Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:40, курсовая работа
Целью работы является исследование организации и особенностей развития расчетов с использованием банковских.
Актуальностьвыбраннойдляисследованиятемызаключаетсявперспективахразвитияидальнейшегоувеличениядолибезналичныхрасчетоввобщеймассефинансовыхопераций.Банковскиекартыпозволяютсократитьобъемналичногоденежногообращения,снизитьрасходы,связанныесосуществлениемкассовыхопераций,хранениемитранспортировкойналичныхденежныхсредствисущественноускоритьбезналичныерасчеты.
Введение 3
1. Банковские карты как инструмент организации безналичных расчетов. 5
1.1. Роль безналичных расчетов в экономике. 5
1.2. Сущность и условия безналичных расчетов. 7
1.3. Понятие и основные виды банковских карт. 11
1.4. Субъекты отношений с использованием банковской карты. 17
2. Итоги деятельности банков России на рынке платежных банковских карт за 2012 год. 20
2.1. Российская практика развития электронных банковских услуг на основе применения платежных карт 20
2.2 Анализ Российского рынка платежных карт 22
2.3. Совершенствование расчетов пластиковыми картами 26
Заключение 30
Список литературы 32
В-третьих,
Такимобразом,
1.4.
Вправоотношениях,
Эмитентбанковской
карты-кредитнаяорганизация,
Эмиссиябанковскихкартнатеррито
Кредитнаяорганизациятакженаосн
Клиент
эмитента-
Держательбанковской
карты-физическоелицо,
Эквайрер-кредитнаяорганизация,
Расчетный
агент-кредитнаяорганизация,
Процессинговый
центр-юридическоелицо(
Предприятие
торговли (услуг)-юридическоелицо,
ПопрямомууказаниюПоложения№23-
Технологиясовершениятранзакций
2.
2.1. Российская практика развития электронных банковских услуг на основе применения платежных карт
Карточный рынок - крупный, но не единственный межбанковский финансовый рынок страны. Прочие рынки (межбанковские платежи, денежные переводы, фондовый рынок, межбанковское кредитование и т.д.) успешно работают без участия международных организаций, по национальным правилам, процедурам и технологиям и без дополнительных выплат комиссий иностранным организациям, без депонирования средств в зарубежных банках в обеспечение гарантий взаиморасчетов.
Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard. Примерно треть владельцев кредитных карт приобрели их в 2005 году и чуть менее половины - за последние год-два.
Пока наш рынок кредитных карточных продуктов выглядит несколько хаотично. В перспективе стоит ожидать формирования двух наиболее развитых сегментов рынка кредитных карт:
В общей сложности к настоящему времени в России выпущено более 60 млн. банковских карт. Однако кредитных карт среди них 14 млн.12 млн. карт выданы в течение или после выплаты потребительского кредита, 2 млн. выданы через банковские каналы.
Специалисты прогнозировали, что к концу 2012 года количество кредитных карт в России может достигнуть отметки в 25 млн. Таким образом, каждая четвертая выпущенная карта будет кредитной.
Наибольшее количество в карточном портфеле банка составляют карты начального уровня, развивающие банковские отношения (VisaElectron, MasterCardMaestro). В настоящее время в российской практике банковского бизнеса особое значение приобрела не только конкурентоспособность кредитных учреждений, но и банковских продуктов.
Рыночные перспективы
Процесс вытеснения кредитными картами
обычных потребительских
Рынок карт становится для потребителя более разнообразным и более клиентоориентированным. Так, у многих банков создаются продукты для студентов, для постоянных клиентов, для клиентов с улицы и др. Некоторые банки на базе кредитных карт совместно с партнерами развивают кобрендовые проекты. Почти у каждого банка разработана система скидок для держателей карт в магазинах-партнерах банка.Таким образом, обостряющаяся конкуренция на российском рынке кредитных карт заставляет банки не только снижать кредитные проценты, но и модернизировать свою продуктовую линейку, улучшать условия получения карт.
По данным Центрального Банка Российской Федерации, в настоящее время на руках у россиян находится почти четырнадцать миллионов "кредитных карт". По прогнозам экспертов, карточное кредитование станет приоритетным для российских банков и вытеснит потребительское.
Российский рынок кредитных карт относительно невелик. Несмотря на это, он демонстрирует впечатляющие темпы роста. За 2012 г. количество кредитных карт увеличилось до 13,9 млн. штук.
На темпы роста пластикового рынка России заметно повлиял лидер этой отрасли - "Русский стандарт". Примечательно, что без учета данных этого банка, рост рынка составляет 60% против 38,4% с ним.
Рост "кредитного" пластика обусловлен почтовой рассылкой. В 2011 году она сформировала три четверти "пластикового" кредитного портфеля банков.
Развитие кредитных карт и карт лояльности со всевозможными бонусами начиная с 2010 года, по прогнозам экспертов, продолжится. Данный факт обусловлен стабилизацией экономической ситуации в стране. Например, разрабатываются партнерские бонусные программы с торговыми сетями, авиаперевозчиками, или даже возврат части потраченных по карте средств.
Именно карточное кредитование, по прогнозам аналитиков, станет приоритетным для российских банков и со временем вытеснит потребительское кредитование. Для банков этот продукт оказывается более доходным, поскольку снижаются операционные издержки.
Опросы показывают, что каждый четвертый
россиянин пользовался
Рис. 1. Доля дохода заемщиков на выплаты кредитов
Согласно новому исследованию, проведенному Национальным агентством финансовой информации (НАФИ) в январе 2012 года только треть россиян пользуется банковскими пластиковыми карточками. Исследование показало, что по сравнению с июлем 2011 года количество держателей банковских карточек в январе 2012 года осталось практически неизменным. Различия в количестве держателей находятся в переделах статистической погрешности исследования. Уровень пользования пластиковыми карточками в 2011-2012 гг. представлен на рисунке 2
Рис. 2. Уровень пользования
На данный момент на рынке присутствуют карты международных, так и российских платежных систем. При этом лидирующие позиции занимает Visa International, который принадлежит более половины российского рынка рисунке 3.
Рис 3. Структура российского рынка банковских карт
На развитие рынка банковских карт
оказывает влияние культур
Каждый десятый россиянин, пользующийся пластиковыми карточками, сообщил, что имеет в своем распоряжении кредитную карту. 7% опрошенных являются держателями дебетовой карточки без овердрафта и 2% - дебетовой карточки с овердрафтом.
Рис 4. Цели использования Банковских карт
Рис. 5. Цели использования банковских карт
Большинство держателей пользуются только одной платежной картой. Об этом сообщили 85% опрошенных. Каждый десятый держатель (12%) использует две карточки. У 2 % опрошенных в обращении находиться три карточки, и у 1% - четыре или пять банковских карточек.
Таким образом, принимая во внимания значительный темп роста выпуска карточек (ежегодно около 140%) можно прогнозировать, что через один-два года на каждого жителя будет приходиться по одной карточке.
Среди держателей карточек подавляющее составляют держатели расчетных (дебетовых) карточек. Кредитными организациями программ потребительского кредитования. Их доля в общем количестве эмитированных карточек составляет 90,9%. При этом количество карточек, полученных держателями по собственной инициативе, мо прежнему незначительно, то есть подавляющее большинство карточек - это карточки, выданные кредитными организациями в рамках
2.3. Совершенствование расчетов пластиковыми картами
Для создания благоприятных экономических условий банкам по внедрению банковских карт необходимо ввести налоговые льготы.
Для привлечения частного вкладчика, банки предоставляют наиболее выгодные условия по хранению и использованию денежных средств. Банковская кредитка служит своеобразным "знаком отличия", способным привязать клиента к банку.
Информация о работе Организация расчетов с использованием банковских карт