Необходимость и методы регулирования денежного оборота России в 2012-2013 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

С появлением и распространением денег как всеобщего эквивалента, зарождается процесс денежного оборота, заключающийся в непрерывном движении денег при выполнении ими своих функций: средство платежа, накопления, мера стоимости, средство обращения. Поэтому с момента возникновения и по сей день денежный оборот является «кровеносной системой» экономики. От его успешного функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.

Содержание

Глава 1 Сущность, структура и регулирование денежного оборота

1.1 Понятие денежного оборота, его структура
1.2 Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства
1.3 Методы и инструменты регулирования денежного оборота

Глава 2 Направления денежно-кредитной политики в России

2.1 Процентные ставки по операциям Банка России и рефинансирование банков
2.2 Нормативы обязательных резервов и операции на открытом рынке
2.3 Депозитные операции и валютное регулирование

Глава 3 Проблемы (недостатки) регулирования денежного оборота и пути их решения в России в 2012-2013гг.

3.1 Особенности денежно-кредитной политики в 2012-2013гг.
3.2 Проблемы регулирования денежно-кредитной политики и пути их решения в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Axmedova (1).doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

на совершенствование системы  инструментов, а также на повышение

гибкости валютного курса рубля, в последние годы была достигнута

большая управляемость процентными  ставками денежного рынка. Важной

стратегической задачей в среднесрочной перспективе становится

выстраивание более действенного трансмиссионного механизма

денежно-кредитной политики, а также  повышение доверия к Банку  России

как органу, отвечающему за ценовую  стабильность. Тем самым создается

основа для более эффективного управления инфляционными ожиданиями

экономических субъектов

В целях дальнейшего повышения  действенности процентной

политики Банк России в предстоящий  трехлетний период продолжит

постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015

году предполагает осуществить  переход к плавающему валютному  курсу,

отказавшись от использования связанных  с уровнем курса операционных

ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима

проведение регулярных валютных интервенций  с целью воздействия на

динамику курса рубля будет  прекращено.

В целях дальнейшего повышения  действенности процентной

политики Центральным банком Российской Федерации в предстоящий

трехлетний период намечено постепенное  увеличение гибкости механизма

курсообразования, которое к 2015 году позволит осуществить переход к

плавающему валютному курсу, отказаться от использования связанных с

уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Результатом

данного режима в итоге может  стать полное прекращение практики

проведения регулярных валютных интервенций  с целью воздействия на

динамику курса рубля.

Следует отметить, что одной из основных задач Банка России в

среднесрочной перспективе по-прежнему будет оставаться обеспечение

финансовой стабильности, поскольку  она выступает необходимым

условием нормального функционирования трансмиссионного механизма

денежно-кредитной политики. Как  известно банковская система является

основным звеном передачи сигналов финансовой политики в реальный

сектор экономики. Поэтому от степени устойчивости и эффективности

работы системы финансового  посредничества зависит не только

выполнение главной цели денежно-кредитной  политики по поддержанию

ценовой стабильности, но и состояние  общего макроэкономического

равновесия

Банк России намерен продолжать совершенствовать инструменты

мониторинга системы финансового  посредничества (в том числе

постоянный анализ движения цен  на рынках активов, тенденций в динамике

денежных агрегатов и кредитной  активности), чтобы при возникновении

угрозы финансовой стабильности иметь возможность оперативно принять

соответствующие меры в области  денежно-кредитной политики и

банковского регулирования и надзора.

Большое внимание Банком России в  среднесрочной перспективе

будет уделено совершенствованию  российской национальной платежной

системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с

зарубежными платежными системами, является необходимым условием

повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и

развития внутреннего финансового  рынка.

В планах Центрального банка видное место отводится усилению

координации усилий Банка России и  Правительства Российской Федерации

в вопросах реализации единой государственной  денежно-кредитной

политики, учитывающих степень  влияния регулируемых цен и тарифов  на

темпы роста потребительских цен, целесообразности принятия решений об

их индексации с учетом целевых  ориентиров по инфляции.

Как известно, результативность денежно-кредитной  политики также

во многом зависит от состояния  государственных финансов.

Представляется, что последовательное проведение бюджетной политики,

направленной на постепенное сокращение нефтегазового дефицита

бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости

бюджетной системы, внесет позитивный вклад в поддержание финансовой

и общей макроэкономической стабильности, создаст благоприятные

условия для экономического роста  и достижения целей денежно-кредитной

политики.

Немаловажным представляется расширение Банком России практики

регулярного разъяснения широкой  общественности целей и содержания

денежно-кредитной политики, оценки макроэкономической ситуации,

послужившие основанием для его  решений. Развитие информационного

взаимодействия Банка России с  обществом будет способствовать

улучшению управления инфляционными  ожиданиями и создавать

фундамент для обеспечения доверия  экономических агентов к Банку  России

и проводимой им денежно-кредитной  политики.

 

3.2 Проблемы регулирования денежно-кредитной политики и пути их решения в современных условиях

 

Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком на протяжении многих лет, отражает поверхностно и не конкретно основные тезисы о росте инфляции и валютной политике. При этом целевые показатели не всегда точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционное ожидания, цены на сырье естественных монополий, конъюнктура мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние платежного баланса. Таким образом, Центральный банк снимает с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство РФ.

Основные предположения при  разработке денежно-кредитной политики - неизменность конъюнктуры рынка, отсутствие макроэкономического анализа. Вместе с тем уже не вызывает сомнений, что эти изменения каждый год весьма значительны. Как результат, денежно-кредитная политика не представляет сценарных стратегий осуществления денежно-кредитного регулирования, т.е. фактически Центральный банк не готов к «встрече» с неблагоприятными условиями рынка.

Это дает основание расценивать  денежно-кредитную политику, осуществляемую Банком России, как политику следования за основными экономическими направлениями. Кроме того, что целевые показатели денежно-кредитной политики не конкретные, не проводится разработка статистических параметров и, соответственно, вариантных сценариев для обеспечения оптимального уровня развития экономики.

На первый взгляд, данный закон  противоречит условиям независимости  Центрального банка, определяемым Конституцией и соответствующим мировой практике. Однако после подробного анализа  денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, институциональных преобразований в части ее совершенствования и формирования условий качественного денежно-кредитного регулирования, становится ясно, что в настоящее время Банк России не может взять на себя полную ответственность в вопросах макроэкономического регулирования денежно-кредитных процессов.

Центральный банк неоднократно ссылался на государственную политику, осуществляемую правительством, как на фактор, препятствующий выработке стратегических ориентиров и конкретных решений при разработке, а затем при проведении денежно-кредитной политики (об этом свидетельствует отсутствие в денежно-кредитной политике конкретных показателей или их сомнительность ввиду непредсказуемости государственной политики).

Правительство не может допустить, чтобы в государственной денежно-кредитной политике отсутствовали целевые показатели инфляции, процентные ставки, объемы денежной эмиссии. Поэтому очевидна необходимость создания единого документа, формирующего согласованные позиции Центрального банка и Правительства РФ в части денежно-кредитного регулирования экономики.

В связи с этим Государственная  Дума и российская научная общественность неоднократно выдвигали предложения  о сокращении степени независимости  Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования и о более активном вовлечении в данный процесс Государственной Думы и Правительства РФ в целях улучшения качества денежно-кредитной политики, усиления процессов рефинансирования коммерческих банков Центральным банком, сокращения информационного разрыва между ЦБ и остальной общественностью, а также с целью формирования благоприятных ожиданий участников рынка. Это является необходимым условием для успешного проведения государственной денежно-кредитной политики. Между тем вероятность лишить Банк России всех признаков независимости, весьма велика и при пролонгации сегодняшней ситуации все более увеличивается.

 

Кроме того, для создания оптимальных  условий развития денежного рынка  в России необходимо

- совершенствование законодательной  базы в сфере денежно - кредитной политики;

- уменьшение долларизации российского  денежного обращения;

- усиление стимулов инвестиционной  активности;

- совершенствование налоговой  системы;

- снижение инфляции и проведения  политики сдерживания цен;

- внедрение и совершенствование  электронного денежного обращения;

- развитие и применение широкого  спектра форм безналичного обращения;

- усиление контроля над законностью  наличного и безналичного оборота  для предотвращения возможных  противоправных действий и другие.

Основными направлениями денежно-кредитной политики в кредитной сфере будут являться:

1. Создание и совершенствование  прочной законодательной основы, предусматривающей реальную защиту  прав участников рынка кредитов  и жесткие меры для пресечения  любых противоправных действий  в сделках с ссудным капиталом;

2. Укрепление и выдача гарантий  получения доходов со стороны  государства и Центрального банка;

3. Гибкое государственное регулирование  для исключения монопольных групп  участников кредитного рынка;

4. Применение льготных тарифов  для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора экономической системы страны;

5. Поддержка и развитие новых  форм и видов кредитования  на рынке ссудных капиталов;

6. Дифференцированный подход в  области спроса и предложения  на кредитном рынке;

7. Создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;

8. Внедрение достижений и средств  научно - технического прогресса  на все уровни кредитного рынка;

9. Достаточно хорошо развитое  информационное обеспечение участников  рынка кредитов;

10. Развитие рынка кредитов долгосрочного  погашения, потребительских кредитов  и ипотечных;

11. Обеспечение необходимого уровня  конкуренции на кредитном рынке;

12. Повышение устойчивости развития  экономики в целом и обеспечение  возможности создания прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период;

13. Обеспечение высокого профессионализма  участников кредитного рынка;

14. Формирование условий для  выхода кредитного рынка России  на мировой уровень и другие  эффективные мероприятия.

Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне.

В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов.

Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

Кроме того, необходимо форсировать  работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредствен но за ее проведение.

Обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной  ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования  конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности».

Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики.

С учетом уроков кризиса и опыта  его преодоления Банк России намерен  содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая  требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе.

Усиление конкуренции потребует  изменения модели развития кредитных  организаций в направлении большей  диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.

С целью повышения эффективности  своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы.

Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу  тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.

Информация о работе Необходимость и методы регулирования денежного оборота России в 2012-2013 гг