Организация, оформление и учет операций по прочим видам кредитования на примере Сбербанка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических проблем, систематизация, а также обобщение практического опыта по проблемам организации, оформлению и учету операций по прочим видам кредитования.
В соответствии с целью дипломной работы в ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы процесса кредитования;
- охарактеризовать организацию и порядок учета кредитов в форме открытых кредитных линий и кредитов в форме овердрафта;
- анализировать процесс кредитования в Кызылском отделении №8591 Восточно-Сибирского банка Сбербанка России и разработать пути его совершенствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Кредитные операции коммерческого банка…………………………...6
1.1 Сущность, структура и элементы банковского кредитования….....6
1.2 Формы и виды кредита……………………………………………….16
2. Организация и порядок учета прочих видов кредитования…………26
2.1. Условия выдачи и погашения ………………………………………26
2.2. Учет кредитов в форме открытых кредитных линий……………...34
2.3Учет кредитов в форме овердрафта…………………………………..44
3. Совершенствование процесса кредитования в Кызылском отделении №8591 Восточно-Сибирского банка Сбербанка России ……………………..49
3.1 Анализ структуры кредитного портфеля отделения………………..49
3.2.Совершенствование способов оценки кредитоспособности заемщиков в целях минимизации рисков и улучшение процесса кредитования .........................................................................................................58
Заключение……………………………………………………………..…64
Список использованных источников и литературы…………………....68

Вложенные файлы: 1 файл

organizaciya_oformlenie_i_uchet_operacii_po_prochim_vidam_kr (1).doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2, Структура кредитного портфеля юр. лиц по срокам размещения по состоянию на 01.01.2012г., %

 

Далее рассмотрим распределение кредитного портфеля отделения по видам экономической деятельности клиентов таблица 4.

Таблица 4 – Распределение кредитного портфеля по видам экономической деятельности клиентов тыс. руб.

Виды экономической деятельности

На

01.01.2010

На

01.01.2011

На 01.01.2012

Сельское хозяйство

71 076

68 129

76 374

Добыча полезных ископаемых

318 067

298 736

276 312

Обрабатывающее производство

963 235

802 576

752 949

Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды, сбор, очистка и распределение воды

12 456

10 980

6 785

Строительство

356 780

370 564

348 780

Торговля

3209 550

3 021 282

2 241 069

Деятельность гостиниц и ресторанов

28 943

23 655

19 780

Транспорт

684 523

535 418

493 290

Операции с недвижимым имуществом

29 670

32 580

30 970

Образование

6 790

6 420

5 850

Исполнительные органы власти разных уровней

186 235

195 630

194 580

Прочие виды экономической деятельности

365 475

308 359

237 207

Итого

6232 800

5 674 329

4683 946


 

Несмотря на снижение кредитного портфеля в целом, долевое распределение кредитного портфеля по видам экономической деятельности клиентов в течение анализируемого периода не претерпело существенных изменений. Наибольшая доля кредитов на всем анализируемом периоде приходится на обрабатывающее производство и отрасль торговли, по состоянию на 01.01.12 17,6 % и 48,9 % соответственно, при этом на отрасль торговли на все отчетные даты приходится половина кредитного портфеля. На рисунке 3 представлено долевое распределение кредитного портфеля юридических лиц по видам экономической деятельности клиентов по состоянию на 01.01.2012. Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что представленная диверсификация анализируемого кредитного портфеля позволяет снизить риск зависимости кредитного портфеля от одной отрасли.

 

Рисунок 3, Структура кредитного портфеля по кредитам, предоставленным юридическим лицам, по видам экономической деятельности клиентов по состоянию на 01.01.2012г.

Далее рассмотрим структуру анализируемого кредитного портфеля по срокам размещения (таблица 5).

Таблица 5 – Структура кредитного портфеля по кредитам, предоставленным частным клиентам, по срокам размещения тыс. руб.

 Сроки размещения

На

01.01.2010

На

01.01.2011

На 01.01.2012

Краткосрочные – всего:

-в т.ч. "овердрафт"

196365

113 612

236412

166 652

212693

186 623

Среднесрочные (от 1 до 3 лет) всего, в т.ч.

- от 1 года до 1,5 лет включительно

1896918

-

2109854

-

2326572

-

Долгосрочные (свыше 3 лет)

4874 506

4332 669

3 427 160

Итого

6 967 789

6678 935

5966 425


 

Из данной таблицы видно, что кредиты, предоставляемые частным клиентам, носят долгосрочный характер (по состоянию на 01.01.2012 – 57,4% от кредитного портфеля), т.к. приоритетные виды кредитов предоставляются в основном на срок от 3 до 5 лет. На среднесрочный период предоставляются доверительные и корпоративные кредиты, по состоянию на 01.01.2012 на данный срок предоставлено 38,9% кредитного портфеля.

Рассмотренная структура данного кредитного портфеля помогает выявить следующие зоны кредитного риска:

- увеличение абсолютной и относительной  величины просроченных кредитов, предоставленных частным клиентам - существование угрозы невозврата  денежных средств;

- увеличение доли потребительского  кредитования - наиболее рискованная сфера кредитования.

 

3.2.Совершенствование способов  оценки кредитоспособности заемщиков  в целях минимизации рисков  и улучшение процесса кредитования

При проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности заемщиков и оценки его кредитоспособности, в Кызылском ОСБ выводы по результатам показателей строятся на основе личного мнения кредитного инспектора, которые не всегда объективны и в большей мере зависят от уровня квалификации и личного опыта. Решение Кредитного комитета о величине процентной ставки по кредиту, который предоставляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, принимается на основе следующих показателей – сумма кредита, кредитная история, обороты по расчетному счету, а также от значимости заемщика для отделения и не зависит от оценки вероятности невозврата кредита.

Количественная оценка кредитного риска рассчитывается только на основе присвоения заемщику категории кредитного риска и определения размера создания резерва на возможные потери по ссудам.

Для более качественного анализа и оценки рисков по компаниям-заемщикам, Сберегательному банку можно предложить внедрить автоматизированную систему оценки кредитных рисков. Данный модуль предлагает компания "РДТЕХ" (http://www.rdtex.ru). Различные программные продукты данной фирмы используют следующие организации: МВД РФ, Московский земельный комитет, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Банк России, ВТБ, Райффайзенбанк и многие другие, что говорит о хорошем качестве программных продуктов.

Модуль "Кредитные риски" предназначен для автоматизации процессов сбора, консолидации и хранения финансовой отчетности заемщиков в едином хранилище, анализа различных видов финансовой отчетности заемщиков (по РСБУ, МСФО, GAAP и др.), оценки потерь в случае дефолта, вероятности дефолта заемщиков, суммы кредитного риска, построения аналитической отчетности для анализа кредитного портфеля банка.

Схема работы модуля "Кредитные риски":

  1. Загрузка и очистка данных по финансовой отчетности заемщиков с помощью подмодуля "Загрузка данных".
  2. Настройка необходимых параметров при помощи подмодуля "Пользовательские интерфейсы" (настройка методики).
  3. Расчет показателей и оценка кредитного риска при помощи подмодуля "Расчет показателей".
  4. Построение отчетов при помощи подмодуля "Построение отчетности".

При расчете кредитного риска система опирается на финансовые показатели, характеризующие деятельность клиента, которые извлекаются из его финансовой отчетности, а также на нефинансовые показатели и параметры, определяемые и вводимые в систему специалистами банка.

Использование данного программного продукта позволит:

- Улучшить показатели деятельности (качество кредитного портфеля  и рост ссудного портфеля);

- Увеличить объемы предоставляемых  кредитов, за счет сокращения  сроков обработки информации;

- Снизить трудоемкость работы кредитных инспекторов;

- Расширить круг решаемых задач, при расчете платежеспособности  заемщиков.

- Сократить операционные риски, связанные с неверной оценкой  кредитоспособности заемщика, проведенной  кредитным инспектором.

Качественные показатели эффективности хотя и не всегда имеют количественные выражения, но позволяют снизить кредитные риски, за счет более качественной оценки клиентов-заемщиков.

Для решения проблемы совершенствования кредитования клиентов предлагается введение новой услуги – консалтинг.

Консультирование можно рассматривать либо как профессиональную службу, либо как метод, обеспечивающий практические советы и помощь. В тоже время это также метод, помогающий организациям и руководящим работникам совершенствовать практику управления и повышать индивидуальную производительность и эффективность работы организации в целом.

И как основное занятие, и как временная техническая услуга, управленческое консультирование обеспечивает профессиональные знания и навыки, касающиеся практических проблем управления.

Человек становится консультантом по вопросам управления, когда накапливает путем учения и практического опыта значительные знания различных управленческих ситуаций и приобретает навыки, необходимые для: решения проблем и обмена опытом, выявления проблем, нахождения нужной информации, анализа и синтеза, разработки предложений для совершенствования работы, общения с людьми, планирования изменений, преодоления сопротивления изменениям, помощи клиентам в накоплении опыта, передачи методов управления из одной страны в другую и т.д.

Консалтинг является одной из форм реализации права интеллектуальной собственности.

Любой, даже независимый консультант по управлению, является предпринимателем в первую очередь по отношению к бизнесу своего клиента. Его задача заключается в том, чтобы предложить оптимальную комбинацию ресурсов, которыми владеет или распоряжается клиент. Отсюда следует, что труд консультанта является несомненно творческим трудом, а продукт этого труда, представляющий из себя информацию, обладающую коммерческой ценностью, есть интеллектуальная собственность.

Экспертное консультирование, это когда большую часть работы выполняет консультант. Однако в этом случае, клиент для выполнения консультационного проекта передает консультанту ценную коммерческую информацию (т.е., по определению интеллектуальную собственность), которую консультант в соответствии с нормами профессионального консультирования обязан сохранять в строгой тайне.

Стоимость консультационных услуг на Западе колеблется от 500 до 1500 долларов за консультанто-день. В России стоимость услуг консультантов значительно ниже, но постоянно растет.

В вопросе консультирования физических лиц стоимость услуг может колебаться от двухсот до нескольких тысяч рублей.

Консультирование клиентов в процессе кредитования обычно закладывается в стоимость кредита. Для того чтобы эффективная ставка процента, включающая в себя стоимость данных услуг была конкурентоспособной, необходимо вывести консультирование в отдельный вид услуг, когда клиент на стадии сбора документов, расчета сумы кредита может получить квалифицированную помощь, отдельно оплатить ее. При этом банк получает дополнительную прибыль и получает конкурентоспособную ставку процента, выведя стоимость консультационных услуг за рамки стоимости кредита.

Исходя из анализа деятельности Кызылского отделения № 8591 следует, что банку и дальше необходимо развивать кредитные отношения с клиентами.

Стоить отметить, что реальная эффективность консультационных услуг гораздо выше, а консалтинговые услуги могут оказываться по разным видам кредита. Стоимость услуг многовариантна.

 

 

Заключение

 

Итак, анализ кредитного портфеля Кызылского отделения № 8591 Сбербанка России (ОАО) показал, что кредитный портфель отделения почти в равных долях состоит из ссудной задолженности юридических и физических лиц, с небольшим перевесом в сторону задолженности физических лиц. В течение анализируемого периода 2010-2012 г.г. произошло существенное уменьшение кредитного портфеля по ссудам, предоставленным как юридическим лицам, так и физическим лицам. Темп снижения в целом кредитного портфеля за анализируемый период составил 19 %. В то же время отмечается существенный рост просроченной задолженности, т.е. снижается качество кредитного портфеля. Так, при уменьшении ссудной задолженности в 0,8 раза, просроченная задолженность увеличилась в 3,7 раза.

Анализ кредитного портфеля, по кредитам, предоставленным юридическим лицам и ИП, показал, что за анализируемые два года объем данного портфеля уменьшился в 0,25 раза или на 24,9 %. Стоит обратить внимание на негативный фактор - увеличение доли просроченной ссудной задолженности в объеме кредитного портфеля, так просроченная задолженность увеличилась в 4,5раза. Но, несмотря на данную негативную ситуацию, анализ сформированного отделением резерва на возможные потери по данному кредитному портфелю показал, что его качество пока сохраняется на должном уровне. Коэффициент риска кредитного портфеля, по кредитам, предоставленным юридическим лицам, равен 0,94, что говорит о хорошем качестве данного кредитного портфеля. Процентные доходы, полученные отделением в 2011 году от операций кредитования юридических лиц составили 579122 тыс. руб., т.е. доходность кредитных вложений составила 12,3%.

Несмотря на существенный рост просроченной задолженности в целом, анализ качества кредитного портфеля показал, что кредитный риск в Кызылского ОСБ № 8591 умеренный, а, следовательно, и мероприятия направленные на поддержание данного уровня риска пока находятся на должном уровне.

Таким образом, на основе анализа можно сделать вывод, что управление процессом кредитования в Кызылском отделении № 8591 Сбербанка России находится на должном уровне. В соответствии с принятой Стратегией развития Сбербанка до 2014 года в настоящее время идет процесс развертывания Производственной системы Сбербанка (ПСС). Приоритетной задачей является повышение эффективности работы банка. Задача касается всех направлений. Для достижения поставленных целей банку необходимо улучшать качество обслуживания, разрабатывать привлекательные банковские продукты для всех категорий клиентов, изменить стиль и характер работы, повысить навыки продаж сотрудников. Внедряя технологии "бережливого производства", на которых основана ПСС, будут высвобождены дополнительные мощности, занятые на сегодня неоптимальными процессами. Операции кредитования являются одними из основных направлений деятельности банка, источник основных доходов. Расширение работы банка в области кредитования должна быть связана с привлечением новых высококлассных клиентов и поддержанием кредитного портфеля на должном уровне.

Информация о работе Организация, оформление и учет операций по прочим видам кредитования на примере Сбербанка России