Кредитование предприятий малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе будет подробно рассмотрено кредитование малого бизнеса. Поэтому цель работы заключается в следующем: выявить проблемы с которыми сталкиваются банки и их клиенты, т.е. малые предприятия при кредитовании.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные источники финансирования малого бизнеса;
- выявить недостатки и причины, препятствующие росту кредитования малого бизнеса, и способы их устранения;
- рассмотреть программы кредитования малого бизнеса, разработанные в банках ООО ИКБ «СОВКОМБАНК» и ОАО «Сбербанк России»; дать им сравнительную характеристику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I
1.1 Кредитование малого бизнеса: основные проблемы и способы их устранения………………………………………………………………..........9
1.2 Меры по созданию благоприятных условий для кредитования малого бизнеса…………………………………………………………………..........14
Глава II
2.1 Программы кредитования малого и среднего бизнеса, разработанные в банках ООО ИКБ «СОВКОМБАНК» и ООО «Сбербанк России»…………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Приложение……………………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 139.47 Кб (Скачать файл)

Выход из создавшейся ситуации заключается в переходе на так называемые поточные технологии кредитования с использованием скоринговых моделей оценки кредитоспособности заемщика. Скоринговые модели получили широкое распространение в западных странах, а недавно их начали использовать и российские банки. В основе скоринга лежит анкетирование потенциального заемщика, причем каждому пункту анкеты соответствует определенное количество очков. Кредитоспособность клиента определяется кредитным рейтингом, который выставляется в соответствии с набранным количеством очков.

Ведущие кредитные бюро США - Experian, Trans Union и Equifax - для определения кредитного рейтинга заемщика используют модель, разработанную компанией Fair Isaac & Co. Модель носит название Fair Isaac Credit Organization (FICO). Кредитный рейтинг FICO составляется на основе ряда показателей, удельный вес каждого из которых в итоговом результате засекречен. К ним относятся:

- задержка выплат по предыдущим банковским кредитам;

- период времени, в течение которого существует кредитная история;

- соотношение использованных средств к оставшейся кредитной линии;

- продолжительность проживания по последнему адресу;

- трудовой опыт, квалификация, уровень образования и др.

Страны Евросоюза применяют скоринговые системы, разработанные европейскими организациями. Российские банки либо используют собственные системы оценки кредитоспособности заемщика, либо приобретают их за рубежом.

Использование скоринга, в основе которого лежит анкетирование заемщика, позволяет выдавать малому бизнесу экспресс-кредиты в течение одного дня.

Для оптимизации процедуры выдачи кредитов банки разрабатывают стандартизированные (поточные) технологии кредитования, позволяющие максимально сократить трудозатраты и время принятия решения.

Для каждого вида кредита существует стандартная методика кредитного анализа, отличающаяся степенью детализации. Однако в любом случае кредитный эксперт обязательно выезжает на место бизнеса клиента и проводит анализ финансового состояния и уровня менеджмента компании. Таким образом, в представлении бизнес-плана и ТЭО нет необходимости, ибо решение о выдаче кредита принимается на основании анализа прошлого и настоящего, а не будущего.

Для заемщика вся предварительная процедура сводится к нескольким предельно простым действиям. Сначала клиент обращается в банк, беседует с экспертом (лично или по телефону), затем присылает заявку на кредит и договаривается с экспертом о дате его визита. Эксперт после проведенного на месте анализа составляет резюме клиента. Если мнение эксперта положительное, то резюме выносится на кредитный комитет, который принимает окончательное решение о выдаче ссуды.

Залоговое обеспечение обязательно по всем видам займов, кроме экспресс-кредита. Однако подход к обеспечению достаточно гибкий. Залогом может быть любое движимое и недвижимое имущество заемщика или третьих лиц: квартиры, машины, бытовая и офисная техника, оборудование, драгоценности и другое имущество.

Важным элементом кредитной технологии некоторых банков является выплата основной суммы кредита и процентов равными долями ежемесячно или с иной установленной периодичностью (аннуитет). Для клиента такая ситуация выгодна, так как он не должен копить деньги или отдавать всю свою выручку в конце срока, при этом реальная ставка по кредиту для него снижается, поскольку на выплаченную сумму кредита проценты не начисляются. Банком же это позволяет поддерживать достаточно высокий уровень ликвидности.

Анализ опыта кредитования малого бизнеса российскими банками показал, что успех на данном рынке зависит в первую очередь от используемой технологии предоставления кредитов и уровня подготовки кредитных экспертов.

Отличительными особенностями технологии кредитования предприятий малого бизнеса являются быстрая обработка заявок на получение кредита, упрощенные, но четко регламентированные и стандартизированные процедуры обработки запросов и получения кредита, четкая сегментация спроса с предложением каждой группе клиентов соответствующих условий кредитования.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Меры по созданию благоприятных  условий для кредитования малого  бизнеса.

С учетом зарубежного опыта представляется целесообразным принять в России следующие меры стимулирования финансовой поддержки предприятий малого бизнеса:

1. Увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств на развитие системы гарантийных фондов.

Широкое применение гарантийных механизмов позволило бы многократно увеличить объемы кредитования малого бизнеса. Мировой опыт показывает, что происходит повсеместный отказ государства от прямых денежных дотаций в пользу косвенных мер поддержки, среди которых основную роль играют гарантии возврата выданных финансовыми организациями кредитов.

Учитывая ограниченные финансовые возможности государства, необходимо активно привлекать дополнительные источники финансирования, в частности международные финансовые институты и организации.

Заслуживает внимания и дальнейшего распространения опыт ряда российских регионов по созданию специального имущественного фонда, средства которого выступают в качестве залога по выдаваемым кредитам.

2. Увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств на субсидирование процентных ставок по кредитам.

Большинство экспертов отмечает крайнюю неэффективность системы господдержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства . Действующая система предусматривает перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходит прямое («точечное») финансирование отдельных предпринимателей. Необходимо создать механизмы, позволяющие использовать денежные средства и имущество Федерального фонда поддержки малого предпринимательства для субсидирования процентной ставки по кредитам, а также в качестве залогового обеспечения (с возможной передачей части государственного имущества в собственность Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства).

3. Всемерно поощрять создание  и развитие страховых объединений  предпринимателей - обществ взаимного страхования. Подобные организации успешно действуют в Испании и других странах Евросоюза.

4. Содействовать созданию специализированных  банков (государственных или коммерческих) по кредитованию малого бизнеса. Деятельность таких банков могла  бы осуществляться не только  за счет собственных средств, но и с опорой на систему  государственного рефинансирования. Альтернативный вариант может  предусматривать государственное  рефинансирование специально отобранных  для этой цели банков.

5. Развивать сотрудничество мелких  и крупных банков в целях  расширения банковского кредитования  малого бизнеса и снижения  кредитных рисков.

В частности, крупные банки могли бы выделять своим партнерам из числа небольших банков целевые кредитные линии для финансирования малого бизнеса. Таким образом, мелкие банки смогут более эффективно удовлетворять спрос на кредиты со стороны малого бизнеса, а крупные - получать доход, не неся существенных затрат на кредитование большого количества малых предприятий.

Для улучшения условий банковского кредитования малого бизнеса необходимо также внести ряд изменений в действующее законодательство. В частности:

- исключить из налогооблагаемой базы банков доход от кредитов, выданных малому бизнесу;

- снизить плату за регистрацию договоров залога транспорта и недвижимости у нотариусов путем установления фиксированной платы, а не процента от стоимости имущества;

- способствовать развитию сети кредитных бюро;

- установить внеочередной порядок списания средств со счета для погашения ссудной задолженности и процентов по ней;

- при ликвидации должника исключить заложенное имущество из конкурсной массы;

- признать обеспеченными кредиты, предоставленные малым бизнесом под гарантии и поручительство региональных фондов поддержки малого предпринимательства, а также крупных российских и зарубежных компаний (банков).4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Кредитование малого бизнеса на федеральном, региональном и местном уровнях: проблемы, возможности и перспективы

Развитие малого бизнеса - одно из приоритетных направлений государственной политики. Субъекты малого предпринимательства в отличие от крупных предприятий обладают более мобильной структурой, возможностью быстро подстраиваться к конъюнктуре рынка, высокой готовностью к необходимым инновациям. В сфере малого предпринимательства заложен значительный потенциал для роста валового регионального продукта, расширения налоговой базы и увеличения количества рабочих мест. Кроме того, на базе малого предпринимательства формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой.

В западных странах малый и средний бизнес - основной работодатель и производитель. В России малый бизнес идет в рост.

Одним из основных инструментов, обеспечивающих развитие предпринимательства, является кредитная поддержка малого бизнеса. В современных условиях возрастает роль банковского кредита как главного инструмента привлечения финансовых ресурсов в этот сектор экономики. - Именно от банковской кредитной политики во многом будет зависеть успешное развитие малого бизнеса.

В настоящее время российские банки все больше обращают свое внимание на мелких и средних заемщиков. За последние годы практически все кредитные организации смогли существенно продвинуться в этом направлении, накопили значительный опыт работы с малыми и средними предпринимателями, при этом ряд кредитных организаций приступил к реализации специальных программ кредитования малого бизнеса. В течение ближайших лет ожидается приход в сегмент кредитования малого бизнеса значительного числа банков.

В целях наиболее полного удовлетворения платежеспособного спроса на кредиты со стороны субъектов малого предпринимательства необходимо, по нашему мнению, разработать и внедрить стандарты кредитования субъектов малого предпринимательства. Основой для разработки стандартов кредитования малого бизнеса могут служить уже действующие и хорошо зарекомендовавшие себя на рынке программы, реализуемые кредитными организациями.

Во-первых, это опыт отдельных кредитных организаций - лидеров кредитования малого бизнеса в России.

Во-вторых, опыт кредитных организаций, использующих при кредитовании малого бизнеса механизм двухуровневого кредитования (работа не напрямую с малыми предприятиями, а через региональные банки).

В-третьих, практика кредитных организаций, осуществляющих кредитование малого бизнеса по стандартам европейского банка реконструкции и развития.

Кредиты, предоставляемые малому бизнесу, могут быть классифицированы по ряду признаков:

1. По способу предоставления  кредиты, выданные малому бизнесу, делятся на:

- стандартные;

- кредитные линии с лимитом выдачи;

- кредитные линии с лимитом задолженности;

- овердрафт;

- лизинг.

2. По направлениям использования (объектам кредитования) кредиты  подразделяются следующим образом:

- на пополнение оборотных средств;

- на мелкие инвестиции;

- на финансирование оборотного капитала и инвестиционные цели;

- на оплату расчетных документов с расчетного счета клиента;

- на технологическое перевооружение;

- на покупку оборудования;

- на участие малого бизнеса в национальных проектах.

- на приоритетные отраслевые направления, экономически наиболее значимые для региона.

3. По срокам кредитования можно  выделить такие виды кредитов, как:

- краткосрочные (сроком от одного дня до года);

- среднесрочные (сроком от одного года до трех лет);

- долгосрочные (сроком свыше трех лет).

Данная классификация берется за основу при разработке проектов стандартов по основным видам кредитных продуктов, предлагаемых субъектам малого бизнеса. При этом целесообразно, чтобы разработка указанных стандартов осуществлялась банками - лидерами рынка кредитования малого бизнеса, практика работы которых могла бы служить образцом для других банков.

Внедрение разработанных стандартов, направленных на унификацию требований к кредитным продуктам для субъектов малого предпринимательства, будет способствовать повышению эффективности процессов кредитования и доступности кредитов для малого бизнеса. Это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность малого бизнеса, увеличит общее количество действующих субъектов малого предпринимательства, что, в конечном счете, будет способствовать развитию самозанятости населения, увеличению доли производимых малыми предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.5

Информация о работе Кредитование предприятий малого бизнеса