Нормы конституционнго права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что из-за огромной значимости рассматриваемых норм, теория конституционно-правовых норм недостаточно изучена в науке конституционного права, вследствие чего вызывает многочисленные дискуссии у ученых. Также в настоящее время нет источника, в котором бы была отражена вся накопленная и переработанная теоретическая база о конституционно-правовых нормах.
Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правовых норм и выявление их особенностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1.Понятие конституционно-правовой нормы.………………………….…5
Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права …..…...........11
Глава 3.Способы обеспечения действия норм конституционного права……..17
Заключение………………………………………………………………………...22
Список использованных источников и литературы………………………….....23

Вложенные файлы: 1 файл

Нормы конституционного права России.docx

— 47.52 Кб (Скачать файл)

Справедливо отмечается, что различные виды юридической  ответственности, будучи направлены на охрану Конституции, не обретают (пусть  даже только в этих пределах) свойств  и признаков конституционно-правовой ответственности15.

Конституционное право характеризуется наличием собственного потенциала обеспечения  действенности своих норм, т.е. собственного института юридической ответственности. Именно он может и должен стать, по сути, ведущим институтом и тем  самым предопределять конкретные параметры  других институтов конституционного права. Более того, только при наличии  самостоятельной ответственности - как решающем условии и первоначальном основании самостоятельности отрасли - конституционное право приобретает  достаточно убедительное свидетельство  собственной полноты и внутренней завершенности.

С учетом общесистемных признаков юридической  ответственности конституционно-правовую ответственность, наступающую в  большинстве случаев, можно определить следующим образом. Это закрепленная конституционно-правовыми нормами  обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения  тому, которое предписано ему этими  нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или приравненного  к нему общественного воздействия16.

Одной из основных функций конституционно-правовой ответственности является восстановительная. Наряду с этим она, как и всякая юридическая ответственность, осуществляет карательную (штрафную) функцию в  отношении субъектов, допустивших  недолжное поведение в сфере  конституционно-правовых отношений. Разумеется, конституционно-правовая ответственность  выполняет также стимулирующую (организационную) функцию, поскольку побуждает участников конституционно-правовых отношений к должному поведению. Способствуя предотвращению возможных в будущем конституционных деликтов, конституционно-правовая ответственность выполняет и предупредительно-воспитательную (превентивную) функцию.

Немаловажной  является и регулятивная функция  конституционной ответственности. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. "По делу о  толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"17 специально указывается: "Президент Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является главой государства... Именно этим обусловлены полномочия Президента Российской Федерации по формированию Правительства Российской Федерации, определению направлений его деятельности и контролю за ней, а также конституционная ответственность Президента Российской Федерации за деятельностью Правительства Российской Федерации. Отсюда вытекает и роль Президента Российской Федерации в определении персонального состава Правительства Российской Федерации, в том числе в выборе кандидатуры и назначении на должность Председателя Правительства Российской Федерации". Как следует из Постановления, речь в нем идет не только о негативной, но и о позитивной ответственности.

Конституционная ответственность, как и иные виды юридической ответственности, едина, но имеет две формы реализации - добровольную (позитивную) и государственно-принудительную (негативную). Следовательно, конституционная  ответственность призвана не только покарать за совершенный конституционный  деликт, но и закрепить, урегулировать  общественные отношения, сформировать правомерную деятельность субъектов  конституционной ответственности. Эти цели конституционной ответственности  обусловливают выделение регулятивной функции конституционной ответственности  в системе ее функций. Регулятивная функция конституционной ответственности призвана закрепить и упорядочить общественные отношения. Она направлена на формирование поведения, деятельности субъектов конституционной ответственности, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

К индивидуальным субъектам конституционной ответственности  относятся: Президент РФ, члены Федерального Собрания, главы субъектов РФ, члены  Конституционного Суда, Уполномоченный по правам человека, члены Правительства, Председатель Счетной палаты и его  заместитель, Генеральный прокурор, главы органов местного самоуправления, депутаты законодательных органов  субъектов РФ. К коллективным субъектам  конституционной ответственности  относятся: государство в целом, субъекты РФ, исполнительные и законодательные  органы субъектов РФ, Правительство  РФ, Государственная Дума, Совет  Федерации, органы местного самоуправления.

Выделяя органы местного самоуправления в качестве субъектов конституционной ответственности, мы исходим из следующего. Во-первых, правовые основы деятельности органов  местного самоуправления закреплены в  Конституции РФ (гл. 8). Во-вторых, государство  делегировало органам местного самоуправления часть своих полномочий (ст. 132). В-третьих, Конституционный Суд в своем  Постановлении признал ответственность  органов местного самоуправления и  их должностных лиц соответствующей  Конституции РФ.

Конституция РФ содержит обязанности, выявляющие связь  и ответственность государства, его должностных лиц перед  гражданами. Вот некоторые из них: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные  лица обязаны соблюдать Конституцию  РФ (ч. 2 ст. 15); "каждый имеет право  на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц" (ст. 53); "в РФ не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека" (ч. 2 ст. 55); "РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами" (ч. 2 ст. 61). Юридическая техника Основного закона своеобразна, мы можем прямо и не встретить в некоторых случаях указания на обязанность, т.к. ее необходимо выводить логическим путем.

Гарантия  защиты и покровительства граждан  РФ за пределами России - это есть обязанность государства, которая  задает направление деятельности государственных  органов, регулирует их деятельность. Обязанностью законодателя является принятие таких законов, которые соответствуют  Конституции, не умаляют права и  свободы человека и гражданина. Обязанностью Президента в случае принятия такого закона является его отклонение, неподписание. В таких действиях проявляется  ответственность, которую должностные  лица добровольно возложили на себя, взявшись управлять государством, охранять права и свободы человека и  гражданина. Через общие правоотношения реализуются основные, естественные права человека, зафиксированные  в известных международных документах: российской Декларации прав человека и гражданина, в Конституции РФ. Государство обязано соблюдать  и защищать эти права, а граждане, в свою очередь, должны строить свое поведение в соответствии с требованиями Основного закона, блюсти общий интерес, исполнять свой долг, уважать права  друг друга.

Рассмотрение  ответственности в системе гарантий конституционных норм подчиняет  все ее многочисленные функции тем  направлениям, по которым гарантируются  конституционные нормы. Гарантирование же конституционных норм предстает  как процесс стимулирования, обеспечения  и охраны конституционных норм. Значение, специфика и проявление любого вида ответственности исследуются через  призму функций гарантирования, через  систему других гарантий, разновидностью которых ответственность и является.

 

 

Заключение

 

Задачей конституционного права является установление определенного социального порядка  в организации политической власти и в ведении политической деятельности. В целом, конституционное право  вбирает в себя все нормы, касающиеся организации и функционирования органов государственной власти.

Как показывает практика, в процессе реализации народовластия  конституционные нормы, принципы, институты  могут приносить положительные  результаты. Значит, воля законодателя (народа), ставшая государственной  волей, отражает социальные интересы в  конституционном развитии. Оставление без внимания интересов граждан  и цели общества вряд ли будет способствовать к определению концепции государственного права, ибо несовпадение социальных целей с полученными результатами воздействия конституционных норм свидетельствует о наличии в  обществе скрытых, внутренних причин и  законов, которым подчинены определенные факторы общественной жизни.

Конституционно-правовыми  нормами являются установленные  государством общеобязательные правила  поведения, регулирующие конституционные  отношения. Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют  правовые основы государства. Многие из этих норм имеют весьма общий характер, причем по своей сути они являются предоставительно-обязывающими. В них  нередко отсутствует прямая связь  между конкретными правами и  обязанностями. Для структуры конституционной  нормы характерны гипотеза и диспозиция, а в отдельных случаях - санкция.

Обособление конституционных норм связано со спецификой выполняемых ими функций. Функции не только раскрывают сущность и социальное назначение Конституции, но и характеризуют основные направления  воздействия ее на общественные отношения.

Список использованных источников и литературы

 

Нормативные правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. От 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ)
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации" // "Российская газета" от 29 декабря 1998 г.

 

 

Специальная научная литература:

 

  1. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. М., 2012 г.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 2005 г.
  3. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. М., 2001г.
  4. Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // "Законодательство", 2012, N 10
  5. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. М.: Юриспруденция, 2013 г.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004 г.
  7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М., 2012 г.
  8. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 2009 г.
  9. Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. N 1
  10. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010 г.
  11. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2011 г.
  12. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2009 г.
  13. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2012 г.
  14. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 2009. №7.

1 Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. С. 357-358.

2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 7.

3 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. М.: Юриспруденция, 1999. С. 5.

4 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М., 2005. С. 47.

5 Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. №7. С. 13.

6  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 2005. С. 11.

7 Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. М., 2004. С. 27-28.

8 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С.14.

9 Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 12.

10 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. М., 2001. С. 14.

11 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. 404.

12 Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 621.

13 Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. С.368.

14 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С.16.

15 Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. N 1. С. 36 – 38.

16 Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // "Законодательство", 2002, N 10. С. 31-40

17 Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации" // "Российская газета" от 29 декабря 1998 г.


Информация о работе Нормы конституционнго права России