Нормы конституционнго права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что из-за огромной значимости рассматриваемых норм, теория конституционно-правовых норм недостаточно изучена в науке конституционного права, вследствие чего вызывает многочисленные дискуссии у ученых. Также в настоящее время нет источника, в котором бы была отражена вся накопленная и переработанная теоретическая база о конституционно-правовых нормах.
Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правовых норм и выявление их особенностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1.Понятие конституционно-правовой нормы.………………………….…5
Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права …..…...........11
Глава 3.Способы обеспечения действия норм конституционного права……..17
Заключение………………………………………………………………………...22
Список использованных источников и литературы………………………….....23

Вложенные файлы: 1 файл

Нормы конституционного права России.docx

— 47.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права

 

Конституционно-правовые нормы, обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, сами по себе очень многообразны, различны по многим признакам.

Научно  обоснованная классификация юридических  норм позволяет, во-первых, определить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в регулировании общественных отношений, в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, в-четвертых, значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность11.

Таким образом, и классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления  специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения  эффективности их применения.

В отечественной  и зарубежной научной литературе сложилась практика классификации  норм права в соответствии с такими критериями, как характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности их структуры в целом  и составных частей (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность норм к  тем или иным институтам и отраслям права12.

Научно  обоснованная классификация правовых норм позволяет:

1. четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;

2. лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

3. точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;

4. совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Научная и практическая ценность классификации  правовых норм зависит от обоснованного  выбора ее критериев.13

Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По  содержанию, то есть объекту конституционно-правового  регулирования нормы делятся  в соответствии с выделяемыми  блоками общественных отношений,  составляющих предмет конституционного  права. 

Большинство современных исследователей выделяют четыре группы этих отношений и, соответственно, четыре группы конституционно-правовых норм. Это нормы закрепляющие:

- основы  конституционного строя;

- основы  правового статуса человека и  гражданина;

- федеративное  устройство Российской Федерации;

- систему  органов государственной власти  и местного самоуправления.

Внутри  этих крупных группировок норм в  свою очередь выделяются взаимосвязанные  комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может  быть обеспечено достаточно квалифицированное  истолкование и применение конституционно-правовой нормы.14

Выделяются  нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и  свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По  функциям, которые выполняют правовые  нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют  правоустановительными, правонаделительными  нормами) конституционно-правовые  нормы непосредственно регулируют  общественные отношения, определяя  права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют  меры юридической ответственности  и меры защиты субъективных  прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение  государством вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти  или их должностных лиц»). К  охранительным нормам относятся  многочисленные нормы, устанавливающие  гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому  гарантируется судебная защита  его прав и свобод»).

Особенность специализированных  норм состоит  в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что  при регулировании общественных отношений они присоединяются к  регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о  нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы  направлены  на  фиксирование в  обобщенном виде определенных элементов  регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части  финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных  применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует  нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По  характеру прав и обязанностей  конституционно-правовые нормы подразделяются  на управомочивающие, обязывающие  и запрещающие. Управомочмающие  нормы устанавливают право субъекта  совершать действия, предусмотренные  нормой. К ним относится большое  количество норм, определяющих права  человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие   нормы устанавливают  обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По  степени определенности предписаний  конституционно-правовые нормы подразделяются  на императивные и диспозитивные.  В императивных нормах содержатся  категорические предписания, которые  не могут быть заменены другими  по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные  законы не могут противоречить  федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют  возможность совершения или несовершения  какого-либо действия, выбора варианта  поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции  РФ определяет: «Республики вправе  устанавливать свои государственные  языки», а это означает, что республики  могут устанавливать свои государственные  языки, но могут и не делать  этого).

5. По  роли в механизме правового  регулирования различают материальные  и процессуальные конституционно-правовые  нормы. Материальные нормы определяют  содержание правового регулирования,  права и обязанности субъектов  права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции  РФ: «Президент Российской Федерации  прекращает исполнение полномочий  досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия или отрешения  от должности»). Процессуальные нормы  закрепляют порядок реализации  предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает  порядок отрешения от должности  Президента РФ).

6. По  юридической силе конституционно-правовые  нормы различаются в зависимости  от того, какой акт является  источником нормы, а также от  разграничения предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой  обладают нормы Конституции РФ  как основного закона государства,  а также нормы, содержащиеся  в международных договорах, санкционированные  государством.

7. По  территории действия конституционно-правовые  нормы подразделяются на:

-нормы,  действующие на всей территории  Российской Федерации; например: нормы Конституции, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов и т.д.;

-нормы,  действующие на территории субъекта  Российской Федерации; например: нормы конституций республик,  нормы уставов областей и т.д.;

-нормы,  действующие в границах территории, на которой осуществляется местное  самоуправление (муниципальные образования); например нормы устава о местном  самоуправлении;

-чрезвычайно  редко встречаются конституционно-правовые  нормы, действующие на части  территории субъектов Российской  Федерации;

 В  данной классификации приведены  основные критерии разделения  конституционно-правовых норм на  виды. Возможны и дополнительные  основания классификации и виды  норм в зависимости от задач,  стоящих перед исследователем.

Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В  зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут  использоваться и иные критерии, позволяющие  глубже познать сущность регулирующего  воздействия нормы, ее специфику, соотношение  с родственными ей нормами.

 

 

 

Глава 3. Способы обеспечения действия норм конституционного права

 

Россия, провозгласив себя в соответствии с  принятой 12 декабря 1993 года всенародным  голосованием Конституцией Российской Федерации демократическим правовым государством, заявила тем самым  о своих намерениях продвигаться в направлении развития мировой  цивилизации, исходя из признания человеческой личности, ее прав и свобод высшей ценностью  в обществе и государстве. А наиболее ощутимо они затрагиваются в  такой сфере государственной  деятельности, как уголовное судопроизводство.

Право, выполняя социальную функцию регулятора общественных отношений, имеет смысл и ценность для личности, общества и государства  лишь тогда, когда осуществляется в  реальной действительности. Главное  назначение норм права состоит в  том, что они помогают определить содержание права и тем самым  способствуют его функционированию и реализации. Лишь в движении права  от возможности к действительности, в воплощении правовых предписаний  в реальных поступках и действиях  людей обнаруживается его назначение, действенность и эффективность.

В целях  обеспечения действия норм конституционного права, выделяю понятие конституционно-правовая ответственность. В литературе разных авторов, встречается множество определений. Рассмотрим самое широкое определение, конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности  - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.

Информация о работе Нормы конституционнго права России