Мировая валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление особенностей и проблем развития мировой валютной системы и определение направлений ее совершенствования.

Содержание

Введение ...…………………………………………………………………………...4
1 Мировая валютная система: основные определения….………………………...6
1.1 Сущность и функции мировой валютной системы…………………………....6
1.1.1 Эпоха «золотого стандарта» в мировой валютной системе………………...6
1.1.2 Бреттонвудская валютная система……………………………………………9
1.1.3 Ямайская валютная система…………………………………………………11
1.1.4 Европейская валютная система……………………………………………...12
2 Современная мировая валютная система……………………………..………...15
2.1 Понятие валютного курса, его виды...………………………………………...15
2.2 Факторы, влияющие на величину валютного курса…………………………18
2.3 Современное положение и международное регулирование мировой валютной системы …………………21
3 Анализ валютной системы Республике Беларусь и
направления совершенствования валютного регулирования..……………..…..24
Заключение………………………………………………………………….…….31
Список использованных источников………………………………………........34
Приложение А. Классификация видов валютного курса ……………….……..36
Приложение Б. Основные элементы национальной и мировой

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 101.29 Кб (Скачать файл)

Мировой банк концентрирует  свои усилия на содействии экономическому развитию стран членов и оказании помощи беднейшим странам мира. Спектр деятельности Мирового банка включает инвестиции в человеческое развитие, в основном через улучшение систем здравоохранения и образования, развитие сектора услуг, охрану окружающей среды, поддержку малого предпринимательства  и содействие реформам, направленным на создание макроэкономической стабильности и улучшение инвестиционного  климата. Мировой Банк свою деятельность осуществляет совместно с пятью другими организациями, входящими в Группу Мирового банка.

Кризисные явления  в мировой валютной системе в  конце 20 века продемонстрировали, что  международные организации, прежде всего МВФ, плохо справляются  с поставленными перед ними задачами. Деятельность всех этих организаций  престала отвечать потребностям времени, в частности потому, что они  руководствовались устаревшими  теоретическими предпосылками.

Использовавшиеся  ранее основные инструменты (макроэкономическая стабильность, либерализация торговли и приватизация) в настоящее время  являются недостаточными. Соответственно все чаще экономисты допускают использование  дополнительных инструментов, в том  числе финансового и валютного  регулирования, поощрения конкуренции, инвестиций в человеческий капитал  и технологическое развитие.

Еще одним  важным изменением в регулировании  мировой финансовой системы является осознание того, что основным направлением деятельности международных организаций  должно стать не устранение последствий  валютных кризисов, а их предотвращение путем внедрения адекватных норм регулирования и надзора за деятельностью  всех участников мировых финансовых рынков. Это привело как к появлению  новых международных организаций, так и к изменению деятельности существующих в сторону усиления внимания к надзорным функциям национальных и международных финансовых властей.

В последнее  время основные усилия концентрируются  на выработке рекомендаций по управлению рисками (кредитными, валютными, платежными), анализе воздействия финансовых инноваций, таких как электронный  банковский бизнес и электронные  системы торговли на рынке ценных бумаг, внедрении рекомендаций, касающихся регулирования финансовых потоков  и оффшорных финансовых центров.

Завершая работу над этой главой, хотелось бы сказать, что будущее мировой валютной системы пока еще не ясно, ведь приспособление мировой валютной системы к меняющимся экономическим реалиям осуществляется путем, который по-английски обозначает “muddling through”. На русский это переводится как “блуждание впотьмах”, или “движение наощупь” – с помощью метода проб и ошибок и судя по всему, так и будет обстоять дело в обозримом будущем. Но уже явно проглядываются направления, по которым ей следует развиваться.

 

3. Анализ валютной системы  Республики Беларусь и направления совершенствования валютного регулирования

 

Национальная  валютная система Республики Беларусь представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования  ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится  в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. В настоящее  время институциональный валютный механизм Республики Беларусь по основным параметрам практически приблизился  к критериям, присущим странам Запада.

Национальная  валютная система Республики Беларусь образована с учетом структурных  принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к  интеграции в международные финансовые механизмы.

Основные  элементы национальной валютной системы  Республики Беларусь: валютная политика; режим валютного курса; организационно-правовая форма валютного регулирования.

Основой валютной системы является национальная денежная единица – белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г. В начале он обращался вместе с советским рублем и использовался лишь в наличных расчетах. В марте 1993 г. Белорусский рубль начал котироваться на межбанковском валютном рынке, а с августа 1993 г. – на Межбанковской валютной бирже (МВБ) [30, c.623]. Соответственно, Национальный банк Республики Беларусь с 1993 г. Перешел от установления фиксированного коммерческого курса к единому курсу на основе торгов на МВБ. Тем самым было завершено обособление национальной денежной и валютной систем Республики Беларусь от денежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обращении которых до введения национальных денежных единиц оставались советские рубли.

В 1 полугодии  2005 г. Белорусский рубль укрепился в номинальном выражении практически ко всем валютам стран – основных торговых партнеров. Укрепление белорусского рубля по отношению к доллару США и российскому рублю преимущественно было обусловлено тенденциями во внешней торговле.

Переходным  этапом в становлении валютной системы  Беларуси в начале 1990-х годов явился валютно-финансовый механизм, уходивший  своими корнями в плановую экономику. Определяющую роль в валютном механизме  играл основной принцип – равновесие цен на основе сбалансированности спроса и предложения. В структуру валютного  механизма входили четыре элемента: валютные методы, валютные рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение.

Мировая практика безопасности проведения расчетов по внешнеторговым операциям, валютно-обменным сделкам выделяют несколько групп  рисков при осуществлении дат  валютирования. В основу разработок систем хеджирования рисков при проведении внешнеторговых, валютно-обменных операций, как правило, участники внешнеэкономических связей закладывают алгоритмы известных рейтинговых агентств, либо собственные методики [23, c.77].

Под устойчивостью  национальной валютной системы понимается неподверженность основных элементов  валютной системы колебаниям, валютным кризисам, и наличие механизмов минимизации  их последствий на экономику страны в целом.

Выделим группы рисков, специальных факторов, влияющих на устойчивость белорусской валютной системы [18, c.190]:

- первая  группа – риск кредитования;

- вторая  группа – риск рынка;

- третья  группа – операционный или  системный риск;

- четвертая  группа – риск ликвидности;

- пятая группа  – факторы случайности.

Частота подверженности того или иного участника внешнеэкономических  связей на всех сегментах финансового  рынка вышеуказанным рискам регистрируется в информационных базах мировых  аудиторских организаций (рейтинги).

Для любой  страны с трансформированной экономикой, особенно для стран, испытывающих недостаток собственных природных ресурсов, возникает объективная необходимость  привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Уровень развития рыночных производственных отношений определяет как направление валютного регулирования, так и источники финансирования дефицита платежного баланса. Наличие  дефицита платежного баланса в течении  пяти и более лет позволяет  делать вывод о неоптимальном  выборе направления валютного регулирования  в нашей стране. В Республике необходимо применение элементов, механизма валютного контролинга с эволюционным переходом к либеральному механизму валютного регулирования, что создаст предпосылки для минимизации проблемы отрицательного сальдо торгового баланса [18, c.193]. Ситуация на всех сегментах белорусского валютного рынка в 2012 г. также требует применения механизма валютного контролинга.

Учеными сформулированы принципы как директивного, так и либерального направлений валютного регулирования, которые нашли применение при организации валютных отношений в белорусской валютной системе. Национальными органами валютного регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного регулирования:

  1. принцип обеспечения гарантии выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам нерезидентами в пользу резидентов Республики Беларусь при осуществлении последними предварительной оплаты в форме банковского перевода;
  2. принцип определения сферы введения валютного контролинга;
  3. принцип монопольного положения банков при проведении валютных операций;
  4. принцип декларирования цели и необходимости проведения внешнеэкономических операций;
  5. принцип ограничения или изоляции внутреннего валютного и денежного рынков от европейских рынков национальной валюты.

Отметим, что  в настоящее время в Беларуси продолжается процесс совершенствования  и либерализации системы валютного  регулирования и контроля.

Решающий  шаг в этом отношении был сделан в ноябре 2003г., когда вступил в  силу Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" [19]. Несмотря на то, что Закон разрабатывался параллельно с аналогичным законом РФ, в Беларуси он имеет более обобщающий характер. Это должно позволить более оперативно реагировать на ситуацию в валютной сфере и экономике в целом.

Национальными органами валютного регулирования  и контроля применяются принципы либерального направления валютного  регулирования:

- принцип  множественности субъектов валютного  рынка при проведении дилинговых  операций;

- принцип  либерализации форм расчетов  при проведении внешнеэкономических  операций, разрешающих применение  наличной формы расчетов с  использованием иностранной валюты.

Рассмотрим  еще один важнейший элемент национальной валютной системы – статус Национального  банка Республики Беларусь, регламентированный Банковским кодексом и Уставом банка (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320).

Так, установлено, что Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно  в интересах Республики Беларусь [3].

Цели Национального  банка Республики Беларусь подразделены на две группы.

Первая группа целей центрального банка при  проведении девизных операций непосредственно  охватывает вопросы, связанные с  поддержанием международной ликвидности  страны (управление золотовалютными  резервами и обслуживание внешнего долга в части компетенции  Национального банка Республики Беларусь).

Вторая группа целей деятельности центрального банка  с иностранной валютой охватывает вопросы, решение которых обеспечивает поддержание устойчивой динамики обменного  курса национальной валюты для минимизации  оттока капитала и создания оптимальных  условий развития экономики [18, с.194].

Дирижизм, как  направление директивного регулирования  в Республике Беларусь, должен реализовываться  в форме валютного контролинга.

Либерализм, как направление валютного регулирования  в Республике Беларусь, реализуется  через финансовые инструменты, и  являются перспективным направлением развития национальной валютной системы.

Эффективность валютного контролинга может  быть достигнута при обязательном исполнении разработанных принципов директивного направления валютного регулирования.

Основой реализации механизма валютного контролинга  являются регламентирующие нормы, выполнение которых позволит минимизировать спекуляции против национальной валюты и увеличить  объемы экспортных поступлений. Валютные спекуляции, как дестабилизирующий  элемент любой валютной системы, достаточно серьезно обостряют проблему «инфляционных и девальвационных  ожиданий» субъектов валютных операций.

Период контролинга  является подготовительным для введения механизма валютного регулирования  открытого рынка. Возможность перехода от валютного контролинга к валютному  либерализму обуславливается наличием в стране сформированной валютной системы  и формированием устойчивой положительной  динамики сальдо платежного баланса. Исходными  оценочными показателями для отмены валютного контролинга должны стать [18, c.195]:

- величина  колебаний курса обмена в относительном  исчислении;

- отклонение  рыночной стоимости национальной  валюты от стоимости, рассчитываемой  на основе соотношения национальной  денежной базы и величины золотовалютных  резервов, а также частота критических  колебаний валютного курса;

- динамика  дефицита платежного баланса;

- динамика  величины внешнего долга;

- величина  золотовалютных резервов центрального  банка.

Разработанный механизм валютного контролинга  и реализации его принципов в  трансформированной экономике Республики Беларусь представим в следующем  варианте.

Во-первых, центральный  банк в законодательном или нормативном  документе должен четко определить основные общие положения и определения, принципы валютных операций.

Во-вторых, центральный  банк в нормативном документе  четко определяет с учетом разработанных  принципов – правила и детальную  операционную технику проведения валютных операций.

В-третьих, центральным  банком вводится конкретный механизм контроля за реализацией определенных принципов, включая контроль за схемами  логистики основных экспертов Республики Беларусь [18, с.195].

В целях совершенствования нормативно-правовой базы в области валютного регулирования и валютного контроля Национальным банком был разработан и принят ряд нормативных правовых актов, которые предусматривают регистрационный и уведомительный порядок совершения ряда валютных операций, связанных с движением капитала, а также свободный порядок открытия резидентами Республики Беларусь счетов, связанных с кредитованием в кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.

Информация о работе Мировая валютная система