Организация расчетов с использованием банковских карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование организации и особенностей развития расчетов с использованием банковских.
Актуальностьвыбраннойдляисследованиятемызаключаетсявперспективахразвитияидальнейшегоувеличениядолибезналичныхрасчетоввобщеймассефинансовыхопераций.Банковскиекартыпозволяютсократитьобъемналичногоденежногообращения,снизитьрасходы,связанныесосуществлениемкассовыхопераций,хранениемитранспортировкойналичныхденежныхсредствисущественноускоритьбезналичныерасчеты.

Содержание

Введение 3
1. Банковские карты как инструмент организации безналичных расчетов. 5
1.1. Роль безналичных расчетов в экономике. 5
1.2. Сущность и условия безналичных расчетов. 7
1.3. Понятие и основные виды банковских карт. 11
1.4. Субъекты отношений с использованием банковской карты. 17
2. Итоги деятельности банков России на рынке платежных банковских карт за 2012 год. 20
2.1. Российская практика развития электронных банковских услуг на основе применения платежных карт 20
2.2 Анализ Российского рынка платежных карт 22
2.3. Совершенствование расчетов пластиковыми картами 26
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 112.docx

— 180.95 Кб (Скачать файл)

Одним из способов решения данной проблемы может стать внедрение  программы поощрения клиентов. На Западе, где уже давно сформировалась потребительская культура, многие банки  и платежные системы активно  используют в своей работе такие  программы. Примером тому служат American Express, Diners Club, Barclaycard и многие другие. Покупатели, использующие кредитные  карты тех банков, где у клиентов есть возможность участвовать в  программе лояльности, платят в среднем  на 10% больше, чем тех, где программы  поощрения клиентов не предусмотрены.

Как показывает мировой опыт, наибольшую эффективность демонстрируют две  схемы лояльности:

      1. Cash-back: программа лояльности, позволяющая клиенту возвращать на свой счет в банке определенный процент от сделанной им покупки. Например, расплатившись в магазине с помощью кредитной карточки и потратив при этом 100 долларов, Вы получаете обратно 1 цент.
      2. Программа лояльности, основанная на поощрении клиента специальными очками (бонусами). При каждой транзакции клиенту на специальный неденежный счет поступает определенное количество очков, напрямую зависящее от суммы покупки. Накопив некоторое количество бонусов, клиент может обменять их на значимый для него подарок. Подарком может быть билет на самолет, обед в ресторане, техника, поход в кино и т.д.

Несмотря на ориентированность кредитных организаций на выпуск карточек международных платежных систем, почти все операции с их использованием совершаются на территории Российской Федерации. В связи с этим в целях гармонизации национального рынка розничных платежных услуг и выработки базовых предпосылок для разработки финансового инструмента, удовлетворяющего интересам как поставщиков услуг (банков), так и потребителей (держателей платежных карточек, предприятий торговли, услуг), актуальным вопросом является создание национальной системы платежных карт (НСПК).

Экономическими и политическими  предпосылками построения НСПК является необходимость комплексного решения  задач по эффективному позиционированию российского банковского сектора  на международных рынках, обеспечению  государственных интересов, доступности  и безопасности розничных платежных  услуг, снижению их стоимости, повышению  уровня защищенности персональных данных держателей платежных карточек, а  также сокращению расчетов наличными  деньгами".

Говоря о проблеме безопасности в области использования банковских карточек, следует сказать, что махинации с пластиковыми карточками распространяются в основном на кредитные карточки, поскольку при использовании дебетовой карточки всегда проводится авторизация, то есть делается запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностях. В карточках со штрих-кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров. Карточки со штрих-кодом слабо защищены от подделки, что делает их малопригодными для использования в платежных системах.

Карты с магнитной полосой на сегодняшний день наиболее распространены. Их защищенность существенно выше, чем у карт со штрих - кодом. Однако и такой тип карт относительно уязвим для мошенничества. Тем не менее, развитая инфраструктура существующих платежных систем, и, в первую очередь, мировых лидеров "карточного" бизнеса - компаний Маstеr Саrd/Еurорау является причиной интенсивного использования карточек с магнитной полосой и сегодня. Для повышения защищенности карточек системы VISA и Маstеr Саrd/Еurорау используются дополнительные графические средства защиты: голограммы и нестандартные шрифты для эмбоссирования (нанесения рельефного шрифта).

В смарт-картах носителем информации является уже микросхема. Уровень  защиты карт памяти выше, чем у магнитных  карт, и они могут быть использованы в прикладных системах, включая те, в которых финансовые риски связаны  с мошенничеством. Смарт-карты дороже, чем магнитные карточки. Несмотря на это, смарт-карты рассматриваются  в настоящее время как наиболее перспективный вид банковских карт.

За последние годы преступность в сфере оборота банковских банковских карт претерпела качественные изменения - от деяний, совершаемых одиночками и небольшими группами, до преступлений, совершаемых хорошо организованными  группировками и преступными  сообществами (численностью до 50 человек). Для обеспечения безопасности банковских карт необходимо:

  • увеличить число степеней защиты банковских карточек;
  • обезопасить микропроцессоры от нежелательных атак извне;
  • хранить банковские карточки в надежных местах и подальше от посторонних глаз;
  • незамедлительно блокировать счета в банке в случае утраты платежной карточки;
  • защитить компьютерные сети от взломщиков.

В заключении хотелось бы отметить то, что банковские карты станут не строчкой в отчетах платежных систем, а  реальным платежным средством только в случае, если держатели будут  заводить их осознанно. Это произойдет, когда клиентам они не будут навязываться в рамках зарплатных проектов.

Западного уровня развития пластиковый  бизнес достигнет, когда значительное число карт станет кредитными. Причем при условии, что карты будут  выдаваться бесплатно и клиенты  смогут пользоваться "льготным периодом", в течение которого погасить кредит можно без уплаты процентов. Если бесплатные карты уже начинают появляться в России, то к введению "льготного  периода" банки пока не готовы и  по экономическим причинам, и из-за специфики законодательства.

Таким образом, проанализировав все  проблемы, связанные с обращением банковских карт в России, можно  предложить следующий механизм их решения:

  • разработка нормативно-правовой базы, закрепляющей специфику обращения банковских карт;
  • информационно-просветительская работа среди населения;
  • защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа;
  • внедрение программ поощрения клиентов.

 

 

Заключение

 

Внастоящеевремясистемыкарточныхрасчетовполучилираспространениевомногихстранахмира,арасчетысихпомощьюприобрелихарактермеждународных. Несмотря на развитие рынка банковских карт, пока российский рынок серьезно отстает от западных стран, объемы платежей с их использованием пока нельзя назвать значительными. Доля пластиковых карт в общем объеме оплаченных населением товаров и услуг составляет около 3,3%. Эксперты считают, что догнать западные страны Россия сможет через 5-10 лет при сохранении нынешней динамики. Улучшение макроэкономической ситуации в стране после финансового кризиса и дальнейшее развитие банковского сектора российской экономики будет способствовать не только количественным, но и качественным изменениям на российском карточном рынке в ближайшие годы.

По прогнозу агентства финансовой статистики Statbanker.ru, в 2012 году объём  операций по оплате товаров и услуг  по кредитным картам составил порядка 2 миллиардов долларов, а объём операций по снятию наличных достиг 15 миллиардов долларов. По дебетовым картам в  конце 2012 года общий объём операций по оплате товаров и услуг, а также  снятию наличных достиг 350 миллиардов долларов. Эксперты считают, что основными  задачами в дальнейшем будут являться предотвращение оттока клиентов, а  также удержание прежних объемов  и обеспечение максимально возможного прироста в существующих условиях рынка.

Основные выводы, полученные в работе:

1. Несмотря на активное развитие  рынка и рост количества банковских  карт у населения в последние  годы, эксперты считают рынок  еще недостаточно развитым.

2. В сфере использования банковских  карт населением в последние  несколько лет наметились положительные  тенденции: степень проникновения  банковских карт возросла.

3. Следует отметить, что около  половины банковских карт населения  являются не активными, то есть  не используются их владельцами  для каких-либо транзакций.

4. Максимальный объём средств  населения на карточных счетах  был зафиксирован в последний  месяц перед началом финансового  кризиса. С началом кризиса  граждане сняли со своих карт  значительные суммы денежных  средств. 

5. Доля дебетовых карт в России  традиционно больше, однако сегмент  кредитных карт в России также  продолжит развиваться, в отличие  от рынков многих европейских  стран, уже достигших насыщения 

6. Большинство операций с помощью  банковских карт совершается  с целью снятия наличных, а  сумма операций по оплате товаров  и услуг остаётся достаточно  небольшой. Развитие рынка сдерживает  низкое проникновение платёжных  терминалов в магазины и точки  продаж, а также распространение  банкоматов.

Рассматривая банковскую пластиковую  карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства  и преимущества. Для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при  получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и  многое другое; - для предприятий - расширение продаж и привлечение новых покупателей, существенное снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра  услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного  потенциала банка.

 

Списоклитературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ, глава 46 «Расчеты» статья 862 «Формы безналичных  расчетов.
  2. ДЕНЬГИ.КРЕДИТ.БАНКИ, профессор Лаврушин О.И, Издание второе, 2002
  3. Банковское дело, профессор О.И. Лаврушина, Москва 2009
  4. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. -2-е изд. Автор: Иванова В.В.

Москва , 2009

  1. Банковскиймаркетингибанковскийменеджмент, Лаврушин О.И, 2009.
  2. www.int-bank.ru/news/
  3. Система Межрегиональных Маркетинговых Центров -  Информационный портал межрегионального делового сотрудничества.
  4. www.bankru.info
  5. Обзор Российского рынка платежных карт за 2009 год, Москва. 2010
  6. Анализфинансовохозяйственной деятельности, 2010   www.analizhd.ru
  7. Версия газеты "Коммерсант" www.kommersant.ru от 20.05.2012 г.
  8. Егоров А. Пластмассовый бизнес // Эксперт Волга", 2011. - №4-5 (138) /9. с.21.
  9. Иванов Н.В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке. М.: Издательство "БДЦ-Пресс", 2011. - 131 с.
  10. Ивантер А. Карточный бизнес в России. // "Эксперт". - 2011. - №18 (559).
  11. Калистратов Н.В., Кузнецов В.А., Пухов А.В. Банковский розничный бизнес. М.: Издательство "БДЦ-Пресс", 2012. - 203 с.
  12. Ковалева Е. Процесс вытеснения кредитными картами обычных потребительских кредитов набирает обороты // Журнал "Деньги". - 2012. - № 22 (677). - С.18.
  13. Копытин В.Ю. Технология проведения расчетно-кассовых операций с использованием банковских карт в России // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2010. - №12. - с.9.
  14. Лебедев С. Владельцы банковских карт - кто они? // Деньги и кредит, 2010.
  15. Маренков Н.Л. Банковский маркетинг: учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 272 с.
  16. Перспективы рынка кредитных карт//"Банковское дело".-2011.-№6.
  17. Попова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 271с.
  18. Рейтинг РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rbc.ru
  19. Рынок кредитных карт - перспективы развития // "Банковское дело в Москве". - 2012. - № 3. - С.33-35.
  20. Спиранов И. Обзор новых правил регулирования операций с банковскими картами // Мир карточек. 2009. № 6. С.5-11.
  21. Стратегия маркетинга банковских карточек на развитых рынках // Платежи, системы, карточки. № 1 2008. С.39-45. № 2.2005. С.45-47.
  22. Трудные времена для глобальных карточных ассоциаций // Платежи, системы, карточки № 2 2009. С.17-23.
  23. Результаты деятельности Сберегательного банка в 2005 г. // Копилка. 2005. № 23. С.4-5.
  24. Материалы семинара "Электронные деньги: пластиковые карточки”, Центр информационных технологий, 2005.
  25. Матюхин В.Г., Пярин В.А. "Концепция обеспечения информационной безопасности платежной системы на основе интеллектуальных карт”, Системы безопасности, связи и телекоммуникаций, №3-4, 2005
  26. "Обеспечение безопасности данных в системах безналичных расчетов с использованием микропроцессорных карточек”, Банковское дело, №5, 2005,Экономика расчетов по пластиковым картам. 2005, III кв. М.: Европеум - пресс.122 с.
  27. Третьяк В. "Безопасность системы обслуживания пластиковых карточек”, Банковские системы и оборудование, №4, 2005, С.12
  28. Т.Б. Рубинштейн, О.В. Мирошкина "Пластиковые карты" М. 2003 "Гелиос АРВ" c.64-76
  29. Журналы "Банковские технологии”, "Мир карточек” за 2005-2009.
  30. Обзор газет "Деловой Петербург" и "Финансовая Россия” за 2008-2010.
  31. www.banki.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Рейтинг банков по количеству банковских карт в обращении на 01 января 2012 года

Банк

Количество  банковских карт в обращении на 1 января 2012 года (шт.)

в т. ч. платёжной системы Visa (шт.)

в т. ч. платёжной системы MasterCard (шт.)

в т. ч. платёжной системы Union Card (шт.)

в т. ч. платёжной системы STB (шт.)

в т. ч. платёжной системы NCC (шт.)

в т. ч. платёжной системы Сберкарт (шт.)

в т. ч прочих платёжных систем (шт.)

1

Сбербанк

30 438 932

11 469 784

15 773 330

0

0

0

3 195 818

0

2

Альфа-Банк

5 127 983

4 402 789

725 190

0

0

0

0

4

3

ВТБ 24

3 918 471

3 774 373

144 074

0

0

0

0

24

4

Уралсиб

3 817 873

1 670 610

746 630

0

0

0

0

1 269 720

5

Росбанк

3 709 939

1 708 086

1 949 918

0

0

0

0

51 935

6

Транскредитбанк

2 785 301

2 227 765

557 536

0

0

0

0

0

7

Балтийский  Банк

1 565 153

1 238 511

326 642

0

0

0

0

0

8

Райффайзенбанк

1 451 144

-

-

-

-

-

-

-

9

МДМ Банк

1 423 064

478 083

11 208

126 418

0

0

0

807 355

10*

Возрождение

1 292 104

-

-

-

-

-

-

-

10

Мастер-Банк

1 059 460

412 464

376 567

-

-

-

-

654

11

Собинбанк

873 159

632 084

240 777

0

0

0

0

298

12

ОТП Банк

750 122

454 113

0

0

0

0

0

296 009

13

АК  Барс

695 694

260 548

168 323

119 650

32 817

0

0

114 356

14

Промсвязьбанк

623 500

436 450

187 050

0

0

0

0

0

15

Финсервис

596 517

429 042

167 475

0

0

0

0

0

16

Банк  Санкт-Петербург

588 500

381 970

59 108

0

0

0

0

147 422

17

Юниаструм Банк

560 646

559 513

1 133

0

0

0

0

0

18

Петрокоммерц

555 799

516 762

39 001

0

0

0

0

36

19

УБРР

555 435

493 985

37 426

24 024

0

0

0

0

20

Ренессанс Кредит

549 816

53 715

496 101

0

0

0

0

0

21

СКБ-Банк

535 200

465 000

0

70 200

0

0

0

0

22

Юникредит Банк

494 932

444 732

50 200

0

0

0

0

0

23

Девон-Кредит

421 122

276 161

0

144 961

0

0

0

0

24

Запсибкомбанк

420 050

316 052

103 998

0

0

0

0

0

25

Связь-Банк

411 242

392 471

18 771

0

0

0

0

0

26

Челиндбанк

332 362

332 362

0

0

0

0

0

0

27

Севергазбанк

317 903

317 525

378

0

0

0

0

0

28

Кредит  Европа Банк

306 566

141 213

100 416

-

-

-

-

64 887

29

Бинбанк

286 361

-

-

-

-

-

-

-

30

Левобережный

272 335

0

150

0

0

0

0

272 185

31

Татфондбанк

261 102

205 406

47 278

0

0

0

0

8 418

32

Русь-Банк

251 628

87 112

164 516

0

0

0

0

0

33

Авангард

247 676

119 174

128 502

0

0

0

0

0

34

Номос-Банк

231 742

-

-

-

-

-

-

-

35

Всероссийский банк развития регионов

205 849

-

-

-

-

-

-

-

36

МБРР

205 281

140 313

64 968

0

0

0

0

0

37

Инвестиционный  Городской Банк

199 551

199 534

17

0

0

0

0

0

38

Газбанк

195 215

16 471

56

0

0

178 682

0

6

39

Примсоцбанк

191 064

0

0

0

0

0

0

191 064

40

БСЖВ

188 204

181 265

6 939

0

0

0

0

0

41

ИнвестКапиталБанк

168 199

5 724

162 475

0

0

0

0

0

42

Росевробанк

158 710

142 237

16 300

0

0

0

0

173

43

Стройкредит

138 696

138 696

0

0

0

0

0

0

44

Пробизнесбанк

125 629

60 512

65 059

0

0

0

0

58

45

Центр-Инвест

124 527

24 922

99 605

0

0

0

0

0

46

Кредитный Агропромбанк

115 721

106 385

9 336

0

0

0

0

0

47

Автовазбанк

106 077

4 425

8

0

0

101 644

0

0

48

АзиатскоТихоокеанский банк

100 000

100 000

0

0

0

0

0

0

49

Московский  Кредитный Банк

97 538

77 773

19 765

0

0

0

0

0

50

СДМ-Банк

94 780

66 047

28 564

0

0

0

0

169

Информация о работе Организация расчетов с использованием банковских карт