Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:56, дипломная работа
Целью данного проекта является изучение роли государства в формировании и развитии рынка пластиковых карт, а также выявление состояния данного рынка в нашей стране и сравнение его с рынками других стран.
Основные задачи, которые решаются в данном проекте - рассмотреть виды карт, их основные особенности; выявить средства управления и воздействия государства на рынок пластиковых карт; проанализировать динамику развития национальных карточных рынков в двенадцати экономически развитых странах в период 2004-2006 гг. с целью выявления общих черт и количественных показателей, характеризующих высокий уровень развития карточного рынка; сопоставить основные характеристики и показатели нынешнего состояния российского рынка карт с карточными рынками ведущих стран мира с целью определения возможных и желательных направлений его ближайшего развития.
Между тем процессинговая компания платежной системы представляет собой юридическое лицо, обладающее исключительным правом на использование товарного знака данной платежной системы, устанавливающее правила платежной системы, а также осуществляющее функции процессингового центра данной платежной системы, за исключением случаев, когда исполнение названных функций в соответствии с локальными актами данной платежной системы передано третьему лицу (участнику расчетов, выступающему в качестве процессингового центра).
Среди основных организационных и экономических функций процессинговой компании, во многом определяющих ее правовой статус, следует отметить: организацию функционирования и развития платежной системы как системы расчетов; развитие инфраструктуры данной платежной системы; стратегическое планирование деятельности, а также осуществление маркетинговых и рекламных компаний; установление единой правовой базы путем разработки и введения локальных актов платежной системы, носящей обязательный характер для всех ее участников; установление и обеспечение единых для всех участников платежной системы технологических стандартов (в том числе в области программного обеспечения и необходимого для проведения расчетов компьютерного и специального оборудования), стандартов безопасности и экономических нормативов деятельности.
Вместе с тем основной технологической функцией процессинговой компании является итоговый процессинг - сбор, обработка и рассылка участникам расчетов юридически и экономически значимой информации по операциям с банковскими картами. Исключением является ситуация, когда данная функция осуществляется не структурным или обособленным подразделением процессинговой компании, а иным юридическим лицом. В этом случае такое юридическое лицо участвует в функционировании данной платежной системы в качестве процессингового центра и становится самостоятельным участником расчетных правоотношений.
При продвижении системы в регионы возрастает значение эффективности согласования работы региональных процессинговых центров (обособленных подразделений процессинговой компании, созданных в соответствии со ст. 55 ГК РФ, или самостоятельных юридических лиц) с работой главного процессингового центра системы. Необходимо обеспечение надежной связи между центрами, дублирование баз данных, координация деятельности системы в рамках общей стратегии. При компетентном решении поставленных вопросов прибыль системы значительно возрастает. Поэтому одним из важнейших вопросов, возникающих при расширении системы, является построение четкой иерархической структуры региональных и локальных процессинговых центров.
Еще одной важной функцией процессинговой компании, как головной компании платежной системы, является лоббирование интересов банков - участников системы, в частности, возможное изменение схемы налогообложения, изменение инструкций Минфина, изменение или издание новых законодательных актов, реализация промышленных проектов при участии отечественных предприятий, задачи развития связи, разработка или корректировка промышленных стандартов на оборудование. Процессинговые компании становятся инициаторами создания ассоциаций участников системы и других объединений банков-участников, которые влияют на политику, проводимую банками в области пластиковых карт и других сферах банковского бизнеса. При активном участии процессинговых компаний проводятся конференции и встречи участников рынка пластиковых карт, разрабатываются направления дальнейшего развития, согласовываются интересы банков, производителей оборудования и создателей программного обеспечения17.
В соответствии с Положением №23-П расчетным агентом является кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт.
Роль расчетного банка платежной системы является экономически привлекательной для кредитных организаций. Вместе с тем к банкам, претендующим на получение такого статуса, как правило, предъявляются достаточно жесткие требования по выполнению обязательных нормативов, устанавливаемых в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России).
Все участники системы обязаны иметь корреспондентские счета в расчетном банке, а поскольку банк осуществляет расчеты между участниками системы, то деньги из него практически не «уходят». Исключение составляют случаи, когда банки-эквайреры отзывают часть средств из расчетного банка. Такая ситуация складывается, если в торговых предприятиях и ПВН банка совершается большое количество трансакций по картам других банков, а объем трансакций по его собственным картам в сети «чужих» ПВН и торговых организаций невелик. Общая сумма возмещении, поступающих банку-эквайреру, может значительно превышать остаток, требующийся для работы банка в системе, поэтому в случае необходимости банк может отозвать часть средств со своего корреспондентского счета.
По вполне понятным причинам экономического характера, расчетный агент заинтересован в ведении корреспондентских счетов членов платежной системы и участии в проведении расчетов между ними, а также расчетов с предприятиями торговли (услуг). Поэтому в ряде платежных систем, в соответствии с условиями заключенных договоров, часть расходов по организации функционирования платежной системы может перекладываться с процессинговой компании на расчетного агента.
Кроме того, банки - участники системы вправе осуществлять расчеты с использованием банковских карт в качестве банков-эмитентов и банков-эквайреров.
Впервые устойчивое правовое определение понятия «эмитент» введено в оборот рекомендательными актами Европейского Союза. В частности, в соответствии с положениями ст. 2 Рекомендаций Комиссии Европейского Союза от 17 ноября 1988 г. №88/590/ЕЭС «О сделках, проводимых с использованием платежных устройств, их эмитентах и держателях» эмитентом признается лицо, которое в рамках своей профессиональной деятельности предоставляет в распоряжение своему клиенту платежное устройство (инструмент) на основании подписанного с ним соглашения18.
Положение №23-П содержит следующие определения эмитента и эмиссии. Эмитент - кредитная организация (филиал), осуществляющая эмиссию банковских карт. Эмиссия банковских карт - деятельность по выпуску банковских карт, открытию счетов и расчетно-кассовому обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им банковских карт.
Выступая в ходе функционирования платежной системы в качестве банка-эмитента, кредитная организация, как правило, берет на себя следующие функции: анализ данных клиента, принятие решения о благонадежности клиента, а если карта кредитная, то и анализ кредитоспособности клиента; определение кредитного лимита; открытие и последующее ведение карточных счетов, их закрытие в случае прекращения действия договора с клиентом; выпуск и персонализацию карт (то есть кодирование и запись персональных данных держателя карты на магнитную полосу или микросхему карты, эмбоссинг), высылку карты клиенту, после окончания срока ее действия - предоставление новой карты; биллинг (подготовку и высылку клиенту выписок о состоянии его карточного и депозитного счетов (с указанием совершенных им за отчетный период операций) и начисленных по остатку на счете процентах или процентах, которые клиент должен уплатить за пользование кредитом или овердрафтом); бухгалтерский учет операций по карточному счету; текущую работу с клиентами (ответ на запросы клиентов о текущем состоянии счета, об остатке на счете или остатке непогашенной задолженности, рассмотрение претензий клиента по оспариваемым операциям, неполучению в срок выписок); обеспечение безопасности операций по картам и контроль операций по счетам с целью выявления случаев мошенничества; оперативный обмен информацией с другими участниками платежной системы; маркетинг.
Маркетинговые работы банка-эмитента сводятся к поиску новых клиентов, проведению рекламных акций и мероприятий, исследований рынка и поиску новых форм работы с клиентами. Важное значение имеет работа, направленная на повышение активности клиентов в совершении расчетов с использованием карты. Можно выделить два основных направления: введение программ стимулирования клиента за совершение покупок в предприятиях торговли; предоставление клиенту широкого спектра информации о новых услугах, новых видах товаров, предлагаемых торговыми фирмами, новых торговых предприятиях, обслуживающих карты или предоставляющих по ним скидки.
В первом случае клиенту при совершении покупки с использованием карты начисляется на его счет вознаграждение в пределах межбанковского вознаграждения эмитента. Возможно начисление премий, если клиент совершит покупки на общую сумму больше определенной величины, установленной банком. Во втором случае клиенту вместе с выписками вручаются рекламные материалы той или иной торговой фирмы, купоны на право получения скидки и т.п. Возможно сотрудничество банков с крупными торговыми или транспортными компаниями на определенной основе, когда по картам банка данными компаниями предоставляются скидки; банк же предоставляет компаниям льготное кредитование.
Оперативный обмен информацией с участниками системы заключается в своевременном проведении сеансов связи с процессинговым центром и обменом информацией с другими участниками системы, если это необходимо. Это может быть обмен данными о физических и юридических лицах, уличенных в мошеннических действиях или в попытках совершения таковых.
При этом необходимо выделить две категории кредитных организаций, являющихся эмитентами: банки, имеющие статус участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эмиссии банковских карт на основании договора с процессинговой компанией (головной компанией) платежной системы; банки, не имеющие статуса участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эмиссии банковских карт непосредственно на основании договора с кредитной организацией, обладающей статусом участника данной платежной системы.
Определение эквайрера в Положении №23-П дается через понятие эквайринга. Эквайринг - деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации. Эквайрер - кредитная организация, осуществляющая эквайринг.
Таким образом, эквайрерами являются кредитные организации, которые в соответствии с заключенными в данной платежной системе договорами занимаются кассовым обслуживанием и обслуживанием расчетов держателей банковских карт, выпущенных в обращение другими участниками (банками-эмитентами) этой платежной системы.
При этом необходимо выделить две категории кредитных организаций, являющихся эквайрерами: банки, имеющие статус участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эквайринга банковских карт на основании договора с процессинговой компанией (головной компанией) платежной системы; банки, не имеющие статуса участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эквайринга банковских карт непосредственно на основании договора с кредитной организацией, обладающей статусом участника данной платежной системы.
Основными функциями участника платежной системы, выступающего в качестве банка-эквайрера, являются: работа с предприятиями торговли (услуг) по обслуживанию последними держателей банковских карт данной платежной системы (заключение договоров, организация обслуживания карт в торговых точках предприятий, обеспечение или содействие в обеспечении необходимым оборудованием и расходными материалами, инкассация платежных документов, осуществление переводов предприятиям денежных средств в возмещение стоимости товаров (услуг), реализованных с использованием банковских карт); обслуживание держателей карт в отделениях банка - снятие наличных, осуществление переводов (обеспечение надежных линий связи с процессинговым центром, работоспособности оборудования, неукоснительного выполнения сотрудниками банка инструкций по обслуживанию карт, оперативный обмен информацией о проведенных трансакциях с процессинговым центром; обеспечение безопасности и контроль за проведением операций, оперативное рассмотрение конфликтных ситуаций).
На первоначальном этапе банк-эквайрер оборудует пункт выдачи наличных и устанавливает необходимое программное обеспечение. Тестируются существующие линии связи и в случае их неудовлетворительного состояния проводятся технические работы по устранению выявленных дефектов или прокладке новых линий. Также проводится обучение кассиров правилам работы с картами. Разрабатываются внутренние инструктивные документы по осуществлению необходимых бухгалтерских проводок. Пункты выдачи наличных регистрируются в процессинговой компании, согласуется график их работы. Приказом по банку устанавливается комиссия за выдачу наличных денег. Проверяется работа оборудования и персонала, после этого пункт выдачи наличных приступает к работе.
Определение предприятия торговли (услуг) дается в Положении №23-П. Это юридическое лицо, которое в соответствии с подписанным им соглашением с эквайрером несет обязательства по приему документов, составленных с использованием банковских карт, в качестве оплаты за предоставляемые товары (услуги). В качестве предприятия торговли (услуг) может выступать физическое лицо - индивидуальный предприниматель.
Следует отметить, что, несмотря на свою экономическую допустимость, с юридической точки зрения данное определение, к сожалению, несколько не корректно. Так, норма, устанавливающая, что предприятие торговли (услуг) несет обязательства по приему документов, составленных с использованием банковских карт, в качестве оплаты за предоставляемые товары (услуги) противоречит действующему законодательству, в соответствии с которым единственным законным платежным средством в Российской Федерации является рубль и выпуск денежных суррогатов запрещен (ст. 27 Закона о Банке России, ст. 140 ГК РФ). Следовательно, документы, составленные с использованием банковской карты, не могут рассматриваться в качестве оплаты за предоставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Такие документы являются юридическим свидетельством права предприятия торговли (услуг), в соответствии с имеющимися договорами обслуживающего держателей банковских карт данной платежной системы, требовать от соответствующего банка - участника платежной системы (обычно эквайрера, но в ряде случаев - эмитента банковской карты) безусловного возмещения стоимости предоставленных держателю карты товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Вместе с тем сама банковская карта не является и юридическим свидетельством долга или права требования, каковым являются, например, вексель или чек. Это, скорее, материальный символ юридических отношений, возникающих между участниками расчетов, осуществляемых с ее использованием.
Информация о работе Основы государственного управления рынком пластиковых карт