Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 23:56, курсовая работа
Рынок ценных бумаг, с сопутствующей ему системой финансовых институтов – это та сфера, в которой реализуются взаимоотношения собственности, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы, формируются финансовые источники экономического роста. Без использования потенциальных возможностей рынка ценных бумаг, увеличить долю производственных инвестиций невозможно.
Рынок ценных бумаг является составляющей частью рыночной экономики. Важнейшими индикаторами зрелос¬ти экономического развития страны являются развитость и степень регулирования данного рынка со стороны государства. Этим и объясняется актуальность данной темы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..31 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ Т ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ…………………...........................................................................5
1.1 Понятие рынка ценных бумаг……………………………………………….5
1.2 Сущность и организационная структура рынка ценных бумаг………….. 6
2 СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ...........................10
2.1 Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь…………………..10
2.2 Особенности белорусского фондового рынка Республике Беларусь…....11
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……...…………………….……………………….….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................27
В Беларуси рынок ценных бумаг должен становиться составляющей частью мирового рынка финансовых ресурсов, который предоставляет зарубежным инвесторам надежный механизм и гарантии для осуществления портфельных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Необходимым условием для этого должна стать институциональная сеть предприятий, специализирующаяся на работе с ценными бумагами и связанная с эффективной системой платежей, в частности: Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, фондовая биржа, инвестиционные фонды и коммерческие банки. Центральный депозитарий ценных бумаг должен войти в международную сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, который бы обеспечивал защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами требуется улучшать контакты и сотрудничество с иностранными контролирующими и регулирующими органами по ценным бумагам.
Департаментом
по ценным бумагам планируется
Стратегической целью развития биржевого рынка ценных бумаг является его активизация путем роста торговых оборотов и обеспечения качественно нового уровня обслуживания участников торгов.
Приоритетным в этой работе является преобразование расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам, формирование необходимых условий для осуществления через биржу продажи пакетов акций, которые принадлежат государству, организация обращения и размещения на бирже новых инструментов, таких как, биржевые облигации, облигации предприятий, облигации с ипотечным покрытием, а также иные инструменты, путем определения для них условий допуска к торгам.
Развитие расчетно-клиринговой системы потребует оптимизации перемещения финансовых средств и использования денежных ресурсов между биржевыми сегментами, унификации расчетов в различных секторах биржевого рынка. Если учитывать существующее состояние инфраструктуры рынка можно сделать дальнейшее развитие расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам в Республике Беларусь. Она осуществляется в следующих направлениях:
- разработка законодательства, которая устанавливает правовые основы осуществления клиринга, различных способов определения обязательств участников клиринга и клиринговой деятельности;
- построение эффективной модели технологического взаимодействия между структурными элементами расчетно-клиринговой системы и участниками клиринга в режиме реального времени, в том числе с использованием биржевой системы электронного документооборота, которая включает сертифицированные средства криптографической защиты информации;
- на основе
внедрения механизмов займа
- с целью предупреждения возможных последствий неплатежеспособности и поэтапного введения режимов осуществления сделок с частичным депонированием средств для отдельных категорий участников клиринга, формирование клиринговой организацией системы мониторинга финансового состояния всех участников клиринга, с использованием информации, предоставляемой Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь, за исключением сведений, которые составляют банковскую тайну;
Решение вышеназванных задач с учетом уровня развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь возможно при сохранении действующей инфраструктуры расчетно-клиринговой системы, которая предполагает, что ОАО "БВФБ" продолжит осуществлять клиринговую деятельность в качестве клиринговой организации на всех сегментах организованного рынка ценных бумаг.
Осуществление указанных мероприятий также создаст условия для повышения эффективности функционирования, позволит увеличить спектр проводимых участниками операции, и ликвидности всех сегментов биржевого рынка и придаст новейший толчок развитию рынка ценных бумаг в целом.
Еще одним из приоритетных направлений развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь является формирование и усовершенствование института коллективных инвесторов (паевые, инвестиционные фонды), которые составляют группу консервативных инвесторов, настроенных на долгосрочные вложения. Вместе с тем, для его развития требуется, сформировать ликвидный рынок ценных бумаг.
Анализ современного этапа рынка ценных бумаг показал низкую ликвидность данного сегмента рынка.
Причинами, препятствующими развитию рынка акций, являются:
- преимущественное право государство на приобретение акций предприятий;
- ограничения на отчуждение акций, приобретенных гражданами РБ за деньги у государства на льготных условиях и в обмен на чеки “имущества”;
- высокий удельный вес акционерных обществ с долей государственной собственности.
На основании вышеизложенного, мы видим, что сложившееся практика выпуска и обращения акций свидетельствует о не выполнении своей основной функции по привлечению дополнительный денежный ресурсов данным инструментом.
Для активизации рынка акций нужно развитие нормативной правовой базы по следующим направлениям: [11]
- оптимизация доли государства в акционерном капитале. Особое внимание следует уделить разработке новой концепции управления государственным имуществом, эффективного управления акциями, которые находятся в собственности Республики Беларусь.
Такая концепция предусматривает мероприятия по преобразованию республиканских и коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, а также введение мер по продаже части пакетов акций, которые принадлежат государству, частным инвесторам (для организаций, не имеющих стратегического значения). При этом определяется перечень организаций, к приобретению акций которых могут быть допущены частные инвесторы, в том числе и нерезидентов, выставить на открытые биржевые торги крупные пакеты акций, учредить условия для продажи акций указанных организаций физическим лицам (прежде всего резидентам);
- снятие ограничений на отчуждение акций;
- отмена преимущественного права государства на получение долей (акций) в уставных фондах организаций, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности, пользующихся различными формами государственной поддержки;
- приведение норм, регулирующих применение особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении хозяйственными обществами, в соответствие с международными правилами;
- отмена необходимости согласования дополнительных эмиссий акций с Государственным комитетом по имуществу, либо соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами;
- освобождение доходов акционерных обществ, полученных при размещении ими акций по цене свыше номинальной стоимости, от уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
- поэтапное усовершенствование системы налогообложения доходов, полученных юридическими и физическими лицами от операций с акциями. Ставка налога на доходы, полученные юридическими лицами от операций с акциями, должна быть сопоставима с действующей ставкой налога на прибыль.
Бюджет получит дополнительные поступления, при снижении налога на доходы от операций с акциями за счёт увеличения объёмов совершаемых операций.
Причинами, препятствующими развитию рынка облигаций юридических лиц, являются:
для инвесторов:
высокая ставка налогообложения доходов, полученных юридическими лицами по операциям с ценными бумагами;
неравные конкурентные
возможности для субъектов
для эмитентов:
в отличие от получения банковских кредитов, наличие дополнительных расходов эмитента, которые связаны с его затратами по выплате доходов (процентов) по облигациям, их размещением, регистрацией, обращением и погашением;
отсутствие кредитного рейтинга, служащего индикатором кредитоспособности эмитента.
Для развития рынка облигаций юридических лиц требуется: [11]
- преобразовать налоговую политику в части налогообложения доходов, полученных от операций с облигациями. Освобождение от налогов на доходы, полученные инвесторами при погашении облигаций эмитентами, позволит активизировать процесс инвестирования организаций за счет внутренних источников;
- установить единый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов по облигациям и заемщика при уплате процентов по кредитам;
- Повысить информационную открытость эмитентов и информационную прозрачность рынка ценных бумаг, а также активизировать работу с потенциальными эмитентами и инвесторами посредством подготовки правового акта ненормативного характера по применению инструментов фондового рынка в привлечении организациями инвестиций,.
Активизация рынка облигаций юридических лиц - один из способов формирования кредитной истории организаций-эмитентов, что является необходимой предпосылкой для получения ими международного кредитного рейтинга и дальнейшего привлечения кредитных ресурсов на зарубежных финансовых рынках.
В связи с отсутствием ликвидного базисного актива производные ценные бумаги (фьючерсы, опционы), в основе которых лежат базовые активы, т.е. валютные ценности, долевые, долговые ценные бумаги, другие финансовые инструменты или права относительно их, практически не применяются.
Невзирая на существующую нормативную правовую базу, рынок прочих ценных бумаг (муниципальные облигации, складские свидетельства, коносамент) не развивается, в связи с отсутствием заинтересованности у субъектов хозяйствования в использовании таких инструментов.
Вместе с продолжением работы по активизации уже действующих сегментов рынка ценных бумаг нужно уделить достаточное внимание созданию биржевых облигаций, инструментов секьюритизации финансовых активов и ипотечных ценных бумаг, рынков производных ценных бумаг и других инструментов рынка ценных бумаг.
Для развития рынка ценных бумаг необходимо появление новых инструментов, которые обеспечат доступ на национальный рынок новых участников.
Необходимо предвидеть дальнейшее развитие рынка ценных бумаг: [8]
- увеличение возможностей финансирования организаций и улучшения корпоративного управления с помощью ускоренного развития рынка капиталов;
- развитие рынка корпоративных ценных бумаг;
- развитие торговой и расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам;
- развитие фьючерсного и опционного рынков как новой ступени совершенствования биржевого движения.
Возникновение новых инструментов обеспечит доступ на национальный рынок ценных бумаг новых участников, и будет способствовать его развитию.
В Соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2015 годы предполагается расширить соглашения о сотрудничестве между странами, об устранении двойного налогообложения; обеспечить оказание лизингодателями полного набора услуг для лизингополучателей, в том числе введения технических инноваций.