Кредитная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

В условиях необходимости перехода Кыргызстана к устойчивому развитию, финансово-кредитная система во всем многообразии ее характеристики охватывает сложные вопросы изыскания финансовых ресурсов, действия финансово-кредитного механизма и совершенства денежной и финансово-кредитной политики при одновременном углублении теории финансово-кредитных отношений и анализа практики. В этом аспекте необходимо объективное осмысление всех проблем финансово-кредитных отношений с решением задач эффективного использования формируемых в стране финансовых ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

Глава 1. Финансово кредитная система и ее значение в развитии экономики Кыргызской Республики……………………………………..3

1.1 История финансово кредитной системы Кыргызской Республики……3

1.2 Становление финансово кредитной системы Кыргызской Республики…5

1.3 Сущность и необходимость финансов…………………………………….9

Глава 2. Финансово кредитная система КР………………………………..9

2.1 Финансово кредитная система на примере Акционерный коммерческий банк "Кыргызстан"…………………………………………………………….13

Глава 3. Пути улучшения финансово кредитной системы Кыргызской Республики…………………………………………………………………….25

3.1. Совершенствование регулирования операций финансово-кредитных институтов в Кыргызстане…………………………………………………….25

Заключение ……………………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

кредит сист.docx

— 56.30 Кб (Скачать файл)

     В общем о объеме операций с наличность в Кыргызстане можно судить по следующим данным:

     Общая сумма денег в обращении на 1 октября 2008 г. составила 30 613,3 млн. сом  из них 1 266,0 млн. сом находились в  кассах коммерческих банков, а остальные - вне банковской системы (по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 6 280,0 млн. сом  или на 25,8 процента). В III квартале 2008 года в кассы коммерческих банков в целом по республике поступило 68 901,4 млн. сом, по сравнению с III кварталом 2009 года увеличилось на 21 288,9 млн. сом, или на 44,7 процента.

     Из  касс коммерческих банков в III квартале 2008 года было выдано 70 201,0 млн. сом, что  на 22 293,1 млн. сом, или 46,5 процента больше, чем за III квартал 2009 года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Пути улучшения  финансово кредитной  системы Кыргызской Республики

     3.1. Совершенствование регулирования операций финансово-кредитных институтов в Кыргызстане

     Банковский  надзор в КР - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

     В ситуации же, когда сохраняются серьезные  трудности в реальном секторе  экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфере, требуется  принятие комплекса мер по укреплению банковской системы КР, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк КР исходит из того, что надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидательный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности НБ КР способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптимизации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономического развития страны.

     Органы  банковского надзора КР видят в качестве своей главной задачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости ("транспарентности") ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка КР, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных организациях КР и приближении ее к требованиям, вытекающим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях .Для этого Банком КР разработан новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях КР, который планируется ввести с вместе с переработанными вариантами Инструкций НБ КР № 1 и 17.

     Активизация надзора за кредитными организациями  предполагает: обеспечение достоверности  предоставляемой банками НБ КР информации;

     повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их руководителям, системе внутреннего контроля в банках;

     методологическую  доработку контроля за деятельностью филиальной сети кредитных организаций;

     мониторинг  состояния всех корреспондентских  счетов банков в режиме реального времени;

     совершенствование системы экономических нормативов с учетом эффективности их применения в условиях меняющейся банковской практики и вводимых изменений в бухгалтерском учете;

     использование дифференцированного подхода к  применению мер регулирования кредитных  организаций в зависимости от значения конкретного банка для системы в целом;

     разработку  способов поддержки перспективных  с точки зрения укрепления банковской системы кредитных организаций.

     Особое  место в системе надзора за кредитными организациями и своевременном  выявлении проблем банков отводится  деятельности аудиторских фирм. Придается  важное значение организации постоянного  сотрудничества НБ КР с независимыми аудиторскими фирмами и с банками. Признается необходимым активизировать позицию Банка КР по регулированию аудиторской деятельности, повышению ее качества. Для этого помимо лицензирования аудиторской деятельности предполагается ввести в практику предварительное согласование с НБ КР аудиторских фирм для проверки крупных (структурообразующих) банков, надзора за аудиторскими фирмами, их персоналами прежде всего по линии анализа качества проводимых ими проверок и применения мер воздействия к тем фирмам и аудиторам, работа которых не отвечает требованиям Банка КР

     В настоящее время продолжается укрепление банковского сектора республики, и отмечается приток инвестиций в  капитал банков. Деятельность Национального  банка в области банковского  надзора направлена на повышение  устойчивости банковской системы, раннее предупреждение возникновения проблем  в действующих банках, совершенствование  методологии и практики банковского надзора.

     Основными факторами улучшения состояния  банковской системы явились: дальнейшая стабилизация макроэкономических показателей, активизация внутренних источников роста коммерческих банков и привлечение  на финансовый рынок Кыргызской Республики новых инвестиций в капитал банков, в том числе и иностранных. Позитивное влияние на развитие банковской системы оказало введение со стороны  НБКР в 2008 году требований по выполнению минимального размера капитала (собственных  средств) и установление более жесткого подхода к оценке банковских активов.

     По  состоянию на 1 января 2007 года в республике действовало 20 коммерческих банков, обладающих лицензией на право проведения банковских операций, а также два филиала и три представительства иностранных банков. Головные учреждения коммерческих банков расположены в г. Бишкек, а в регионах действует 144 их филиала (Таблица 3)

     На 01.01.09 на территории Кыргызской Республики действуют 19 коммерческих банков, один филиал иностранного банка и одно специализированное банковское учреждение. Надзорные функции осуществляет Национальный банк КР. Доля иностранного капитала в капитале системы возросла к концу 2008-го года до 65%, против 40% на 01.01.2003 года. Сдерживающие факторы развития банковской системы остаются прежними. Это низкий уровень доверия населения  к банкам, высокая доля наличных расчетов внутри страны, отсутствие законодательства о защите банковских вкладов граждан, экономическая отсталость ряда регионов, а также отсутствие международного суверенного рейтинга.

     Важным  событием для банковского сектора  явилось принятие в 2008 году закона "О  противодействии финансирования терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Теперь сведения о всех платежах, размер которых  превышает 1 млн.сом, сообщаются в специальные государственные органы.

     В целом банковская система Кыргызской Республики является одной из самых  динамично развивающихся сфер экономики. За 2008 год соотношение банковских активов к ВВП республики возросло до 25,0%, против 10,4% в 2002 году.

     В отчетном году пять коммерческих банков расширили масштабы своей деятельности, открыв восемь филиалов. При этом филиалы, в основном, были открыты в Джалалабадской и Ошской областях республики. По состоянию на 1 января 2007 года филиальная сеть коммерческих банков составила 144 единиц (на 1 января 2007 года - 156). Кроме этого, в течение года было зарегистрировано 11 терминалов и 17 сберегательных касс. Всего по состоянию на 1 января 2007 года на территории республики зарегистрировано 113 терминалов и 113 сберегательных касс.

     Национальный  банк (в лице Управления банковского  надзора) на основе такого анализа, проводимого  как по отдельным банкам, так и  в целом по системе коммерческих банков, может изучать ситуацию на финансовом рынке, контролировать выполнение банками установленных экономических  нормативов, оценивать эффективность  проводимой денежно-кредитной политики и при необходимости контролировать её.

     Одной из важнейших составляющих банковского  надзора является разработка и установление экономических нормативов для коммерческих банков и других финансовых учреждений.

     1. Максимальный размер риска на  одного заемщика - (К1). Смысл данного норматива заключается в ограничении кредитного риска коммерческих банков в отношении одного заемщика или группы лиц, связанных между собой через права владения, филиалы, перекрестные гарантии и т.д. Кредитом считается любая прямая или косвенная выдача банком средств, основанная на обязательствах лица-получателя (заемщика) по возврату этих средств. Кредитный риск - это риск потерь доходов и капитала банка, возникающий в ситуации, при которой заемщик или деловой партнер не способен выполнить свои обязательства перед банком и по своей сути является частным случаем риска концентрации. Проще говоря, этот норматив является отражением известной поговорки: "Никогда не держи все яйца в одной корзине". 
 
 

     Заключение

     Исследования  теоретических и практических вопросов развития финансово-кредитной системы  позволили сделать следующие  выводы:

     1. Многие процессы в экономической жизни, реальные ситуации в рыночных отношениях подвергают испытанию экономические категории. Из общего ряда экономических категорий два понятия «финансы» и «кредит», имея общую денежную основу, выполняют исключительное предназначение - формирование финансово-кредитных ресурсов в стране. Финансы и кредит в проявлении своей сущности требуют активности двух элементов надстроечного уровня: финансово-кредитные институты и финансово-кредитный механизм, которые в совокупности конструируют финансово-кредитную систему.

     2.Понимание глубины понятий «финансы» и «кредит» при признании сложности их свойств возможно при условии выявления индивидуальности каждой категории и полной их взаимосвязи по трем группам признаков: по характеру проявления, связи с рыночным механизмом и способу регулирования.

     3.Финансы и кредит во взаимосвязи функционируют на основе широких денежных отношений при участии различных субъектов в рыночных условиях, формируют ресурсообразующую систему как основу для устойчивого развития экономики, удовлетворение интересов личности и в целом государства.

     4. Современное познание кредита и кредитных отношений сформировано под влиянием научных открытий различных школ и направлений и выдвинутых ими теоретических концепций. Рассматривая кредит и кредитование во взаимосвязи, следует определить кредит как основу, базис, а кредитование - как движение, процесс Кредит реализует свое сущностное содержание через кредитование. Банковский кредит принимает непосредственное участие, в перераспределении денежных ресурсов, в осуществлении структурных преобразований в отраслях национальной экономики.

     5. Банковская система Кыргызстана, создав как бы «платформу» (1995-1996гг.) для углубления реформирования, подошла к этапу оценки банковской системы с позиции усиления качественных критериев, где показатели достаточности капитала банков, их доходности, обеспечения высокой стоимости банка, конкурентоспособности будут определять место и роль банков в экономике. Банковская система, включающая базисно-надстроечный, правовой и институциональный аспекты функционирования банков в стране, отражает совокупность идей по формированию сети банков в стране по типам и характеру услуг, философию банков в направлении их деятельности. Опирается на законодательную основу организации банковского дела и реализации кредитных, платежных отношений с выработкой конкретных правил поведения каждого банка в рыночной экономике в соответствии с принципами банковской системы.

     Устойчивое  развитие финансово-кредитной системы  в Кыргызстане в перспективе  связано с совершенствованием основных направлений развития финансов. Очень  важным является переход к комплексной  оценке всего финансово-экономического развития страны с выявлением вклада конкретной сферы и участников в  экономический рост, выделяя приоритетность внутренних финансово-кредитных ресурсов. Влияние финансово-кредитных ресурсов на экономический рост в Кыргызстане возможно рассчитать с применением экономико-математического моделирования. В частности, варианты прогноза на среднесрочный период полученные с помощью построения имитационной модели подтверждают возможность их использования в планировании экономического развития Кыргызстана во взаимосвязи с развитием финансово-кредитной системы и внутренних финансовых ресурсов.

     Список  литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. " Закон "О Национальном банке Кыргызской Республики", 1997 г.
  3. Закон "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", 1997 г.
  4. специальная литература
  5. Банковское дело: Справочное пособие. - М.,1996.
  6. Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы//Деньги и кредит.-2000.-№6.~С.5-13. '
  7. Есеналиев С. Кредитно-денежная политика//Рынок капиталов.-2008.-№ 9- 10.-С.37-41.
  8. Лебедев Е.А. Развитие денежно-кредитной системы в современных условиях. - М.,1991.
  9. Годовой отчет Национального Банка Кыргызской республики за 2007 г., 2008 г.
  10. Общая теория денег и кредита /Под ред. Е.Ф.Жукова.-М.,1995.
  11. Основные направления деятельности НБКР на период 2008-2009гг.// Банковский вестник.-2004.-№5.-С.З.
  12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики //Деньги и кредит.-1998.-С.3-24.
  13. Островская О.М. Банковское дело. - М.,2009.
  14. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка.-М. Финансы и статистика, 1999.

Информация о работе Кредитная система