Организация потребительского кредитования. Учет кредитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать потребительское кредитование в РФ других странах. Для Реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Исследовать потребительский кредит;
Проанализировать этапы кредитного процесса;
Сравнить потребительское кредитование в РФ и в других странах;
Выделить проблемы и перспективы развития потребительского кредитования.

Содержание

Введение 2
Глава I. Потребительское кредитование и его роль в современных условиях. 3
1.1 Понятие, виды и особенности потребительского кредитования. 3
1.2 Потребительский кредит в экономике и его роль. 7
1.3 Этапы и организация кредитного процесса. 11
Глава II. Современное состояние потребительского кредитования в РФ. 15
2.1 Практика потребительского кредитования в России и за рубежом. 15
2.2 Основные характеристики и учет потребительского кредита в РФ. 21
2.3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в РФ. 24
Заключение 27
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

диплом,.docx

— 89.78 Кб (Скачать файл)

Также распространению потребительского кредита способствовало внедрение  таких электронным программ оценки потенциального заемщика, как «скоринг-система», которая и позволяет сделать процедуру выдачи кредита наиболее быстрой. «Скоринг» от англ. Score – «оценка», «очко». То есть сотруднику банка остается только подставлять данные анкеты заемщика в специальные графы, и программа выдает по занесенным сведениям итоговую сумму очков заемщика, на основании которой автоматически рассчитывает максимально возможный размер ссуды, процентную ставку и срок выдачи кредита для конкретного заемщика.

Финансовая деятельность по предоставлению кредита предполагает использование различных методов погашения задолженности, а также последовательностей определения параметров кредитной сделки, выбор которых чаще всего зависит от статуса кредитора (банки, кредитные учреждения за базовый параметр берут процентную ставку, розничный торговец может отталкиваться от разработанного им графика погашения задолженности). При этом кредитор должен понимать, какое финансовое бремя ложится на заемщика.

Надо заметить, что на практике могут использоваться различные схемы и методы начисления процентов: схемы простых и сложных процентов, смешанная схема начисления, непрерывные проценты, начисление процентного платежа в начале каждого расчетного периода (антисипативное начисление) или в конце периода (декурсивное начисление). Существуют также внутренние и внешние факторы, влияющие на поведение кредитно-финансовой организации при выдаче потребительского кредита.

К внутренним факторам можно отнести:

    • наличие собственных средств кредитной организации и определение особенностей формирования и использования ссудного капитала;
    • процесс определения способности заемщика вернуть кредит и процент по нему (андеррайтинг);
    • умение эффективно использовать собственные и заемные средства.

К внешним факторам относятся:

    • влияние процентной ставки рефинансирования ЦБ;
    • изменение спроса населения на тот вид кредита с учетом доходов различных социальных групп.

В 2008 году в условиях глобального  финансового кризиса неопределенность в банковской сфере и экономике в целом породило недоверие населения к банкам. Кризис ликвидности, в свою очередь, привел к взаимному недоверию банков друг к другу. В результате влияния кризисных явлений повысилась стоимость ресурсной базы банков, и потребительские кредиты стали дороже для заемщика: возросли процентная ставка и величина первоначального взноса, сократились сроки кредитования (в среднем до 1-3 лет), ужесточились требования к заемщикам.

Банки отказались от некоторых видов  кредита. Тем не менее, шла борьба за клиента путем вода изменений в условия банковского договора (например, отмена комиссии за досрочное погашение).

В ситуации кризиса чаще заемщики становятся неплатежеспособными, что  обусловлено с выросшими сокращениями рабочих мест. Выходом из подобной ситуации банки предлагали специальные программы (например, реструктуризация: клиенту могут увеличить срок кредита, уменьшить ежемесячный взнос, оформить «платежные каникулы», в период которых выплачивается только сумма процентной ставки). Некоторые банки стали предоставлять услугу страхования риска потери работы: поначалу приходиться переплатить, а при увольнении или потере дохода можно воспользоваться средствами страховой компании для погашения кредита.

Кроме того, Президентом РФ были подписаны изменения в закон «О банках и банковской деятельности», запрещающие банкам включать в кредитный договор пункты, предоставляющие банку право изменять в одностороннем порядке ставки, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров.

2011 год стал для коммерческих  банков годом процветания и  стабильных доходов. По статистическим  данным Банка России, за 11 месяцев  банки получили прибыль – 758,0 млрд. руб., что ощутимо больше  цифр предыдущего года (495,3 млрд.руб.).

В 2011-2012 годах бурный рост рынка  потребительского кредитования в России вызвал увеличение объема просроченной задолженности.

Центральный банк России намерен ограничить выдачу банковских кредитов (если проценты по ним превышают 25% годовых) населению, необеспеченных залогом. Причиной стали опасения повторения кризиса 2008-2009 гг. и неспособность населения рассчитаться с банками, во избежание роста невозвратов. Последствием станут удорожание потребительских кредитов и их меньшая доступность для населения задолженности. 

Сейчас в России на стадии становления находится система кредитования через Интернет.

В промышленно развитых странах  потребительское кредитование является приоритетной формой продаж товаров  длительного пользования. На Западе жить в кредит – нормальная практика. 

Отличительной чертой стран развитой экономики (США и страны Европейского сообщества) является высокий уровень развития культуры потребительского кредитования, что характеризуется, во-первых, наличием специального законодательства, призванного детально регулировать различные аспекты потребительского кредитования; во-вторых, наличием развитой инфраструктуры специализированных агентств и кредитных бюро, обслуживающих субъектов потребительского кредитования.

Потребительское кредитование является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредитования намного шире, нежели только покупки товаров длительного пользования (durablegoods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так:

    • покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования;
    • текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках. Большинство кредитных карточек, используемых населением стран Запада, являются именно дебетовыми, что принципиально отличается от кредитных карточек, распространенных в нашей стране. Дебетовая кредитная карточка может иметь дебетовый (отрицательный остаток), что означает, что в пределах определенного лимита банк-эмитент фактически кредитует покупки владельца кредитной карточки по покрытию его текущих расходов.

В большинстве стран с развитой экономикой потребительское кредитование является существенным фактором формирования делового климата. В США и странах Евросоюза, корпоративный сектор и экономика которых все еще пытаются оправиться от последствий кризиса, поддержка населения, покупательский спрос которого остается на достаточно высоком уровне, играет ключевую роль в восстановлении экономики. В США экономического роста достигают с помощью снижения процентных ставок.

К числу наиболее популярных форм кредитования частных лиц в Великобритании относятся:

  1. персональные ссуды;
  2. бюджетные счета;
  3. ссуды на покупку домов.

Ссуды под недвижимость и ссуды  индивидуальным заемщикам на текущие  цели составляют 56,1% всех кредитных ресурсов.

Через различные формы потребительского кредита обслуживается всё возрастающая доля розничного товарооборота. В числе банковских услуг важное место принадлежит кредитным карточкам.

Основу правового регулирования  кредитной карточки в Великобритании составляет Закон о потребительском  кредите 1974 года. Как правило, каждый банк предоставляет возможность использования нескольких видов кредитных карточек. 

Наибольшее распространение потребительский  кредит получил в США: только за период 70-х гг. наблюдался троекратный рост остатков по потребительскому кредиту. К началу 90-х гг. он превышал сумму 600 млрд. долл. Стоит отметить, что темпы роста потребительского кредита в промышленно развитых странах Европы опережали динамику рынка США (так, в Германии в 70-х гг. наблюдался пятикратный рост потребительского кредита, достигнув уровня 190 млрд. долл. США к началу нынешнего десятилетия). Однако разница в стартовых позициях стран после Второй мировой войны предопределила особенное положение рынка США как наиболее емкого и развитого.

В законодательной практике США  потребительский кредит принято делить на погашаемый постепенно и единовременно. Второй предоставляется коммерческими банками или предприятиями сферы услуг. Под постепенно погашаемым кредитом понимается ссуда, погашаемая двумя и более взносами. Именно этот вид потребительского кредита получил наибольшее распространение в США (не считая ипотечного кредита). Это связано с развитием практики такого вида постепенно погашаемого кредита, как возобновляемого. Под возобновляемым, в отличие от разового, понимается предоставление ссуды заемщику посредством возобновляемого/револьверного счета, разновидностью которого являются дебетовые кредитные карточки. Заемщик получает право в счет предоставленного кредита или по кредитной карте время от времени покупать (арендовать) товары и услуги или получать ссуды.

Успех развития потребительского кредита  в США во многом связан с функционированием  на рынке специализированных информационных агентств: так называемых кредитных  бюро (creditbureaus) и кредитно-сыскных  бюро (creditreportingbureaus/investigatingbureaus).

Кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти  агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах предприятий-участников. К таким данным относится не только информация о доходах клиента, но и предположительная оценка состояния счета клиента в банках, данные о предоставленных и погашенных кредитах. Кроме того, досье на клиента может также содержать и информацию, потенциально влияющую на его кредитоспособность: семейное положение, количество иждивенцев, судебные иски и, иногда, личные характеристики клиента: данные об успеваемости в учебных заведениях, где учился клиент, возможные осложнения в личных отношениях (например, потенциальный развод), моральный облик и т. д. Кредитные бюро собирают и предоставляют данные на абонентских условиях членам ассоциаций, однако могут продать разовую информацию и третьим лицам, но за существенно большую плату. Часто предприятия - члены ассоциации "скидывают" имеющиеся у них данные кредитному бюро, чтобы они впоследствии стали доступными остальным членам ассоциации. Таким образом, кредитные бюро выполняют еще и функцию общего банка данных по клиентам предприятий-участников ассоциации.

Кредитно-сыскные бюро, напротив, собирают информацию только по заказу о конкретном лице в более широком разрезе  и делают меньший упор на финансовое положение, скорее концентрируясь на личностных характеристиках данного лица. Основными  заказчиками кредитно-сыскных бюро являются работодатели и страховщики, однако компании, оперирующие на рынке потребительского кредита, также обращаются в кредитно-сыскные бюро.

Таким образом, наличие разветвленной  сети информационных агентств (кредитных  и кредитно-сыскных бюро), на данные которой опираются большинство поставщиков потребительского кредита, позволяет существенно снизить издержки по оценке кредитоспособности отдельных потребителей, что существенно снижает финансовые риски, связанные с потребительским кредитом.

Во Франции около ¼ всего  потребительского кредита предоставляется  банками и ¾ - специализированными  кредитными учреждениями. Но поскольку  последние получают необходимые  им средства в большей мере за счет банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с расчетного платежа.

2.2 Основные характеристики  и учет потребительского кредита  в РФ.

Учет потребительских кредитов ведется на балансовом счете 1-го порядка 455 "Потребительские кредиты, выданные физическим лицам". Синтетические счета 2-го порядка открываются по срокам кредитов:

- до 30 дней;

- от 31 до 90 дней;

- от 91 до 180 дней;

- от 181 дня до 1 года;

- от 1 года до 3 лет;

- свыше 3 лет.

Для открытия лицевого ссудного счета необходимо распоряжение кредитного отдела о выдаче ссуды с указанием суммы, процентной ставки и срока погашения. На основании кредитного договора, договора о залоге или договора-поручительства открывается ссудный счет по такому распоряжению. Отличие учета потребительских кредитов в том, что сумма кредита по желанию клиента может быть направлена на его депозитный счет.

Потребительские кредиты различаются по срокам и бывают: 1. краткосрочные; 2. среднесрочные; 3. долгосрочные.

Особенность среднесрочного потребительского кредита в том, что ссуда выдается в размере стоимости приобретаемого имущества. Ссудозаемщик обязан застраховать приобретаемое или собственное имущество в пользу кредитной организации. При невыполнении требования кредитное учреждение имеет право изменить условия договора и взыскать кредит. Срок выдачи среднесрочного кредита — от одного года до трех лет. Погашение ссуды производится по истечении месяца с момента получения равными долями.

Для получения такого кредита заемщик представляет заявку. В заявке указываются вид кредита, сумма кредита, срок и обеспечение.

На основании информации расчетов доходов и расходов клиента оценивается возможность кредитования. Если при расчетах расходы превышают доходы, то кредитная организация требует гарантию или поручительство третьего лица.

В качестве залога клиент представляет ценные бумаги, при этом нужно оценить их качество и курсовую стоимость. Возврат принятых ценных бумаг от заемщика производится после погашения ссудной задолженности. Частичная выдача ценных бумаг не производится.

Информация о работе Организация потребительского кредитования. Учет кредитов