Прямой лизинг. В данном случае
производитель оборудования самостоятельно
сдает объект в лизинг. Тем самым поставщик
и лизингодатель выступают в одном лице.
Имеет место двухсторонняя сделка. В таком
виде двухсторонние лизинговые сделки
не нашли широкого распространения, так
как при увеличении лизинговых операций
производитель, как правило, создает свою
лизинговую компанию.
Возвратный лизинг. Возвратный
лизинг, являясь разновидностью двухсторонней
лизинговой сделки, нашел более широкое
применение. Его идея состоит в следующем.
Предприятие (будущий лизингополучатель)
имеет оборудование, но ему не хватает
средств для производственной деятельности.
Тогда это предприятие находит лизинговую
компанию и продает ей свое имущество.
В свою очередь, лизинговая компания сдает
его в лизинг этому же предприятию. Таким
образом, у предприятия появляются денежные
средства, которые могут быть направлены,
например, на пополнение оборотных средств.
Причем договор составляется так, что
после окончания срока его действия предприятие
имеет право выкупа оборудования и тем
самым восстанавливает на него право собственности.
Этот вид лизинга в первую очередь
должен заинтересовать предприятия, испытывающие
трудности с финансовыми ресурсами. Таким
предприятиям выгодно продать имущество
лизинговой компании, одновременно заключить
с ней лизинговый договор и продолжить
пользоваться имуществом.
Раздельный лизинг, или лизинг
с дополнительным привлечением финансовых
средств. Это наиболее сложная разновидность
лизинга, так как она связана с многоканальным
финансированием и используется, как правило,
для реализации дорогостоящих проектов.
Его отличительной чертой является то,
что лизингодатель, покупая оборудование,
выплачивает из своих средств не всю его
сумму, а только часть. Остальную сумму
он берет в ссуду у одного или нескольких
кредиторов. При этом лизинговая компания
продолжает пользоваться всеми налоговыми
льготами, которые рассчитываются из полной
стоимости имущества.
Еще одной особенностью этого
вида лизинга является то, что лизингодатель
берет ссуду на определенных условиях,
которые не очень характерны для отечественных
финансово-кредитных отношений. Заемщик-лизингодатель
не является ответственным перед кредиторами
за возврат ссуды, она погашается из сумм
лизинговых платежей. Поэтому, как правило,
лизингодатель оформляет в пользу кредиторов
залог на имущество до погашения займа
и уступает им права на получение части
лизинговых платежей в счет погашения
ссуды.
Таким образом, основной риск
по сделке несут кредиторы - банки, страховые
компании, инвестиционные фонды или другие
финансовые учреждения, а обеспечением
возврата ссуды служат только лизинговые
платежи и сдаваемое в лизинг имущество.
На Западе более 85% лизинговых
сделок построено на основе раздельного
лизинга. По причине неразвитости лизингового
бизнеса и финансовой слабости лизинговых
компаний в нашей стране имеется хорошая
почва для развития раздельного лизинга.
Револьверный лизинг, или лизинг
с последовательной заменой имущества.
Потребность в таком виде лизинга может
возникнуть, когда лизингополучателю
по технологии последовательно требуется
различное оборудование. В этих случаях
в соответствии с условиями лизингового
договора лизингополучатель приобретает
право по истечении определенного срока
обменять арендуемое имущество на другой
объект лизинга.
Часто лизинг осуществляется
не напрямую, а через посредника. При этом
в договоре предусматривается, что в случае
временной неплатежеспособности или банкротства
посредника лизинговые платежи должны
поступать основному лизингодателю. Подобные
сделки получили название "сублизинг".
Использование сублизинговых
сделок выгодно в целях технического перевооружения
предприятий, входящих в холдинг, концерн
и т.п.
В международной сфере сублизинговые
сделки, получившие название "дабл дип",
используют комбинацию налоговых выгод
в двух и более странах. Например, в начале
90-х годов по данной схеме было налажено
приобретение самолетов для США через
Великобританию. Эффективность данной
сделки была связана с тем, что выгоды
от налоговых льгот в Великобритании больше,
если лизингодатель имеет право собственности,
а в США - если лизингодатель имеет право
владения.
Лизинговая компания в Великобритании
покупала самолеты и отдавала их в лизинг
американской лизинговой компании, которая
в свою очередь передавала их в лизинг
местным авиакомпаниям. Часто лизинговые
компании в налоговых целях открывают
свои филиалы в местах с льготным налогообложением
(оффшорных зонах).
- ЛИЗИНГ КАК ВИД КРЕДИТНОЙ СДЕЛКИ
Ни один из видов деятельности
не найдет широкого применения, если он
не будет приносить выгоду всем участникам
договорных отношений.
Основные сравнительные преимущества
лизинговой сделки:
- Инвестирование в форме имущества
в отличие от денежного кредита снижает
риск невозврата средств, так как за лизингодателем
сохраняются права собственности на переданное имущество;
- Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество. При использовании обычного кредита предприятие должно было бы часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств;
- Очень часто предприятию легче
получить имущество по лизингу, чем ссуду
на его приобретение, так как лизинговое
имущество выступает в качестве залога.
За рубежом некоторые лизинговые компании
не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий;
- Лизинговое соглашение более
гибко, чем ссуда, так как предоставляет
возможность обеим сторонам выработать
удобную схему выплат. По взаимной договоренности
сторон лизинговые платежи могут осуществляться
после получения средств от реализации
товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;
- Лизинговые платежи выплачиваются после того, как оборудование установлено на предприятии. Как только оборудование достигло соответствующей производительности, предприятие получает прибыль, часть которой может использоваться для платежей лизингодателю;
- Срок лизинга может быть значительно
больше срока кредита;
- При лизинге предусматривается
возможность выкупить оборудование по
номинальной или остаточной стоимости
по истечении срока договора лизинга;
- Для лизингополучателя уменьшается
риск морального и физического износа,
а также и устаревания имущества, поскольку
имущество не приобретается в собственность,
а берется во временное пользование;
- Лизинговое имущество не числится
у лизингополучателя на его балансе, что
не увеличивает его активы и освобождает
от уплаты налога на это имущество;
- Лизинговые платежи относятся
на издержки производства лизингополучателя
и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;
- Наличие амортизационных и
налоговых льгот для лизингодателя, дает
ему возможность поделиться этими льготами
с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей;
- Производитель имущества имеет
дополнительные возможности сбыта своей продукции.
Для объективности отметим
ряд недостатков, присущих лизингу. В частности,
на лизингодателя ложится риск морального
старения имущества и получения лизинговых
платежей, а для лизингополучателя выходит,
что стоимость лизинга больше, чем цена
покупки или банковского кредита.
Однако положительных моментов,
присущих лизингу, намного больше, чем
отрицательных, а с введением налоговых
льгот, лизинговый бизнес стал еще более
привлекательным. Введение налоговых
и амортизационных льгот во всех странах
приводило к бурному развитию лизингового
бизнеса, и, наоборот, сокращение предоставляемых
налоговых льгот сразу приводило к уменьшению
объема лизинговых операций.
Реализация данного постановления
привела к освобождению лизингодателя
от уплаты налога на прибыль, полученную
им от реализации договора о лизинге, и
налога на добавленную стоимость при выполнении
лизинговых услуг. Использование всех
предусмотренных налоговых льгот позволяет
уменьшить общую величину лизинговых
платежей и привлечь к лизингу более широкий
круг потенциальных лизингополучателей.
В частности, только освобождение лизинговых
платежей от налога на добавленную стоимость
позволяет уменьшить лизинговые платежи.
Основные требования сделки
по финансовому лизингу:
- право выбора объекта лизинга
и продавца лизингового имущества принадлежит
лизингополучателю, если иное не предусмотрено
договором;
- лизинговое имущество используется
лизингополучателем только в предпринимательских
целях;
- лизинговое имущество приобретается у продавца только при условии передачи его в лизинг пользователю;
- сумма лизинговых платежей
за весь период лизинга должна включать
полную (или близкую к ней) стоимость лизингового
имущества в ценах на момент сделки.
Собственником имущества, переданного
в лизинг, в течение всего срока действия
договора лизинга является лизингодатель,
а лизингополучатель имеет право на выкуп
этого имущества по истечении или до истечения
срока договора.
Для того чтобы воспользоваться
возможностью ускоренной амортизации
лизингового имущества, необходимо это
указать в договоре, а также уведомить
налоговые органы. Лизингодатель вправе
использовать лизинговое имущество в
качестве залога, если иное не предусмотрено
договором лизинга.
Как и в любой сложной финансовой
сделке, в лизинговой операции можно выделить
три основных этапа:
- подготовка и обоснование;
- юридическое оформление;
- исполнение.
Документооборот в лизинговых
сделках выглядит следующим образом:
получение заявки от лизингополучателя;
подготовка заключения о платежеспособности
лизингополучателя и эффективности лизингового
процесса;
направление поставщику заказа-наряда;
получение ссуды для проведения
лизинговой сделки;
заключение договора о купле-продаже
объекта лизинга;
подписание акта о приемке оборудования
в эксплуатацию;
заключение лизингового соглашения;
заключение договора о техническом
обслуживании передаваемого в лизинг
имущества;
заключение договора о страховании
объекта лизинга;
выплата лизинговых платежей;
возврат объекта лизинга;
возврат ссуды и выплата процентов.
Основным документом лизинговой
сделки является договор о лизинге. Он
заключается между владельцем имущества
и пользователем о предоставлении последнему
во временное пользование для предпринимательской
деятельности объекта лизинга.
Типичный договор о лизинге
должен содержать следующие основные
положения:
предмет договора;
порядок поставки и приемки
имущества;
права и обязанности сторон;
использование имущества, уход,
ремонт и модификации;
страхование;
срок лизинга;
лизинговые платежи и штрафные
санкции;
ответственность сторон;
порядок разрешения споров;
условия досрочного расторжения
договора;
действия сторон по завершении
сделки;
прочие условия;
форс-мажор;
юридические адреса и банковские реквизиты.
- АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ
УСЛУГ
- ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ
По данным рейтингового агентства
Эксперт Ра [7], за 2007 год на российском
рынке было заключено новых лизинговых
сделок на 39 млрд. долл., что более чем
вдвое превышает результаты 2006 года.
По итогам 2012 года оправдались
самые пессимистичные прогнозы – прирост
рынка близок к нулю (1,5%). Объем нового
бизнеса за год составил 1 320 млрд рублей,
что почти не отличается от показателей
2011 года (таблица 1). Без учета сделок крупнейшей
компании, «ВЭБ-лизинга», новый бизнес
сократился на 5%. Совокупный лизинговый
портфель на 01.01.2013 увеличился до 2,53 трлн.
рублей (+36%, годом ранее +57%).
Торможение рынка обусловлено,
прежде всего, снижением активности в
сегменте ж/д техники, много лет игравшем
роль драйвера рынка. Так же негативно
на динамике рынка отразилось удорожание
фондирования из-за ужесточения банковского
законодательства (поправки в инструкцию
ЦБ РФ 139-И).
Объем нового бизнеса в 2012 году
практически не изменился (+1,5%), а без учета
ВЭБ-лизинга рынок даже сократился на
5%. Сумма новых сделок за год составила
1 320 млрд. рублей. Годом ранее рынок вырос
почти на 80%. «Остановка» рынка обусловлена
резким снижением активности в сегменте
ж/д техники (-14%), много лет игравшем роль
драйвера рынка. Причины: наметившееся
перепроизводство вагонов, коррекция
цен на подвижной состав, падение ставок
аренды и сокращение объема железнодорожных
перевозок в 2012 году. Негативно на динамике
лизингового рынка отразился и рост ставок
по кредитам в сочетании с сохраняющимися
опасениями дальнейших негативных тенденций
в экономике.
Таблица 1 – Индикаторы развития
рынка лизинга [7]
Сокращение сделок с ж/д транспортом
повысило диверсификацию рынка по сегментам
и по клиентам. Небольшой вклад в повышение
диверсификации (около 2 п. п.) внесло участие
в текущем исследовании крупного игрока
рынка – Росагролизинга. Для поддержания
доходности бизнеса лизингодатели переориентировались
на другие сегменты: грузовой и легковой
автотранспорт (соответственно, +19 и +38%
по объему нового бизнеса), авиатехнику
(+18,5%). Индекс «розничности», рассчитываемый
«Экспертом РА» увеличился на 5 п. п. в 2012
году и составил 28%. Сокращение операций
крупнейших клиентов в сегменте ж/д техники
позволило укрепить позиции малому и среднему
бизнесу – впервые за 4 года его доля в
сделках ощутимо выросла (с 28 до 35% за 2012
год). Снижение концентрации наметилось
и среди участников рынка: доля топ-10 по
объему нового бизнеса составила 63% против
66,5 годом ранее, доля компаний с государственным
участием снизилась на 5 п. п., до 47%.