Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:07, курсовая работа
В настоящее время кредит имеет огромное значение. Он решает проблемы, стоящие перед всей экономичес¬кой системой. Благодаря кредиту можно:
1) сократить время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей;
2) получить возможность приобрести дорогие вещи, предметы, ценности;
3) увеличить ресурсы предприятия, расширить хо¬зяйство, ускорить достижение производственных целей;
4) кредит могут использовать предприятия всех форм собственности, а также государство, правительство и отдельные граждане.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации финансов и кредита предприятий 6
1.1. Кредит и кредитные отношения 6
1.1.1. Сущность и функции кредита 6
1.1.2. Основные формы кредита 9
1.1.3. Организация краткосрочного кредитования 16
1.2. Сущность, функции и принципы организации финансов 19
1.3. Формы и методы финансирования и кредитования 26
1.4. Финансирование и кредитование предпринимательской деятельности 29
1.4.1. Кредитование предприятий 29
1.4.2. Финансово-кредитное регулирование и контроль 37
Глава 2. Кредитование юридических лиц на примере анализа кредитования в России субъектов малого бизнеса (на основе данных ОАО «Московский кредитный банк») 39
2.1. Анализ состояния системы кредитования малого бизнеса России в современных условиях 39
2.2.Краткая характеристика ОАО «Московский кредитный банк» 47
2.3.Виды кредитов в ОАО «МКБ» и основные условия их предоставления 50
2.4.Анализ практики кредитования малого бизнеса 52
Глава 3. Кредитование в мире 65
3.1. Практика кредитования предприятий малого бизнеса в Германии 65
3.2. Опыт кредитования предприятий малого бизнеса в США 73
Заключение 79
Список использованной литературы 84
В экономическом
плане кредитные договоры отличаются
повышенным формализмом: не отражают специфики
взаимоотношений банка с
К кредитной документации относятся также договоры о залоге, договор поручительства гарантийные письма, страховые полисы.
Договор о залоге должен соответствовать требованиям закона "О залоге". В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.7
Гарантийные
письма и страховые полисы также
должны соответствовать определенным
требованиям правового и
В экономическом аспекте эффективность гарантий (поручительств) и страхования кредитного риска зависит от кредитоспособности организаций, гарантирующих возврат ссуд. Поэтому банкам необходимо обладать навыками анализа кредитоспособности гаранта (поручителя) или страховой организации. В зарубежной практике гарантии часто сопровождаются залогом имущества гаранта. Одновременно банк до выдачи ссуды организует встречи с представителями гарантов для выяснения их готовности выполнить свои обязательства в случае непогашения ссуды заемщиком8.
Основываясь на общепринятой документации, предоставляемой клиентом для получения кредита, каждый банк сам определяет для заемщика пакет документов, наиболее отвечающий требованиям банка.
Основой финансово-кредитного регулирования деятельности предприятий выступает финансовое планирование. Оно призвано обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план: соизмерить намечаемые затраты с реальными возможностями, и в результате корректировки достигнуть материально-финансовой сбалансированности.
Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления.
Основной
характеристикой финансового
В условиях современной российской действительности продолжительность финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.
Ключевой чертой стратегического планирования является его гибкость, обусловленная гибкостью плановых горизонтов времени. Данная гибкость обеспечивается ориентацией на такие критерии, как жизненный цикл продукции, цикл изменения спроса на выпускаемую продукцию, период времени реализации намеченных целей и др. Очевидна зависимость горизонта планирования от критериев и характера стратегических целей. Так, горизонт может задаваться жизненным циклом продукта или решением о модернизации и перевооружении компании. В данных случаях горизонты планирования могут существенно отличаться.
Финансовое планирование на предприятии базируется на использовании трех основных его систем: перспективного планирования финансовой деятельности предприятия; текущего планирования финансовой деятельности предприятия; оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.
Каждой из этих систем финансового планирования присущи особые методические подходы к осуществлению, формы реализации результатов и определенный период (плановый горизонт) охвата (табл. 1.2)10.
Таблица 1.2
Характеристика основных форм систем внутрифирменного финансового планирования
Системы финансового планирования |
Основной методический подход к осуществлению планирования |
Формы реализации
результатов финансового |
Период (горизонт) планирования |
1. Перспективное финансовое планирование |
Прогнозирование |
Разработка
долгосрочного финансового |
До 3-х лет |
2. Текущее
планирование финансовой |
Технико-экономическое обоснование |
Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия |
1 год |
3. Оперативное планирование финансовой деятельности |
Бюджетирование |
Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности |
Месяц, квартал |
Глава 2. Кредитование юридических лиц на примере анализа кредитования в России субъектов малого бизнеса
(на основе данных ОАО «Московский кредитный банк»)
2.1. Анализ состояния системы кредитования малого бизнеса России в современных условиях
По данным Госкомстата России, на начало 2008 года в России действовало около 1032,8 тыс. малых предприятий. Структуру малых предприятий по видам экономической деятельности представим в приложении 1.
По итогам 2007 г. основная доля малых предприятий приходится на предприятия оптовой и розничной торговли (45,0%), а также на операции с недвижимым имуществом (15,8%) ( Приложение 2.). В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30.
Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2007 года, составила 9,4 млн. человек. Наибольшее число занято на предприятиях оптовой и розничной торговли – 2993,1 тыс.чел., на обрабатывающих производствах – 1866,1 тыс.чел., а также в строительстве -1618,3 ( Приложение 3). Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2007 года, по данным МНС России, достигла 4 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 11,6 млн. человек. В общем количестве экономически активного населения это составляет около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 13%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.
По обороту денежных средств малых предприятий лидирующее положение занимают предприятия оптовой и розничной торговли (72,1 %) (Приложение 4).
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.
Как видно из представленного анализа, довольно в плачевном состоянии находятся малые предприятия в сельском хозяйстве.
Наиболее перспективными и активно осваиваемыми как московскими, так и региональными банками представляются Центральный, Приволжский, Южный регионы и Урал, где на сегодняшний день уже работает достаточное число малых предприятий и есть все предпосылки для стабильного увеличения их количества (рис. 2.1).
Рис.2.1. Объем кредитов, выданных малому бизнесу
в 2007 году по
регионам России11
Региональное развитие кредитования малого бизнеса будет идти по 2 направлениям – московские банки еще достаточно долго будут осваивать крупные региональные центры, а местные банки будут идти дальше и развивать кредитование непосредственно в небольших областных и районных центрах. Таким образом, в более перспективных регионах кредитование будет развиваться быстрее, чем в менее перспективных, за счет большей полноты охвата. Поэтому в среднесрочной перспективе неравномерность развития кредитования малого бизнеса в региональном разрезе будет только усиливаться.
Более чем половине представителей малого бизнеса, оценивающих свой бизнес как устойчивый, не хватает средств для развития. По итогам исследования развития малого бизнеса, которое проводилось совместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения – 50% участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средства собственника предприятия – 30%. Лишь затем идут кредиты банков (16%). Финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы (рис. 2.2).
Рис.2.2. Источники финансирования малого бизнеса в России12
Кредитование малого бизнеса тесно связано с общим положением российского банковского сектора. В настоящее время банки активно наращивают кредитные портфели, выводя на рынок новые продукты, расширяя целевые группы заемщиков за счет населения индивидуальных предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Характерно, что кредитование нефинансовых организаций осуществляют в основном российские банки, тогда как доля банков с иностранным участием в капитале, кредитующих российские предприятия, весьма незначительна.
В настоящее время динамичное наращивание кредитного портфеля российскими банками сопровождается как качественными изменениями в структуре предлагаемых кредитных продуктов, так и перестройкой бизнес-процессов в самих кредитных организациях и внедрением новых технологий оценки заемщиков. Рассмотрим более подробно современные тенденции кредитования малого бизнеса.
Для начала рассмотрим двухуровневую систему кредитования субъектов малого предпринимательства13. Данная система предполагает выделение ресурсов на реализацию программ поддержки малого бизнеса крупнейшими финансовыми институтами. Поиск и оценка проектов, а также выдача кредитов осуществляются через систему уполномоченных банков, с которыми заключены агентские соглашения. Основными игроками в этом сегменте остаются банки, использующие ресурсы международных финансовых институтов, а также российские банки с государственным участием: Российский банк развития (РосБР) и Внешторгбанк (ВТБ). Полностью за счет западных денег поддержкой предпринимателей занимается ОАО «Московский кредитный банк» (МКБ). Для этого он использует средства ЕБРР и Международной финансовой корпорации14.
У Сбербанка существует две программы кредитования малого бизнеса – за счет собственных средств и из средств ЕБРР. По такой же схеме предоставляют ресурсы «УралСиб», Росбанк и Нижегородский банкирский дом (НБД-Банк), Челиндбанк, Дальневосточный банк, Уралтрансбанк и Сибакадембанк.
ДельтаБанк, Пробизнесбанк, «Первое ОВК» являются банками-агентами инвестиционного фонда «США-Россия». «Центр-Инвест», Пробизнесбанк, Московский Кредитный Банк – Международной финансовой корпорации. «Русский Банкирский дом» сотрудничает с американским агентством USAID по поддержке малого предпринимательства. Агентство принимает на себя половину рисков по невозвратам кредитов, что позволяет банку снизить процент кредитования15.
Все упомянутые иностранные организации выделяют дешевые по российским меркам долгосрочные ресурсы для финансирования российского малого бизнеса.