Необходимость и методы регулирования денежного оборота России в 2012-2013 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

С появлением и распространением денег как всеобщего эквивалента, зарождается процесс денежного оборота, заключающийся в непрерывном движении денег при выполнении ими своих функций: средство платежа, накопления, мера стоимости, средство обращения. Поэтому с момента возникновения и по сей день денежный оборот является «кровеносной системой» экономики. От его успешного функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.

Содержание

Глава 1 Сущность, структура и регулирование денежного оборота

1.1 Понятие денежного оборота, его структура
1.2 Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства
1.3 Методы и инструменты регулирования денежного оборота

Глава 2 Направления денежно-кредитной политики в России

2.1 Процентные ставки по операциям Банка России и рефинансирование банков
2.2 Нормативы обязательных резервов и операции на открытом рынке
2.3 Депозитные операции и валютное регулирование

Глава 3 Проблемы (недостатки) регулирования денежного оборота и пути их решения в России в 2012-2013гг.

3.1 Особенности денежно-кредитной политики в 2012-2013гг.
3.2 Проблемы регулирования денежно-кредитной политики и пути их решения в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Axmedova (1).doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

В зарубежных странах по некоторым  видам "гибридных" счетов выписываются обращающиеся приказы об изъятии средств, используемых при расчетах наравне с чеками.

 

В соответствии со статьями 4 и 46 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы. Депозитные операции проводятся в соответствии с Положением Банка России от 5 ноября 2002 года № 203-П "О порядке проведения Центральным Банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации"

В настоящее время Банк России проводит следующие виды депозитных операций с кредитными организациями-резидентами Российской Федерации в валюте Российской Федерации: по фиксированным процентным ставкам и по процентным ставкам, определенным на аукционной основе /депозитные аукционы/.

Депозитные операции по фиксированным процентным ставкам проводятся ежедневно на стандартных условиях  "О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации"

Депозитные аукционы проводятся еженедельно  по четвергам на условиях, установленных  Банком России (в соответствии с квартальным графиком проведения депозитных аукционов). Депозитные аукционы проводятся по "американскому" способу, при этом кредитная организация может подавать на аукцион как конкурентные, так и неконкурентные заявки (возможно также проведение депозитных аукционов по "голландскому" способу). Максимальная доля неконкурентных заявок для одной кредитной организации в настоящее время установлена Банком России в размере 50%.

Подача заявок кредитными организациями-контрагентами  Банка России в Банк России на участие  в депозитной операции может осуществляться:

путем передачи в территориальное  учреждение Банка России Договора-Заявки (по установленной форме);

путем переговоров с использованием системы "Рейтерс-Дилинг";

путем подачи заявки в Систему электронных  торгов Московской межбанковской валютной биржи

 

Валютное регулирование. Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты, которое становится фактором инфляции.

Традиционно центральный банк осуществляет регулирование валютного курса  посредством: проведения денежно-кредитной политики; валютных интервенций; использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

На практике обычно использую две  основные формы валютной политики: дисконтную и девизную. Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменении курса национальной денежной единицы – это и есть девизная политика. Подобные операции получили название “валютных интервенций”. Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений СВОП) национальную валюту, центральный банк увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду с прямыми мерами валютного  регулирования (дисконтной и девизной политикой) и мерами непосредственного  валютного регулирования на валютный курс, значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы.

Установление ориентиров роста  денежной массы и прямые количественные ограничения – политика таргетирования. Таргетирование, т.е. установление целевых  ориентиров прироста денежной массы  в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период, получило развитие в связи с усилением в 70-х годах XX века инфляционных процессов, влияющих на увеличение темпов роста денежной массы, а также введением режимов плавающих курсов, ослабивших воздействие внешних факторов на динамику денежной массы. В настоящее время установления целевых ориентиров осуществляется во многих странах, однако роль данного инструмента в ограничении прироста денежной массы в различных странах неодинакова.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений  роста объема денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность  регулирования динамики денежной массы  с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних в форме контрольных цифр, в форме прогнозов.

Существует прямая связь между  установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным  банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность. Использование центральным банком целевых ориентиров способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы (недостатки) регулирования денежного оборота  и пути их решения в России  в 2012-2013гг.

 

3.1 Особенности денежно-кредитной  политики в 2012-2013гг.

 

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Основными задачами макроэкономической политики в 2000 - 2003 гг. были закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики.

. Ее конечные цели формулируются  в соответствии с принятыми  на текущий год целями макроэкономической  политики.

Основным направлением денежно-кредитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Такой подход к формированию основной (конечной) цели единой государственной политики на ближайшие годы предусмотрен Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. В соответствии с этим документом конечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, - сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия для устойчивого экономического роста. На 2003 - 2005 гг. была поставлена задача снизить инфляцию до уровня ниже 8 %. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

Исходя из конечных целей денежно-кредитной  политики определяются ее промежуточные  цели. В 1999 - 2002 гг. промежуточная цель заключалась в установлении диапазона  прироста денежной массы по агрегату М2, который рассчитывался с учетом необходимого в данных экономических условиях соотношения между динамикой ВВП и денежным предложением. Но по мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и динамикой инфляции, рассчитанной по индексу потребительских цен, существенно снизилась. Главным фактором ослабления этой взаимосвязи стала большая изменчивость скорости обращения денег. Неопределенность количественных оценок динамики скорости обращения денег делает функцию спроса на них неустойчивой, что не позволяет полагаться на рассчитанные на год вперед темпы роста денежных показателей как основные для контроля за инфляцией.

Объективные неточности в прогнозных оценках спроса на деньги, а затем  жесткое следование установленным  ориентирам прироста денежной массы при изменении в течение года спроса на деньги могут привести либо к нежелательным инфляционным последствиям, либо к чрезмерным ограничениям совокупного спроса в экономике. Поэтому начиная с 2003 г. Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т. е. не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его корректировки в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги. Банк России имеет больше возможностей контролировать денежную базу, показатели которой можно считать операционной целью денежно-кредитной политики. Соотношения прогнозных и фактических значений основных показателей денежно-кредитной политики представлены в рис. 3

В настоящее время в финансовой системе Российской Федерации сохраняется достаточно благоприятная ситуация. Этому способствуют позитивные макроэкономические условия – прежде всего высокий уровень цен на нефть. На фоне общего замедления роста глобальной экономики темпы роста ВВП в России не замедляются, а даже возрастают. Так,Минэкономразвития РФ прогнозирует, что в текущем году экономика страны вырастет на 3,6%, что на 0,2 процентных пункта больше, чем в 2012 году. Более того, согласно озвученному 20 февраля 2013 г. прогнозу главы постоянного представительства Международного валютного фонда в России Одда Пер Брекка, ВВП России по итогам нынешнего года вырастет на 3,7%

Положительного сальдо текущего счета  платежного баланса,

формируемое благодаря высоким  сохраняющимся ценам на нефть,

формирует условия для стабильности курса национальной валюты на фоне

сокращения вмешательства Банка  России в процесс курсообразования.

Кроме того, достигнутые, во многом благодаря  и усилиям со стороны

Банка России, условия вступления России во Всемирную торговую

организацию позволяют сохранять  сложившиеся условия конкуренции  в

банковском секторе и создают  дополнительные механизмы доверия  к

равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне

зависимости от источника происхождения  капитала

В 2012 г. валюта баланса финансовых институтов продолжала

увеличиваться. Так, например, в прошедшем 2012 году банковский сектор,

на который приходится свыше 90% активов финансовой системы, показал

высокие результаты. Годовой темп прироста активов составил 18,9%, а их

величина достигла 49,5 трлн. рублей. Прибыль российских банков на 1

января 2013 года достигла рекордного уровня – 1 011,9 млрд. рублей.

В то же время, стабильность российских кредитных организаций в

значительной степени определяется ситуацией в реальном секторе, и в

первую очередь в добывающей промышленности. Банки по-прежнему

подвержены высоким рискам в  случае ухудшения внешней конъюнктуры -

усиления европейского экономического кризиса, резкого замедления

экономического роста в крупных  странах, возможного падения цен на

энергоресурсы.

Российская экономика достаточно сильно подвержена риску влияния

замедления глобального экономического роста, обострения долгового

кризиса и повышения нестабильности на мировых финансовых рынках. В

силу специфики структуры российской экономики и большой доли

нефтегазовых доходов в общем  объеме экспортной выручки, падение  цен на

энергоносители, отток капитала на фоне высокой доли присутствия

нерезидентов на рынке акций  и, как следствие, ослабление платежного

баланса является наиболее существенными факторами ухудшения ситуации

в российском финансовом секторе.

После кризисного периода 2008-2009 гг. в  России наблюдается

устойчивый чистый отток частного капитала. Вывод капитала

международными и российскими  инвесторами может усиливаться в случае

дальнейшего развертывания кризисных  явлений в моровой экономике  и

снижения склонности инвесторов к  риску. Однако реализация масштабного

внешнего шока, подобного событиям 2008 г., маловероятна ввиду того, что

ведущие центральные банки продолжают осуществлять стимулирование и

поддержку экономик.

Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит

преемственность реализуемых принципов  денежно-кредитной политики и

планирует к 2015 году завершить переход  к режиму таргетирования

инфляции

В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной

политики становится обеспечение  ценовой стабильности, то есть

поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная

политика, направленная на контроль над  инфляцией, будет способствовать

достижению более общих экономических  целей, таких как обеспечение

условий для устойчивого и сбалансированного  экономического роста и

поддержание финансовой стабильности.

Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает

установление целевого значения изменения индекса потребительских цен.

В качестве главной цели денежно-кредитной  политики Банка России

ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013

году до 5–6%, в 2014 и 2015 годах –  до 4–5%.

Благодаря реализации Банком России комплекса мер, направленных

Информация о работе Необходимость и методы регулирования денежного оборота России в 2012-2013 гг