевой торговли иностранными
валютами и драгоценными металлами, определения
порядка лицензирования биржевой деятельности
при осуществлении операций с иностранной
валютой и драгоценными металлами; установления
форм отчетности, ведения учета и статистики
валютных операций и работы банка с денежной
наличностью, а также порядка и сроков
представления необходимой информации
о валютных операциях в центральный банк
для разработки платежного баланса страны
и иных целей.