Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:02, дипломная работа
Цель работы – проанализировать потребительское кредитование в РФ других странах. Для Реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Исследовать потребительский кредит;
Проанализировать этапы кредитного процесса;
Сравнить потребительское кредитование в РФ и в других странах;
Выделить проблемы и перспективы развития потребительского кредитования.
Введение 2
Глава I. Потребительское кредитование и его роль в современных условиях. 3
1.1 Понятие, виды и особенности потребительского кредитования. 3
1.2 Потребительский кредит в экономике и его роль. 7
1.3 Этапы и организация кредитного процесса. 11
Глава II. Современное состояние потребительского кредитования в РФ. 15
2.1 Практика потребительского кредитования в России и за рубежом. 15
2.2 Основные характеристики и учет потребительского кредита в РФ. 21
2.3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в РФ. 24
Заключение 27
Список литературы 31
“Кредит, преодолевая границы обращения полноценных наличных денег, расширяет тем самым границы развития производства”.
Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей.
Но, как говорится в одной пословице: “Тот, кто берёт взаймы, продаёт свою свободу”. И ведь действительно, потребительский кредит может оказаться “долговой ямой” так как, лишаясь заработка в результате безработицы или по ещё какой-либо причине, может возникнуть такая ситуация, что люди не смогут погашать свою задолженность. Важно так же заметить, что потребительский кредит уменьшает текучесть кадров посредством того, что вынуждает людей, как можно крепче держаться за своё рабочее место. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны. В итоге, нужно сказать, что потребительский кредит является очень сильным фактором подъёма народного благосостояния.
Но, как говорится, не бывает плохого без хорошего, а хорошего без плохого, так и здесь. Следует учесть, что “потребительский кредит, временно форсируя рост производства, и создавая видимость высокой коньюктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов”.
1.3 Этапы и организация кредитного процесса.
Участники кредитования – клиент и банк, то есть специально предназначенные отделы банка для проведения операции в процессе предоставления и обслуживания кредита (см. рис. 3)
Рис. 3
Организация кредитования включает в себя этапы:
Клиент (заемщик) для получения кредита предъявляет заявление и установленный пакет документов
Кредитный отдел консультирует потенциального заемщика, рассматривает его документы, при этом к работе подключаются служба безопасности, юридический отдел и другие подразделения банка. Составляется заключение о возможности выдачи кредита. Начальник отдела принимает решение о выдаче кредита со стандартными условиями на сумму, не превышающую установленного лимита.
В коллегиальный орган входят кредитный комитет и Правление банка.
Кредитный комитет рассматривает вопрос о кредитовании клиента, если речь идет о кредите выше установленного лимита (по размерам, сроку и т.п.)
Правление банка может принимать окончательное решение по кредитам с нестандартными условиями в зависимости от степени кредитного риска.
В случае положительного решения о выдаче кредита в операционный отдел дается распоряжение о выдаче кредита. В случае принятия решения об отказе в выдаче кредита клиенту возвращаются представленные им документы и сообщается причина отказа
Сумма кредита зачисляется на банковский счет клиента.
Основными этвпами кредитного процесса являются:
1. Знакомство с потенциальным заемщиком.
На этом этапе изучаются сфера деятельности клиента, состояние дел в данном бизнесе на текущий момент и в перспективе, основные поставщики, покупатели, правовой статус организации-заемщика; определяется цель кредита и ее соответствие текущей кредитной политике банка, устанавливаются вид кредита, срок, источники возврата основного долга и уплаты процентов.
2. Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей кредита. Изучается репутация заемщика, его кредитная история.
На основании анализа представленных клиентом документов, рассчитанных коэффициентов платежеспособности и кредитоспособности оценивается возможность клиента вернуть кредит в срок. Это такие документы как:
- Документы, подтверждающие правоспособность заемщика: паспорт или заменяющий его документ, другие документы (по требованию банка)
- Документы, характеризующие
финансовое состояние заемщика:
для физических лиц это
- Документы, обеспечивающие
возможность проведения и
- Документы, представляемые
заемщиком для выбора способа
обеспечения возвратности
Изучаются и оцениваются вторичные источники погашения кредита, т. е. обеспечительные обязательства, а также оценивается качество кредита в целом.
Результатом всей проведенной банком работы на первом и втором этапах кредитного процесса является заключение специалиста кредитного отдела банка на выдачу кредита.
Заключение на выдачу кредита включает:
- развернутую полную
- оценку его бизнеса, финансового положения, плана доходов и расходов и платежного календаря на период кредитования;
- характеристику самого
объекта кредитования, способов
обеспечения кредита и
- оценку реальности сроков
возврата основного долга и
процентов, а также оценку кредитного
риска банка по данному
Окончательное решение о выдаче кредитов в соответствии с полномочиями по принятию решений выносят начальник кредитного отдела, кредитный комитет банка (или филиала банка), Правление банка. Эти же органы выносят окончательное решение и о способе обеспечения кредита.
3. Документальное оформление и выдача кредита
Кредитное подразделение банка оформляет кредитный договор и договор обеспечения, юридический отдел банка проводит правовую экспертизу текстов заключаемых договоров и визирует их.
Структура кредитного договора: общие положения, права и обязанности заемщика, права и обязанности банка, ответственность сторон, порядок разрешения споров, срок действия договора, юридические адреса сторон.
В зависимости от способа обеспечения, могут оформляться: договор залога, договор поручительства, банковская гарантия, другие соглашения об обеспечении кредитного обязательства.
Выдача кредита производится на основании распоряжения кредитного подразделения бухгалтерскому подразделению банка за подписью уполномоченного должностного лица
В распоряжении должны быть указаны
- наименование заемщика
и номер его расчетного счета,
на который перечисляется
- номер и дата кредитного договора (соглашения)
- способ предоставления кредита
- сумма предоставляемых средств (лимит кредитования)
- срок уплаты процентов и размер процентной ставки
- сроки возврата кредита (с указанием дат и суммы)
- вид обеспечения и его сумма
- группа кредитного риска
4. Кредитный мониторинг.
Схему кредитного мониторинга
можно рассмотреть на рисунке
2. За выполнением условий
Рис. 2
5. Погашение кредита
Погашение кредита физическими лицами производится путем перечисления денежных средств с их банковских счетов на основании их письменных распоряжений; перевода денежных средств через органы связи или другие кредитные организации; взноса наличных денег в кассу удержания из сумм, причитающихся на оплату труда (для заемщиков, являющихся работниками банка-кредитора).
Погашение кредита и уплата процентов. При несвоевременной уплате процентов и погашении кредита в бухгалтерское подразделение банка передается распоряжение о вынесении соответствующих сумм на счета по учету просроченных процентов и просроченной задолженности по кредиту, а также об изменении группы кредитного риска
По истечении определенного срока документы по непогашенным в срок кредитам передаются в юридический отдел для принудительного взыскания долга.
Вывод: Кредитные операции – одна из самых доходных статей банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплаты дивидендов акционерам банка.
Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизированных банком во временное пользование путем выпуска долговых ценных бумаг и т.д.
Глава II. Современное состояние потребительского кредитования в РФ.
2.1 Практика потребительского кредитования в России и за рубежом.
Потребительское кредитование в России не так развит по сравнению с западными странами. До недавнего времени, в силу различных причин, жить в кредит было трудноосуществимо. Основная из них – экономическая нестабильность, которая приводила к высокой вероятности невозврата кредита.
До экономического кризиса 2008 г. экономическая ситуация в стране более менее стабилизировалась, снизились процентные ставки, была проведена работа по рационализации налогового режима, что привело к выводу «из тени» значительной части бизнеса. Кроме того, усилилась конкуренция в торговле. Многие торговые предприятия (сначала крупные, теперь и средние) осознали, что возможность приобретения товара в кредит служит важным конкурентным преимуществом. Банки, столкнувшись с избытком ликвидных средств на фоне ограниченных возможностей по их инвестированию, стали охотнее с торговыми предприятиями и развивают этот вид розничного бизнеса. Все больше сетей магазинов стали торговыми партнерами различных банков по кредитованию населения.
Потребительский кредит получил такое
широкое распространение в
Таким образом, стало ясно, что объективным условием, необходимым для широкого распространения потребительского кредитования, является нормализация политического и экономического климата в стране, включая упорядочение и четкое соблюдение хозяйственного законодательства. Экономическая стабилизация порождает взаимное доверие кредитора и заемщика (потребителя) в контексте долгосрочной финансовой состоятельности друг друга. При сделках потребительского кредитования и для кредитора, и для заемщика важна предсказуемость другой стороны. Иными словами, выдавая кредит на покупку товара в рассрочку или выдавая кредитную карту, банк-кредитор ориентируется на уровень заработной платы (или иных доходов потребителя), и для него важно, чтобы этот уровень дохода, являющийся источником покрытия кредита, с большой степенью вероятности сохранился на весь (иногда весьма продолжительный) срок кредитования. Точно так же потребитель должен быть уверен в долгосрочной стабильности банка-кредитора как фактора выполнения им своих обязательств.
Четкая спецификация нормативной базы является защитой как кредитора, так и покупателя от форс-мажорных обстоятельств, вызванных сознательным либо вынужденным уклонением участника сделки от исполнения своих обязательств по договору потребительского кредита. Эффективное хозяйственное законодательство в таких случаях оперативно и с минимальными издержками в судебном порядке защищает финансовые интересы пострадавшей стороны.
Лет 10-15 назад даже невысокие ставки и удобство предлагаемых кредитов не позволяли им приобрести популярность среди широких слоев населения, так как банк не готов был пойти на встречу заемщикам и упростить процедуру получения кредитов. Наоборот, процесс был максимально усложнен. Кроме обычных требований предоставления подтвержденных налоговой инспекцией сведений о величине дохода заемщика банк требовал поручительства третьих лиц и готов был выдать кредит лишь после того, как от этих лиц будут получены полные сведения об их имуществе и доходах. Подобные ограничения, а также длительный срок рассмотрения кредитной заявки отпугивали большинство потенциальных заемщиков и делали кредиты крупнейшего розничного банка недоступными.
Были случаи, когда банк отказывался от требований подтверждения годового дохода заемщика налоговыми органами и привлечения поручителей: когда выдавал кредиты только для приобретения автотранспорта.
В ноябре 2000 г. была запущена программа потребительского кредитования банка «Русский стандарт». Вначале она реализовывалась исключительно через сеть магазинов «М.Видео», крупнейшего розничного продавца бытовой техники. Банк сразу отказался от требований документарного подтверждения доходов заемщика.
Результаты деятельности банка «Русский стандарт» подтверждали многократно отмеченную закономерность: заемщики с низким и средним доходом обращали внимание не на величину кредитной ставки, а на физическую доступность кредита, что позволяло банку удерживать высокие кредитные ставки (до 39% в рублях). На 2009 год 90% активов банка – это кредиты частным лицам.
В последнее время всё большее распространение получают кредитные карточки, которые предоставляются баком при открытии в нем счета и зачислении туда назначенной суммы кредита с последующим использованием денежных средств потребителем. Разнообразие видов кредитных каточек также растет.
Совсем недавно современная
Россия стояла на грани
Информация о работе Организация потребительского кредитования. Учет кредитов