Организация, оформление и учет операций по международным банковским картам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрыть значение банковских карт в системе денежного обращения, рассмотреть сущность организации работы с банковскими картами, их виды и показать перспективы развития рынка банковских карт.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………....3-4
Раздел 1.Организация и оформление операций по международным банковским картам.
Международные банковские карты……………………………………………….5-10
Субъекты системы расчетов по международным банковским картам……….11-13
Эмиссия международных банковских карт;
Выпуск международных банковских карт………………………………..14-16
Оформление международных банковских карт…………………………16-18
Операции, проводимые по международным банковским картам………18-20
Действия при утрате банковской карты…………………………………….20
Анализ современного рынка пластиковых карт в Российской Федерации и зарубежом;
Анализ развития рынка пластиковых карт в России………………………21-23
Зарубежный опыт функционирования рынка пластиковых карт……...23-25
Раздел 2. Учет операций по международным банковским картам.
Ведомость бухгалтерских проводок за 02.02.2012 г……………………………26-29
Лицевые счета по балансовым счетам за 02.02.2012 г………………………....30-33
Лицевые счета по внебалансовым счетам 02.02.2012 г………………………….34
Оборотный баланс ф-№26 по балансовым счетам за 02.02.2012 г……………….35-37
Оборотный баланс ф-№26 по внебалансовым счетам за 02.02.2012 г……………38
Заключение……………………………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………………..40
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 104.01 Кб (Скачать файл)

Также существуют Титановые (Titanium) карты — самые престижные карты, предоставляющие своим владельцам эксклюзивные привилегии по всему миру. Первой такую карту выпустила компания American Express — карту Центурион.

Существует много признаков, по которым можно классифицировать платежные карты:

    1. По материалу, из которого они изготовлены:
    • бумажные (картонные);
    • пластиковые;
    • металлические.

В настоящее время практически  повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации  держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные  в прозрачную пленку. Это ламинированные карты.

    1. На основании механизма расчетов:
    • двусторонние системы - возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т.д.);
    • многосторонние системы - предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например, American Ехрress).
    1. По виду проводимых расчетов:
    • кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд.
    • дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете.
    1. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:
    • обычные карты;
    • серебряные карты;
    • золотые карты;

Обычные карты предназначены  для рядового клиента. Это Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standard).

Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.

Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных богатых клиентов.

    1. По характеру использования:
    • индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»;
    • семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;
    • корпоративная карта выдается юридическому лицу, на основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избранным лицам (руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам).
    1. По принадлежности к учреждению-эмитенту:
    • банковские карты, эмитент которых - банк или консорциум банков;
    • коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм;
    • карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно является эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.
    1. По сфере использования:
    • универсальные карты - служат для оплаты любых товаров и услуг;
    • частные коммерческие карты - служат для оплаты какой-либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).
    1. По территориальной принадлежности:
    • международные, действующие в большинстве стран;
    • национальные, действующие в пределах какого-либо государства;
    • локальные, используемые на части территории государства;
    • карты, действующие в одном конкретном учреждении.
    1. По времени использования:
    • ограниченные, каким-либо, временным промежутком (иногда с правом пролонгации);
    • неограниченные (бессрочные).
    1. По способу записи информации на карту:
    • графическая запись;
    • эмбоссирование;
    • штрих-кодирование;
    • кодирование на магнитной полосе;
    • чип;
    • лазерная запись (оптические карты).

Пластиковые карты международных  платежных систем Mastercard и VISA можно разделить на 3 основные группы:

 

 

 

    1. Субъекты системы расчетов по международным банковским картам;

Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются, очевидно, не в любых предприятиях торговли/сервиса и банках, а только во входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки. Кроме непосредственно принимающих  карточку точек обслуживания в состав платежной системы входят:банки-эмитенты (issuerer), эквайер-центры (acquire), процессинговый центр (или несколько центров) и расчетный (клиринговый) банк (или несколько банков). Само собой разумеется, что к субъектам платежной системы необходимо причислить и клиентов - держателей пластиковых карточек.

Банк-эмитент 

 Выпуск пластиковых  карточек и предоставление их  в распоряжение клиентов осуществляет  банк-эмитент. При этом карточки  остаются в собственности банка,  а клиенты получают право их  использования (аналогий этому  много, например, паспорт является  собственностью государства). Выдача  карточки клиенту предваряется  открытием ему счета в банке-эмитенте  и, как правило, внесением клиентом  некоторых средств на этот  счет. Выдавая карточку, банк-эмитент  берет на себя тем самым  гарантийные обязательства по  обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит  от платежных полномочий, предоставляемых  клиенту и фиксируемых классом  карточки. При выдаче карточки  осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие  идентифицировать держателя карточки.

Основные функции банка-эмитента:

    • эмиссия карточек – деятельность банка по выпуску карточек в обращение (изготовление карточек - нанесение графического изображения на карточку, эмбоссирование, кодирование магнитной полосы или электронной схемы; анализ кредитоспособности клиентов; выдача карточек клиентам; открытие счетов);
    • авторизация – комплекс мер, выполняемых для принятия решения о запрете или разрешении оплаты товара или услуги, получения наличных с помощью карточки;
    • ведение счетов клиентов, высылка клиентам выписок по счетам;
    • учет операций по счетам клиентов;
    • работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение спорных ситуаций);
    • обеспечение безопасности и контроль за мошенничествами (блокировка счетов и карточек, ведение списка недействительных карт – стоп-листа, рассылка списка блокированных карточек);
    • маркетинг (поиск новых клиентов, реклама, программы активизации операций по карточкам).

Банк-эквайер

 Первичную обработку  поступающих запросов на авторизацию  проводит эквайер-центр. На начальном этапе развития отечественных систем роль эквайер-центра иногда выполняет процессинговый центр, однако в большинстве случаев в качестве таких центров выступают банки - члены платежной системы. Если банк-эквайер не располагает данными для выполнения запроса (держатель карточки - клиент другого банка), то запрос переправляется в процессинговый центр, который, в свою очередь, либо выполняет его и передает ответ банку-эквайеру, либо осуществляет его дальнейшую маршрутизацию.

Основные функции банка-эквайера:

    • организация работы с торговыми предприятиями (заключение договоров, обучение кассиров, обеспечение торговых точек оборудованием, техническая поддержка оборудования и т. д.)
    • процессинг – обработка электронных и бумажных документов по операциям с карточками, представленных в банк предприятиями торговли и сервиса;
    • расчеты с торговыми предприятиями – оплата счетов торгового предприятия по покупкам, сделанных с применением карточек за вычетом комиссионных;
    • отказ от оплаты торговых счетов, если нарушены какие-либо условия договора с торговым предприятием.

Процессинговый  центр 

 Процессинговый центр  ведет базу данных платежной  системы. База данных, в частности,  содержит данные о банках - членах  платежной системы и держателях  карточек, что обеспечивает выполнение  запросов на авторизацию. Центр  хранит сведения о лимитах  держателей карточек и выполняет  запросы на авторизацию в том  случае (off-line банк), если банк эмитент не ведет собственной базы. В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки.

Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций - фиксируемых при авторизации данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных - процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.

Расчетный банк

 Оперативное проведение  взаиморасчетов обеспечивается  наличием в платежной системе  расчетного банка, в котором  банки - члены системы открывают  корреспондентские счета.

Держатель карточки

Держатель карточки – физическое лицо, которому банк-эмитент выдал  карточку и которое имеет право  ее использовать в соответствии с  заключенным с банком договором.

Держатель карточки:

    • может использовать карточку для оплаты товаров и услуг в торговых предприятиях;
    • может получать наличные деньги по карточке;
    • обязан принимать меры к предотвращению утраты карточки, не передавать карточку другому лицу.
    • должен сообщить в банк об утере или хищении карточки;
    • может получить по карточке кредит, при условии надежной кредитоспособности.

 

 

 

 

 

    1. Эмиссия международных банковских карт;

1.3.1. Выпуск международных банковских карт;

Эмиссия пластиковых карт – это деятельность банка по выпуску  карточек в обращение. Эмиссия карточек является важным уровнем организации  бизнеса пластиковых карт в коммерческом банке и требует профессионального  подхода и высококвалифицированной  работы специалистов.

Банк, который выдает карту  и занимается ее обслуживанием, называется банком эмитентом. Сейчас практически  любой коммерческий банк занимается операциями с пластиковыми картами. Кредитная карта уже стала  символом современного делового мира, следует ожидать, что в самом  ближайшем и обозримом будущем  она полностью вытеснит такую  сферу деятельности банков как предоставление кредитов.

Эмиссия пластиковых карт, а именно их выдача, осуществляется достаточно оперативно. В некоторых  банках для того чтобы получить карту  достаточно написать заявление с  утра и получить карту вечером. Но все же общая банковская практика – это предоставление услуги по выдаче карты за несколько дней или  недель.

Эмиссия банковских карт —  деятельность по выпуску банковских карт, открытию счетов и расчётно-кассовому  обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им банковских карт.

По данным ЦБР, более 60 % банков осуществляет эмиссию и/или эквайринг платежных карт (709 кредитных организаций из 1136), количество эмитированных ими банковских карт (данные на 01.01.2008) составило 103,5 млн, что на 38 % больше, чем в прошлом году.

Более 80 % эмитированных банковских карт было выпущено международными платёжными системами VISA и Mastercard. Российские платёжные системы (Сберкарт, Золотая корона, STB Card, Union Card) контролируют от 6 % до 12 % рынка.

Информация о работе Организация, оформление и учет операций по международным банковским картам