Кредитование коммерческими банков в развитии экономики Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. поставлена цель изучить методические основы организации банковского кредитования реального сектора региональной экономики и определить необходимые для стабильного развития региона кредитные возможности коммерческих банков.
Теоретической и методической основой исследования послужили научные положения, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области организации кредитных отношений в различных отраслях экономики. Исследование проводилось на основе сбора, обработки и анализа количественной информации коммерческих банков, и связанных с ними предприятий и отраслей экономики. Она включает законы, кодексы, инструкции и другие нормативные документы, данные балансов и финансовых отчетов коммерческих банков, предприятий и организаций, опубликованных в периодической печати.5

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Развитие региональной экономики и оценка её кредитных потребностей. ……………………………………………………………………..
1.1. Реальной сектор региональной экономики и его кредитные потребности
1.2. Государственная политика активизации кредитования реального сектора экономики. …………………………………………………………………………
1.3. Кредитная ПОЛИТИКА Банков И стимулирование кредитных Вложений в реальную экономику ……………………………………………………………
ГЛАВА II. Кредитование коммерческими банков в развитии экономики Сибири ……………………………………………………………..
2.1. Особенности современной системы кредитования Сибири
2.2. Роль банковской системы России в обеспечении экономического роста.
2.3. Ресурсные возможности региональных банков для осуществления кредитных вложений в экономику………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Бурятияt.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Кредитные вложения в экономику (млн. руб.)

Показатели 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г.

Кредитные вложения-всего 666,5 318,0 510,5 555,2 569,4 870,8

в том числе:

краткосрочные 656,5 198,4 453,9 465,9 429,9 740,2

долгосрочные 10,0 119,6 56,6 89,3 139,5 130,6

В 1998г., как видно из данных таблицы 2, произошло отвальное снижение кредитных вложений в экономику республики. Достигнутый еще в 1997 году уровень не был восстановлен даже через четыре года. И только в 2002 году эти показатели превзошли уровень докризисного периода.

В последующие два года доля банковских ссуд реальному сектору экономики в совокупных активах находилась на уровне 17-18%. При этом удельный вес ссуд, предоставленных на срок свыше одного года, колебался в пределах 3-4%. В настоящее время кредитование реального сектора экономики в республике сдерживается отсутствием платежеспособных клиентов-заемщиков. Ни один банк не прокредитует убыточное предприятие, имеющее слабый менеджмент и низколиквидные залоги.

Круг заемщиков в сфере материального производства, несмотря на оживление импортозамещения в целом по стране, крайне узок. Более 40% предприятий убыточны, высока степень риска вложенных средств.

Если ЦБ РФ после кризиса более или менее очистил от нежизнеспособных участников банковскую систему страны, то в промышленном секторе до такой картины далеко - предприятиями никто не занимается. Ситуация в реальном секторе такова, что лишь единицы предприятий действительно готовы к привлечению инвестиций, а подавляющее большинство нуждаются в мероприятиях по реструктуризации, постановке финансового и управленческого учета. Вполне очевидно, что без целенаправленной ориентации банков на реальной сектор, невозможно ожидать кардинальных позитивных перемен в экономике республики. Кризисная ситуация, сложившаяся в последние годы в стране, отразилась на состоянии ее реального сектора.

Стратегия реформ, проводимых в России, изначально предполагала децентрализацию капитальных вложений на основе повышения доходов товаропроизводителей и формирования многоканальной инвестиционной среды. В результате в сфере АПК произошел обвал вложений за счет собственных средств предприятий и бюджетов всех уровней, а новых рыночных механизмов привлечения инвестиций не возникло. По данным Госкомстата с 1992 года объем инвестиций в АПК России в целом снизился более чем 23 раза, в том числе в сельское хозяйство - почти в 25раз.

Острой проблемой реального сектора экономики, требующей значительных финансовых средств, является техническая оснащенность предприятий. Оборудование большинства предприятий, составляющих основу промышленной инфраструктуры, продолжает морально и физически стареть. Значительно сократились объемы восстановления изношенных деталей, снизилась доля обновления новой техники и передовых технологий выполнения сельскохозяйственных работ в сельском хозяйстве. Техническое перевооружение, развитие АПК, особенно в последние два года, когда после многолетнего спада в нем наметились тенденции оживления, требует значительных финансовых ресурсов, которых большинство предприятий не имеют. Сегодня только банки и финансово-инвестиционные компании располагают необходимым объемом финансовых средств. Но они, за исключением тех, кто традиционно работает, с АПК не спешат, вкладывать туда деньги. В сельском хозяйстве развитых стран уровень привлечения ссудного капитала очень высок. Там хорошо усвоили, что АПК без среднесрочного и долгосрочного кредитования просто не выжил бы.

Анализ нынешнего финансового и материально-технического состояния АПК свидетельствует о том, что назрела необходимость комплексной реформы его финансирования. Провозглашенный в последнее десятилетие государством единый для всех производителей подход к кредитованию создал предпосылки для формирования инфляционной спекулятивной модели поведения на финансовом рынке. Однако инвестирование отраслей АПК имеет свои особенности. Кредитование их на общих условиях не обеспечивает возврата заемных средств в установленные сроки, в результате чего в отраслях складывается крайне неблагоприятный инвестиционный климат, сопровождающийся дальнейшим оттоком финансовых средств.

Не смотря на это, в республике найдены, учитывающие механизмы, сочетающие в себе использование ресурсов финансового рынка и эффективную государственную поддержку.

Во-первых, проводя активную экономическую политику, администрация использует широкий арсенал опробованных в мировой практике инструментов, регулирующих и стимулирующих деятельность хозяйствующих субъектов региона.

Во-вторых, в принятии управленческих решений, особо значимых для реализации приоритетов развития, администрация руководствуется их разумной централизацией. Так практикуется централизованная организация закупок и поставок важнейших материальных ресурсов государственными унитарными предприятиями.

В-третьих, стремясь к усилению контроля над основными товарными и финансовыми потоками на территории, региональная власть использует институт «уполномоченных банков», тогда аффилированые с администрацией юридические лица нередко становятся соучредителями (акционерами) наиболее прибыльных предприятий.

Основные принципы финансовой политики администрации - отказ от бюджетного финансирования предприятий реального сектора на безвозвратной основе и переориентация институтов финансового рынка с поддержки спекулятивных операций на развитие производственной сферы. Опыт показывает, что стремление государства непосредственно участвовать в кредитовании реального сектора нередко приводит к отрицательным ре- зультатам - на сегодняшний день сумма не возврата бюджетных кредитов предприятиями АПК Дагестана составляет более 1,7 млрд. руб. В проведении финансовой политики администрация руководствуется тем, что целесообразнее использовать государственные ресурсы не для прямого вложения, а для обеспечения экономически выгодного привлечения и накопления капитала в реальном секторе экономики.

Так, в целях активизации кредитования коммерческими банками реального сектора региона действует разработанная администрацией программа субсидирования за счет средств республиканского бюджета части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях предприятиями АПК.

Структурными подразделениями администрации республики распределяются субсидии между муниципальными образованиями в расчете на гектар условной пашни. 70% от выделенного на район лимита направляется перерабатывающим предприятиям, 30%-непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Распределение лимита субсидий для крестьянских хозяйств, производится пропорционально площади пашни. Главы муниципальных образований распределяют выделенные лимиты субсидий между предприятия АПК на своей территории.

Субсидии предоставляются зарегистрированным на территории республики предприятиям АПК (далее - заемщики), получившим кредиты в коммерческих банках на определенные программой цели, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности. Субсидии выплачиваются ежемесячно в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредитного договора. Часть процентной ставки, не подлежащая возмещению за счет средств республиканского бюджета и оплачиваемая за счет собственных средств заемщика, не должна быть ниже семи процентных пунктов. В случае несвоевременного погашения начисленных процентов за пользование кредитом заемщики лишаются права на полученные субсидии за отчетный месяц, а при нецелевом использовании кредита или нарушении срока его возврата - лишаются права на получение субсидии на весь срок субсидирования и возвращают в республиканский бюджет уже полученные суммы субсидий.

 1.2 Государственная политика активизации кредитования реального сектора экономики.

Макроэкономические показатели развития за 2000 г. наглядно свидетельствуют о переходе страны к фазе экономического роста. Объем произведенного валового внутреннего продукта за указанный период составил 2596 млрд. тенге, или с темпом прироста его реального объема по сравнению с прошлым годом в 9,6%. При этом прирост ВВП был обеспечен повышением производства в основных отраслях экономики: промышленности — на 14,6%, строительстве — 24,7%. Доля производства товаров увеличилась на 2,9 процентного пункта против прошлого года и составила 45,8% от ВВП. Прирост промышленного производства— 11,6%. Профицит государственного бюджета на 1 января 2001 г. сложился в сумме 2,3 млрд. тенге (0,1% от ВВП)7. Развитие позитивных тенденций мировой экономики, обусловившее рост совокупного внешнего спроса, и сохранение высокого уровня цен на сырье на фоне макроэкономической стабилизации значительно усилили внешнюю позицию республики. Объем экспорта нефти, газового конденсата, металлов, обусловленный восстановлением спроса со стороны Российской Федерации и стран ЕС, на фоне продолжающейся тенденции повышения мировых цен вырос против прошлого года в 1,6 раза, и в абсолютной сумме он составил более 9,6 млрд. долл. (1999 г. — около 6 млрд. долл.). Впервые за историю независимого Казахстана чистое положительное сальдо по операциям текущего счета составило около 1,1 млрд. долл., или 5,9% от ВВП (по итогам за 2000 г.). Наметились положительные тенденции и в сфере кредитования банками экономики. За 2000 г. объем кредитов банков экономике вырос на 85,6% и на 1 января 2001 г. составил 276,2 млрд. тенге (свыше 1,9 млрд. долл.). При этом рост по кредитам наблюда ется как в национальной, так и в иностранной валюте. Кредиты в национальной валюте выросли на 97,4% и в абсолютной сумме составили 135,3 млрд. тенге, кредиты в иностранной валюте — на 75,5% и составили 140,9 млрд. тенге ( рис. 1 ). Среднесрочные и долгосрочные кредиты увеличились за анализируемый период на 81,2% и составили 133,0 млрд. тенге, краткосрочные — на 89,8% и составили 143,2 млрд. тенге.

Рис. 1

Кредитование банками экономики2

? объем кредите» в нацвалюте, ставка по выданным кредитам  в нацвалюте Вобьем кредитов  в инвалюте, ставка по выданным  кредитам а инвалюте

Таблица 1

(без учета просроченных ссуд)3 Основные объекты 1998 год 1999 год 2000 год кредитования млрд. УД- млрд. уд. млрд. уд. тенге вес тенге вес тенге вес На приобретение оборотных средств 50,8 59,1 73,6 52,9 167,1 61,6 На приобретение основжтх среди* 8,8 10,2 14,8 10,6 27,6 10,2 На новое строительство и реконструкцию 4,5 5,2 7,9 5,7 15,2 5,6 На строительство л приобретение жилья гражданам 1,8 2,1 2,5 1,8 3,1 1,1 На потребительские цели іраждан 1,8 2,1 3,0 2,2 6,3 2,3 На приобретение ценных бумаг 1,1 1,3 1,3 0,9 7,9 2,9 Прочие цели 17,2 20,0 36,0 25,9 44,3 1 6,3 Всего кредиты 86,0 100,0 139,1 100,0 271,5 100,0 Кредиты банков второго уровня по объектам кредитования •

создание оптимальной и безопасной кредитно-финансовой системы; •

исправление «искажения» цены; •

заимствование и внедрение иностранных технологий; •

содействие развитию сельского хозяйства.

К условиям же стимулирования экономического роста следует отнести: •

существование компетентной бюрократии; •

изоляцию бюрократической системы от внешнеполитического нажима; •

сотрудничество между правительством и частными предприятиями; •

промышленную политику.

Фундаментальные и стимулирующие условия для экономического роста взяты из опыта экономического развития стран Восточной Азии. Как следует из практики «строительства» экономики этих стран, процесс экономического роста в Азии (Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд и др.) достигнут на базе сознательного подхода к проблемам активизации реального сектора экономики через финансовые институты и, прежде всего, коммерческие банки и четкого определения роли правительства в экономическом развитии. 3

Статистический бюллетень НБ РК. — 2001. — № 1(74).

Следует отметить,  отчетливо проявилась собственная модель национальной промышленной политики, В отличие от западной (и, прежде всего, американской) модели национальной промышленной политики, согласно которой государство «вовлекается» в экономику тогда, когда обнаруживаются неудачи рыночного механизма (что характерно и для нашей республики), японская модель ориентирована на превентивные действия. Эти действия компенсируют недостатки рынка даже в случае нормального функционирования рыночного механизма (так называемая «проактивная модель»).

Отметим, что если на ранних этапах национальная промышленная политика в выполняла в первую очередь защитные функции (обеспечение экономической безопасности в целях решения структурных проблем и создание конкурентоспособных гражданских отраслей хозяйства), то впоследствии она трансформировалась в наступательную, причем государство активно способствовало внедрению достижений научно-технического прогресса, ресурсо- и энергосберегающих технологий, широкой экспансии на мировых рынках.

Поддержание реального сектора экономики осуществляется в двух направлениях: •

путем использования косвенных экономических методов; •

путем прямого воздействия на экономику страны.

Значительную роль в процессах регулирования сыграли коммерческие банки, которые поддерживали долговременные стабильные отношения с промышленными предприятиями. В частности, они контролировали информацию, касающуюся кредитоспособности предприятий и их счетов, оказывали помощь в управлении предприятиями, что предотвращало опасности банкротства. Все это позволило банкам сыграть существенную роль в развитии японской промышленности в период высоких темпов экономического роста.

Благодаря установлению низкой ставки процента, через ее регулирование предприятия могли формировать инвестиции в оборудование. Было гарантировано превышение долгосрочного процента над краткосрочным, что значительно снизило риск процентных ставок и способствовало стабильной работе финансовых институтов в лице банков. Разделение сфер деятельности на основе разграничения долгосрочного и краткосрочного финансирования позволило наладить стабильное обеспечение капитала для расширения промышленной базы. Согласование времени проведения активных и пассивных операций снижало для банковских институтов риск несбалансированной ликвидности и процентный риск.

Представляется, что с учетом активной роли государства в реализации промышленной политики для Сибири ближе может быть опыт последовательной и целенаправленной перестройки, осуществленной в послевоенные годы в.

Вместе с тем следует отметить, что роль государства в оздоровлении и росте реального сектора экономики не сводится только к формированию и обеспечению правовых, экономических и организационных условий (хотя это очень важно) осуществления этого процесса, к реализации промышленной политики. В действительности само государство через свои институты непосредственно и опосредованно должно участвовать в создании и функционировании соответствующих структур.

Если бы банковский капитал более активно с самого начала рыночных преобразований взаимодействовал с промышленностью, то в инвестиционной сфере республики не наблюдались бы диспропорции, несостыковка между реальным и финансовым секторами экономики. Тем самым практика в достаточном специфичном виде подтверждает, что жесткая финансово-кредитная политика способствовала дальнейшему разобщению финансового и реального секторов экономики. От преодоления этих диспропорций в значительной степени зависят перспективы развития казахстанской экономики и дальнейшая судьба рыночных преобразований в республике. С этим тесно связаны такие проблемы, как структурная перестройка экономики и ликвидность банковской системы в целом.

Информация о работе Кредитование коммерческими банков в развитии экономики Сибири