Лизинг как форма кредитной сделки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и правовых основ лизинговой деятельности как формы кредитной сделки, анализ состояния лизинговых услуг и перспективы развития лизинга в РФ.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Исследование экономической сущности лизинга;
2. Систематизация лизинговых услуг;
3. Изучение форм государственной поддержки лизинговой деятельности;
4. Анализ проблемы выхода российских компаний на мировой рынок лизинговых услуг.

Содержание

Введение 3
1 Экономическая сущность и классификация лизинга 5
1.1 Сущность лизинга, объекты и субъекты лизинга, их характеристика 5
1.2 Классификация видов лизинга 9
1.3 Лизинг как вид кредитной сделки 13
2 Анализ состояния лизинговых услуг 18
2.1 Динамика развития российского рынка лизинговых услуг 18
2.2 Исследование системы обеспечения лизинговых сделок 22
3 Перспективы развития лизинга в России 27
3.1 Формы государственной поддержки лизинговой деятельности, их совершенствование 27
3.2 Проблемы выходы российских компаний на мировой рынок лизинговых услуг 32
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 116.63 Кб (Скачать файл)

Способствовать дальнейшей диверсификации портфелей могут сами лизинговые компании, если укажут ее в своих стратегических документах и будут их четко придерживаться. По данным опроса, проведенного «Экспертом РА», 93% респондентов заявили, что имеют разработанные стратегические документы. Долгосрочные планы (более 1 года) разрабатывают только 64% опрошенных компаний. Наличие в компании топ-менеджера, ответственного за выполнение стратегических планов, отметили 71% опрошенных.

Драйверы в дефиците: лизингодатели в 2013 году надеются на быстрый рост только сегментов автотранспорта и строительной техники. Лизинговые компании традиционно ценят автотранспорт (как легковой, так и грузовой) за высокую ликвидность, а поддержку сегменту строительной и дорожно-строительной техники должна оказать реализация крупных строительных проектов (например, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу – 2018). Крупными капиталоемкими сегментами, которые могли бы «вытянуть» рынок являются авиатехника, суда и недвижимость. Однако более половины опрошенных участников рынка считают, что они не станут драйверами рынка в 2013 году.

По прогнозу «Эксперта РА», в 2013 году рынок вырастет на 8% в соответствии с оптимистичным сценарием и останется на прежнем уровне в случае реализации пессимистичного сценария. Реализация обоих сценариев в основном зависит от динамики рынка ж/д техники, которая в свою очередь будет зависеть от введения запрета на использование парка устаревших вагонов и вагонов с некачественными комплектующими. Оптимистичный (базовый) сценарий предполагает слабый рост железнодорожного сегмента и стабильный рост остальных крупнейших сегментов рынка (сумма новых сделок составит 1,42 трлн рублей). Прирост новых сделок на уровне 8% в данном случае будет сопоставим с инфляцией. Пессимистичный сценарий базируется на дальнейшем сокращении сделок с подвижным составом (в пределах 15%) в сочетании со слабым ростом остальных сегментов рынка. Но даже в этом случае максимум, что ожидает рынок  – стагнация: темпы прироста рынка составят около 0%, а сумма новых сделок останется на уровне 1,32 трлн. рублей.

Переформатирование рынка в 2012 году отразилось и на структуре сделок с точки зрения размеров лизингополучателей. Сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте железнодорожной техники позволило укрепить позиции лизинга в малом и среднем бизнесе: впервые за 4 года его доля ощутимо увеличилась (Таблица 2).

Таблица 2 – Доля лизинговых сделок с МСБ [7]

Рынок лизинга в 1 полугодии 2013 года сократился на 17% - в первую очередь, из-за сжатия ж/д-сегмента в 2 раза. Падение могло быть вдвое больше – смягчил его авиализинг, увеличившийся в 7 раз. Крупнейшие компании пытаются переориентироваться на  розничные сегменты, выстраивая «лизинговые фабрики». Опереться  при этом на «розничные конвейеры» материнских банков в полной мере не получается, приходится выстраивать собственные каналы продаж. Запуск лидерами рынка «лизинговых фабрик» повысит доступность инструмента лизинга для клиентов-МСБ, но усилит конкуренцию. По итогам 2013 года, по прогнозу «Эксперт РА», рынок лизинга вырастет на 6% при оптимистичном сценарии, и сократится на 10% при пессимистичном.

 

 

2.2 Исследование системы обеспечения лизинговых сделок

 

 

На рынке лизинговых услуг наблюдается ужесточение конкуренции практически во всех сегментах. поэтому важнейшим фактором успеха для любой лизинговой компании является доступ к дешевому долгосрочному финансированию. Это становится особенно актуальным в условиях мирового кризиса ликвидности.

Источники финансирования, которые использует лизинговая компания, говорят об уровне ее развития. Более сложные в реализации инструменты требуют от компании большего опыта на рынке заимствований. На этапе выхода на рынок лизинговые компании, как правило, используют банковские кредиты, в некоторых случаях могут привлекать средства венчурных фондов. постепенно развиваясь, лизингодатели начинают интересоваться более сложными и выгодными инструментами финансирования. первым шагом к их использованию у многих компаний становится выпуск векселей. если выпуск векселей проходит успешно, то для лизинговой компании открывается доступ к другим публичным источникам финансирования, таким как кредитные ноты, облигационные займы. В ряде случаев компании могут оказаться привлекательными для вложений частных инвесторов или инвестфондов в их капитал (прямые инвестиции). наконец, наиболее крупные компании способны привлекать финансирование на международных рынках капитала и осуществлять секьюритизацию активов.

Источники финансирования:

    1. Собственные средства, коммерческие кредиты производителей собственные средства, а также кредиты, предоставляемые производителями оборудования, можно отнести к наиболее традиционным источникам финансирования лизинговых компаний. Для государственных лизинговых компаний собственные средства (в виде вклада государства в их капитал) являются основным источником средств. В качестве преимущества использования собственных средств следует упомянуть скорость и максимальную простоту. Однако для деятельности частных лизинговых компаний собственных ресурсов недостаточно. За относительно непродолжительный период существования рынка лизинга в России большинство компаний не накопили достаточного объема собственного капитала. Поэтому доля собственных средств по сравнению с прочими источниками финансирования относительно невелика.

Другой популярный источник пополнения средств лизинговых компаний – это коммерческие кредиты: предоставление рассрочки платежа производителем или поставщиком оборудования. Для поставщиков оборудования лизинг – это возможность не только гарантированно реализовать продукцию, но и расширить присутствие на рынке. Поэтому поставщики и производители оборудования заинтересованы в сотрудничестве с лизинговыми компаниями и предоставлении им скидок и товарных кредитов. Однако такие кредиты предоставляются на короткие сроки, не сопоставимые со сроками договоров лизинга.

    1. Основным источником финансирования для лизинговых компаний является банковское кредитование. Из общей суммы кредитов, предоставленных российскими банками юридическим лицам и предпринимателям на срок выше трех лет, более 13% получают именно лизинговые компании.

На фоне общей тенденции поиска зарубежных источников финансирования заметно активное привлечение российскими лизинговыми компаниями кредитов иностранных банков. Высоким показателем доверия для лизинговой компании служит привлечение крупных синдицированных кредитов. Этот способ финансирования доступен лишь самым крупным игрокам, обладающим позитивной историей заимствований.

    1. Выпуск векселей является одним из наиболее доступных источников финансирования, помимо банковского кредита. При этом организацию выпуска векселей может взять на себя тот же банк. Банки помогают лизинговым компаниям не только осуществить эмиссию ценных бумаг, но и найти покупателей. так как банк занимается предварительным финансовым планированием уже на первоначальном этапе подготовки займа, то векселедателю предоставляется полный перечень расходов в процессе выпуска и обращения векселей, что делает этот инструмент простым и предсказуемым.

Преимуществом выпуска векселей по сравнению с другими схемами финансирования является не только относительная простота, но и возможность быстрого (в течение рабочего дня) получения займа. Организация выпусков векселей позволяет кредитным организациям и потенциальным покупателям долговых обязательств лучше узнать лизинговую компанию. создается история заимствований, что благо- приятно сказывается на организации выпуска облигаций.

    1. Следующим после вексельных займов шагом в развитии лизинговой компании является выпуск облигаций. За последние 7 лет более 20 лизинговых компаний-эмитентов осуществили свыше 40 эмиссий, общая сумма которых составляет 30–40 млрд. руб. Эмитентами выступают либо сами лизингодатели, либо специально созданные для этих целей дочерние компании. Стандартная практика состоит в создании дочерней компании, которая выпускает облигации под поручительство лизинговой компании. Основным преимуществом облигационного займа, помимо значительного увеличения финансовых возможностей, является большая степень свободы для лизинговой компании. Облигационный заем позволяет привлекать финансирование на более длительный срок по сравнению с векселями. Если несколько лет назад лизинговые компании были вынуждены выпускать облигации сроком на полгода – год, то затем доверие инвесторов к ним возросло, и сроки выпуска облигаций стали сопоставимы со средними сроками договоров лизинга. Но тем не менее выпуск облигаций освоен лишь ограниченным числом участников лизингового рынка. Это связано с трудностями, возникающими в процессе подготовки облигационного займа, при этом стоимость привлечения средств не намного ниже стоимости банковских кредитов.
    2. Секьюритизация – в США и Западной Европе сделки секьюритизации лизинговых активов показали высокую результативность и стали обычными для делового оборота. Секьюритизацию можно считать следующим по сложности инструментом после выпуска облигаций. по сути секьюритизация также приводит к выпуску облигаций. При этом, как правило, бумаги эмитирует не сам лизингодатель, а аффилированная с ним иностранная компания специального назначения (Special Purpose Vehicle, SPV). Лизингодатель продает свои активы SPV, которая выпускает облигации под залог приобретенных обязательств клиентов лизингодателя. Таким образом, секьюритизация является финансированием под залог лизингового портфеля. Однако данный вид привлечения заемных средств имеет ряд недостатков:
      • необходимость создания SPV;
      • длительные сроки осуществления сделки;
      • высокие юридические расходы, которые возникают в связи с необходимостью применения иностранного законодательства;
      • несовершенство российской нормативно-правовой базы, особенно в части вопросов налогообложения операций по секьюритизации.

Секьюритизация является привлекательным способом привлечения финансирования для лизинговой компании, обладающей большим портфелем сделок, порядка 80–100 млн. долл., желательно имеющей среди клиентов компании – «голубые фишки». Остальным лизингодателям такие заимствования недоступны. Для расширения использования данного инструмента необходимо принятие законодательства, регулирующего налогообложение инвесторов, статус SPV, залоговое обеспечение, а также действия при банкротстве участников сделки.

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

 

 

    1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

 

 

Меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм) прописаны в ст.36 Гл.4 ФЗ №164[1].

Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, могут быть:

    1. разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;
    2. создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
    3. долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;
    4. меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
    5. финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;
    6. предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
    7. предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;
    8. предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
    9. создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;
    10. предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
    11. отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;
    12. создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

Для привлечения финансовых ресурсов в инвестиции предприятий путем проведения лизинговых операций помимо создания законодательной и нормативной базы необходимо обеспечить благоприятные для этого экономические условия, которые должны быть гарантированы государством. Эти условия определяются налоговыми льготами, применением метода ускоренной амортизации оборудования, взятого в лизинг, таможенным и валютным регулированием лизинговых операций [8].

Законодательно определены основные меры государственной поддержки лизинговой деятельности. Рассмотрим их применительно к участникам лизинговой сделки.

Для лизингодателя:

    • освобождение лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга;
    • освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет;
    • включение в себестоимость продукции (работ, услуг) в порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, платежей по процентам за полученные заемные средства, в том числе кредиты банков и других организаций, используемые субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга, а также лизинговых платежей по операциям финансового лизинга;
    • частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию Российской Федерации продукции, являющейся объектом международного лизинга.

Для банков (или других кредитных учреждений):

    • освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от предоставления кредитов на срок от трех лет и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров).

Для лизингополучателя:

    • уменьшение размеров платежей налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга отражается на балансе лизингополучателя только в случае перехода имущества в его собственность по истечении договора лизинга. До окончания лизинговой сделки оно числится на балансе лизингодателя;
    • снижение размеров платежей налога на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на затраты, включаемые в себестоимость продукции. Кроме того, у лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, погашению амортизации, выплате части налогов и обслуживанию долга учет осуществляет лизинговая компания. Важно отметить, что в договоре о финансовом лизинге можно предусмотреть использование более экономичных, гибких схем погашения задолженности по лизинговым платежам.

Информация о работе Лизинг как форма кредитной сделки