Кредитная карта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:00, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью работы являлось обобщение теоретического материала связанного с таким новым инструментом организации безналичных расчетов как кредитная карта.
В соответствии с поставленной целью в контрольной работе были решены следующие задачи:
- выявить преимущества и недостатки применения кредитных карт для сторон, участвующих в расчетах;
- рассмотреть процедуру оплаты покупки кредитной картой;
- проанализировать обслуживания клиентов по кредитным картам с терминалом и без него;
- оценить прибыльность операций с кредитными картами двух банков А и В при заданных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….1
1.Кредитная карта как платежный инструмент…………………………………4
1.1. Преимущества и недостатки применения кредитных карт………….…….4
1.2. Организация расчетов с помощью кредитной карты…………………..…10
1.3. Анализ обслуживания клиентов по кредитным картам с терминалом и без него………………………………………………………………………….….…15
2. Решение задачи………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………….......31

Вложенные файлы: 1 файл

БЭУ краб.docx

— 151.88 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Идею  кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами (Edward Bellamy) в книге "Взгляд в прошлое" (Looking Backward), вышедшей в  свет в 1888 г., а первые попытки практического  внедрения картонных кредитных  карточек были сделаны в США предприятиями  розничной торговли и нефтяными  компаниями еще в двадцатые годы. Недолговечность картонных карточек заставила искать им замену, и десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением. Тиснение позволило  частично автоматизировать процесс  обслуживания этих карточек, поскольку  с карточек можно было делать оттиски  и переносить информацию о владельце  на заранее отпечатанные чеки (слипы). В послевоенные годы появились пластиковые  карточки таких известных компаний как Diners Club и American Express. В шестидесятые годы на пластиковых карточках стали  помещать магнитную полосу, на которой  записывалась информация.

Операции  с кредитными картами открыли  новые перспективы финансового  обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения  банковской прибыли. Интерес государства  к внедрению кредитных карт очевиден: снижаются колоссальные затраты  на инкассацию денежных средств, эмиссию  и регенерацию банкнот и монет; упрощается учет движения денег и  взимания налогов и т.д. Россия живет  в мировом сообществе, уже сегодня  широко использующем системы расчетов по кредитным картам. Оставаться в  стороне от общего процесса при расширении культурных, политических и экономических  связей с другими странами практически  невозможно и невыгодно.

Однако  в России до настоящего времени не было ни опыта составления «кредитных историй», ни юридических механизмов для быстрого взыскания долгов. Это серьезно сдерживало внедрение кредитных карт российскими банками. В настоящее время ситуация изменилась.

Перспективы развития рынка кредитных карт привлекают все большие и большие кредитные  организации. Число банков, осуществляющих эмиссию собственных кредитных  карт в настоящий момент очень  мала, но именно карточное кредитование станет в ближайшее время приоритетным направлением для российских банков.

Широкое предложение банкам кредитных карт аналитики объясняют несколькими  факторами: во-первых, стабилизацией  экономической обстановки в стране, во-вторых, повышением культуры пользования  банковскими картами и ростом доверия к кредитным организациям. Кроме того, нельзя не заметить приход в Россию иностранных банков, привыкших  работать с кредитными проектами. Они  стали формировать на рынке новую  культуру. Но главное, что в России ускоренными темпами развивается  рынок потребительского кредитования. А кредитная карта становиться  более интересным инструментом, поскольку  ее держатель имеет возможность  воспользоваться кредитом независимо от того, сколько личных средств  у него на счете. Однако массовый выпуск кредитных карт в России пока не наблюдается. Он возникнет тогда, когда банкам будет не выгодно держать кредитных консультантов в магазинах по сравнению со стоимостью обслуживания карт.

Таким образом, проблема внедрения, использования  и формирование разветвленной сети обслуживания кредитных карт на сегодня  остается наиболее актуальной для российской банковской системы.

Главной целью работы являлось обобщение теоретического материала связанного с таким новым инструментом организации  безналичных расчетов как кредитная карта.

В соответствии с поставленной целью в контрольной работе были решены следующие задачи:

- выявить преимущества и недостатки применения кредитных карт для сторон, участвующих в расчетах;

- рассмотреть процедуру оплаты покупки кредитной картой;

- проанализировать  обслуживания клиентов по кредитным  картам с терминалом и без  него;

- оценить  прибыльность операций с кредитными  картами двух банков А и  В при заданных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Кредитная карта как платежный  инструмент

1.1. Преимущества и недостатки  применения кредитных карт

В стандартной  технологии безналичных расчетов при  расчете за товары и услуги с помощью  банковских карт действуют три субъекта. Это банк-эмитент карты (он же может и выступать как банк-эквайер) , его клиент (держатель карты) и магазин (предприятие торговли или сервис, принимающие по договору с эмитентом его карты в качестве платежного средства).

Быстрое распространение банковских карт, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост популярности среди широких групп населения  были обусловлены удобством и  безопасностью их использования  и служат наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна  основным категориям участников системы.

Основные  привлекательные черты кредитных карт для их держателей заключаются в следующем:

    • Удобства пользования (клиенту не нужно иметь при себе крупных денежных сумм при посещении магазинов и предприятий сервиса, есть возможность моментально сделать крупную незапланированную покупку).
    • Удобство получения кредита (кредит предоставляется покупателю автоматически без специального обращения в банк, без оформления кредитных договоров, без указания обеспечения по кредиту и целей его использования).
    • Удобство при погашении кредита (клиент может по желанию неограниченно долго оттягивать срок погашения кредита, выплачивая ежемесячно проценты за пользование кредитом и сумму обязательного ежемесячного платежа).
    • Получение пользователем от банка информации по карте, позволяющей проверить каждую операцию и предъявить претензии в случае неправильного оформления сделок (все более актуальной и востребованной становиться услуга «интернет-банкинг», с помощью которой клиенты могут дистанционно через сеть Интернет получать информацию по картам обо всех  произведенных операциях, сумму задолженности на дату выставления счета-выписки, а также суммы регулярных платежей и комиссий).
    • Не нужно заботиться клиенту о конвертировании валюты (это сделает банк)
    • Престижность (использование кредитных карт свидетельствует об умении обращаться с современными техническими средствами)
    • Льготы при приобретении товаров, при бронировании мест в гостиницах и т.д., а также льготный период в течение которого проценты по кредиту не начисляются.
    • Страхование кредитов (страховая выплата поможет клиенту или его родственникам решить проблему с возвратностью кредита, если клиент утратил возможность трудиться и ежемесячно выплачивать кредит).
    • Пользователю кредитной карты предоставляется возможность не только снять деньги, оплатить покупку в магазинах, но и воспользоваться иными услугами предлагаемыми банком (н-р, заплатить за услуги сотовых операторов, интернет-провайдеров, смена PIN-кода и т.д.)
    • Эффект инфляции (при покупки товаров в кредит потребитель может выиграть, если цены на товар вырастут к моменту достаточного накопления сбережений, так как этот прирост цены будет больше и равен стоимости потребительского кредита)
    • Психологический эффект (в большинстве случаев желание приобрести товары и услуги сегодня сильнее разумной возможности получить их завтра или через много лет. Кроме того, многие виды услуг необходимы именно сегодня, н-р, медицинские услуги)
    • Лимит кредита установленный банком (защищает клиента от перерасхода собственных средств)
    • Возможность постоянного возобновления кредитной линии после погашения (обычно кредитные карты, предполагают длинные кредитные линии, которые гасятся равными частями, а по мере её погашения кредитная линия возобновляется снова).
    • Универсальность. Заимев в своем кошельке кредитную карточку формата VISA Electron или Cirrus/Maestro, можно быть уверенным, что везде, где есть банковская система, можно будет получить деньги.
    • Можно оформить несколько кредитных карт на один счёт и пользоваться ими совместно, например, мужу и жене. Можно также оформить кредитку на ребёнка, обговорив в договоре размер расходов по этому счёту, и таким образом контролируя его траты.

Несмотря  на большое количество положительных  сторон кредитных карт для их держателей, они имеют и некоторые недостатки:

    • За использования такой карточки приходится платить деньги.
    • При использовании кредитки, не нужно носить с собой кошелек с деньгами, а это является, как плюсом, так и минусом, ведь кошелек может занимать достаточно много место, и если его вдруг украдут, то человек это немедленно заметит. А в случае с кредитной картой заметить пропажу можно будет только через несколько дней после того, как с вашего счета исчезнут деньги (прогрессирование карточного машенничества).
    • Порой сложное восстановление кредитной карты. Особенно эти проволочки с банком будут накладны, если вы находитесь заграницей и потеря/кража/попытка взлома вашей кредитки произошла именно там. Дело в том, что некоторые банки для восстановления карты требуют приезда держателя карты и/или вам нужно делать целый ряд всяких процедур по восстановлению.
    • Достаточно дорогой операцией является получение наличных денежных средств (так как банки устанавливаю комиссию за снятие денежных средств).
    • Определенным неудобством для клиентов является установление некоторыми банками ограничения на снятие наличных.
    • За информацию по кредитной карточки через СМС-уведомление клиенту тоже приходиться платить.
    • Страховая выплата не всегда привлекает клиента, так как многие считают это лишней тратой денег.
    • Кредитные карты зачастую «подстрекают» людей совершать незапланированные покупки, тем самым увеличивая размер долга компаниям и банкам.
    • Процентные ставки и другие условия договора. В них может быть, например, указанно, что 15% могут превраться в 30% за день просрочки оплаты.

Теперь  остановимся на достоинствах и недостатках применения кредитных карт со стороны банка:

    • Одним из основных достоинств является увеличение прибыли (операции с кредитными картами открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и расширили возможности получения банковской прибыли).
    • Привлечение новых клиентов-отдельных лиц, розничных торговцев.
    • Возможность при помощи кредитной карты рекламирования и продажи услуг банка.
    • Предлагая клиенту разнообразные услуги по кредитным картам тем самым обеспечивает себе конкурентное преимущество на финансовом рынке.
    • Возрастание привлеченных ресурсов.
    • Уменьшение объема используемой в расчетах наличности (снижение темпов роста инфляции).
    • Разгрузка офисов банка от наплыва клиентов.
    • Обработка карточных операций более автоматизированы, чем классические кредиты, что также облегчает для банка проведение этих операции, удешевляя себестоимость операций.
    • «Карточному» банку нет необходимости строить сеть отделений и филиалов, что значительно удешевляет обслуживание клиентов, и позволяет привлечь те клиентские группы, которые раньше невозможно было обслуживать из-за их удаленности.

Но, несмотря на привлекательность использования  кредитных карт в системе безналичных  расчетов, банки пока ещё очень  осторожно выдают их населению, так  как кредит по банковской карточке связан с наибольшей степенью риска невозвратности (как самих клиентов банка, так и с увеличение количества мошенников, которые обезналичивают денежные средства по кредитной карте в банкоматах). Кроме этого, банк как правило, рискует большей суммой с наибольшим периодом действия карты. В России до настоящего времени не было ни опыта составления «кредитных историй», ни юридических механизмов для быстрого взыскания долгов, что в свою очередь сдерживает внедрение кредитных карт российскими банками.

 

Для предприятий  торговли карточные расчеты имеют  следующие преимущества:

    • Расширение продаж и привлечение новых покупателей.
    • Увеличение прибыли за счет привлечения покупателей и отсутствием инкассации выручки.
    • Человек с картой на руках более склонен совершить покупку, чем владелец наличными.
    • Повышается престиж, рейтинг магазина.
    • Упрощение расчетов с покупателями (отсутствие сдачи и подсчета денег покупателем и кассиром).
    • Магазин освобождается от затрат, связанных с содержанием отдела по анализу кредитоспособности клиентов (эту функцию несет на себе банк).

Одним из недостатков использования кредитных  карт в продаже для торговых организаций  является длительность операций по сравнению  с расчетом наличными деньгами (т.е.при  наличном расчете денежные средства торговое предприятие получает сразу, а при расчете кредитной картой деньги поступают лишь в конце  дня). Кроме этого, существуют различные  конфликтные ситуации при проведении расчетов по кредитной карте, н-р, отказ  от оплаты того или иного участника  платежной цепочки вследствие сомнений в корректности проведенных операций, тем самым вызывая неудобства со стороны торговой организации. Так  же в отдельных банках взымаются  комиссионные сборы с торговых организаций  за ряд услуг оказанных по кредитным  картам.

Таким образом, быстрое распространение банковских кредитных карточек, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов в большей степени всё-таки выгодна основным категориям участников данной системы расчетов

1.2. Организация расчетов с помощью  кредитной карты

Одним из прогрессивных направлений организации  безналичных расчетов является развитие платежных систем, основанных на использовании  кредитных карт. Проанализируем последовательность операций, выполняемых при расчетах за товары и услуги посредством кредитной карты, когда покупатель приходит в торговую организации. В данной процедуре участвуют следующие стороны:

    • Держатель карты (клиент);
    • Банк-эмитент (выпуская карточки, гарантирует выполнение финансовых обязательств);
    • Банк-эквайер (реализует финансовые функции, связанные с выполнением расчетов и платежей точками обслуживания);
    • Предприятие торговли;
    • Процессинговый центр (специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров запросов на авторизацию и/или протоколов транзакции - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачу наличных).
  1. Желая совершить покупку (или получить услугу) держатель карточки предъявляет ее продавцу (1).
  1. Продавец устанавливает, возможно ли совершение сделки. Для этого он осуществляет проверку подлинности карточки и при необходимости правомочности распоряжения ею покупателем. Затем продавец проводит либо голосовую авторизацию по телефону, либо электронную посредством POS-терминала. Авторизация не проводится в том случае, если сумма покупки (или стоимость услуги) ниже торгового лимита. При голосовой авторизации в случае положительного ответа продавцу сообщается код авторизации (2,3).
  2. После утверждения сделки происходит оформление торгового векселя (или чека), на котором фиксируются данные о сделке (4). На чек также переносятся и данные с карточки. При ручной обработке для этого используются импринтер. Кроме того, на чек обязательно заносится код авторизации, так как при отсутствии кода чек не будет принят к оплате банком-эквайером. Держатель карточки затем подписывает все экземпляры чека (обычно три). При автоматической обработке чек печатается POS-терминалом. В последнем случае подпись может быть необязательной, если авторизация проводилась с использованием PIN-кода.
  3. Экземпляр чека и товар передаются покупателю
  4. В конце каждого дня (или реже-несколько раз в неделю) точка обслуживания пересылает в банк-эквайер экземпляры чеков, которые служат документальным основанием для проведения расчетов с точкой обслуживания. При автоматической обработке таким основанием могут служить электронные протоколы транзакции, генерируемые при авторизации и непосредственно поступающие в банк-эквайер или процессинговый центр (5).
  5. Банк – эквайрер формирует транзакции и осуществляет расчеты с торговой точкой обслуживания (производит перечисление средств на ее расчетные счет) (6). В случае ручной обработки верификация сводится к проверке полученных чеков. Для верификации же электронных транзакций в конце каждого дня торговые терминалы связываются с эквайером и повторно пересылают транзакции, накопленные в их памяти за день.
  6. Банк –эквайрер передает в процессинговый центр сформированные транзакции (7). При этом, если эквайрер является также и эмитентом, в процессинговый ентр передаются только «чужие» транзакции, т.е. транзакции, произведенные держателями карточек других банков-эмитентов.
  7. Процессинговый центр обрабатывает полученные за день транзакции и формирует итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы. Общие итоги передаются в расчетный банк системы, а частные рассылаются банками-участниками в качестве извещений на проведение взаиморасчетов.
  8. Расчетный банк проводит взаиморасчеты между банками-участникми, открывшими у него корреспондентские счета (7).
  9. Банки-эмитенты в порядке возмещения осуществляют снятие средств со счетов держателей карточек за приобретенные последними товары и услуги. Держатели кредитных карточек возвращают банкам-эмитентам средства, предоставленные им как кредит при приобретении товаров и услуг (8).

Информация о работе Кредитная карта