Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:04, дипломная работа
Целью данной научной работы является изучение и анализ кредитования МСБ, возникающие при этом проблемы, а так же перспективы развития.
В силу поставленной цели намечены главные задачи:
Рассмотреть роль МСБ в развитии экономики государства;
ознакомиться с международным опытом поддержки МСБ, а так же в Казахстане;
проанализировать кредитование МСБ в Акмолинской области;
на основе анализа и изучения материала выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию кредитования МСБ.
Также в рамках
реализации 4 направления «ДКБ 2020»
в Акмолинской области 18 предпринимателей
стали участниками проекта «
В рамках программы «Даму-Комек» (поддержка предпринимателей с ограниченными возможностями) в Акмолинской области, благодаря благотворительной спонсорской поддержке через Фонд, помощь оказана 15 предпринимателям-инвалидам.
Так же в период 1998-2005 года ЕБРР (Европейский Банк Реконструкции и развития) для развития МСБ в Казахстане проводил определенные мероприятия по кредитованию. Суть заключалась в том, что ЕБРР предоставлял кредиты МСБ на безвозмездной основе, сотрудничая при этом с рядом казахстанских банков, таких как АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк Туран Алем», АО «Народный банк», АО «АТФ Банк», АО «Банк Центр Кредит» и другими. На наш взгляд, отказ от этой программы заключается в том, что с дальнейшим развитием МСБ и экономики в целом Казахстану нужно было что-то свое для развития МСБ.
1.3 Международный опыт поддержки МСБ (на примере Японии и США)
В каждом секторе японской экономики МСП играет ведущую роль, поскольку составляет 99% от общего числа частных предприятий МСП (их примерно 6,5 млн.). В малом и среднем бизнесе занято почти 80% всего работоспособного населения, составляющего около 60 млн. человек. На МСП приходится 51% стоимости производимой продукции, 64 % оборота оптовой и 76% розничной торговли. Причем такие пропорции сохранились не только в период стабильного развития экономики, но и во все время спадов, что говорит о жизнеспособности МСП.
В Японии государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе соответствующего закона, действующего с 1963 года. Это служит доказательством того, что качественное и стабильное законодательство положительно отражается на экономической жизни страны. Исходя из признания важной роли МСБ в японской экономике и необходимости их поддержки, закон устанавливает такие цели, как содействие роли и развитию МСП, а так же повышению экономического и социального благосостояния владельцев и персонала МСП. Инструментом для достижения этих целей законом определено улучшение производственных и коммерческих условий деятельности МСП, исправление неблагоприятных экономических и социальных факторов, с которыми сталкиваются малый и средний бизнес, поддержание уровня жизнеспособности МСП.
В Японии существует разветвленная система реализации политики в области поддержки МСП. В этой системе роль государства заключается в планировании, разработке проектов, координации и финансировании соответствующих программ. Для этого в структуре Министерства внешней торговли и промышленности Японии создано Бюро по малым и средним предприятиям.
При участии Японской корпорации малого бизнеса разработано законодательство по поддержке малого и среднего бизнеса, нормы которого предусматривают не только льготы и преимущества для малого бизнеса. Созданы схемы взаимодействия между субъектами малого предпринимательства. Сформирована система кредитно-финансовых и страховых институтов, ориентированных на обслуживание сектора малого и среднего бизнеса. Государственные структуры и общественные объединения предпринимателей создали корпорацию финансирования малого и среднего бизнеса с многочисленными филиалами, оказывающим финансовую поддержку малому бизнесу, как за счет бюджетных ресурсов, так и путем выдачи гарантии на получение долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. Для защиты своих интересов малые предприятия имеют право объединяться в консорциумы и картели без применения к ним антимонопольных санкций.
Японское правительство приняло ряд мер по развитию франчайзинга, предоставлению государственных заказов малому бизнесу, содействию его экспортной деятельности. Действует так же льготное налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса.
Для индивидуальных частных предпринимателей разработана система вычетов из облагаемого подоходного налога, личного налога по месту жительства и налога на личное предпринимательство. В дополнение к указанным вычетам, общая сумма до 840 тыс. иен в год может вычитаться из налогооблагаемого дохода на основании Закона о вычете налога для вкладов систему взаимопомощи малых предприятий. В случае использования недвижимого имущества в предпринимательских целях субъект малого предпринимательства освобождается от налога на имущество в размере 80% от начисленного налога.
Для МСП применяются пониженные ставки налога на прибыль и местных налогов, а также особый налоговый режим для безнадежных долгов.
Для стимулирования модернизации МСП предусмотрены специальная модернизация для приобретаемого оборудования, льготное налогообложение на электрооборудование, налоговая льгота при увеличении расходов на эксперименты и исследования, а так же некоторые другие меры. Так по данным за 2010 год около 80% инновационных МСП для развития своей деятельности воспользовались специальными льготными кредитами.
Поддержка малого и среднего предпринимательства США является одним из приоритетов экономической политики Администрации и Конгресса.
В США основным государственным органом поддержки малого предпринимательства является Администрация малого и среднего бизнеса, имеющая отделения во всех крупных городах США и широкую сеть консультационных, учебных, информационных пунктов для малого и среднего бизнеса. Эффективной помощью малому бизнесу является разработка и реализация специальных межведомственных программ информационной, финансовой и научно-технической поддержки малого и среднего бизнеса на уровне отдельных штатов и всего государства. Участвуют в таких программах правительственные органы, банки, торговые палаты, союзы предпринимателей.
Администрация малого и среднего бизнеса (АМБ) реализует ряд программ развития и поддержки малого предпринимательства США. Основная помощь АМБ – оказание помощи начинающим компаниям путем предоставления гарантий для получения различного рода займов в банках, а так же действующим компаниям для достижения краткосрочных и долгосрочных целей. Гарантия обычно выдается по займам со сроком погашения 10-25 лет со ставкой не более 2,75% годовых.
АМБ осуществляет выдачу грантов фирмам на развитие, на проведение научно-технических исследований, осуществляемых по заказу правительства США. А так же предоставляет гарантийные обязательства в строительных проектах с участием малого бизнеса. Строительство должно осуществляться по заказу федерального правительства. В АМБ создан Департамент международной торговли, координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей малого предпринимательства в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи.
2 Анализ кредитования МСБ в Республике Казахстан и Акмолинской области (2008-2012 гг)
2.1 Анализ развития и кредитования МСБ в Республике Казахстан и Акмолинской области (2008-2012 гг)
Сравнительный анализ малого предпринимательства Казахстана с развитыми странами демонстрирует заметное отставание по таким показателям, как вклад в ВВП и занятость населения, при том, что, как в развитых странах, в Казахстане СМП представляют 90% всех хозяйствующих субъектов. Так, доля ежегодных объемов выпуска продукции субъектами МСБ в развитых странах составляет от 43% (Канада) до 57% (Германия) ВВП, в Казахстане его доля ниже почти в 3 раза и составляет 15%. По доле населения, занятого в секторе МСБ, в общей занятости показатели нашей страны также гораздо ниже по сравнению с развитыми государствами: на протяжении последних 5 лет в Казахстане этот показатель держится на уровне 23%.
По отраслевой структуре сектор СМП Казахстана так же имеет значительные отличия от зарубежных аналогов.
Рисунок 1 Сравнение макропоказателей МСБ развитых стран и Казахстана
Рисунок 2 Основные показатели деятельности СМП в отраслевом разрезе на 01.11.2012 год
Наибольшее число СМП осуществляет свою деятельность в сфере торговли 37% и в сельском хозяйстве 23%. Наименьшее количество СМП работает в промышленном секторе 3% и строительстве 4%. В сфере транспорта и связи функционируют 8% СМП. Анализ выпуска продукции подтверждает позитивную роль СМП, работающих в сфере промышленности, где всего 3% действующих СМП обеспечивают 10%-ю долю выпуска продукции СМП всех отраслей. Аналогично по всем отраслям.
По кредитованию явно прослеживается непривлекательность для кредитования предприятий сельского хозяйства. Занимая 23 %-ю долю от общего числа действующих СМП, они получили всего 6 % всех кредитов БВУ. Это связано с высокими отраслевыми рисками и сезонным характером эффективности деятельности СМП отрасли. Кроме того, в данной отрасли в основном функционируют СМП в форме КХ, которые размещены в отдельных сельских регионах и не имеют ликвидных залогов.
Строительство оказалась самым привлекательным сектором для кредитования БВУ. Аналогично по всем показателям.
[img src="file:///C:UsersC18~
Рисунок 3 Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых
Отраслевые представления количества занятых на СМП характеризуют роль СМП в решении важной социальной задачи по обеспечению занятости населения. Данный показатель существенно зависит от количества действующих СМП в тех или иных отраслях экономики, что объясняет схожие пропорции в отраслевом разрезе.
Рисунок 4 Доля активных СМП в общем количестве зарегистрированных (по Акмолинской области), тыс. единиц.
За последние 4 года в Акмолинской области количество зарегистрированных СМП увеличилось более чем на 33% по сравнению с 2009 годом и по итогам на 01.11.2012 года достигло 44,3 тыс.единиц. Доля активных СМП в общем количестве зарегистрированных СМП в 2010 году увеличилось на 10% по сравнению с 2009 годом и составила 78%. В 2011 году произошло снижение данного показателя на 3%-ных пункта до 75%. В 2012 году снижение данного показателя продолжалось и составило 68%.
[img src="file:///C:UsersC18~
Рисунок 5 Ссудный портфель БВУ по кредитам субъектам малого предпринимательства в региональном разрезе на 01.10.11г. млрд.тг.
Региональная структура кредитования малого предпринимательства банками показывает доминирующую позицию СМП г. Алматы, на долю которых приходиться 57% всех банковских кредитов в стране. По состоянию на 01.10.2011 года размер совокупного ссудного портфеля БВУ по кредитам МП составил 1355 млрд.тенге, из них по кредитам в г. Алматы – 775 млрд.тенге. Размер ссудного портфеля по г.Астана – второго по величине после г. Алматы – составил 112 млрд.тенге. Наименьшие же объемы кредитных средств приходятся на Кызылординскую (11 млрд.тенге) и Алматинскую (18 млрд.тенге) области.
[img src="file:///C:UsersC18~
Рисунок 6 Ссудный портфель БВУ по кредитам экономике и малому предпринимательству
По состоянию на 2011 год общий размер кредитного портфеля БВУ в Акмолинской области составил 86,4 млрд. тенге. Из этой суммы 19,9 млрд. тенге приходится на кредиты малому предпринимательству.
2.2 Основные проблемы кредитования МСБ в Акмолинской области и возможные пути их решения на современном этапе
Изучив и проанализировав состояние кредитования в Акмолинской области, выявлены следующие проблемы субъектов МСБ:
1) Близость к столице. Объясняется это тем, что предприниматели, взяв кредиты в Акмолинской области, едут в Астану и там открывают свое дело, так как Астана от Кокшетау находится всего в 300 км.
2) Немногочисленность жителей. Объясняется тем, что город маленький, проживают всего около 150 тыс. человек. Если рассматривать в сравнении с другими городами Казахстана, где проживают по 300-400 тыс. человек.
3) Неразвитая производственная сфера. На наш взгляд, это, наверное, самая главная проблема кредитования МСБ. Так как предусматривается выдача кредитов именно в производственную сферу, а в Акмолинской области она развита слабо, соответственно и кредитуется небольшое количество предпринимателей.
4) В целом по Акмолинской области высокие процентные ставки по кредиту, в результате чего, далеко не все предприниматели могут себе позволить взять кредит.
5) Нецелесообразное, нецелевое использование предоставляемых денежных средств предпринимателями. Предоставляемые кредиты в первую очередь используются предпринимателями для удовлетворения собственных потребностей, это связано, наверное, в силу нашего менталитета, видимо, так устроен человек. В результате многие объекты остаются недостроенными, недовершенными из-за нехватки денежных средств.
6) Проблема районов, не развитая инфраструктура (дороги, водоснабжение, электроэнергия и т.д.) например: предприниматель решил открыть небольшую пекарню в районе, но ему разрешили пользоваться электроэнергией всего 2 часа в день. Само собой понятно, что в таких условиях нормально работать не получится. Так же не было хорошей дороги к этой пекарне, в результате пекарня была закрыта.
7) Низкий уровень возможностей развития начинающим предпринимателям. Помощь в основном оказывается уже состоявшимся бизнесменам.
Возможные пути их решения:
1) Увеличение производственной сферы в первую очередь. Если увеличить количество предприятий, которые будут что-либо производить, соответственно им будут предоставляться кредиты, что в свою очередь улучшит состояние развития этого предприятия и увеличит поступления доходов соответственно в Акмолинскую область.
2) Развитие туристической сферы. Так как в нашей области есть очень много красивых мест для развития данной сферы, тем самым, привлекая большее количество людей, что послужит, в свою очередь, увеличению кредитов.
3) Жесткий контроль за деятельностью уполномоченных органов (на региональном) уровне. Если рассматривать кредитование на региональном уровне, то необходим контроль за деятельностью уполномоченных органов в осуществлении кредитования – это своевременная помощь, выдача кредитов и т.д.
4) Предоставление кредитов, различного рода льгот начинающим предпринимателям.
5) Воздействовать на банки второго уровня по поводу системы процентных ставок по кредитам МСБ.
6) Увеличить информационную доступность по государственным программам поддержки МСБ (видео, радио, ТВ, интернет).