Основы государственного управления рынком пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного проекта является изучение роли государства в формировании и развитии рынка пластиковых карт, а также выявление состояния данного рынка в нашей стране и сравнение его с рынками других стран.
Основные задачи, которые решаются в данном проекте - рассмотреть виды карт, их основные особенности; выявить средства управления и воздействия государства на рынок пластиковых карт; проанализировать динамику развития национальных карточных рынков в двенадцати экономически развитых странах в период 2004-2006 гг. с целью выявления общих черт и количественных показателей, характеризующих высокий уровень развития карточного рынка; сопоставить основные характеристики и показатели нынешнего состояния российского рынка карт с карточными рынками ведущих стран мира с целью определения возможных и желательных направлений его ближайшего развития.

Вложенные файлы: 1 файл

государственное управление операциями с платежными картами.rtf

— 1.28 Мб (Скачать файл)

 


3 1

 

 

2 4 5

 

8 9

 

 

6 7

 

 

Рис. 2.1. Структура договорных связей участников расчетов

 

Между процессинговой компанией и банком-эквайрером, получающим статус участника платежной системы, также возможно заключить договор коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ), согласно которому банку-эквайреру на возмездной основе передается право осуществлять обслуживание банковских карт, а также охраняемая коммерческая информация, знак обслуживания и соответствующие компьютерные технологии. Такой договор может содержать право эквайрера разрешать использование названных исключительных прав третьим лицам на условиях субконцессии (4).

Отношения между расчетным агентом и банком-эквайрером (или банком-эмитентом), имеющим статус участника данной платежной системы, строятся на основе договора банковского счета (гл. 45 ГК РФ) (5).

Между банком-эмитентом, являющимся (или не являющимся) участником платежной системы, и лицом, приобретающим банковскую карту, заключается договор банковского счета (гл. 45 ГК РФ) (6).

Между банком-эмитентом, осуществляющим деятельность по эквайрингу, и предприятием торговли (услуг) заключается смешанный договор (ст. 421 ГК РФ), содержащий положения договора банковского счета (гл. 45 ГК РФ) и договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ) (когда предприятие торговли за вознаграждение обслуживает (принимает к оплате) определенный тип банковских карт), а также положения предусмотренных гражданским законодательством договоров, регулирующих возмездное предоставление банком в аренду или собственность предприятию торговли (услуг) необходимого оборудования (POS-терминалов), их наладку и обслуживание (7).

Другой вариант - заключение между банком и предприятием торговли (услуг) договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) (гл. 55 ГК РФ), с учетом перечисленных выше условий.

Между банком-эмитентом, имеющим статус участника платежной системы, и банком-эмитентом, не имеющим статуса участника платежной системы, заключается договор субконцессии (ст. 1029 ГК РФ), определяющий весь стандартный для такого вида договоров набор условий (8).

Отношения между банком-эквайрером, имеющим статус участника платежной системы, и банком-эквайрером, не имеющим такого статуса, могут закрепляться договором банковского счета (гл. 45 ГК РФ) (9)20.

В качестве иного варианта нам представляется возможным заключение между участниками операций с банковскими картами, обращающимися в рамках одной платежной системы, договора простого товарищества (о совместной деятельности) (гл. 55 ГК РФ). С одной стороны, такой договор не создает нового юридического лица (это специфика российского гражданского законодательства), а с другой - замыкает участников расчетов в единую организационную производственную структуру.

Договор о совместной деятельности устанавливает общие принципы взаимодействия участников расчетов, закрепляет их правовую связь, упорядочив функционирование международной (в российской ее части) или отечественной платежной системы.

Затем между участниками платежной системы заключаются договоры, необходимые для проведения конкретных операций - составляющих элементов системы расчетов (например, договоры об открытии банковских счетов, договоры о размещении банковских вкладов и пр.). Между банком-эмитентом и лицом, приобретающим банковскую карту (клиентом), заключается договор о выдаче банковской карты, носящий смешанный характер (ст. 421 ГК РФ). По нашему мнению, такой договор содержит элементы договора банковского счета, предусмотренного ГК РФ, и договора об осуществлении расчетов по операциям, совершаемым с использованием банковской карты, предусмотренного Положением №23-П.

Таким образом, регулирование государством операций с банковскими картами происходит путем издания нормативно-правовых актов. Основным документом в настоящее время является выше упомянутое Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием», что, безусловно, говорит о недостатке и скупости нормативно-правовой базы в этой сфере. Значение этого Положения заключается в определении устойчивых юридических понятий банковской карты, ее видов, операций с банковскими картами, участников соответствующих правоотношений.

 

3. Сравнительный анализ развития рынка пластиковых карт и тенденции его перспективного развития

3.1 Сравнительный анализ развития российского рынка пластиковых карт и рынков 12 экономически развитых стран

 

В настоящее время свыше 200 стран мира развивают банковские услуги на основе кредитных карточек, а безналичная оплата товаров и услуг во многих странах достигает 90% в структуре всех денежных операций. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать развитие российского рынка пластиковых карт по сравнению с экономически развитыми странами.

До сих пор мы практически не имели возможности видеть в открытых публикациях некоторые статистические данные, касающиеся отечественного карточного рынка - по крайней мере, в едином статистическом формате. Кроме того, даже при наличии подобных данных еще года три - четыре назад сопоставление российского карточного рынка с аналогичными рынками в США, Великобритании, Японии и других стран с высоким уровнем экономического развития могло представлять интерес разве что для любителя черного юмора. Как известно, состояние российского карточного рынка первые полтора-два года после финансового кризиса 1998 г. было удручающим. Однако постепенно, по мере стабилизации ситуации в банковском секторе и национальном хозяйственном комплексе страны в целом карточный бизнес восстановился, а затем и двинулся вперед достаточно быстрыми темпами.

Для целей анализа можно считать понятия «экономически развитая страна» и «страна с развитым карточным рынком» однозначными. Безусловно, не всякая экономически развитая страна имеет высокий уровень развития карточного рынка (например, уровень ВВП и доходов на душу населения в нефтяных государствах Ближнего Востока исключительно высок, а карточные рынки находятся в эмбриональной форме). Однако любой развитой карточный рынок обязательно подразумевает высокий уровень экономического развития национального хозяйственного комплекса, системы рыночных отношений и банковского сектора в стране.

В качестве необходимых условий существования развитого карточного рынка в той или иной стране обычно называются высокий уровень таких макроэкономических индикаторов, как ВВП в расчете на душу населения, уровень доходов в расчете на одного жителя, а также положительная динамика этих показателей в течение достаточно длительного периода времени. Среди институциональных факторов, влияющих на уровень развития национальных карточных рынков, традиционно отмечаются развитие финансовой и банковской инфраструктуры, определяющей развитость рынка потребительских финансовых и банковских услуг; наличие правовой базы, регламентирующей отношения между держателями карт и кредитными учреждениями; присутствие государственных и частных институтов, занимающихся сбором и распространением информации о кредитоспособности заемщиков, а также наличие законодательных актов, регламентирующих права таких учреждений, равно как и учреждений, занимающихся сбором просроченной задолженности держателей. Среди других важнейших условий существования в стране развитого карточного рынка наиболее часто называется высокий уровень развития телекоммуникационных услуг, т.е. устойчивость, надежность и высокое качество телефонной связи, а также относительная дешевизна телекоммуникационных услуг - непременные условия для эффективной авторизации и процессинга трансакций.

Наконец, что касается качественных характеристик высокоразвитого рынка карт как такового, то перечень таких характеристик включает (но, вероятно, не ограничивается):

наличие достаточно большого числа эмитентов различных типов;

наличие достаточно большого числа эквайреров различных типов;

большие объемы эмиссии карт в абсолютном и относительном (в расчете на 1 тыс. жителей) выражении, а также числа трансакций и оборотов по картам в абсолютном и относительном выражении;

наличие на рынке различных видов карт - кредитных, дебетовых, расчетных (дебетовых с отсроченным платежом), электронных кошельков, совместных и т.п.;

наличие на рынке карт на различной технологической основе - с магнитной полосой, микропроцессором; с двойным интерфейсом; с несколькими приложениями на одной карте и т.п.;

высокая плотность сети устройств самообслуживания (банкоматов) и ПВН;

развитая торгово-сервисная инфраструктура обслуживания карт - высокая плотность сетей компаний-акцептантов и POS-терминалов;

высокая доля платежных трансакций - и по количеству, и по стоимости - относительно трансакций по снятию наличных и получению кассовых авансов;

высокая доля платежей по картам - и по количеству, и по стоимости (величине) трансакций - относительно доли других инструментов розничных платежей (банковских чеков, наличных).

Наконец, нужно отметить, что употребляемые в таблицах сокращения интерпретируются следующим образом:

Н. д. - нет данных; данные отсутствуют либо за рассматриваемый период еще не представлены национальными статистическими органами.

Незн. - количественное значение показателя в абсолютном или относительном (процентном) выражении незначительно.

Непр. - статистически неприменимо.

Общеэкономические и финансовые индикаторы

В этом разделе приводятся базовые статистические показатели, характеризующие уровни развития национального хозяйственного комплекса России и 12 зарубежных экономически развитых стран. Данные относятся только к показателям ВВП в абсолютном и относительном выражении и уровню развития финансовой / банковской инфраструктуры. Данные приводятся в качестве иллюстрации (и одного из доказательств) тезиса о взаимосвязи высокого уровня экономического развития и развитости финансовой и банковской инфраструктуры (с одной стороны) и высоким уровнем развития национального карточного рынка (с другой стороны).

По уровню экономического развития и уровню жизни рассматриваемые государства относятся к числу первых 30 наиболее богатых стран мира. Как видно из приложения 3.1, самый низкий уровень показателя ВВП на душу населения из 12 зарубежных стран (в долларовом выражении) приходится на Сингапур - 20 856 долл. в 2004 г. В 2003-2004 гг. наиболее типичным являлся диапазон от 24 до 27 тыс. долл. в год. По показателю ВВП на душу населения Россия в 2003-2004 гг. более чем в 10 раз отставала от среднего уровня по 12 зарубежным странам. Зависимость между уровнем ВВП и степенью развитости карточного рынка очевидна. Чем меньше страна производит, тем меньше она в состоянии потреблять и меньше сберегать. Значит, границы использования карт как инструмента платежа (текущее потребление) и средства для получения кредитов (низкая норма сбережения не позволяет ни обеспечить кредитование, ни возвращать долги в будущем периоде) жестко ограниченны21.

Различия в уровнях развития банковской инфраструктуры (приложение 3.2) между Россией и 12 зарубежными странами почти столь же значительны, что и в уровнях ВВП на душу населения. В 2003-2004 гг. в нашей стране плотность банковской инфраструктуры характеризовалась показателями 75-76 банковских отделений на 1 млн. жителей, в экономически развитых странах (за исключением Сингапура и Нидерландов) - более 200. В странах с большой численностью населения (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия) плотность банковской инфраструктуры измерялась показателями от 240 отделений на 1 млн. жителей (Великобритания) до 610 (Германия).

Нужно заметить, что в начале нового десятилетия в большинстве из рассматриваемых зарубежных стран прошли очередные волны слияний и поглощений в сфере финансовых и банковских услуг. В результате численность банковских отделений, равно как и других учреждений, оказывающих банковские услуги населению и бизнесу, сократилась. Из данных в приложении 3.2, в частности, можно сделать вывод, что плотность сетей отделений банков и других учреждений, предлагающих платные услуги, во всех рассматриваемых экономически развитых странах в 2004 г. снизилась по сравнению с 2003 г., за исключением США. В большинстве стран происходят процессы, связанные с более рациональным и эффективным использованием инфраструктуры платежных услуг и каналов взаимосвязи с частными и корпоративными клиентами.

Эмиссия карт

По общему количеству эмитированных карт к концу 2006 г. Россия находилась примерно на одном уровне c Нидерландами, т.е. со страной с численностью населения не более 20 млн. человек (табл. 3.1). Из табл. 3.2 видно, что для современного развитого карточного рынка типичным является показатель в диапазоне 1500-1700 эмитированных карт на каждую тысячу жителей.

 

Таблица 3.1. Количество эмитированных карточек в 2002-2006 гг., млн. шт.

Страна

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Бельгия

13,578

14,907

15,437

15,552

16,535

Канада

57,0

62,0

65,0

Н.д.

Н.д.

Франция

33,861

37,563

40,945

43,315

45,404

Германия

96,195

106,420

116,709

136,164

132,625

Италия

28,045

36,222

38,141

44,858

49,411

Япония

302,49

312,23

320,35

325,11

331,77

Нидерланды

24,0

24,8

26,0

25,8

26,4

Сингапур

3,014

3,177

2,982

3,078

5,913

Швеция

11,226

11,834

12,857

12,844

15,330

Швейцария

7,550

8,266

8,442

8,814

9,131

Великобритания

112,227

118,338

127,294

136,833

147,530

США

1236,0

1219,4

1250,0

1234,0

1256,9

Россия

7,154

10,593

15,5

18,25

23,165

Информация о работе Основы государственного управления рынком пластиковых карт