Организация, оформление и учет операций по международным банковским картам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрыть значение банковских карт в системе денежного обращения, рассмотреть сущность организации работы с банковскими картами, их виды и показать перспективы развития рынка банковских карт.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………....3-4
Раздел 1.Организация и оформление операций по международным банковским картам.
Международные банковские карты……………………………………………….5-10
Субъекты системы расчетов по международным банковским картам……….11-13
Эмиссия международных банковских карт;
Выпуск международных банковских карт………………………………..14-16
Оформление международных банковских карт…………………………16-18
Операции, проводимые по международным банковским картам………18-20
Действия при утрате банковской карты…………………………………….20
Анализ современного рынка пластиковых карт в Российской Федерации и зарубежом;
Анализ развития рынка пластиковых карт в России………………………21-23
Зарубежный опыт функционирования рынка пластиковых карт……...23-25
Раздел 2. Учет операций по международным банковским картам.
Ведомость бухгалтерских проводок за 02.02.2012 г……………………………26-29
Лицевые счета по балансовым счетам за 02.02.2012 г………………………....30-33
Лицевые счета по внебалансовым счетам 02.02.2012 г………………………….34
Оборотный баланс ф-№26 по балансовым счетам за 02.02.2012 г……………….35-37
Оборотный баланс ф-№26 по внебалансовым счетам за 02.02.2012 г……………38
Заключение……………………………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………………..40
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 104.01 Кб (Скачать файл)

Лидером по выпуску дебетовых  банковских карт в России является «Сбербанк» (около 45 % эмиссии всех карт). По данным на 1 апреля 2007 г. объём эмиссии  карт Сбербанка достиг 18,77 млн карт, увеличившись за 1-й кв. 2007 г. на 7 %. При этом кол-во карт международных платежных систем VISA и MasterCard составило 15,63 млн карт (83 % от общего объема эмиссии), в том числе: MasterCard и Maestro — 9,21 млн карт; VISA и VISA Electron — 6,42 млн карт. Кол-во микропроцессорных карт Сберкарт составило 3,14 млн карт.

По данным Visa International, на конец 2 кв. 2007 российские банки выпустили 39.4 млн карт VISA, что на 47 % больше результатов прошлого года.

Деятельность банка по выпуску карточек в обращение  можно подразделить на несколько этапов:

1.  Оформление договорных  отношений с клиентами, открытие карт-счетов;

2.  Изготовление пластиковых  карточек, выдача клиенту, ведение пластиковых карточек;

3.  Ведение операций по карт-счету;

4.  Закрытие карт-счета, изъятие и уничтожение пластиковой карточки.

Физическим  лицам как резидентам, так и нерезидентам эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:

1) расчетная карта - банковская  карта, выданная владельцу средств  на банковском счете, использование  которой позволяет держателю  банковской карты, согласно условиям  договора между эмитентом и  клиентом, распоряжаться де­нежными  средствами, находящимися на его  счете в пределах расходного  лимита, установленного эмитентом,  оплаты товаров и услуг и/или  получения наличных денежных  средств;

2) кредитная карта - банковская  карта, использование которой  позволяет держателю банковской  карты, согласно условиям договора  с эмитентом, осуществлять операции  в размере предоставленной эмитентом  кредитной линии и в пределах  расходного лимита, установленного  эмитентом, оплаты товаров и  услуг и/или получения наличных денежных средств.

При внимательном изучении приведенных образцов пластиковых  карт, на них можно различить четкие изображения: логотип банка, название банка, логотип и название международной  платежной системы (VISA, Maestro, MasterCard, ELECTRON).

Банковская карта может  быть выдана физическому лицу, не зависимо от его гражданства (как резиденту, так и не резиденту). Кроме того, по одному счету клиента могут  отражаться операции с использованием нескольких однотипных банковских карт (расчетные карты, кредитные карты) одной или разных платежных систем, выданных кредитной организацией либо самому клиенту, либо лицам, уполномоченным клиентом.

С целью улучшения сервиса  для своих клиентов, и естественно, с учетом своих интересов каждый банк разрабатывает различные привлекательные  для клиентов варианты использования  банковских карт.

Юридическим лицам эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:

1) расчетная корпоративная  карта - банковская карта, использование  которой позволяет держателю,  уполномоченному юридическим лицом,  распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического  лица в пределах расходного  лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных операций п. 4.7. настоящего Положения;

2) кредитная корпоративная  карта - банковская карта, использование  которой позволяет держателю,  уполномоченному юридическим лицом,  осуществлять операции в размере  предоставленной эмитентом кредитной  линии и в пределах расходного  лимита, установленного эмитентом  в соответствии с условиями  договора с клиентом, согласно  перечню разрешенных операций  п. 4.7. настоящего Положения.

На любой банковской карте  должны присутствовать наименование и  логотип банка-эмитента, однозначно его идентифицирующие и наименование платежной системы, с помощью  которой обслуживается карта.

1.3.2. Оформление международных банковских карт;

Самой ранней и простой  формой записи информации на карту  было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая, самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация об ее эмитенте. Позднее на универсальных банковских картах был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).

Эмбоссирование - нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков. Это позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты картой, делая оттиск на ней слипа.

Штрих-кодирование - запись информации на карту с помощью  штрих-кодирования. Применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила. Карты со штрих-кодами, подобные тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты.

Магнитные карты имеют  тот же самый вид, что и обыкновенные пластиковые карты, только на обратной стороне карты имеется магнитная  полоса, а также возможны фотография держателя и образец его подписи. Способы записи и чтения аналогичны способам, используемым в бытовом  магнитофоне. Магнитная полоса может  хранить около 100 байт информации, которая  считывается специальным считывающим  устройством. Информация, нанесенная на магнитной полосе, имеет идентификационный  характер, а стоимостные показатели отсутствуют. На лицевой стороне  карты указываются:

    • имя держателя;
    • номер его банковской карты;
    • шифр его отделения банка;
    • наименование банка;
    • символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида;
    • голограмма - фирменный знак платежной системы. Цель нанесения голограммы - сделать внешний вид карты более привлекательным и защитить от подделки; впервые голограмму применили в системе Mastercard в 1985 г.;
    • срок пользования карточкой (от полугода до двух лет).

Существует много национальных и международных стандартов на магнитные  карточки. Наибольшее распространение  получил стандарт с трехдорожечной магнитной полосой.

Магнитная запись является одним из самых распространенных способов нанесения информации на пластиковые  карты. С магнитными картами на сегодняшний  день работают такие транснациональные  компании, как VISA, МаstегСагd, Еurоpay, American Ехрrеss, Diners Club.

Магнитные карты нельзя считать  идеальным платежным средством, так как они имеют множество недостатков:

    • плохие эксплуатационные характеристики (информацию на магнитном носителе легко можно разрушить);
    • отсутствует возможность надежного обновления информации, что не позволяет хранить на карточке информацию о состоянии счета клиента;
    • необходимость обслуживания карты в режиме on-line, что повышает издержки эксплуатации подобной системы;
    • слабая защита от мошенничества (эти карточки легко украсть, подделать либо путем производства фальшивок, либо скопировав информацию с них).

Период времени, необходимый  для получения карты, зависит  от срока принятия решения о возможности  выдачи карты, выбранного карточного продукта и месторасположения подразделения  Банка.

Срок принятия решения  о возможности выдачи карты не должен превышать 10 рабочих дней с даты приема от клиента заявления на получение карты или с даты подтверждения заказа карты клиентом в случае оформления заявления на получение карты через Интернет.

Срок выпуска карты  не должен превышать 10 рабочих дней с даты принятия положительного решения о возможности выдачи карты клиенту. В г. Москве, г.Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях максимальный срок выпуска карт Сбербанк-Maestro, Сбербанк-Visa Electron и всех карточных продуктов на их основе составляет 7 рабочих дней.

1.3.3. Операции, проводимые по международным банковским картам;

Особенностью продаж и  выдач, наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками  «в долг»: товары и наличные предоставляются  клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих  предприятий чаще всего через  некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных  обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего  срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых  клиенту и фиксируемых классом  карточки.

При выдаче карточки клиенту  осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие  идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи  или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка  обслуживания делает запрос платежной  системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Авторизация проводится, автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS - Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры - секретный ПИН-код (ПИН - Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством - банкоматом, который и проводит авторизацию.

При осуществлении расчетов держатель карточки ограничен рядом  лимитов. Держатель дебетовой карточки должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных  средств. При осуществлении расчетов с использованием карточки синхронно  уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой  карточки является обязательной всегда. Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карточки необходимо вновь внести средства на свой счет.

Карточки могут быть также  корпоративными. Корпоративные карточки предоставляются компанией своим  сотрудникам для оплаты командировочных  или других служебных расходов. Корпоративные  карточки компании связаны с каким-либо одним ее счетом. Карточки могут  иметь разделенный и неразделенный  лимиты. В первом случае каждому  из держателей корпоративных карт устанавливается  индивидуальный лимит. Второй вариант  больше подходит небольшим компаниям  и не предполагает разграничение  лимита. Корпоративные карточки позволяют  компании детально отслеживать служебные расходы сотрудников.

Операции с банковскими  карточками проводятся коммерческими  банками, уполномоченными на совершение операции и имеющими необходимое  оборудование для работы с карточками. Банковские карточки клиента выдаются физическим лицам, заключившим договор  с банком. В соответствии с этим договором безналичные расчеты  клиентом осуществляются с применением  микропроцессорной банковской карточки.

В банковской карточке клиента  ведется остаток средств карточки после совершения каждой операции и хранятся записи об операциях совершенных с применением банковской карточки в учреждениях коммерческих банков, предприятиях торговли и сферы обслуживания. Остаток средств на микропроцессорной карточке состоит из закрытого и открытого остатка, при совершении операции с которым требуется ввод личных паролей клиента, при трехкратном введении неправильного персонального кода карточка блокируется и операции с ней не производятся. По открытому остатку совершаются только расходные операции и ввод личных паролей клиента не требуется. На каждую карточку, выданную клиенту, открывается отдельный счет. Карточка выдается на срок 12 месяцев. Клиент имеет право по своему желанию продлить срок действия банковской карточки по месту выдачи еще на 12 месяцев.

По счету банковской карточки начисляется доход, исходя из процентной ставки, установленной банком. Любое  лицо, предъявившее банковскую карточку и владеющее паролями доступа  к карточке, имеет право совершать  все операции с карточками.

Валютно-обменные операции с использованием банковских карт совершаются  в соответствии с валютным законодательством  Российской Федерации с учетом настоящего Положения.

При совершении операций с  использованием банковских карт в случае отсутствия денежных средств на счете  клиента осуществление расчетов по таким операциям производится путем предоставлению клиенту кредита на соответствующую сумму на условиях договора между эмитентом и клиентом.

. Операции с использованием  банковских карт предусматривают  обязательное составление следующих  документов на бумажном носителе (слип, квитанция электронного терминала)  и/или в электронной форме (документ  из электронного журнала терминала  или банкомата), а также иных  документов (квитанция банкомата  и пр.), предусмотренных банковскими  правилами и/или договорами, заключенными  между участниками расчетов.

1.3.4.  Действия при утрате или краже банковской карты;

В случае утраты или кражи  карты клиент заявляет о данном факте  в службу клиентской поддержки кредитной организации.

Информация о работе Организация, оформление и учет операций по международным банковским картам