Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:56, дипломная работа
Целью данного проекта является изучение роли государства в формировании и развитии рынка пластиковых карт, а также выявление состояния данного рынка в нашей стране и сравнение его с рынками других стран.
Основные задачи, которые решаются в данном проекте - рассмотреть виды карт, их основные особенности; выявить средства управления и воздействия государства на рынок пластиковых карт; проанализировать динамику развития национальных карточных рынков в двенадцати экономически развитых странах в период 2004-2006 гг. с целью выявления общих черт и количественных показателей, характеризующих высокий уровень развития карточного рынка; сопоставить основные характеристики и показатели нынешнего состояния российского рынка карт с карточными рынками ведущих стран мира с целью определения возможных и желательных направлений его ближайшего развития.
Похоже, что прогнозирование развития ситуации на рынке услуг банковского самообслуживания на глобальном и региональном уровнях - занятие исключительно неблагодарное. Эксперты неоднократно ошибались (как, например, с предсказанием повышенного спроса на наличные в момент введения наличных евро в январе 2002 г., - никакого повышенного спроса на банкоматные услуги не было отмечено) и, судя по всему, будут ошибаться и впредь, поскольку на динамику этого рынка влияет великое множество действующих в разных направлениях факторов24.
Что касается России, то, с одной стороны, существует очевидное отставание от экономически развитых стран по плотности банкоматной инфраструктуры, но, с другой стороны, при сохранении высоких темпов эмиссии карт в нашей стране в ближайшие годы число устройств самообслуживания должно будет расти также достаточно высокими темпами - просто потому, что спрос на услуги по выдаче наличных тоже будет расти. С учетом того, что в 2004 г., по данным Банка России, 92,8% всех карточных трансакций в нашей стране приходилось на снятие наличных и этот показатель в ближайшие годы вряд ли понизится, компании - поставщики банкоматов могут уверенно рассчитывать на высокие объемы продаж в России. Правда, при столь подавляющей доле зарплатных проектов на карточном рынке нашим потребителям вряд ли потребуется так много банкоматов, как, скажем в США или Японии: для того чтобы 1-2 раза в месяц выбрать свою заработную плату, с лихвой хватит сотни полторы банкоматов на 1 млн. жителей.
Использование карт с дебетовой и кредитной функцией для покупки товаров и услуг. Карты с дебетовой функцией
В отличие от сегмента карт с функцией снятия наличных, динамика карт с дебетовой функцией, равно как и инфраструктура их обслуживания, в экономически развитых странах на протяжении последних пяти лет демонстрировала положительную динамику. Число POS-терминалов, обслуживающих такие карты, увеличивалось год от года с завидным постоянством (табл. 3.5, приложение 3.7-3.9).
Таблица 3.5. Число POS-терминалов, обслуживающих карточки с дебетовой функцией в расчете на 1 млн. жителей в 2002-2006 гг.*
Страна |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Бельгия |
9121 |
9746 |
11361 |
14047 |
13136 |
Канада |
13024 |
13317 |
14231 |
14881 |
15737 |
Франция |
12047 |
13261 |
13848 |
14845 |
15620 |
Германия |
4423 |
5761 |
7194 |
5291 |
5584 |
Италия |
6001 |
7549 |
9878 |
12918 |
14109 |
Япония |
127 |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Нидерланды |
8533 |
9208 |
9774 |
10333 |
10972 |
Сингапур |
4088 |
4506 |
4851 |
5067 |
5625 |
Швеция |
8406 |
9160 |
9822 |
9917 |
11439 |
Швейцария |
7158 |
8599 |
9369 |
10174 |
10976 |
Великобритания |
10462 |
11970 |
12533 |
13078 |
13691 |
США |
6157 |
8414 |
10976 |
12257 |
12128 |
В среднем |
6136 |
9066 |
10862 |
11735 |
12040 |
Россия |
73 |
99 |
145 |
200 |
338 |
*Примечание: таблица составлена автором на основании литературных источников [18,27,28]
Также росли количество трансакций по картам с дебетовой функцией - в абсолютном и относительном выражении; средние величины платежных трансакций по картам с дебетовой функциональностью. Причем в 2000-2004 гг. дебетовые сегменты карточных рынков большинства экономически развитых стран характеризовались интенсивным типом развития - средние величины трансакций росли более высокими темпами, чем среднее количество трансакций по этим картам. Что не могло не радовать эквайреров (увеличение размеров торговых комиссий в результате увеличения средних размеров покупок) и эмитентов (увеличение доли дебетовых продуктов в структуре эмиссии означало относительное уменьшение кредитных рисков). Что касается торгово-сервисных компаний, то они, как известно, отнеслись к увеличению количества карт с дебетовой функцией в обращении неоднозначно.
С одной стороны, статистика подтверждает гипотезы экономистов-теоретиков о существовании непрямого сетевого эффекта. Видно, что рост эмиссии дебетовых карт в США и странах Западной Европы вызвал рост числа POS-терминалов (и, соответственно, числа торгово-сервисных фирм), обслуживающих эти карты. В свою очередь, развитие инфраструктуры обслуживания дебетовых карт вызвало новый всплеск эмиссии дебетовых продуктов. Все это в динамике стало напоминать снежный ком - чем больше карт, тем больше акцептантов этих карт, чем больше акцептантов, тем больше спрос на карты и больше эмиссия - и так далее, почти до бесконечности.
С другой стороны, торговцы тоже захотели поучаствовать в дележе возросших доходов и затребовали от эквайреров и платежных систем снизить торговые комиссии. В результате - многочисленные суды и вмешательство регулирующих инстанций.
Карты с кредитной функцией
Вопреки убеждению некоторых российских специалистов сегмент карт с кредитной функцией развит во многих экономически развитых странах не столь хорошо, как сегменты карт с дебетовой функцией или функцией снятия наличных. Кредитные продукты играют определяющую роль на карточных рынках США, Канады, Японии, отчасти - Великобритании. Причем в Японии большая доля кредитных карт по европейским меркам трактовалась бы как дебетовые карты с отсроченным дебетованием, поскольку многие японские держатели обязаны погашать кредит полностью по истечении одного учетного периода и не имеют права пролонгировать кредит, как американские или британские держатели (прил. 3.10-3.14).
В результате число кредитных карт в большинстве стран и регионов экономически развитого мира растет более медленными темпами, чем карты с дебетовой функцией. Более медленными темпами растет и инфраструктура обслуживания этих карт.
В России в последние годы никакого существенного сдвига в сторону более частого использования карт для покупки товаров и услуг не отмечалось. Скорее наоборот: доля трансакций по снятию наличных увеличивается. В 2006 г. всего 7,3% карточных трансакций приходилось на покупку товаров и услуг. Сумма же покупок по картам вообще столь мала, что сравнивать ее с аналогичными показателями в экономически развитых странах просто бессмысленно.
Таким образом, исходя из сравнительного анализа можно сделать следующие выводы:
В странах с развитыми карточными рынками количество находящихся в обращении карт таково, что показатели их численности в расчете на 1 тыс. жителей находятся в пределах от 740 (Франция) до 4355 (США). В России этот показатель находится на уровне 105 карт на 1 тыс. жителей.
В странах с развитыми карточными рынками в обращении находятся различные виды и типы карт, что обеспечивает возможность выбора для потребителей и возможность оптимальной настройки бизнес-моделей для эмитентов, эквайреров и фирм-акцептантов. Основную роль на современных развитых рынках играют карты с функциями снятия наличных, непосредственного и отсроченного дебетования и кредитной функцией. В последние годы сокращается доля карт, выпускаемых торгово-сервисными компаниями. Сложной остается и ситуация с картами с функцией электронных денег. В большинстве европейских стран удельный вес этих продуктов сокращается. Однако в США и ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона (особенно в Сингапуре) в последние годы электронные кошельки получают все большее распространение.
Банкоматы и карты с функцией снятия наличных продолжают играть заметную роль на всех без исключения национальных и региональных карточных рынках из числа стран, участвующих в анализе. Таким образом, не находит статистического подтверждения тезис о сокращении спроса на банкоматные услуги со стороны держателей в экономически развитых странах. Потребность жителей этих стран в наличных средствах по-прежнему остается на высоком уровне, несмотря на опережающие темпы развития безналичных инструментов и платежа и средств расчетов. Число банкоматов в экономически развитых странах продолжает расти, хотя относительные показатели числа и величин трансакций демонстрируют противоречивую динамику. В целом сегмент карт с функцией снятия наличных в развитых странах испытывает на себе воздействие различных факторов, поэтому прогнозировать конкретные параметры его развитие - даже на ближайшие годы - чрезвычайно трудно. В России показатели плотности банкоматных сетей и числа трансакций заметно отстают от средних показателей в экономически развитых странах. Однако при сохранении доминирующей на отечественном карточном рынке модели, основной на зарплатных проектах, потребность в устройствах самообслуживания оказывается значительно меньше, чем в экономически развитых странах. Поэтому нельзя считать показатели развития инфраструктуры устройств банковского самообслуживания в странах с развитыми карточными рынками эталонными для российского карточного рынка. Если количество банкоматов на 1 млн. жителей в этих странах достигает 1 тыс. и более, то в России сохранение зарплатной модели карточного бизнеса позволяет достичь оптимальной плотности, вероятно, при 150 - 200 банкоматов на 1 млн. жителей.
В последние годы в странах с развитыми карточными рынками происходит активное распространение карт с дебетовой функцией - и как инструмента для снятия наличных, и как инструмент платежа за товары и услуги. Развитие дебетового сегмента идет опережающими темпами практически во всех экономически развитых странах. Высокие темпы роста дебетового сегмента служат статистическим подтверждением известного в экономической теории феномена непрямого сетевого эффекта. Увеличение эмиссии карт с дебетовой функцией способствовало увеличению числа торгово-сервисных фирм-акцептантов и числа POS-терминалов, обслуживающих эти карты. В свою очередь, расширение инфраструктуры обслуживания карт с дебетовой функцией вызвало виток спроса на эти продукты и новое увеличение объемов эмиссии. Таким образом, карты вновь выступили в качестве платформы, объединившей две независимые группы потребителей - акцептантов и держателей.
В странах с развитыми карточными рынками продолжается достаточно стабильное расширение кредитного сегмента - хотя и не столь высокими темпами, как сегмента карт с дебетовой функцией и, как ни странно на первый взгляд, карт с функцией снятия наличных. Отчасти это объясняется различиями в методах статистического анализа в различных странах (в некоторых странах карты учитываются как кредитные, а в других странах карты с аналогичными функциями и характеристиками - как дебетовые). Отчасти это объясняется более узкими границами самого кредитного сегмента, связанного с меньшим числом потенциальных клиентов. В какой-то степени на замедление темпов роста кредитного сегмента повлияли и отчетливо проявившиеся в последние годы проблемы кредитного риска и стремительно накапливающейся потребительской задолженности. Что касается российского карточного рынка, то его сегмент платежных карт очень незначителен - как по сравнению с общим объемом трансакций по снятию наличных в России, так по сравнению с платежными сегментами в экономически развитых странах.
Статистические данные, свидетельствуют о наличии четко выраженной тенденции увеличения доли карточных трансакций в общем количестве платежных операций в экономически развитых странах. Карты как инструмент платежа и расчетов используются все чаще, а чеки все реже. Однако в общей стоимости платежных трансакций доля карточных операций остается мизерной - как правило, менее 0,5%.
Проведенный анализ показал, что рынок недостаточно развит, а следовательно, у него есть все возможности для дальнейшего перспективного развития. В последнее время этот рынок развивается бурно. По состоянию на 1 января 2007 г. на территории Российской Федерации Банком России зарегистрированы 452 кредитные организации, осуществляющие эмиссию и / или эквайринг банковских карт как российских, так и международных платежных систем. Таким образом, по сравнению с показателями на начало 2004 г. количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и / или эквайринг банковских карт, увеличилось на 14%, что говорит о расширении сферы деятельности кредитных организаций на рынке розничных банковских услуг. За двенадцать месяцев 2007 г. количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и / или эквайринг платежных, в том числе банковских, карт российских платежных систем, увеличилось на 6,6%, международных - на 21,4%. Превышение количества кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и / или эквайринг карт российских платежных систем над международными, по состоянию на 1 января 2007 г. составило 1,2 раза, в то время как по состоянию на 1 января 2004 г. аналогичное соотношение составляло 1,4 раза. По состоянию на конец 2004 г. количество эмитированных в Российской Федерации банковских карт превысило 24 млн., из которых более 50% приходится на карты российских платежных систем25. Это свидетельствует о том, что растет не только количество, но и качество. Люди стали пользоваться картами каждый день, они расплачиваются ими за товары и услуги. В Москве еще 5-6 лет назад держатели пластиковых карт пользовались только банкоматами. Сейчас такая картина наблюдается в регионах, где карты являются средством выдачи зарплаты. Но идет постепенное смещение: «зарплатные» карты становятся платежным средством. Для этого перехода важны 2 вещи. Во-первых, у нас еще недостаточно развита инфраструктура приема карт, еще не везде принимают карты. Это связано с тем, что большинство мелких точек не показывают безналичные обороты, не хотят лишний раз светиться. Многие точки регистрируются как предприниматель без образования юридического лица и работают по упрощенной бухгалтерии. Во-вторых, до 1 января 2004 года существовал налог с продаж, который также взимался и при безналичных расчетах, С карт, как и с наличных денег, брали налог с продаж. Это не стимулировало развитие рынка пластиковых карт. Однако сейчас ситуация существенно отличается от той, которая была 5-6 лет назад, когда карточки были уделом дорогих элитных магазинов и бутиков, самых дорогих супермаркетов. Сейчас это вполне демократичный инструмент. 2003 г. был годом старта активного потребительского кредитования в России. Кредитная карта - следующая ступень развития потребительского кредита после экспресс-кредитования в таких областях, как торговля электроникой, бытовой техникой и спортивными товарами. На настоящий момент средний объем потребительского кредита составляет 10-15 тыс. руб. или 300-500 долларов. В ближайшие 2-3 года ситуация кардинальным образом изменится, так как банки заинтересованы в доходности бизнеса, а прибыль лежит именно в развитии кредитных карт. Кредитные карты начнут постепенно вытеснять классическое потребительское кредитование, так как стоимость обслуживания таких кредитов достаточна высока.
В перспективе некоторые платежные системы хотят создать единую национальную платежную систему. Платежная система «Золотая корона» осенью 2004 г. представила Банку России концепцию создания в России национальной платежной системы.
Согласно представленным тезисам концепции, целью создания национальной платежной системы является укрепление и развитие отечественного банковского сектора, развитие системы розничных расчетов в безналичной форме с постепенной тенденцией к преобладанию безналичной формы расчетов над наличной. Платежная система способна сыграть ведущую роль в формировании системы мониторинга результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными средствами.
Необходимо создать систему допуска банков к эмиссии и обслуживанию карт национальной платежной системы, предоставляющую равные условия кредитным организациям Российской Федерации для участия в национальной платежной системе. При этом в тезисах концепции особо отмечена необходимость прямого ограничения на использование иностранных технологий при реализации зарплатных, социальных и других проектов на предприятия военно-промышленного комплекса, а также других, относящихся к стратегическим отраслям экономики России в целях обеспечения необходимого уровня национальной безопасности.
Концепция предполагает, что область применения многофункциональных банковских карт должна регулироваться помимо Банка России также Министерством экономического развития и торговли, Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством информационных технологий и связи. Платежная система «Золотая корона» выступает за создание в России единой федеральной системы розничных безналичных расчетов в результате объединения «Золотой короны» и системы «Сберкарт». При реализации этого проекта в достаточно короткие сроки сформируется единая инфраструктура национального масштаба для проведения массового розничного обслуживания. Технологические возможности российских платежных систем позволяют уже сегодня обеспечить разнообразные способы совершения розничных безналичных расчетов с использованием пластиковой карты, мобильного телефона через Интернет, полагает «Золотая корона».
В проекте письма говорится, что «пора предпринимать конкретные действия по созданию единой национальной платежной системы, которая должна учитывать всю экономическую, социальную, технологическую, юридическую и даже географическую специфику России». На первом этапе «государство должно определить правила обслуживания и обращения пластиковых карт на территории России, условия сертификации необходимого оборудования и программного обеспечения, а также определить механизмы гарантий платежа и расчетов между участниками различных платежных систем». Все эти меры, по мнению авторов письма, «снизят уровень мошенничества на рынке пластиковых карт, уменьшат зависимость отечественных банков от иностранных платежных систем и создадут условия для развития свободной конкуренции российских платежных систем». На втором этапе создания единой национальной платежной системы государство должно ввести обязательное обслуживание на территории России карт, выпущенных в соответствии с установленными правилами, и вручить их гражданам. Только по этим картам россияне смогут получать зарплату и социальные выплаты, совершать покупки в магазинах, оплачивать коммунальные платежи. А международные пластиковые карты останутся исключительно для использования при поездках за границу.
Информация о работе Основы государственного управления рынком пластиковых карт