Монетаристская теория совокупного спроса, её эффективность в развитых экономиках и в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:55, реферат

Краткое описание

Существует две практически противоположные научные позиции методов регулирования народного хозяйства: монетаризм и кейнсианство. Вплоть до тридцатых годов XX века среди экономистов господствовало мнение, что с помощью механизма свободного ценообразования экономика автоматически стремится к равновесию, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Согласно этому мнению, никаких затяжных кризисов с высоким уровнем безработицы не может быть. Считалось, что безработица является по сути отражением слишком высокой заработной платы. В этих условиях свободный рынок, по мнению представителей классической школы, должен заставить цену рабочей силы снижаться до тех пор, пока на рынке труда не восстановится равновесие. Точно такой же механизм, считали они, действует и на всех других микрорынках, что гарантирует общее равновесие экономической системы в сочетании с полной занятостью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1). Сущность монетаристской теории совокупного спроса……………………4
2). Экономическая политика монетаризма……………………………………...9
3). Монетаризм и Россия. Проблемы совместимости…………………………15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

 

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

 

 

 

Тема: «Монетаристская теория совокупного спроса, её эффективность в развитых экономиках и в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3

1). Сущность  монетаристской теории совокупного  спроса……………………4

2). Экономическая  политика монетаризма……………………………………...9

3). Монетаризм  и Россия. Проблемы совместимости…………………………15

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

Введение

Существует  две практически противоположные  научные позиции методов регулирования  народного хозяйства: монетаризм и  кейнсианство. Вплоть до тридцатых  годов XX века среди экономистов господствовало мнение, что с помощью механизма  свободного ценообразования экономика  автоматически стремится к равновесию, когда совокупный спрос равен  совокупному предложению. Согласно этому мнению, никаких затяжных кризисов с высоким уровнем безработицы  не может быть. Считалось, что безработица  является по сути отражением слишком высокой заработной платы. В этих условиях свободный рынок, по мнению представителей классической школы, должен заставить цену рабочей силы снижаться до тех пор, пока на рынке труда не восстановится равновесие. Точно такой же механизм, считали они, действует и на всех других микрорынках, что гарантирует общее равновесие экономической системы в сочетании с полной занятостью. Предположение о том, что заработная плата может быстро измениться, чтобы обеспечить полную занятость на рынке труда,— это отличительная черта классической модели регулирования национального производства. Дальнейшее развитие этих идей нашло свое отражение в так называемой теории монетаризма, основным идеологом которой в послевоенные годы был профессор Чикагского университета М. Фридман. Поэтому монетаризм еще называют «чикагской школой». Как полагают К. Макконнелл и С. Брю, «в действительности линия, разделяющая современных кейнсианцев и монетаристов, не столь четкая. Но в крайних проявлениях кейнсианские и монетаристские взгляды существенно расходятся в вопросе о внутренней стабильности капиталистической экономики. У них есть и важные идеологические различия, касающиеся, в частности, роли государства»

Охарактеризуем  воззрения ортодоксальных монетаристов.

 

1). Сущность монетаристской теории совокупного спроса

Методологические корни монетаризма уходят в докейнсианскую концепцию саморегулируемости капиталистической экономики за счет эластичности цен и зарплат. Проблема, по мнению монетаристов, состоит в том, что нестабильность экономики порождается государственным вмешательством в нее. Например, регулирование минимальной зарплаты, поддержание цен на сельхозпродукцию и поведение профсоюзов, усиливая негибкость цен и зарплат в сторону понижения, вызывают углубление циклических перепадов. Госуправление они в целом рассматривают не только как бюрократическое и неэффективное, но и как вредное подавляющее индивидуальную инициативу и свободу человека, а также содержащее множество ошибок. Поэтому, с их точки зрения, госсектор должен быть как можно меньшим.

Если  кейнсианцы строят свой анализ на формуле совокупного спроса, то монетаристы основывают его на уравнении обмена:

 

MV=PQ,

 

где М - денежное предложение; V - скорость обращения денег; P -средняя цена; Q - физический объем произведенной продукции.

Монетаризм  исходит из того, что совокупный спрос (общие расходы на покупки) - это предложение денег, умноженное на скорость их обращения (MV), т.е. номинальный ВВП, который тут равен выручки от его реализации (PQ), или произведению средней цены физической единицы на общий объем физических единиц продукции (их предложению). Одновременно следует подчеркнуть, что уравнение обмена занимает в концепции монетаристов центральное место, поскольку она зиждется на следующих теоретических постулатах:

1) рассмотрение денежного предложения в качестве единственного действенного фактора, определяющего уровень производства, занятости и цен;

2) отрицание дискреционной фискальной политики, исходящее из того, что она (в противовес мнению кейнсианцев) лишь дестабилизирует экономику;

3) если кейнсианцы считают, что денежное предложение методами дискреционной монетарной политики воздействует на совокупный спрос и экономическую активность через ставку процента и инвестиционные расходы, то монетаристы полагают, будто денежное предложение при его колебании изменяет непосредственно все компоненты совокупного спроса в соответствующем направлении (при возрастании денежного предложения спрос увеличивается, а при его сокращении – уменьшается);

4) монетаристы утверждают, что изменение денежного предложения, влияя на совокупный спрос, воздействует на реальное производство и занятость лишь в краткосрочном периоде (пока не произойдет сдвига в уровне цен в соответствии с переменой денежной массы); следовательно, в долгосрочном периоде она модифицирует только уровень цен (т.е. лишь номинальный, а не реальный ВВП), так как рыночная экономика тяготеет к полной занятости;

5) исходя, из предыдущего положения монетаристы считают излишней не только дискреционную фискальную политику, но и дискреционную монетарную политику, которая, по их представлению, способна менять лишь номинальный ВВП (уровень цен) и не может быть средством антициклического регулирования при воздействии на реальное производство и занятость.

Способность изменений в денежном предложении М влиять на совокупный спрос (на Q - в краткосрочном периоде и на P - в долгосрочном периоде) монетаристы объясняют стабильностью скорости обращения денег V. Под стабильностью обращения денег они в данном случае понимают не постоянство (неизменность) V во времени, ибо с прогрессом форм расчетов V повышается. Под стабильностью V монетаристы подразумевают то, что, во-первых, скорость обращения денег меняется постепенно и предсказуемо, а, во – вторых, V не изменяется в ответ на сдвиги в денежном предложении M .Но, если V стабильна в этом смысле, то из уравнения обмена MV=PQ следует, что монетаристы правы, утверждая, будто между М и номинальным ВВП (PQ) существует прямая и предсказуемая зависимость, превращающая деньги в единственный механизм экономической политики.

Однако  если V нестабильно или непредсказуемо меняется из периода в период, то тогда правомерно утверждение кейнсианцев о второстепенной роли денег в макроэкономике, т.е. об отсутствии функциональной связи между изменением М и адекватным сдвигом в номинальном ВВП (PQ). Ведь денежная масса подразделяется на деньги для сделок и деньги для сбережений в непосредственно ликвидной форме. Причем денежные сбережения могут поглощать значительную часть прироста М, омертвляя эту часть денежного предложения и вызывая падение V .

Вообще  кейнсианцы полагают, что скорость обращения денег непредсказуемо меняется: а) прямо пропорционально ставке процента; б) обратно пропорционально предложению денег. Эмпирические данные по США подтверждают позицию кейнсианцев. Статистика за 30-80-е годы свидетельствует, что рост номинального ВНП в США сопровождался увеличением денежного предложения. Эти фактические данные позволяют монетаристам утверждать, что деньги являются решающим фактором экономической активности и уровня цен, т.е. что увеличение М - причина, а повышение номинального ВНП-следствие.

Кейнсианцы, со своей стороны, указывают на то, что связь явлений и причинно-следственная зависимость между ними совершенно разные феномены. По их мнению, скорее, рост совокупного спроса и производства вызывает увеличение денежного предложения, чем, наоборот, рост денежного предложения увеличивает спрос и производство. Кроме того, если из уравнения обмена рассчитать скорость обращения денег:

 

V=PQ/M=ВВП/М,

 

то окажется, что, по статистике США, за 30-80-е годы V была нестабильной. Колебания V снижают значение денег в качестве фактора, влияющего на производство, занятость и цены. По меньшей мере, при значительных масштабах М даже несущественное изменение V может заметно воздействовать на номинальный ВВП, нейтрализуя в известной степени влияние на него сдвигов в самой денежной массе.

Тем не менее, настаивая на стабильности скорости обращения денег и указывая на эффекты вытеснения, временные лаги и другие трудности дискреционной  фискальной и кредитно-денежной политики, монетаристы считают вредной как фискальную, так и дискреционную монетарную политику. В частности, М. Фридман, исследовал монетарную историю США с гражданской войны (1861-1865) до создания ФРС ( 1913) и сравнив ее с событиями последующего периода, пришел к выводу, что развитие после 1913 г. было менее стабильным, как он полагает, именно из-за ошибочного антициклического регулирования.

Отсюда  монетаристы предлагают отказаться от дискреционной политики и стабилизировать темп роста денежного предложения. М. Фридман, например, полагает необходимым законодательное установление так называемого монетарного правила, согласно которому денежная масса должна расширяться ежегодно в том же темпе, что и потенциальный рост реального ВВП, т.е. на 3-5% в год. Если денежное предложение растет в подобном темпе ежегодно, то всякое движение к спаду, по мнению монетаристов, становится временным, ибо совокупный спрос оживляется благодаря поступлениям дополнительной ликвидности. Если такие темпы увеличения денежного предложения соблюдаются, инфляция спроса, как они полагают, также устраняется ввиду отсутствия излишних денег.

Впрочем, циклические перепады по самой своей  природе являются временными; задача как раз заключается в смягчении  этих колебаний. В связи с этим К. Макконнелл и С. Брю констатируют, что в то время как значительное число экономистов с симпатией относятся к введению монетарного правила, фактически все центральные банки мира проводят дискреционную политику.

 

2). Экономическая политика монетаризма.

 

"Денежная  масса — главный

макроэкономический  параметр…"  (К.Брунер)

 

Монетаристы, являются последователями школы классической политической экономии Адама Смита и исповедуют идеалы свободы рынка и предпринимательской деятельности. По их мнению, рынок имеет огромные внутренние ресурсы к самолечению и самостабилизации, а любое вмешательство в суть рыночных процессов оказывает негативное влияние на экономическую жизнь страны. Монетаристы видят в дискреционной (т.е. проводимой «по своему усмотрению») политике правительства главное зло.

Для монетаристов главное — обеспечить ценовую стабильность, устойчивость денежной единицы. Состояние показателей «реального» сектора определяется в их моделях структурными факторами и не может быть изменено средствам и экономической политики. Поэтому они выступают против «активизма» и стремления устранить циклические колебания конъюнктуры.

Важным объектом макрорегулирования, влияющим на объем и динамику инвестиций, у монетаристов выступает объем денежной массы.

Еще в работе 1948 г. «Монетаризм и фискальные рамки для экономической стабильности» М. Фридман выдвинул идею регулирования объема денежной массы автоматическим способом, выступая против волевых решений Федеральной резервной системы (ФРС). Здесь он формулирует функции государства: создание стабильных политических, правовых и экономических условий для обеспечения состояния полной определенности. Средствами для достижения этих целей являются «политическая свобода, равенство исходных экономических условий и конкурентный порядок».

Далее он предполагал  сочетать монетаристскую и бюджетную  политику посредством влияния государственного бюджета на объем денежной массы, а также сохранять на неизменном уровне такие элементы бюджета, как общая сумма расходов, трансфертные платежи, ставки налогообложения.

В периоды  циклических спадов будет образовываться дефицит бюджета, в период подъема  — положительное сальдо. При этом объем денежной массы будет автоматически  следовать за состоянием бюджета: дефицит  будет означать уменьшение количества денег, положительное сальдо — их увеличение.

Однако позже  М. Фридман упростил метод автоматического регулирования объема денежной массы, сведя его к так называемому «денежному правилу»: устойчивый прирост количества денег из года в год, совпадающий с ежегодным темпом роста реального ВНП в длительной перспективе. Фридман определяет этот показатель на уровне 3—5% в год.

Темп роста  денежной массы для обеспечения  постоянного уровня цен зависит, по Фридману, также и от эластичности спроса на деньги по доходу. Это значение Фридман определяет равным 2, то есть «1% роста реального дохода соответствует 2% прироста реального количества денег и 1% роста отношения «наличность/доход»4.

При этом М. Фридман настаивает на жестком соблюдении своего «денежного правила»: без учета  колебаний экономической конъюнктуры  из месяца в месяц, из года в год  объем денежной массы должен изменяться по введенному нормативу.

Долгое время  ФРС не внимала рекомендациям монетаристов о применении «денежного правила». И только возросшая инфляция, нестабильность валютных курсов и непрекращающийся рост процентных ставок в начале 70х гг. заставили ФРС пересмотреть свои позиции. Так, в 1974 г. западногерманский Бундесбанк объявил о введении ориентиров роста банковских резервов и наличных денег на 12-месячный период. В том же году Швейцария ввела показатель допустимого роста объема денежной массы (агрегата Ml). В 1975 г. Конгресс США обязал ФРС публиковать в печати основные макроэкономические показатели состояния финансовых рынков: агрегаты Ml, M2 и МЗ; основные процентные ставки, а также доходность по государственным облигациям (бонов) 3-, 6-месячным и 10-летним.

Информация о работе Монетаристская теория совокупного спроса, её эффективность в развитых экономиках и в России