Кредитование в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время кредит имеет огромное значение. Он решает проблемы, стоящие перед всей экономичес¬кой системой. Благодаря кредиту можно:
1) сократить время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей;
2) получить возможность приобрести дорогие вещи, предметы, ценности;
3) увеличить ресурсы предприятия, расширить хо¬зяйство, ускорить достижение производственных целей;
4) кредит могут использовать предприятия всех форм собственности, а также государство, правительство и отдельные граждане.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации финансов и кредита предприятий 6
1.1. Кредит и кредитные отношения 6
1.1.1. Сущность и функции кредита 6
1.1.2. Основные формы кредита 9
1.1.3. Организация краткосрочного кредитования 16
1.2. Сущность, функции и принципы организации финансов 19
1.3. Формы и методы финансирования и кредитования 26
1.4. Финансирование и кредитование предпринимательской деятельности 29
1.4.1. Кредитование предприятий 29
1.4.2. Финансово-кредитное регулирование и контроль 37
Глава 2. Кредитование юридических лиц на примере анализа кредитования в России субъектов малого бизнеса (на основе данных ОАО «Московский кредитный банк») 39
2.1. Анализ состояния системы кредитования малого бизнеса России в современных условиях 39
2.2.Краткая характеристика ОАО «Московский кредитный банк» 47
2.3.Виды кредитов в ОАО «МКБ» и основные условия их предоставления 50
2.4.Анализ практики кредитования малого бизнеса 52
Глава 3. Кредитование в мире 65
3.1. Практика кредитования предприятий малого бизнеса в Германии 65
3.2. Опыт кредитования предприятий малого бизнеса в США 73
Заключение 79
Список использованной литературы 84

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа. Анализ кредитования малого бизнеса.doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

 

При рассмотрении изменений  кредитного портфеля малого бизнеса  по срокам кредитования в 2007 году, по данным таблицы 2.5, можно отметить, что в среднесрочной перспективе за исследуемый период было выдано на 4 кредита (25,00%) больше, а сумма кредитования, в данной категории увеличилась на 9200000 рублей или на 28,93% по сравнению с предыдущим периодом. Краткосрочные кредиты в общей совокупности составляют около одной трети всего кредитного портфеля, сюда в основном входят микро-кредиты на развитие бизнеса в краткосрочной перспективе, эта группа кредитов за исследуемый период увеличилась на 27000000 рублей или на 15,17% по сравнению с предыдущим периодом. В долгосрочной перспективе было больше выдано кредитов на сумму 2800000 рублей или 27,45% по сравнению с предыдущим периодом. В краткосрочной перспективе количество выданных кредитов увеличилось на 16,67%, а в группе долгосрочных на 50,00%. В целом за исследуемый период было выдано на 6 кредитов  больше (25,00%), сумма кредитования увеличилась на 14700000 рублей (24,58%).

Таблица 2.5

Динамика  структуры кредитного портфеля по срокам 
кредитования предприятий малого бизнеса

Срок кредитования

Изменение

Количество  выданных кредитов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

в абсолютных единицах

в долях, проценты

в абсолютных единицах

в долях, проценты

До 1 года

1

116,67

2700000

115,17

от 1 до 3лет

4

125,00

9200000

128,93

От 3 до 5 лет

1

150,00

2800000

127,45

Всего

6

125,00

14700000

124,58


 

Привлекает внимание и  структура кредитного портфеля банка  в отраслевом разрезе. Банк активно работает с предприятиями промышленности, строительства, торговли, здравоохранения и прочими. Кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе представлено ниже в таблице 2.6, данные которой подтверждают, что основной сферой деятельности малых предприятий является торговля и общественное питание, на долю которых приходится за 2007 года – 11 кредитов (45,83%) на сумму 37674000 рублей (63,00%), а за 10 месяцев 2008 года  – 14 кредитов (46,67%) на сумму 48425000 рублей  (65,00%). Несколько менее активно выдаются кредиты в строительной сфере: за 2007 было выдано 4 кредита (16,67%) на сумму 7415200 рублей (12,40%), а в периода 10 месяцев 2008 года – 4 кредита (13,33%) на сумму 8195000 рублей (11,00%). В промышленности за 2007 года было выдано 3 кредита (12,50%) на сумму 6279000 рублей (10,50%), а за 10 месяцев 2008 года – 4 кредита (16,67%) на сумму 7415200 рублей. В здравоохранении за 2006 год было выдано 2 кредита (8,33%) на сумму 4784000 рублей (8,00%), а за 2007 – 3 кредита (10,00%) на сумму 6332500 рублей (8,50%).

Таблица 2.6

  Структура кредитного портфеля в отраслевом разрезе

Наименование отрасли

За 2007 год

За 10 месяцев 2008 года

Кол-во клиентов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

Кол-во клиентов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

в абсолютных единицах

в долях, проценты

в абсолютных единицах

в долях, проценты

в абсолютных единицах

в долях, проценты

в абсолютных единицах

в долях, проценты

Промышленность

3

12,50

6279000

10,50

4

13,33

7748000

10,40

Строительство

4

16,67

7415200

12,40

4

13,33

8195000

11,00

Торговля и общественное питание

11

45,83

37674000

63,00

14

46,67

48425000

65,00

Здравоохранение

2

8,33

4784000

8,00

3

10,00

6332500

8,50

Прочие

4

16,67

3647800

6,10

5

16,67

3799500

5,10

Всего:

24

100,00

59800000

100,00

30

100,00

74500000

100,00


 

Как видно из нижеследующей  таблицы 2.7 в отраслевом разрезе кредитного портфеля банка по малому бизнесу значительных изменений структуры не наблюдается, как и в первый, так и во второй исследуемый период наибольший удельный вес, больше половины от общего числа, занимают кредиты, выданные на развитие торговли и общественного питания, количество которых увеличились за исследуемый период на 3 кредита (27,27%) на общую сумму 10751000 рублей или на 28,54%. Все остальные отрасли также показывают положительные изменения, так, например кредитный портфель в области промышленности увеличился на 1469000 рублей или 23,40%, строительства на 779800 рублей или на 10,52%, здравоохранения на 1548500 рублей или на 32,37% и в прочих отраслях на 151700 рублей или на 4,16%. По количеству выданных кредитов строительство осталось на прежнем уровне, в сфере промышленности количество выданных кредитов увеличилось на 33,33%, в сфере здравоохранения на 50,00% категория прочих отраслей увеличились на 25,00%.

Таблица 2.7

Изменение структуры кредитного портфеля в  отраслевом разрезе

Наименование отрасли

Изменение

Кол-во клиентов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

в абсолютных единицах

в долях, проценты

в абсолютных единицах

в долях, проценты

Промышленность

1

133,33

1469000

123,40

Строительство

0

100,00

779800

110,52

Торговля и общественное питание

3

127,27

10751000

128,54

Здравоохранение

1

150,00

1548500

132,37

Прочие

1

125,00

151700

104,16

Всего

6

125,00

14700000

124,58


 

Итак, за анализируемый  период ОАО МКБ было выдано 54 кредита  на общую сумму 134300000 рублей, все кредиты предоставлялись двумя основными способами: в форме разового кредита и траншевыми кредитными линиями, причем ни в 2007 году, ни за 10 месяцев 2008 года банк не выступил в роли гаранта и не предоставлял кредиты в форме овердрафта. Наиболее активными заёмщиками выступают индивидуальные предприниматели, которые в свою очередь заняты в основном в сфере торговли и общественного питания.  Активность Банка в долгосрочном кредитовании сдерживается и неспособностью малого бизнеса предоставить достаточное и ликвидное обеспечение. Банк выдает кредиты под залог товаров в обороте, но при этом залоговая стоимость составляет  лишь около 50% от рыночной стоимости товара. Учитывая потребности ряда предприятий в долгосрочном кредитовании, связанном с реконструкцией, модернизацией производства, банку необходимо уделять большое внимание депозитной политике, создавать условия для формирования и увеличения ресурсов на более длительные сроки.

 

2.5.Методика оценки кредитоспособности заемщика, применяемая в ОАО «МКБ»

 

Оценка кредитоспособности клиента основывается на основании финансового анализа и личном знании работником банка бизнеса данного клиента. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с клиентом, регулярное посещение его предприятия.

В ходе личного интервью с руководителем малого предприятия  выясняются цель кредита, источник и  срок возврата долга. Клиент должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному  сроку снизятся, а кредитуемые  затраты будут списаны на себестоимость  реализованной продукции.

В целом при анализе  расходов и доходов соблюдаются  три принципа: хозяйствующий субъект  никогда не сможет тратить больше, чем он зарабатывает; кредитный инспектор  должен оценивать доходы по разумному  минимуму, расходы по максимуму. Только в этом случае данные сопоставимы и анализ является последовательным.

Таким образом, на решение  о выдаче субъекту малого бизнеса  кредита оказывают влияние не только результаты экономического анализа, но и личное впечатление кредитного работника от клиента и его деятельности. Подобный подход, несмотря на свою трудоемкость, вполне оправдан и позволяет максимально учесть особенности «малого» заемщика, достоверно оценить его финансовое состояние, что в свою очередь способствует снижению риска кредитования.

Методика оценки кредитоспособности заемщика, применяющаяся в ОАО МКБ, предполагает проверку и анализ данных на основе полученной бухгалтерской отчетности предприятия, пакета документов предоставленных для получения кредита, а также на основе субъективных данных, которыми уже располагает банк.

Оценка кредитоспособности заемщика выполняется в три этапа:

Первый этап – расчет основных (объективных) показателей, которые характеризуют финансовое состояние заемщика.

Второй этап – определение дополнительных (субъективных) показателей.

Третий этап – анализ кредитоспособности заёмщика.

Проведём  оценку кредитоспособности заемщика на примере ООО «Одекс» на основании  данных представленных в приложении 5 и приложении 6.

ООО «Одекс»  заинтересован в получении разового кредита на развитие бизнеса на сумму 5500000 рублей на срок до 36 месяцев.

На первом этапе рассчитаем основные (объективные) показатели, которые характеризуют  финансовое состояние заемщика и  оцениваются с точки зрения его  платёжеспособности, финансовой устойчивости, и рентабельности, так же в этом разделе оценивается обеспечение кредита.

С помощью  показателей платежеспособности показывается, на что может рассчитывать банк в случае непогашения клиентом долгового обязательства и определения того, достаточно ли оборотных активов для покрытия текущих обязательств. Платежеспособность заемщика определяется по следующим показателям:

  • Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) характеризует, на сколько объем текущих обязательств по кредитам и расчетам может быть погашен за счет высоколиквидных активов. Определяется как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение данного показателя – не менее 0,20.

Кбл н п = 706,1/3562,5 = 0,20

Кбл к п= 1098,6/3611,6= 0,30

  • Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует возможность погашения краткосрочных обязательств в установленные сроки. Этот коэффициент используется для оценки рискованности предоставления кредита на основе данных баланса. Он сравнивает текущие активы фирмы с ее краткосрочными обязательствами и показывает, насколько кредитор застрахован от потерь вследствие невыполнения кредитного соглашения. Рассчитывается как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам. Оптимальное теоретическое значение этого показателя – не менее 0,50.

Ктл н п = (1098,6+102)/3611,6=0,33

Ктл к п = (706,1+789,5)/3562,5 = 0,42

  • Коэффициент общей ликвидности (Кол) характеризует то, насколько объем краткосрочных обязательств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Оптимальное значение показателя – не менее 2,00.

Кол н п= 7934,4/3562,5 = 2,22

Кол к п = 7757,5/3611,6= 2,14

Финансовая  устойчивость характеризуют степень риска, связанного со способом формирования структуры собственных и заемных средств, которые используются предприятием для финансирования активов. Они дают возможность измерить степень устойчивости предприятия в финансовом отношении, его возможности продолжать бесперебойно работать.

Финансовую  устойчивость предприятия можно оценить рядом относительных коэффициентов:

  • Коэффициент маневренности собственных средств (Км) характеризует степень мобильности использования собственных средств, показывает, какая часть собственных средств заемщика находится в мобильной форме, которая разрешает свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение коэффициента маневренности собственных средств положительно характеризует финансовое состояние заемщика. Рассчитывается как отношение разницы между собственными средствами и внеоборотными активами к собственным средствам. Оптимальное теоретическое значение показателя коэффициента маневренности собственных средств – не меньше 0,50.

Информация о работе Кредитование в мире