Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:02, дипломная работа
Цель работы – проанализировать потребительское кредитование в РФ других странах. Для Реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Исследовать потребительский кредит;
Проанализировать этапы кредитного процесса;
Сравнить потребительское кредитование в РФ и в других странах;
Выделить проблемы и перспективы развития потребительского кредитования.
Введение 2
Глава I. Потребительское кредитование и его роль в современных условиях. 3
1.1 Понятие, виды и особенности потребительского кредитования. 3
1.2 Потребительский кредит в экономике и его роль. 7
1.3 Этапы и организация кредитного процесса. 11
Глава II. Современное состояние потребительского кредитования в РФ. 15
2.1 Практика потребительского кредитования в России и за рубежом. 15
2.2 Основные характеристики и учет потребительского кредита в РФ. 21
2.3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в РФ. 24
Заключение 27
Список литературы 31
Также распространению
Финансовая деятельность по предоставлению кредита предполагает использование различных методов погашения задолженности, а также последовательностей определения параметров кредитной сделки, выбор которых чаще всего зависит от статуса кредитора (банки, кредитные учреждения за базовый параметр берут процентную ставку, розничный торговец может отталкиваться от разработанного им графика погашения задолженности). При этом кредитор должен понимать, какое финансовое бремя ложится на заемщика.
Надо заметить, что на практике могут использоваться различные схемы и методы начисления процентов: схемы простых и сложных процентов, смешанная схема начисления, непрерывные проценты, начисление процентного платежа в начале каждого расчетного периода (антисипативное начисление) или в конце периода (декурсивное начисление). Существуют также внутренние и внешние факторы, влияющие на поведение кредитно-финансовой организации при выдаче потребительского кредита.
К внутренним факторам можно отнести:
К внешним факторам относятся:
В 2008 году в условиях глобального
финансового кризиса
Банки отказались от некоторых видов кредита. Тем не менее, шла борьба за клиента путем вода изменений в условия банковского договора (например, отмена комиссии за досрочное погашение).
В ситуации кризиса чаще заемщики
становятся неплатежеспособными, что
обусловлено с выросшими
Кроме того, Президентом РФ были подписаны изменения в закон «О банках и банковской деятельности», запрещающие банкам включать в кредитный договор пункты, предоставляющие банку право изменять в одностороннем порядке ставки, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров.
2011 год стал для коммерческих банков годом процветания и стабильных доходов. По статистическим данным Банка России, за 11 месяцев банки получили прибыль – 758,0 млрд. руб., что ощутимо больше цифр предыдущего года (495,3 млрд.руб.).
В 2011-2012 годах бурный рост рынка потребительского кредитования в России вызвал увеличение объема просроченной задолженности.
Центральный банк России намерен ограничить выдачу банковских кредитов (если проценты по ним превышают 25% годовых) населению, необеспеченных залогом. Причиной стали опасения повторения кризиса 2008-2009 гг. и неспособность населения рассчитаться с банками, во избежание роста невозвратов. Последствием станут удорожание потребительских кредитов и их меньшая доступность для населения задолженности.
Сейчас в России на стадии становления находится система кредитования через Интернет.
В промышленно развитых странах потребительское кредитование является приоритетной формой продаж товаров длительного пользования. На Западе жить в кредит – нормальная практика.
Отличительной чертой стран развитой экономики (США и страны Европейского сообщества) является высокий уровень развития культуры потребительского кредитования, что характеризуется, во-первых, наличием специального законодательства, призванного детально регулировать различные аспекты потребительского кредитования; во-вторых, наличием развитой инфраструктуры специализированных агентств и кредитных бюро, обслуживающих субъектов потребительского кредитования.
Потребительское кредитование является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредитования намного шире, нежели только покупки товаров длительного пользования (durablegoods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так:
В большинстве стран с развитой экономикой потребительское кредитование является существенным фактором формирования делового климата. В США и странах Евросоюза, корпоративный сектор и экономика которых все еще пытаются оправиться от последствий кризиса, поддержка населения, покупательский спрос которого остается на достаточно высоком уровне, играет ключевую роль в восстановлении экономики. В США экономического роста достигают с помощью снижения процентных ставок.
К числу наиболее популярных форм кредитования частных лиц в Великобритании относятся:
Ссуды под недвижимость и ссуды индивидуальным заемщикам на текущие цели составляют 56,1% всех кредитных ресурсов.
Через различные формы
Основу правового
Наибольшее распространение
В законодательной практике США потребительский кредит принято делить на погашаемый постепенно и единовременно. Второй предоставляется коммерческими банками или предприятиями сферы услуг. Под постепенно погашаемым кредитом понимается ссуда, погашаемая двумя и более взносами. Именно этот вид потребительского кредита получил наибольшее распространение в США (не считая ипотечного кредита). Это связано с развитием практики такого вида постепенно погашаемого кредита, как возобновляемого. Под возобновляемым, в отличие от разового, понимается предоставление ссуды заемщику посредством возобновляемого/револьверного счета, разновидностью которого являются дебетовые кредитные карточки. Заемщик получает право в счет предоставленного кредита или по кредитной карте время от времени покупать (арендовать) товары и услуги или получать ссуды.
Успех развития потребительского
кредита в США во многом связан с функционированием
на рынке специализированных информационных
агентств: так называемых кредитных бюро
(creditbureaus) и кредитно-сыскных бюро (creditreportingbureaus/
Кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах предприятий-участников. К таким данным относится не только информация о доходах клиента, но и предположительная оценка состояния счета клиента в банках, данные о предоставленных и погашенных кредитах. Кроме того, досье на клиента может также содержать и информацию, потенциально влияющую на его кредитоспособность: семейное положение, количество иждивенцев, судебные иски и, иногда, личные характеристики клиента: данные об успеваемости в учебных заведениях, где учился клиент, возможные осложнения в личных отношениях (например, потенциальный развод), моральный облик и т. д. Кредитные бюро собирают и предоставляют данные на абонентских условиях членам ассоциаций, однако могут продать разовую информацию и третьим лицам, но за существенно большую плату. Часто предприятия - члены ассоциации "скидывают" имеющиеся у них данные кредитному бюро, чтобы они впоследствии стали доступными остальным членам ассоциации. Таким образом, кредитные бюро выполняют еще и функцию общего банка данных по клиентам предприятий-участников ассоциации.
Кредитно-сыскные бюро, напротив, собирают информацию только по заказу о конкретном лице в более широком разрезе и делают меньший упор на финансовое положение, скорее концентрируясь на личностных характеристиках данного лица. Основными заказчиками кредитно-сыскных бюро являются работодатели и страховщики, однако компании, оперирующие на рынке потребительского кредита, также обращаются в кредитно-сыскные бюро.
Таким образом, наличие разветвленной сети информационных агентств (кредитных и кредитно-сыскных бюро), на данные которой опираются большинство поставщиков потребительского кредита, позволяет существенно снизить издержки по оценке кредитоспособности отдельных потребителей, что существенно снижает финансовые риски, связанные с потребительским кредитом.
Во Франции около ¼ всего потребительского кредита предоставляется банками и ¾ - специализированными кредитными учреждениями. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счет банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с расчетного платежа.
2.2 Основные характеристики
и учет потребительского
Учет потребительских кредитов ведется на балансовом счете 1-го порядка 455 "Потребительские кредиты, выданные физическим лицам". Синтетические счета 2-го порядка открываются по срокам кредитов:
- до 30 дней;
- от 31 до 90 дней;
- от 91 до 180 дней;
- от 181 дня до 1 года;
- от 1 года до 3 лет;
- свыше 3 лет.
Для открытия лицевого ссудного счета необходимо распоряжение кредитного отдела о выдаче ссуды с указанием суммы, процентной ставки и срока погашения. На основании кредитного договора, договора о залоге или договора-поручительства открывается ссудный счет по такому распоряжению. Отличие учета потребительских кредитов в том, что сумма кредита по желанию клиента может быть направлена на его депозитный счет.
Потребительские кредиты различаются по срокам и бывают: 1. краткосрочные; 2. среднесрочные; 3. долгосрочные.
Особенность среднесрочного потребительского кредита в том, что ссуда выдается в размере стоимости приобретаемого имущества. Ссудозаемщик обязан застраховать приобретаемое или собственное имущество в пользу кредитной организации. При невыполнении требования кредитное учреждение имеет право изменить условия договора и взыскать кредит. Срок выдачи среднесрочного кредита — от одного года до трех лет. Погашение ссуды производится по истечении месяца с момента получения равными долями.
Для получения такого кредита заемщик представляет заявку. В заявке указываются вид кредита, сумма кредита, срок и обеспечение.
На основании информации расчетов доходов и расходов клиента оценивается возможность кредитования. Если при расчетах расходы превышают доходы, то кредитная организация требует гарантию или поручительство третьего лица.
В качестве залога клиент представляет ценные бумаги, при этом нужно оценить их качество и курсовую стоимость. Возврат принятых ценных бумаг от заемщика производится после погашения ссудной задолженности. Частичная выдача ценных бумаг не производится.
Информация о работе Организация потребительского кредитования. Учет кредитов